Тип урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Цель: организовать деятельность одаренных детей на уроке таким образом, чтобы они восприняли, осмыслили и закрепили умения решать нестандартные задачи .
Задачи:
формировать теоретические и практические навыки решения нестандартных задач;
активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки.
Термины, применяемые в процессе урока: «нестандартные задачи», «алгоритм», «истинность».
Методы обучения: словесный (разъяснения учителя), частично-поисковый (самостоятельное изучение детьми новой темы); наглядный (карточки, таблицы, наглядный материал), информационно-коммуникационные (интерактивная доска).
Технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества.
Аннотация: Определив одаренных ребят, учитель должен научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся необходимо использовать творческие задания, занимательные опыты, материалы и нестандартные задачи .Они способствуют развитию критического мышления в еще большей степени. Кроме того, они являются мощным средством активизации познавательной деятельности, т. е. вызывают у детей огромный интерес и желание работать.
На уроках математики уже встречаются такие задачи, хотя и в малом количестве. Также мои ученики работают с такими задачами, принимая активное участие в дистанционных онлайн-олимпиадах на сайте «Учи.ру», поэтому я и выбрала тему: «Решение нестандартных задач» для учеников 3 класса, который можно провести как в резервные часы, так и во время обобщения изученного материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Мы с вами должны работать по формуле "трёх у”:
Уверенность.
Успех.
Удовольствие.
-Сегодня утром почтальон принес мне письмо! Адресовано оно было 3 «Г» классу, а прислала его Мудрая Сова.
(На доску вывешивается изображение Мудрой Совы)
Учитель зачитывает письмо :
«Здравствуйте, дорогие ребята 3 «Г» класса!
Высылаю вам задачку! Знаю, что на страницах учебника математики, в самостоятельных и проверочных работах по математике постоянно видите задания и задачи, отмеченные звездочкой. Эти задачи непростые,но вы справляетесь.Вот я и решила проверить вас ,как вы справитесь с моей задачей. Для того,чтобы с ней справиться, нужно хорошенько подумать!
Надеюсь, у вас все получится! Успехов!
С уважением, Мудрая Сова!»
Ну что, попробуем справиться с задачкой совы?
II. Подготовительная работа.
Слайд 1.
- Посмотрите на слайд.Задачу, которую предлагает нам решить «Мудрая сова» уходит в прошлое, Анимация: в 12 век…
Слайд 2.
- Какие вы можете сделать предположения по данной информации?
- Появляется рассказ о Кирике: читает ученик .
- О каких важных событиях рассказывает эта статья?
1. Сочинение Кирика является письменным памятником?
2. Славяне в 12 веке владели 4 арифметическими действиями; свободно обращались с целыми числами и дробями.
3. Математическая наука уже в 12в. шла немного впереди науки Западной Европы, поэтому мы должны стремиться соответствовать нашим предкам .
- Мудрая сова»просит нас решить нестандартную задачу, где встретятся величины и современные, нам знакомые, и старинная новгородская.
-Но подготовительными упражнениями для решения этой задачи будут приёмы уравнивания и нахождения мер массы
Слайд 3 – 4 - 5:
А)- В каком положении находятся чаши весов? (в равносвесии)
- Не производя арифметических действий, какие практические действия можно совершить, чтобы чашки весов остались в равновесии?
( убрать с обеих чашек по одной гири в 1 кг)
- Какие математические действия можно произвести, чтобы найти, вес пакета муки? (5+1+1) – 1 = 6 кг
- Для чего мы выполнили эти действия? (Чтобы узнать массу 1 пакета сахара)
Б) – Что изменилось на рисунке?
На левой чаше – добавили 2 пакета муки и гирю в 5 кг;
На правой – вместо гирь поставили 4 пакета муки
- В каком положении находятся чаши весов? (в равновесии)
- Какие практические действия можно совершить, чтобы чашки весов остались в равновесии?
( убрать с обеих чашек по 3 пакета муки и узнаем, что пакет муки весит 5 кг)
В) – Что изменилось на рисунке?
Левая чаша весов без изменения
Правая чаша – добавили гирю в 1кг
- Какие практические действия можно совершить, чтобы чашки весов остались в равновесии?
(убрать с обеих чашек по 3 пакета муки)
- Какие математические действия можно произвести, чтобы найти, вес пакета муки? 5-1 = 4 кг
Вывод: Мы каждый раз, решая определенную задачу, находили вес предмета приемом уравнивания весов. Этот приём можно использовать для нахождения неизвестной величины не только математически, но и с точки зрения знания информации об этой величине.
III. Работа над задачей. (Слайд 6.)
-Прочитайте задачу
-На сколько и какие части можно разделить её для лучшего усвоения содержания? (на 3)
Слайд 7.
-Делим на части:
А)
В книгах новгородских писцов 15 века упоминаются такие меры жидкости: бочка, насадка, ведро.
Б)
Из этих книг известно, что 1 бочка кваса и 20 вёдер кваса уравниваются тремя бочками кваса, а 19 бочек, 1 насадка и 15 с половиной вёдер уравновешиваются 20 бочками и 8 вёдрами.
