Актуальность
Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита. Ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете.
По статистике ВОЗ, РАС встречается у каждого 160-го, по статистике США- у каждого 68-го, а в России до сих пор нет точной статистики. В одной Москве прогнозное количество детей с РАС превышает 21000 человек, а диагноз поставлен только 2,5 тысячам. По регионам цифра более удручающая. В наш центр обратились за квалифицированной помощью 28 семей с такими детьми, большинство из них проходят 2-3 курса реабилитации в год.
В России про аутизм широко заговорили совсем недавно - раньше о нем просто не знали. Большое количество детей с РАС до сих пор не получают квалифицированную помощь. Трудности испытывают специалисты, родители, дети.
Все родители детей с РАС сталкиваются с серьезной проблемой обучения и воспитания такого ребенка. Поведенческие нарушения, отказные реакции, серьезные нарушения коммуникативной функции, агрессия и аутоагрессия - всё это вызывает шок у родителей, они переживают острый кризис, который у многих длится годами, семьи застревают в состоянии «хронического горя».
Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые так или иначе взаимодействуют с ребенком и его семьей.
Цели и задачи
Цели:
Задачи:
провести мониторинг и диагностику;
внедрить методики альтернативной и дополнительной коммуникации, систему подкреплений и поощрения поведения в систему работы;
обучить пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
оказать психолого-педагогическую помощь родителям и включить их в решение развивающих и коррекционных задач;
внедрить использование карточек в повседневную жизнь;
повысить качество жизни семей, воспитывающих детей с РАС посредством внедрения ребенка в социальное пространство.
Содержание
1. Обучение альтернативной и дополнительной коммуникации детей с РАС отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и развитие коммуникации здоровых детей. Однако специфические особенности нарушения развития детей с РАС требуют разработки особых методов и приемов.
2. Развитие коммуникативных навыков посредством системы карточек у детей с РАС должно носить постоянный, непрекращающийся характер, как дома, так и на занятиях со специалистами и педагогами, с учетом особенностей таких детей. Соблюдение данных условий помогает добиться значительных результатов в развитии ребенка.
3.Использование системы карточек материально доступно, не требует больших финансовых затрат, поэтому может использоваться семьями с любым материальным достатком. Не нужно никакое специальное оборудование. Все просто и вполне понятно в применении.
4. Делаем упор именно на зрительное восприятие, фотографическое запоминание, что хорошо развито у детей с РАС.
5. Использование ярких, цветных картинок, фотографий, рисунков вызывает положительные эмоции у занимающихся, оказывают благотворное влияние на нервную систему ребенка, снижает дезадаптивное поведение.
6. В конце занятия ребенок всегда может провести рефлексию своей деятельности: хорошо позанимался - получил поощрение (желаемую игрушку или вкусняшку).
7. Ведется активное взаимодействие с родителями детей с РАС. Обучение их способам альтернативной и дополнительной коммуникации. Вовлечение в развивающий и коррекционный процесс.
8. Использование системы карточек остальными специалистами центра в своих направлениях коррекционно-развивающей деятельности с детьми данной категории. Возможно создание условий для транслирования опыта в дошкольные и общеобразовательные учреждения.
9. Применение методов альтернативной и дополнительной коммуникации в социуме (при посещении различных социальных учреждений, клубов по интересам, кружков, внутри семьи, при общении со сверстниками и т.д.). Это значительно повышает качество жизни как ребенка с РАС, так и членов его семьи.
План работы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Примечание |
1. |
Обоснование актуальности внедрения проекта Ознакомление специалистов и педагогов с данным методом работы. |
Апрель- май 2018 |
Изучение тематической литературы по теме, ознакомление с методами альтернативной и дополнительной коммуникации. |
2. |
Определение видов инструментария, разработка
|
Июнь 2018
|
Подбор комплекса занятий по сложности и назначению (учитывая особенности заболевания,
поведения, коммуникативных возможностей на момент начала занятий). |
3 |
Разработка и внедрение пробных занятий. |
Июль 2018- август2018 |
Начало отработки занятий по альтернативной коммуникации. |
4. |
Диагностика эффективности применения альтернативной и дополнительной коммуникации. |
Сентябрь 2018
|
Сбор информации по эффективности применения системы карточек с педагогов, специалистов, родителей и опекунов. |
5. |
Реализация основной деятельности по проекту. |
Сентябрь 2018- октябрь 2019, ежедневно |
Обучение детей с РАС методам и способам альтернативной и дополнительной коммуникации. |
6. |
Включение родителей в деятельность по проекту по принципу непрерывности. |
Сентябрь 2018-декабрь 2019. |
Проведение консультаций, присутствие на занятии, задания на дом, продолжение работы по карточкам дома с усложнением и расширением использования. |
7. |
Оценка эффективности применения альтернативной и дополнительной коммуникации. |
Ноябрь 2019- декабрь 2019 |
Диагностика детей, сбор информации по результатам работы по проекту у родителей, специалистов, педагогов, воспитателей центра. Определение эффективности проведенной коррекционно- развивающей работы по адаптации и социализации, освоению альтернативной и дополнительной коммуникации детьми с РАС.
|
|
Транслирование опыта применения альтернативной и дополнительной коммуникации. |
Декабрь 2019 |
Выступление на семинаре учителей-логопедов и педагогов-психологов на базе Университетского лицея по теме ««Технологии в терапии и поддержке детей с РАС» |
|
Внедрение проекта в реабилитационный процесс. |
Январь 2020 |
Перспективное планирование дальнейшей коррекционно- развивающей работы.
|
Промежуточные показатели
На промежуточном этапе реализации проекта у детей:
- появилась мотивация к коммуникации: познавательный интерес, потребность в общении и взаимодействии в разнообразных видах детской деятельности;
- потребность вступать в контакт, поддерживать и завершать его стала выражена и устойчива;
- появилось осмысление деятельности, понимание происходящего;
- снизилось дезадаптивное поведение, агрессивность, тревожность.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые личностные результаты у ребенка с РАС от реализации проектной деятельности:
- осознание своего «Я»;
- адекватное принятие окружающего и социального мира;
-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
- сотрудничество со взрослыми;
- умение сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.
Ожидаемые предметные результаты:
- реагирование на собственное имя;
- понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. и слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- понимание смысла узнаваемого слова;
- начальные навыки чтения и письма (узнавание и различение образов цифр и букв;
- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, для решения соответствующих возрасту житейских задач:
1. приветствие собеседника;
2. привлечение к себе внимания;
3. обращение с просьбой о помощи;
4. выражение согласия (несогласия);
5. прощание с собеседником;
6. указание на объект при выражении своих желаний.
Для родителей: семья постепенно выходит из тяжелого психоэмоционального состояния; родители начинают понимать, как они могут помочь своему ребенку, ощущают эффективность применения альтернативной и дополнительной коммуникации; появляется возможность социализации ребенка, его обучения.
Для педагогов и специалистов: повышение профессионального уровня по работе с детьми данной категории; создание коммуникативных технологий и применение их в своей работе.
Важнейшим фактором образовательно-воспитательного пространства при социализации ребенка с РАС является отлаженное взаимодействие в системе специалист-ребенок-родители. При эффективной совместной работе появляются значительные положительные результаты.
Полученные результаты работы по проекту могут быть интересны и применимы в работе педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, а также для проведения консультаций с родителями детей с РАС. Также возможно создание условий для транслирование опыта в дошкольные и общеобразовательные учреждения.