Цели и задачи:
расширить представление детей о сущности права;
· способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
· побуждать стремление к участию в патриотических мероприятиях;
· воспитание гражданственности у подрастающего поколения.
Форма проведения: правовой марафон.
Подготовительная работа: распределить между детьми материалы информационного блока (разбить учащихся на 4 группы, по желанию осветить темы: 1) воспоминания «детей войны»; 2) Хиросима и Нагасаки; 3) Трагедия Беслана; 4) Дети Украины.
Оформление:
1. На доске прикреплены термины: Права детей, Конвенция, Декларация, Ратификация, Право.
2. 4 стола для групп, на каждом столе таблички с названием групп.
3. На столе группы Хиросима и Нагасаки лежат бумажные журавлики.
4. Мультимедийный проектор и экран для воспроизведения Презентации, Видеофильма, Слайд-фильма.
План.
1. Вступительное слово учителя.
2. Работа групп (рассказ, стихотворение).
3. Видеофрагмент («Что такое право?»)
4. Правовой марафон
5. Заключение. Слово учителя.
6. Рефлексия: «Журавлики»
7. Слайд-фильм («Мы на свет родились, чтобы радостно жить»).
ДЕТИ, ПОТРЯСЕННЫЕ УЖАСАМИ ВОЙНЫ
Учитель: История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети.
Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности.
Живо ещё то поколение, которое помнит Великую Отечественную войну 1941-1945гг. и может рассказать о ней. «Дети войны» так называется это поколение. В том далёком 1941г. они были мальчиками и девочками. Также как и вы, они мечтали, дружили, любили. Также верили в счастливое будущее. Сегодня мы расскажем о детях, чьи судьбы сломала война.
Слушая рассказы одноклассников, попробуйте поставить себя на место этих детей. Хватило ли у вас силы духа и мужества вынести всё это?
Я предоставляю слово группе: «Дети Вов»
/Выступление группы/
В дни войны
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет…
(учащиеся. зачитывают воспоминания их прабабушек, жителей г. Ступино)
Тыловое детство
Каких несчастий и какой тоски
Вкусило наше пасмурное детство...
Росли в жестоких играх босяки,
Весь тыл отцовский получив в наследство.
Я сытости доныне не приемлю:
Набитое нутро смиряет злость.
Я землю даже ел, когда на землю
Варенье у кого-то пролилось.
Далёкие годы, тревожные годы...
Бежали на фронт из тылов пацаны.
Прошла беспризорная наша свобода.
Четыре ли года? - Нет, века войны.
Вы, юные, чуть-чуть крупнее нас,
Живя в тепле, умнея понемногу,
Отстали вы от нас на целый класс -
На страшный класс войны, и слава Богу!
Учитель: Нарушаются основные права детей – право на здоровье, на образование и на жизнь в составе семьи; все дети слишком часто сами подвергались преследованиям.
2. Группа «Дети Хиросимы и Нагасаки»
/ученик./6 августа 1945 года японский город Хиросима был разрушен ядерным оружием - атомной бомбой, сброшенной Соединенными Штатами Америки. Спустя три дня вторая атомная бомба была сброшена на город Нагасаки.
Атомные бомбы убили несколько сотен тысяч человек, многих из них мгновенно в ядерном пожаре; многие погибли позже от ожогов, травм и лучевой болезни; остальные, в течение последующих лет, умерли от онкологических болезней и врожденных дефектов. Эти смерти продолжаются до настоящего дня. Как и в других городах, подвергнутых бомбардировкам во второй мировой войне, большинство жителей Хиросимы и Нагасаки составляли женщины, дети и пожилые люди.
/ученик /Одно из странных последствий взрывов первых атомных бомб (6 и 9 августа 1945 года, Хиросима и Нагасаки соответственно) можно обозначить так: многие из нас живут с тех пор в мире Хибакусей. По меньшей мере, оказываются в нем всякий раз, когда речь заходит о Хиросиме и Нагасаки. «Хибакуся» это слово, которым в Японии называют людей, пострадавших во время этих бомбардировок, но оставшихся в живых. Таких людей довольно много, и все они, разумеется, не могут забыть пережитого ужаса.
