Для современного уровня развития образовательного процесса характерно его постоянное структурное и содержательное обновление. В настоящее время ключевые задачи обучения определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые ориентируют образование на достижение учащимися определенных результатов: личностных, предметных, метапредметных.
Личностные результаты определяются способностью школьника осознанно руководить собой и своими действиями, определять свою образовательную траекторию, адекватно воспринимать других участников образовательного процесса и образовательный процесс в целом, с уважением относиться к чужим мнениям, а также готовностью к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе учебной, исследовательской и творческой деятельности.
Метапредметные результаты отражают умение школьника осваивать способы деятельности, свойственные одному, нескольким или всем учебным предметам и проецировать их во внеучебную деятельность. Это умения по: самостоятельной постановке целей и задач, соотнесению поставленных целей и полученных результатов, организации учебного сотрудничества, формулированию и отстаиванию собственной точки зрения. К этой категории результатов также относятся умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи и т.п.
Специфика предметных результатов состоит в том, что учащиеся достигают данных результатов в процессе изучения конкретного предмета. Они включают в себя: владение научной терминологией, ключевыми методами и приемами, видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению.
Учитель, продумывая ход урока в процессе подготовки к нему, обязан руководствоваться такими наиболее общими задачами, стоящими перед уроком в современной школе: на различных уроках необходимо большое внимание уделять предметным умениям и навыкам, общим умениям и навыкам, умениям интеллектуальной деятельности. Ведь, совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой единую задачу современного образования.
Более подробно остановимся на анализе предметных результатов обучения, а конкретно, предметных результатов обучения по праву.
Итак, предметные результаты включают в себя умения учащихся, которые освоены и приобретены ими в ходе изучения конкретного учебного предмета. Они характеризуются сформированностью у школьников знаний, умений и навыков по отбору источников информации данной предметной области и ориентации в них, представлению этой информации в различных формах, решению практико-ориентированных задач; умением различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их, проводить классификацию.
Достижение предметных результатов определяется уровнем сформированности научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений. Это также владение научной терминологией, ключевыми понятиями, терминами, методами и приемами.
Эффективным средством формирования предметных результатов учащихся являются определенные педагогические условия, среди которых, во- первых создание учителем на уроке предметной образовательной среды, стимулирующей у ребенка постоянный творческий поиск. Во-вторых, это отбор содержания учебного материла в соответствии с уже имеющимися знаниями учащихся, их возрастными, психологическими и интеллектуальными особенностями. В-третьих, это постоянный контроль за уровнем сформированности предметных результатов для корректировки содержания обучения. [6]
Безусловно, самым важным и первостепенным при изучении права в школе, является формирование у школьников терминологического аппарата, так как усвоение юридических понятий, которые составляет фундамент правовых знаний, позволит осуществлять эффективное взаимодействие школьников с преподавателем. Помимо этого, овладение необходимыми терминами даст школьникам возможность свободно оперировать правовыми знаниями, а учитель, таким образом, сможет усовершенствовать процесс обучения, к примеру, организуя самостоятельную работу учащихся на уроке.
Работа с понятийно-терминологическим аппаратом должна осуществляться на всех этапах изучения права в школе. Первоначально это должно быть ознакомление с понятием права, правовых отношений, нормы права. А уже затем необходимо, через предъявление фактов, анализ конкретных ситуаций, изучение тех или иных правовых норм все глубже погружать учащихся в сферу научных терминов и понятий правового характера. Осмысление всех этих понятий позволит им проникнуть в сущность различных правовых отношений, и, при необходимости, разрешить какую – либо коллизию, произвести систематизацию юридических фактов, интерпретировать правовой процесс при помощи терминологии. Ведь формулируемые в виде определений юридические понятия, раскрывают существо правовых явлений. [1]
В обязательный минимум правового образования школьников входит также умение работать с нормативно – правовыми актами. [2] Поэтому, немаловажным предметным результатом, формируемым при изучении права в школе, следует считать умение работать с текстами юридических документов.
