Цель: помочь родителям в организации развития в детях самостоятельности, умения планировать, умения ставить и реализовывать свои цели.
Задачи:
развитие умения родителей и детей к освоению приёмов организации времени;
формирование совместного навыка ведения ученического Портфолио (рефлексивные листы).
Источник: Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова. Учебно-методическое пособие «Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время», Педагогический университет «Первое сентября», 2011 г.
А) Работа с понятием «Тайм-менеджмент», обозначение актуальности данного термина в школьной жизни:
«Тайм-менеджмент – это система приёмов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей».
«Тайм-менеджмент – это система правильного распределения времени и его эффективного использования».
«Тайм-менеджмент – это технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования».
«Тайм-менеджмент – это эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного».
«Тайм-менеджмент – это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы».
Б) Расстановка акцентов в организации и обучении школьников «тайм-менеджменту»: Умение планировать – важная задача школьного пространства уже в начальной школе. Первые навыки планирования закладываются в семье, когда совместно с детьми родители оформляют настенные плакаты «Мой режим дня». А в школе навыком планирования становится школьный дневник, расписание занятий дополнительного расписания. Конечно, не всегда взрослым хватает терпения целенаправленно и совместно с детьми составлять все эти расписания и графики режима. Чаще получается, что взрослые фиксируют когда, куда и во сколько должен пойти ребёнок, чем заниматься в свободное время от школы. Так бывает в начальной школе, а потом случается, что уже ребёнок вырос и сам может планировать свои дела. Но как он этому научится, если за него все делали родители? Как правильно научить ребёнка, школьника не просто планировать распорядок дел, но понимать цели своей деятельности.
А) Определение направлений «тайм-менеджмента» в работе с детьми:
Б) Работа с информационными источниками по 3-м основным направлениям «Время», «Управление», «Цель»: родители в группах работают по одному из направлению (на основе информационного текста), выделяют главное, представляют работу в группе остальным участникам собрания.
В) Принятие решения: Уважаемые родители, определите, пожалуйста, для себя лично, какие позиции Вы действительно: а) хотите… б) можете… в) знаете…
1) Почему Т-М важен для моего ребенка?
2) Какая мотивация для моего ребёнка самая сильная?
3) У меня есть время для системной работы с ребёнком по Т-М?
4) Кого привлечь для работы в данном направлении?
5) Эффективно ли планирование своего времени?
А) Выяснение проблемных моментов (Опросник для детей): Попросите ребенка ответить на вопросы, обратите внимание на ответы ученика. Они помогут вам правильно научить ребенка планировать.
Кто всё успевает?
Как всё успеть?
Зачем человеку нужно организовывать время?
Что мешает «наполнить» время тем, чем хочется?
Как правильно наполнить свое свободное время?
Кто решает, правильно заполнено время или нет?
Когда человеку нужно помнить о времени?
Сколько у человека свободного времени?
Б) Составление автохронометража: Составьте таблицу, ответьте не вопросы (для родителей):
На что расходуется ваше время.
Сколько времени вам потребуется для выполнения тех или иных дел.
Свои сильные и слабые стороны, а также что и кто отвлекает вас от дел.
Какие факторы стимулируют вашу работоспособность, а какие нет.
В) Составление хронометража ученика: Используя данные высказывания и ответы детского опросника, определите эффективность работы вашего ребенка.
Г) Обучение планированию: Совместно с детьми составьте «Лист учёта времени» (в течение 3-х дней), используя вопросы:
Как лучше организовать учёт времени?
Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы?
Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете условные значки, символы?
Что вы хотите достичь, чего добиться в результате такого учёта времени?
Где будет находиться ваш Лист учёта времени? Где его удобно поместить: на письменном столе, в записной книжке или повесить на стену?
Оставите ли вы место на Листе для записи «помех», которые отвлекают меня от дела (например, бросаю решение задачи, потому что именно сейчас решил(а) посмотреть телевизор, посмотреть в окно, поиграть в компьютер)? Записывая случаи, когда вы отвлекаетесь, вы сможете понять, почему не все получается.