Цель: формировать у детей средствами музыки и поэзии представления о величии и красоте родной страны; закладывать основы гражданственности и патриотизма; воспитывать чувство гордости за свою Родину; развивать художественный вкус, творчество, художественно – исполнительские способности детей, умение интонационно – выразительно читать стихи.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя:
- Добрый день, уважаемые взрослые! Приветствую еще раз и вас, дети!
Я очень рада, что все вы с готовностью и желанием сегодня присутствуете и принимаете участие в таком важном мероприятии, как «Конкурс чтецов стихов о Родине»! И посвящаем мы этот мини-концерт предстоящему празднику всей страны Дню народного единства, который празднуется в России 4 ноября каждого года.
«Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел»
А.С.Пушкин.
Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия, приобщают младенца к художественным произведениям. К.И.Чуковский справедливо называл дошкольное детство «стиховой» порой. Это справедливо. Чуткость к поэзии, тяга к слушанию и рифмованию – замечательные свойства детей. Они внимательно и с удовольствием слушают большие и маленькие стихотворения, каким-то особым чутьем улавливают красоту, выразительность языка.
Для того чтобы поддержать интерес детей к поэтическим текстам, развить способность к восприятию поэзии, сегодня мы организовали конкурс чтецов стихов о Родине. Основу каждого выступления составляют поэтические тексты. Они объединены единым сюжетом – это наша Родина Россия, её символика и единство дружбы народов. Использование игровых моментов, музыкальных номеров превращают конкурс в поэтический мини-концерт, который не только позволит закрепить уже имеющиеся знания детей о Родине, расширить их, но и проявить творчество.
Мы посвящаем этот конкурс празднику 4 ноября наша страна отмечает день народного единства. У это праздника очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось очень много лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны. Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло уже много лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждых своих обычаев, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!
1) Представление членов жюри и участников конкурса.
Но перед тем, как начать слушать и убеждаться в могуществе и красоте нашей Родины, давайте поприветствуем членов нашего жюри, которое и будет оценивать выступления ребят!
(заведующая, Воспитатель младшей группы и помощник воспитателя)
Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по по следующим критериям:
• интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер);
• правильное литературное произношение;
• эмоциональность (мимика, жесты, позы, движения);
• образ, оригинальность исполнения (подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения)
И, конечно же, поприветствуем наших участников. Пожелаем им удачи!
2. Основная часть:
Воспитатель:
-У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился, где живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это его родина, родная страна. Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия»! И мы готовы заслушать выступление первого участника со стихотворением «Россия, Россия, Россия».
(жюри оценивает выступление: если понравилось выступление смайлик улыбающийся, если не понравилось – смайлик грустный, если есть небольшие недочеты, то смайлик спокойный)
Стихотворение «Россия» прочтёт вторая наша участница!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Много на свете чудесных стран, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как мама. Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живём, живут наши родные и близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна. Есть такие понятия «Большая Родина» и «Малая Родина».
Большая Родина – это наше государство, Россия. Каждое государство обязательно имеет свой флаг, герб и гимн. (обратить внимание детей на флаг).
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.
- Ребята, какие цвета есть у Российского флага? Что они означают?
(ответы детей)
Белый цвет обозначает мир и чистоту,
Синий – небо и верность,
Красный – огонь и отвагу.
Стихотворение «ФЛАГ РОССИИ – ТРИКОЛОР» подготовила наша третья участница! Давайте ее поприветствуем!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Гимн России – самая главная, торжественная песня страны. Под звучание гимна самым выдающимся людям страны – спортсменам, артистам, учёным, писателям, космонавтам – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать её от врагов. Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна, он посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Слушают гимн молча и стоя, проявляя уважение к своей стране. Послушайте гимн России.
(Взрослые и дети встают; звучит грамзапись гимна).
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.
И мне особенно приятно,
Что автор пламенных стихов
Любимый мной невероятно
Поэт наш детский — Михалков.
Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.
Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.
И мы готовы заслушать следующего участника со стихотворением «Родина».
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
Страна наша необъятных размеров (показать карту страны). Много в ней полей и рек. О том, что наша родина большая-большая расскажет наш следующий участник. Поприветствуем его!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- О любви к своей стране, своей Родине мы не только рассказываем в своих стихотворениях, но и в песнях.
Исполняется песня «Родная песенка».
Воспитатель:
- Наш конкурс чтецов стихов о Родине продолжается! Так какая же она наша Россия? Наш следующий участник утверждает, что она «Лучшая на свете».
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Спасибо! Мы все тоже с тобой согласны! Правда, ребята?!
- А следующий участник говорит, что наша Родина красивая!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- А теперь предлагаю отдохнуть и подвигаться. Музыкальная пауза!
Танец с ускорением.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Отдохнули, продолжим участие в конкурсе! Для выступления приглашается следующий участник со стихотворением «Что мы Родиной зовём».
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- О Родине написано не только множество стихотворений, но и пословиц и поговорок.
Проводится викторина «Закончи пословицу»
• Нет ничего на свете краше … (чем Родина наша)
• Где кто родится … (там и пригодится)
• Родина – мать … (умей за нее постоять)
• Для Родины своей … (ни сил, ни жизни не жалей)
• Одна у человека мать – … (одна и Родина!)
• Кто за Родину горой – … (тот истинный герой)
• Береги землю любимую, … (как мать родимую)
- Молодцы, ребята! А для участия в конкурсе приглашается следующий участник со стихотворением Л. Олифировой «Главные слова».
