Концепция проекта
Обоснование инновационной деятельности
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.
С чего начинается Родина? Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, станица, город, село, его край. По-разному рождается у человека чувство любви к Родине и причастности к ней. Но как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже Родины, красота которой открылась человеку однажды как чудо.
Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями.
Еще в XVI столетии на берегах Дона утвердилась самостоятельная воинственная община казаков, русская по вере и языку. К 1549 году донские казаки прочно обосновались на южных рубежах Российского государства. В период с 1671 по 1676 г.г. донские казаки приняли официальное подданство России и присягу на верность его государям. 25 августа 1808 года Александр I по ходатайству донского атамана Матвея Ивановича Платова подписал Указ об открытии на Задонском тракте, расположенном на левом берегу Дона, четырех станиц. В начале мая 1809 года у реки Мечетки и была основана казачья станица Мечетинская. Казаки станицы Мечетинской сыграли и играют важную роль в истории нашей страны. Они мужественно защищали рубежи нашей Родины, проявили боевую отвагу в Отечественной войне 1812 года, в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Особо отличились мечетинцы в годы Великой Отечественной войны. Станица дала стране немало замечательных людей, имена которых знают далеко за пределами Зерноградского района. В их числе выдающийся конструктор стрелкового оружия Ф.В.Токарев, Герои Советского Союза Г.Д.Верхошанский, Н.Г.Калюжный, В.А.Суслев, и Герои Социалистического труда - И.Д.Захаров, К.Г.Шаповалов, и известные писатели, поэты, литературные критики – М.П.Громов, Б.Т.Примеров, А.Н.Скрипов.
У донской земли яркая и богатая история и знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.
В древности говорили: «каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще. Родословную свою знать должны были казаки до «седьмого колена».
Если спросит сын иль дочка:
«Кем мой прадед был – скажи?»
Рассказать ведь им придется,
Лучше четко, от души.
И не мямлить, и не мяться,
Мол, не помню, хоть убей!
Вот обязан ты заняться
Родословною своей.
Ведь не дань капризной моде
Предков знать на триста лет.
Нет без прошлого «сегодня»,
Без него и «завтра» нет!
Воспитание гражданина Дона, будущего патриота своего родного казачьего края, знающего и любящего свою малую родину – свою станицу – задача, которую педагоги МБДОУ д/с «Малыш» решают в процессе познания и усвоения исторического опыта своего народа, его обычаев, обрядов, традиций, культуры, выстраивая образовательный процесс с учетом регионального компонента.
Актуальность темы
Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей станице, селе, городе, усвоение принятых в ней поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ее культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в данном случае – Донского края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для обучающихся не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родной станицей, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Воспитание человека этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ. Дополнительная образовательная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения, направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле).
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Казачий быт, обычаи, традиции и культура обладают глубокой преемственностью. Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия, привлекают детей и стимулируют их использование в детской деятельности.
Фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремесла, предметы быта наших предков являются значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родной станице, имеет применение в образовательном процессе краеведческого материала, в связи с чем, и разработан проект «Мой край Донской, моя станица».
Цель проекта: создание педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств, приобщению их к историческим и духовным ценностям родного края, к культурным и национальным традициям на основе использования краеведческого материала.
Задачи проекта:
развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой Родины;
приобщение к народной культуре через участие в народных праздниках и обрядах, художественно-продуктивной деятельности;
способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности каждого ребёнка;
воспитание любви к малой Родине и гордости за свой край на основе краеведческой деятельности;
способствовать активному участию родителей в жизни детского сада в реализации краеведческих идей проекта;
организация взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.
Ожидаемые результаты:
рост познавательной активности детей в ознакомлении с историко-культурными ценностями Донского казачьего края, родной станицы;
повышение активности соучастия в воспитательном процессе родителей в рамках реализации проекта;
расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно значимых учреждений станицы, общение с интересными людьми;
положительная динамика активности педагогов и социальных партнеров по ознакомлению дошкольников с историческими ценностями, культурой, традициями, достопримечательностями Донского края, казачества, станицы.
Срок реализации: 2 года
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, (законные представители), педагоги, социальные партнеры.