Воспоминания Хибакусей пугают и впечатляют мир не слабее канонических фотографий с ядерным грибом. Вот короткий пример:
/ученик/"Мы были в классе и увидели из окна приближающийся B-29. Все смотрели вверх на небо, указывая на самолет. Учителя только успели вывести нас всех из здания, когда произошел взрыв. Сначала был огромный шум, а потом мы оказались окутанными полной темнотой и чернотой. Казалось, мы стали ветром, и еще минут десять после этого я ощущал себя ветром. Все рухнули на землю... Я почувствовал, что город Хиросима исчез.
Открыв глаза и посмотрев вверх, я увидел, что зданий, которые были здесь, больше нет. Я оглядел себя. Одежда на мне сгорела и превратилась в лохмотья – так было горячо вокруг. Я почувствовал жжение на затылке, на спине, в руках и ногах, и понял, что лохмотья, висящие на мне, это не только одежда, но и моя собственная кожа.
Я на автомате пошел в западном направлении, так как там был мой дом. Вскоре я услышал, как кто-то зовет меня. Это был мой друг Ямамото. Он тоже был сильно обожжен. Мы пошли к реке. По пути мы видели много жертв. Мы почти достигли берега. Но в это время повсюду вспыхнул пожар около пяти метров высотой, и мы чудом из него вырвались. Жар был огромным. Я чувствовал, как мое тело горело, и когда прыгнул в холодную реку, это показалось мне блаженством. Когда я добрался до дома, он был полностью разрушен, как и все дома вокруг"
В общем, жаркий ад, смертельный страх, полная разруха, хаос и трагедия. Вот что такое Хиросима и Нагасаки.
/ученица./Хиросима и Нагасаки стали символами атомной катастрофы. Каждый год в этих городах, отстроенных заново, 6 и 9 августа звучит колокол в память о жертвах бомбардировок 1945 г., сотни тысяч людей приезжают туда, чтобы присоединить свой голос к призывам о запрещении ядерного оружия.
Учитель: В настоящее время погибают и становятся калеками дети, как участвующие, так и не принимающие непосредственного участия в вооруженных конфликтах. По разным оценкам, на сегодняшний день в военных действиях приблизительно в 40 странах мира принимает участие от 300 до 500 тыс. лиц в возрасте до 18 лет, причем некоторым из них всего по 7 или 8 лет. За последние 10-15 лет в связи с конфликтными ситуациями погибло более 2 млн. детей, свыше 1 млн. детей стали сиротами, более 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами и свыше 10 млн. детей пережили тяжелую психологическую травму
3.Группа «Дети Беслана»
1-3 сентября 2004 г.
Детский почерк простых, ненаписанных строк,
Перемена в разрушенной, взорванной школе.
И застыл не начавшийся первый урок,
И звонок, закричав, оборвался от боли.
И мальчишка не видит лучей в синеве,
Жизнь его не зовет ни взрослеть, ни учиться,
Он лежит на зелёной, помятой траве,
Как упавшая с неба, подбитая птица.
Ты прости нас, людей синеглазой земли.
Ты прости нас за эту холодную осень,
Мы сберечь и спасти не смогли.
И тетрадный листок жгучий ветер уносит.
Детство тонкой струной затерялось во мгле,
Будет плакать оно в лабиринте столетий.
Вы простите живущих на этой Земле,
На урок из огня не пришедшие дети...
/Рассказ ученик/
Учитель: Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
“Война нарушает все права ребенка - право на жизнь, право на семейное окружение и на жизнь в обществе, право на здоровье, право на развитие индивидуальности и право иметь пищу и защиту”
4 Группа «Дети Украины»
/ученица/ «Сочинение Украинской школьницы»
/ученица./ Размышления о действии Украинских властей.
Учитель: Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
А в школе? (Учителя, психолог, уполномоченный по правам детей…).
