Казьмин Арнольд Константинович
Kazmin Arnold Konstantinovich
(05.09.1939 – 25.12.2020)
25 декабря 2020 г. после тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни истинный гуманист, просветитель и оригинальный мыслитель – Арнольд Константинович Казьмин. Год назад мы рассказывали на нашем сайте об этом замечательном человеке по случаю его восьмидесятилетия, где отмечали его особый вклад в развитие отечественной философии и просветительскую деятельность в области осмысления глобального мира, современной глобализации и ее последствий (см.: https://www.globalistika.ru/kazmin-a-k).
Мы также отмечали тогда, что Арнольд Константинович – автор оригинального философского трактата «Теория интеллекта…», не только своими идеями, но и реальными делами в самые трудные для российской науки годы (поддерживая Российское философское общество и его журнал «Вестник РФО», издавая на собственные средства учрежденную им «Российскую философскую газету») снискал к себе глубокое уважение и заслуженный авторитет. Будучи человеком широкой души и подвижником, он смотрел на настоящее из будущего, полагая, что оно обязательно будет лучше, если правильно соотносить индивидуальное и коллективное, локальное и глобальное, а во главу угла поставить нравственность.
Теперь, когда его не стало, особенно отчетливо видится то, что он был образцом и воплощением высокой морали. Более того, можно без преувеличения сказать, что он был истинным камертоном нравственности. И вполне понятно, почему именно ему редколлегия и редакционный совет Международного междисциплинарного энциклопедического словаря «Глобалистика» предложили написать для этого издания специальную статью «Глобализация нравственности». В этой статье А. К. Казьмин акцентирует внимание на формировании этических норм, принципов и ценностных установок, призванных регулировать отношения между людьми во всем мире независимо от их расовой, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. При этом он особо подчеркивает, что объективность такого процесса «обусловлена современной глобализацией, требующей эффективных форм и механизмов регулирования общественных отношений в планетарном масштабе, что может осуществляться как нормами международного права, так и посредством вырабатываемой человеческим сообществом общезначимой морали». В конечном счете он приходит к выводу о необходимости и неизбежности глобализации нравственности, которая, по его мнению, «диктуется целями выживания человечества в условиях все обостряющихся глобальных противоречий, порожденных в том числе, и несоответствием сложившихся этических норм современным реалиям глобального мира» (Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006. С. 179–180).
Многие пишут хорошие, поучительные тексты, охотно и повсеместно говорят о морали и нравственности, но не много тех, чья жизнь и реальные поступки в полной мере соответствуют сказанному ими. Именно в этом заключается причина беспрецедентного авторитета и многовековой славы знаменитого Сократа, который принес себя в жертву во имя такого соответствия. И уже только одно это редкое человеческое качество, в полной мере присущее и Арнольду Константиновичу, несомненно, сохранит его доброе имя в памяти нынешнего и будущих поколений.
Редколлегия, Редакционный совет журнала «Век глобализации»