Социальное партнерство направленно на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию ребенка и основано на следующих принципах:
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
Этапы реализации проекта:
Этап |
Содержание и задачи этапа |
Методы исследования, технологии деятельности |
I этап. Организационно-подготовительный.
|
1.Теоретический анализ проблемы исследования. 2.Определение состава участников проекта из числа квалифицированных творческих педагогических работников ДОО и социальных партнеров проекта. 3. Определение логики участия и функций участников проекта, разработка локальных актов. 4. Изучение научно-методической литературы по теме проекта, передового опыта и осмысление ресурсов социального партнерства. 5.Разработка Положения о социальном партнерстве, заключение договоров с социальными партнерами. Изучение основных проблемных точек, требующих решения в процессе организации проекта. 6. Проведение с педагогами обсуждения вопросов планирования и совершенствования работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности деятельности всех участников проекта. 7. Проектирование организации совместной деятельности ДОО, школы и семьи, способствующей повышению педагогической компетенции родителей.
|
Теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование) и эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование). |
II этап. Практический (основной)
|
1. Организация постоянного методического сопровождения. 2. Проведение совместных мероприятий, экскурсий, развлечений, конкурсов, выставок. 3. Организация передвижной экспозиции, мини-музея. 4. Организация педагогических мероприятий с учетом интеграции образовательных областей. |
Беседа, наблюдение, игровая деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, методы развивающего взаимодействия. |
III этап. Аналитический
|
1. Обобщение результатов работы по проекту. 2. Подведение итогов в отчетах педагогов, мониторинг педагогических достижений воспитанников. |
Анкетирование, анализ документов, определение результативности проведенных мероприятий, проектирование дальнейших перспектив. |
Основной этап реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Участники |
Ответственные |
1 |
Диагностика «Мой край родной» |
Дети, родители |
Воспитатели групп, специалисты |
2 |
Экскурсия в краеведческий музей |
Дети |
Воспитатели групп, специалисты, социальные партнеры |
3 |
НОД «Лето в родном крае» (изодеятельность) |
Дети |
Воспитатели групп, специалисты ДОУ |
4 |
Просмотр видеоматериалов «Край Донской» |
Дети |
Воспитатели групп |
5 |
Посещение мини-музея «Казачья горница» |
Дети, родители |
Воспитатели групп |
6 |
Цикл познавательных занятий «Старинный сундучок» |
Дети |
Воспитатели групп, специалисты |
7 |
НОД «Донские казаки» (познавательное) |
Дети |
Воспитатели групп |
8 |
НОД «Степь привольная» (изодеятельность) |
Дети |
Воспитатели групп, специалисты ДОУ |
9 |
НОД «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон» |
Дети |
Воспитатели групп |
10 |
Музыкальное развлечение «Казачьи посиделки» |
Дети, родители |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
11 |
Выставка детского творчества «Казачок» |
Дети, родители |
Воспитатели групп |
12 |
Православный праздник «Рождество Христово» |
Дети |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель, священнослужитель |
13 |
НОД «Кем твой прадед был, скажи» (познавательное) |
Дети, родители |
Воспитатели групп |
14 |
Выставка фотографий казачьих семей |
Дети, родители |
Старший воспитатель, воспитатели групп |
15 |
Музыкальное развлечение «Масленица пришла, блинов принесла» |
Дети, родители |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
16 |
Экскурсия в музей истории Донского казачества |
Дети |
Воспитатели групп, социальные партнеры |
17 |
НОД «Как у нас на Тихом Доне» (познавательное) |
Дети |
Воспитатели групп |
18 |
НОД «Художественное творчество нашего края» |
Дети |
Воспитатели групп, специалисты |
19 |
Видеоэкскурсия «Мой край, моя история» |
Дети |
Старший воспитатель, воспитатели групп |
20 |
Тематические акции «Казачий календарь» |
Дети, родители |
Педагоги ДОУ |
21 |
Цикл НОД по изодеятельности «Казачий быт» |
Дети |
Воспитатели групп |
22 |
Цикл занятий физкультурно -оздоровительного досуга «Казак удалой» |
Дети |
Инструктор по физической культуре |
23 |
Цикл НОД «Сельское хозяйство донских казаков» |
Дети |
Воспитатели групп |
24 |
Музыкальный праздник «Хлеб всему голова» |
Дети |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель, |
25 |
НОД «Казачий круг» |
Дети |
Воспитатели групп |
26 |
Православный праздник «Рождество Христово» |
Дети |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель, священнослужитель |
27 |
НОД «История костюма донских казаков» |
Дети |
Воспитатели групп |
28 |
Музыкальное развлечение «Масленица пришла – радость принесла» |
Дети, родители |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель, социальные партнеры |
29 |
НОД «Степные рыцари» (познавательное) |
Дети |
Воспитатели групп |
|
НОД «Славен край наш земляками» |
Дети, родители |
Воспитатели групп |
30 |
Музыкальное развлечение «Как песня родится» |
Дети |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
31 |
Цикл НОД «Этих дней не смолкнет слава» |
Дети |
Воспитатели групп, специалисты |
32 |
Викторина «Край родной казачий мой» |
Дети, родители |
Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
Прогнозируемый результат реализации проекта
Реализация цели и задач проекта позволит: