В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образования, исходя из социального заказа общества, особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, т.е. создания оптимальных условий для их развития, воспитания и образования.
Социальная и практическая значимость проблемы обучения, воспитания, адаптации и интеграции детей с ОВЗ, привлекает внимание ученых и практических работников к решению вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, как в России, так и за рубежом.
Своей нестандартностью, новизной и результативностью нас заинтересовали идеи и теории следующих исследователей:
-Американский логопед и психолог Джин Айрес. В своих трудах по исследованию сенсорной интеграции разработала комплексы для диагностики сенсорных нарушений, а также на практике оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями.
-Семенович А.В., основываясь на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов разработала «метод замещающего онтогенеза». Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".
- Канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф является изобретателем стиля рисования песком «Sand-Art», создавшая песочный анимационный фильм. Песочная терапия, на сегодняшний день, довольно распространенный метод коррекционной работы с детьми. Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. Позже специалистами было доказано, что его можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях. Он не имеет возрастных ограничений и может использоваться, начиная с 2-х лет.
- Пол и Гейл Деннисон, специалисты по образовательной кинезиологии, разработавшие и запатентовавшие ее в США под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Исходя из этого, было решено внедрить современные методы и приемы в работу педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ.
Целью работы является внедрение в сопровождение детей с ОВЗ таких инновационных методов, как: метод сенсорной интеграции, метод замещающего онтогенеза, песочная терапия по методу Sand-art, кинезиологические упражнения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Определить особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями с использованием современных методов и приемов в ДОУ.
Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Для реализации задач, была проанализирована методическая литература и опыт коллег по данной теме. Применяемые технологии были дополнены инновационными методами работы с детьми ОВЗ:
Дополнительно использовались такие технологии как:
В нашем саду преобладающей является проблема тяжелых нарушений речи у детей- I, II, III уровень общего недоразвития речи. Сопровождение таких детей крайне сложное, так как речевые нарушения чаще всего сопровождаются расстройствами эмоциональной и познавательной сферы. У таких детей наблюдаются признаки девиантного поведения, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях, недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, неадекватная самооценка), замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития моторики (двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой и левой сторон, расстройства мышечного тонуса) и мыслительной деятельности, недостаточная познавательная активность, неусидчивость, быстрая утомляемость.
Работа проводилась в 4 этапа:
1. На первом этапе происходило составление общей картины о ребёнке. Мы вели наблюдение за воспитанниками для сбора информации о их реакциях на различные ситуации, насколько сконцентрированы на заданиях во время НОД, есть ли истощаемость и т. д. Наблюдения во время свободной игровой деятельности позволили определить, насколько ребенок адаптировался в детском коллективе. Беседы с воспитателями и родителями, изучение медицинской документации дополнили сведения о дошкольнике, помогли обозначить его проблемы и трудности, не выявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Далее было проведено диагностическое обследование по методикам: «Паровозик» Велиевой С.В., «Страхи в домиках» модификация Панфиловой М.А., сборник диагностик «В мире детских эмоций» Данилиной Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степиной Н.М., «Экспресс диагностика в детском саду» Павловой Н.Н. Руденко Л.Г., «Диагностическое лото» Воробьевой Т.В., Туйчиевой И.Л., Горницкой О.Н., Кремлевой А.Ю. По итогам обследования были выявлены дети, с признаками ограниченных возможностей здоровья. Вопрос необходимости более тщательного обследования широким кругом специалистов был вынесен на внеплановое собрание ПМПк, где было принято решение о направление на ТПМПК.
2. На втором этапе проходила подготовка необходимых материалов, оборудования; разработка программ сопровождения на основе заключения ТПМПК, индивидуальных образовательных маршрутов; разработка программы для детей с ТНР «Вместе весело шагать», основанной на методе замещающего онтогенеза.
3. На третьем этапе мы реализовали программы сопровождения, направленные на улучшение психического состояния ребёнка, коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы, получение ребёнком помощи в социализации, улучшение детско-родительских отношений. Программы были составлены на основе разработанных нами программ «Радуга эмоций и чувств», «Развивайка», «Скоро в школу», в которых активно используются внедренные нами инновационные методы, а также сказкотерапия, ИКТ, игротерапия.
Следует отметить, что любая работа психолога строится на основе постоянного взаимодействия с воспитателями и родителями, которым даются рекомендации проводятся консультативные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов. Темы консультирования сформировались исходя из запросов конкретных ситуаций: «Особенности детей с ОВЗ», «Психомоторное и речевое развитие детей по возрастным этапам», «Пальчиковая гимнастика дома», «Игры для детей с ОВЗ» и т.д.
4. По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Методы и приемы взаимодействия с детьми ОВЗ, внедрены успешно и помогают в реализации условий сопровождения. Это подтверждают результаты диагностик. Так на начало года у детей 5-7 лет, имеющих статус ОВЗ, было выявлено, что у 26% детей познавательная сфера была развита на низком уровне, у 43% детей эмоциональная сфера была развита на низком уровне. На конец года, после коррекционной работы диагностика показала, что низкий уровень познавательной сферы был всего у 6% детей, низкий уровень эмоциональной сферы был у 18% детей.
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в ДОУ сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями в решении задач его развития, воспитания, социализации. Особенности нарушений меняются с течением времени, следовательно, для достижения положительного эффекта, должны меняться и методы, применяемые в работе с такими детьми.
Список используемой литературы
Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», Генезис, 2015г. 474 с.
Деннисон П., Деннисон Г.«Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Дополнение к "Гимнастике мозга": простые упражнения для активизации обоих полушарий», СПб, 2015г. 320 с.
Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития»,Теревинф, 2017 г. 272 с.
Колганова В., Пивоварова Е., Колганов С. и др. «Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. Часть 1»,Айрис-пресс 2017 г. 416 с.
«Справочник педагога-психолога» № 11, МЦФЭР, 2017г. 80 с.
«Справочник педагога-психолога» № 9, МЦФЭР, 2018г. 80 с.
«Справочник педагога-психолога» № 1, МЦФЭР, 2019г. 80 с.