В)
-Сколько насадок содержится в бочке?
-Какую часть можно еще разделить на подчасти? (б)
- 1 бочка и 20 ведер кваса уравниваются с тремя бочками кваса
- 19 бочек, 1 насадка и 15 ½ ведра уравниваются с 20 бочками и 8 ведрами
- Как вы думаете, какая самая основная часть задачи и почему?
2. Поиск решения (разбор задачи и составление плана решения) (Слайд 8. )
А) В книгах новгородских писцов XV в. упоминаются такие меры жидкостей: бочка, насадка и ведро.
- Что вам известно о данных мерах жидкости? Можете ли вы сравнить их по объёму?
Учитель: Бочка, насадка, ведро – меры жидкости. В ёмкости данных мерок скрыт ключ к решению задачи. Если меры жидкости «бочка, ведро» - нам известны, то мера жидкости «насадка» - неизвестна. Данную задачу будем решать методом синтеза – вычленение простых задач и их решение, т.е. сведение задачи к подзадачам.
б) Слайд 9.
• 1 бочка и 20 ведер кваса уравниваются с тремя бочками кваса
• 19 бочек, 1 насадка и 15 ½ ведра уравниваются с 20 бочками и 8 ведра
Учитель: Поскольку эта самая основная часть условия, в которой находятся все взаимосвязи для решения задачи, значит необходимо записать, нарисовать или сделать чертёж краткого условия.
Примечание: для нестандартных задач иногда требуются дополнительные рисунки или записи.
- Какой вид краткого условия будет более приемлимым для первой части? (чертёж)
- Рисунок весов (анимация «Вставка величин»)
- Традиционный чертёж (постепенное построение чертежа)
- Какие взаимосвязи величин видите? (на чертеже мы видим, что 20 в. = 2 бочкам, значит можем узнать, сколько ведер в одной бочке?)
Слайд 10.
- Какой вид краткого условия будет более приемлимым для второй части? (рисунок) – на слайде на рисунке расставляем величины
- Учитель: Напомним, какой главный вопрос задачи?
- Какой приём будем использовать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (уравнивание чашек весов, постепенно убирая с обеих чашек одинаковы величины)
- Давайте считаем информацию с рисунка и запишем её в виде равенства и это у нас будет «условием» для второй части?
3. Осуществление плана решения (Слайд 11)
· Посмотрите на 1 пункт нашего плана. С каких или какого действия вы начали бы решение этой задачи?
1) 3 – 1 = 2 (б.) – соответствует 20 ведрам
2) 20: 2 = 10 ( в.) – в одной бочке
По первому пункту плана всё!
· Посмотрите на 2 пункт нашего плана. Напомните главный вопрос задачи? Какая информация для ответа на главный вопрос содержится в данном равенстве? (1 насадка)
· Вспомните подготовительные упражнения.
· Какие практические действия помогут найти, чему равна 1 насадка? (убираем с обеих чашек одинаковые величины: бочки и ведра)
· Какое наибольшее количество бочек и ведер можно убрать с обеих чашек весов? 19 б. + 1 н. + 15 ½ в.(-8 в.) = 20 б. (- 19 в.) + 8 в, поэтому 3 действием
3) 19 б. + 1 н. + 15 ½ в. = 20 б. + 8 в
4) 1 н. + 7 ½ в. = 1 б. (Правую часть, как можно заменить? Почему?) или 1 н. + 7 ½ в. = 10 в.
Можем найти чему равна 1 насадка?
5) 10 в. – 7 ½ = 2 ½ (в.) – равна 1 насадке Но главный вопрос!!!!! Как найдем и запишем?
6) 2 ½ +2 ½ +2 ½ +2 ½ = 10 в. или 1 б.
Ответ: в 1 бочке 4 насадки.
4. Проверка решения задачи (Слайд 12)
· Было равенство:
19 б. + 1 н. + 15 ½ в. = 20 б. + 8 в.
· Мы узнали, что 1 н. = 2 ½ в., значит заменим
19 б. + 2 ½ в + 15 ½ в. = 20 б. + 8 в.
19 б. + 18 в. = 20 б. + 8 в.
· 1 б. = 10 в.
20 б. + 8 в. = 20 б. + 8 в.
5. Итог урока (Слайд 13)
-Закончить урок я предлагаю так. Мы соберем сейчас ромашки и отправим их нашей «Мудрой сове» ,как знак благодарности от учеников 3 «Г» класса,но собирать мы ее будем так:
Каждый ученик берет лепесток ромашки и прикрепляет его к одной из сердцевинок:
-На уроке было комфортно и все понятно.
-На уроке затруднялся, но многое понял.
-На уроке было трудно, ничего не понял.
-Спасибо за урок!
Приложение
Задача
В книгах новгородских писцов 15 века упоминаются такие меры жидкости: бочка, насадка, ведро. Из этих книг известно, что 1 бочка кваса и 20 вёдер кваса уравниваются тремя бочками кваса, а 19 бочек, 1 насадка и 15 с половиной вёдер уравновешиваются 20 бочками и 8 вёдрами. Сколько насадок содержится в бочке?
Условие
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________