Цель использования нормативно-правовых актов на занятиях по праву состоит в развитии у учащихся навыков извлечения необходимых правовых знаний из их текстов и способности свободно оперировать ими в повседневной жизни, разрешать различные проблемы, возникающие в правовой сфере.
Е.А. Певцова считает, что использовать юридический документ на уроке может как сам педагог, так и учащиеся. При этом такой документ должен быть интересным, информативным, доступным по содержанию и объему, и, самое главное, распространенным в практике. Е.А. Певцова считает, что школьники в реальной жизни будут очень часто сталкиваться с юридическими документами, поэтому они должны уметь в них ориентироваться. [4]
Помимо прочего, когда школьники на уроке работают с текстом нормативно-правового акта, это способствует закреплению у них ранее полученных теоретических знаний, формированию интереса к изучению права в целом.
При работе с текстом нормативно-правового акта можно использовать и метод решения практических задач, когда, опираясь на текст документа, необходимо решить ту или иную проблему.
На уроках права необходимо отработать со школьниками навыки конспектирования – краткого письменного изложения основного содержания правового текста. [7] При этом конспектирование, это не просто переписывание текста документа. Школьники должны уметь анализировать его, производить смысловое чтение, выбрать основные мысли. Это позволит учащимся закрепить необходимый теоретический материал и отфильтровать те положения текста, которые необязательны для запоминания.
Во взаимосвязи с вышеперечисленными предметными результатами находится еще один, получаемый при изучении права результат, это умение решать юридические задачи.
Решение юридических задач полезно тем, что при их выполнении школьники учатся нестандартно мыслить, анализировать и синтезировать, строить логические цепочки, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Это активизирует процесс усвоения правовых знаний, помогает уяснять смысл правовых норм, выявлять их социальную значимость. [8]
Все это способствует правовому развитию учащихся, пониманию ими роли права и правовых норм в обществе и помогает им выработать способы ориентации и адаптации в современном окружающем мире.
Итак, предметные результаты обучения означают сформированность специфических знаний по предмету, в том числе фактов, понятий, закономерностей и сформированность умений по предмету, в том числе умений по получению, преобразованию и применению этих знаний. [3]
Их успешное формирование возможно лишь в случае соблюдения следующих условий: системность и последовательность формирования знаний и умений; применение разнообразных источников информации (учебник, нормативно-правовой акт, материалы средств массовой информации, судебные прецеденты), обязательное выполнение практических заданий, решение юридических задач; использование на уроках приемов сравнения, классификации, моделирования ситуаций.
При успешном формировании у школьников предметных результатов, а равно выполнении требований Стандарта по освоению образовательной программы с учетом специфики изучаемого предмета, обеспечивается эффективное обучение на всех ступенях образования. [5]
Литература
1. Джураев Б. Психологические особенности формирования юридических понятий у учащихся // Национальная ассоциация ученых. – 2015. - № 2-8 (7). – С. 103-104.
2. Магомедова Р. М. Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования правосознания студентов // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М: Буки-Веди, 2012. — С. 279-281.
3. Мансурова С. Е., Дощинский Р. А. Учебная деятельность как система учебных задач, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-kak-sistema-uchebnyh-zadach-napravlennyh-na-... (дата обращения: 28.09.2019).
4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений // Е.А. Певцова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 – 400 с.
5. Разбегаева Л. П., Хорошенкова А. В. Правовое образование в контексте новых образовательных стандартов // Вестник Волгоградской Академии МВД России. - 2014. - №4(31). - С.100-111.
6. Смородинова М. В. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования // [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1646/ (дата обращения: 05.10.2019).
7. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика // Е. В. Татаринцева. – М: Высшая школа, 2014 – 174 с.
8. Хорошенкова А. В. Основы права (элективный курс по изучению правовых дисциплин) // А.В. Хорошенкова. – Волгоград: Панорама, 2006 – 176 с.