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- И вновь музыкальная пауза! В России живут не только дружно люди, но и животные! Предлагаю посмотреть музыкальную сценку о домашних животных нашей родины!
Музыкальная сценка «Песенка о животных» (мальчики в масках домашних животных)
Воспитатель:
- Следующий участник прочтет стихотворение Ю. Друниной «Родное».
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место ( город, село) где родился каждый из нас. Как называется наша малая Родина? Село Мирный!
- Каждый раз, выходя из дома, по дороге в детский сад или магазин обращайте внимание на красоту нашей малой родины, цените и берегите её! О том, как приветствуют наш край родной, расскажут следующие участники.
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Наша следующая участница тоже каждое утро здоровается с родным краем. «С добрым утром, край родной!» - говорит она! Послушаем её!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину. О своем рисунке расскажет следующая участница!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- И вновь Музыкальная пауза! После которой мы поговорим о символах России!
Ритмическая гимнастика «Веселая зарядка»
Воспитатель:
- Очень хорошо отдохнули! Готовы ответить на мой вопрос? Вспомните, пожалуйста, какие символы России вы знаете? То есть, те предметы, увидев которые, любой иностранец скажет: «Россия!»
(ответы детей: матрешка, березка, валенки, балалайка, гармонь)
- Об одном из символов нашей Родины расскажет наш следующий участник!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- «Люблю березку русскую! То светлую, то грустную!...» О березке расскажет наш следующий учстник. Поприветствуем его!
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Музыкальная пауза! Девочки станцуют русский народный танец с платочками «Березка»!
Танец с платочками «Березка»!
- Ребята, давайте поприветствуем нашу гостью – Еву Герасимовну! Она пришла к нам, чтобы познакомить вас с еще одним символом России – балалайкой! Это русский народный инструмент! Сейчас, в современном мире, его не только сложно купить, но и научиться на ней играть! Послушав ее звучание, вы навсегда запомните это музыкальный инструмент и его отношение к нашей Родине!
Частушки в исполнении гостьи под балалайку.
Воспитатель:
- Спасибо большое! Ребята, а вы хотели бы научиться играть на балалайке? Только настоящие ценители русского народного творчества играют на музыкальных инструментах и исполняют русские народные песни! У вас еще все впереди! Обязательно научитесь!
- Что же, осталась еще одна участница! И у неё очень интересный стих – диалог «Дождик, дождик, где ты был?..».
(жюри оценивает выступление)
Воспитатель:
- Ребята, а ведь у нас с вами есть еще один номер - это танец про дождик «Капельки»! Давайте потанцуем!
Танец «Капельки кап-кап…» (с воздушными шариками голубого цвета)
Воспитатель:
- Вот и подошел к концу наш конкурс. Много стихов, песен мы с вами вспомнили о нашей Родине. У кого получилось лучше всех прочитать стихотворение? Решать жюри! Пока жюри выбирает победителя, мы с вами поиграем.
- Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Перетягивание каната». Напомню вам, что сегодня у нас 1 ноября, начало третьего осеннего месяца. И хотя за окном уже больше пахнет зимой, на Руси ноябрь месяц считался месяцем борьбы Зимы и Осени. Предлагаю и вам побороться. На одного участника мы наденем корону «Осень», а на другого корону «Зима». Кто кого перетянет!
Русская народная игра «Перетягивание каната»
3. Итог конкурса:
Воспитатель:
- Хорошо поиграли! А теперь давайте заслушаем решение жюри! Кто же лучше все прочитал стихи о Родине?!
Председатель Жюри:
Объявляет свое решение и вручает грамоты: «За самое лиричное выступление", "За самое эмоциональное выступление, "За самое искромётное выступление", "За исполнительский талант", "За самое душевное исполнение", "За искреннее исполнение" и. д.
Воспитатель:
- А я в свою очередь, хочу объявить всем родителям благодарность за подготовку конкурсантов! Спасибо большое! Сегодня вы убедились, что ваши труды были не напрасны! Мы гордимся вашими детьми!
- Ребятам огромное спасибо за такой талант, за смелость и активность! Всем детям в честь праздника еще один русский народный символ – это сладкий петушок на палочке!
- Ребята, сегодня вы больше узнали о Дне Народного Единства, о нашей Родине- России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.
Мне о России надо говорить
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия!
Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильнее
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.
Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг!
(А. Прокофьев)
Приложение
Стихи о Родине
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Наша Родина
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
С добрым утром!
Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной...
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной...
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной...
С добрым утром,
Край родной!
(Г. Ладонщиков)
Здравствуй, Родина
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Главные слова (Варвара)
В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Рисунок
На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,
На моём рисунке
Радуга и я, На моём рисунке Родина моя
Родина
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
Дождик, дождик, где ты был?..
– Дождик, дождик, где ты был?
– Я по небу с тучкой плыл!
– А потом ты что – разбился?
– Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал –
Прямо в речку я попал!
А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!
Родимая страна
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
(А. Прокофьев)
Привет
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной! (С. Дрожжин)
Россия, Россия, Россия
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
Лучшая на свете
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
(Н. Забила, пер. с укр. З. Александровой)
Россия
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Автор С. Васильев
Какая наша Родина!
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Автор В. Боков
Берёза
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Флаг России - триколор
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет.
Грязным войнам только – нет!
Покорил весь Божий мир
Самый русский сувенир.
И в полметра, и с ладошку,
Кукла яркая – Матрёшка.
Наша кукла непростая,
Наша кукла – составная.
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Раскрывай и посмотри,
Сколько спряталось внутри.
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле - каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина)
Кремлевские звезды!
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(С. Михалков)