Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Мой дом у полярного круга»


Автор: Ихсанова Н.А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2020

Цель занятия: продолжать знакомить детей с малой родиной – своим городом.

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Расширять и  активизировать словарь по теме «Мой дом у полярного круга».

  • Закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных).

  • Закреплять навык правильного согласования прилагательного и существительным в роде, числе, падеже. 

  • Учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”.

  • Закреплять навык составления простого распространённого предложения.

  • Закреплять у детей навык диалогической речи.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, общую и мелкую моторику,  координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к родному городу, гражданско – патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игрушка - негритенок Мамба, альбом иллюстраций, магнитофон с аудиозаписями, мяч.

Предварительная работа: экскурсия в городской музей, посещение музея ДОУ, литературные произведения, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Мой дом у полярного круга».

Игровая мотивация.

В гости к ребятам приходит негритенок (кукла), которому, ребята рассказывают про свой родной город. В конце занятия Мамба благодарит ребят и дарит им экзотические фрукты со своей Родины, а ребята группы дарят ему северные ягоды.

Воспитатель: Мамба, слышал, что вы очень любите свой город, свой край и много о нем знаете. Расскажите ему, пожалуйста, ведь он никогда не бывал в северном городе и не видел снега.

Ход.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ.

Утро настаёт, солнышко встаёт.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим, про себя поговорим:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

(дети по очереди называют друг друга ласковыми словами)

2. Сообщение темы

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие по нашему городу, вместе с Мамба.

Воспитатель читает стихотворение:

Здесь пурга по ночам, словно хищник, поет.

Днем на ветке в лесу

Белка шишку грызет.

Здесь оленей пасут,

И хантыйцы живут.

Про Ямал и пургу

Песни ненцы поют.

Вопросы воспитателя к детям:

Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей).

Мы с вами живем в замечательном городе под названием Новый Уренгой.

— А как зовутся люди, которые живут в Уренгое?

(ответы детей)

— Мы с вами называемся уренгойцы. В Уренгое много детских садов.

— Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите?

— Руслан (ответ детей).

— Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад?

— улица 26 Съезда КПСС8б (ответы детей).

— Ребята, любите ли вы гулять по Уренгою?

— Расскажите, где же вы бывали в нашем городе?

(ответы детей)

— Наш город не большой, но очень уютный и красивый. В Уренгое много зданий, домов и улиц.

Воспитатель:

Игра  «Назови улицу, на которой ты живешь» (игра с мячом)

А сейчас давайте поиграем в игру.

Дети встают у стульчиков, называют свою улицу и передают мяч дальше.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Букет красивых слов»

Давайте скажем красивые слова о родном городе и подарим ему букет. Возьмите цветок и назовите какой Уренгой? (родной, уютный, любимый, красивый….)

Логопед: Дыхательная гимнастика «Шарики»

Так же давайте отпустим букет красивых шариков в небо. Набрали полные лёгкие воздуха и все вместе выдыхаем сильной струёй. 

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс») 

Логопед: ребята, а вы знаете, что растет в тундре?

Дети: ягоды (брусника, черника, голубика, морошка), грибы, кедровые орехи. А что растет на родине Мамба?

Дети: экзотические фрукты (ананас, бананы, кокос, апельсин.).

Воспитатель: физминутка «Город»

·      Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

·      Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

·      Город наш такой большой (руки в стороны)

·      Он уютный и живой (обнимаем себя)

·      Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

·      Город улыбается (улыбаются друг другу)

·      Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Логопед:  ребята, предлагаю Вам поиграть. Игра  “Скажи наоборот”.

-Подбирает определение к слову “улица” и бросает мяч ребёнку, ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу.

Длинная улица — короткая улица,

узкая улица — широкая улица,

чистая улица — грязная улица,

старинная улица — современная улица,

ближняя улица — дальняя улица,

светлая улица — тёмная улица,

городская улица — сельская улица,

зимняя улица — летняя улица и т.д.

Логопед: Логопед предлагает поиграть.

Игра  “Продолжи предложение”.

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …узнать историю своего города.
Я пойду на горку,…чтобы покататься на ледянке с горки.
Я пойду в тундру,…чтобы набрать ягод и грибов.
Я пойду в Детскую экологическую станцию,…чтобы узнать о жизни животных.

- Давайте составим красивый рассказ о нашем городе с помощью схемы.

(составление рассказа по цепочке)

Воспитатель: Вы много рассказали о нашем городе. А сейчас мы предлагаем угостить нашего гостя северными дарами - ягодами, и чаем с вареньем из северных ягод (чаепитие, в это время звучит песня И.Корнилов «Северный край»).

Итог:

Логопед: Ребята, как вы думаете, понравилось ли Мамба экскурсия по нашему северному городу? До свидания, приезжай к нам, мы будем рады новой встрече!