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
Давно, очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то люди быстро поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как таковом стали задумываться в Древней Греции, где ещё в VI в до н.э. первые демократические преобразования провёл легендарный Солон[1] (один из 7 мудрецов).
С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей.
Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унёсшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать, что было бы сильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось.
В Нью-Йорке на берегу Ист-Ривер стоит светлое здание. Днём в лучах солнца оно кажется лёгким, как бы парящим над городом. Когда становится темно, в окнах зажигается свет. Его видят корабли далеко в океане – как маяк.
Это здание и есть маяк, только не для кораблей, а для всех стран нашей планеты. Это здание организации Объединённых Наций (ООН). Здесь было принято множество документов, касающихся всех людей на земном шаре. В этом здании на заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят важный для всех детей документ – Конвенция о правах ребёнка. Её поднимали многие страны. Документ должны знать все дети мира. Это необходимо, потому что, когда дети знают свои права, они будут чувствовать себя защищёнными в трудные минуты жизни.
Просмотр фильма «Что такое право?»
1 конкурс «Разминка» (ведущий задаёт вопросы, кто знает поднимает сигнальную карточку; учитывается быстрота и правильность ответа)1 вопрос – 1 балл
1. Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948).
2. Какой документ лёг в основу Всеобщей Декларации прав человека? (в основу легла Всеобщая Декларация прав человека и гражданина времён Великой французской революции).
3. Какие основные права человека провозглашены в Декларации? (право на жизнь, свободу и гражданство; право на жизнь труд, образование, участие в управлении и мн-во других прав).
4. Когда была принята Конвенция ООН «о правах ребенка»?
2 конкурс «Ситуация» (каждая команда определяет какие права детей были нарушены в рассказанных ситуациях)/Оценивают друг друга/
3 конкурс «Правовая терминология» ( каждая команда выбирает по 1 понятию (презентация); задача команд дать определение понятиям; учитывается правильность и полнота ответа) Мак. 4 б
1. Что такое Декларация? (Декларация от лат. Заявление, объявление). (Международный правовой документ, в котором провозглашены какие-либо принципы, не носящие обязательного характера; обладают большой морально политической силой, по отношению к нему, судит о позициях данного государства).
2. Что такое «Конвенция»? (от лат. Договор, соглашение) документ, носящий обязательный характер, если он ратифицирован данным государством.
3. Что такое «ратификация»? (от лат. Утверждённый) утверждение верховным органом гос. Власти международного договора, подписанного полномочным представителем гос-ва, а также международной конвенции.
4. Что такое «право»? (Право – совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.
4 конкурс «Закончи предложение» У меня и у тебя есть право на…(каждая команда называет право). Кто больше назовёт прав, та команда выигрывает и получает 1 б.
1. Право на свободу вероисповедования, получение информации, свободное выражение мысли.
2. Право на объединение в общественные организации.
3. Право на отдых.
4. Ребёнок и труд.
5. Право на образование.
6. Право на неприкосновенность личности, защиту от психического и физического насилия.
7. Право на гражданство.
8. Право на жизнь и охрану здоровья.
9. Равноправие детей.
10. Право на защиту чести и достоинства.
11. Право детей-беженцев.
12. Права детей-инвалидов, детей с недостатками умственного и физического развития.
13. Защита ребёнка от насильственного перемещения.
14. Право на проживание в семье.
15. Право на имущество.
16. Право на жильё.
Заключение.
Учитель: Попросим наших гостей подсчитать баллы, которые набрала каждая команда и огласить результаты марафона.
Как и предполагалось все набрали поровну.
Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.
Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.
Невозможно без природы, без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг…
Учитель: Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Соколовская М. «Журавлики»
/Раздаём всем по журавлику, каждый пишет одно единственное слово, которое ему необходимо для счастья и прикрепляет журавлика к доске./
Слайд-фильм завершает наше мероприятие. (2-3 слайда с музыкальным сопровождением «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»).
[1] Реформы Солона: примирить враждующие стороны, отменить все долги, отменить долговое рабство,..