Цель данной статьи – кратко изучить характеристики глобализирующегося мира и мирового гражданства, подчеркивая исключительную роль и значимость туристической индустрии как подходящего средства и возможности для изучения необходимых навыков и практического применения для граждан мира.
Ключевые слова: глобализирующийся мир, туризм, образование, мировое гражданство.
The aim of this article is to briefly study the characteristics of globalized world and world citizenship emphasizing the exceptional role and significance of tourist industry as an appropriate tool and opportunity for the study of necessary skills and its practical application for the citizens of the world.
Keywords: globalizing world, tourism, education, world citizenship.
Введение
В последние 60 лет наблюдается устойчивый рост в сфере туризма, превратившегося в результате в одну из самых крупных отраслей. В настоящее время мы не можем игнорировать растущее влияние туризма на различные аспекты жизни (экологические, экономические, культурные, общественные). Данные, опубликованные международными организациями, служат тому подтверждением. По данным Всемирной туристической организации, в 2011 г. количество международных туристов составило 982 млн человек, что указывает на значимость туризма в современной жизни. С другой стороны, процесс развития глобализации также выходит за пределы государственных границ и становится одним из самых значимых явлений в сегодняшнем мире.
Туризм является междисциплинарной областью и охватывает многие сферы жизни, его сущность заключается в тесной взаимосвязи со всеми видами деятельности, культурной и общественной средой, а также со сферой внутреннего и внешнего планирования. Глобализирующееся общество (или по-другому – единый мир), при всем своем огромном размере и быстром распространении новых средств коммуникации стало очень маленьким и превратилось в глобальную деревню, где все события, происходящие в мире, стали связанными и оказывают влияние друг на друга.
С точки зрения политической и правительственной системы, страны являются независимыми, их культура, язык, история, законы и другие компоненты национальной идентичности также отличаются. Однако развитие новых технологий, транспорта, информированности и особенно способов проведения досуга, путешествия, ожидания от путешествий и рекреационная деятельность стали общими индикаторами для всех народов и некоторым образом стандартизировали национальную идентичность. Невозможно добиться успеха без учета этих факторов. Таким образом, важным для успеха в обществе является установление и поддержание эффективных связей между людьми.
В таком обществе гораздо больше возможностей для общения, проживания и совместной деятельности с людьми с различным культурным багажом. Для успешной адаптации к изменениям и трансформациям в современном мире наибольшее значение приобретает просвещение в области мирового гражданства. Являясь гражданами мирового сообщества, люди играют важную роль в достижении этой цели, а одним из способов ее достижения является практическое обучение граждан совместному проживанию. Глобализирующееся общество должно подготовить своих граждан к жизни в эпоху глобализации.
Главными целями обучения основам мирового гражданства являются: формирование умения различать и получать информацию о культурах разных народов (при этом особое внимание уделяется существующим культурным и моральным ценностям), увеличение способности к восприятию, пониманию и терпимости к культурным различиям, разрешение конфликтов мирным способом. Между тем индустрия туризма благодаря существующим возможностям для взаимодействия и общения между местными жителями и туристами может оказывать положительное влияние на отношения между людьми.
Туристы, перед тем как приехать в другую страну, всегда стараются изучить информацию о культуре, правилах и обычаях, языке, способах общения с местным населением, о том, что здесь запрещено и разрешено. Местные жители, также думая об экономических, социальных, культурных и политических последствиях посещения туристами их родной местности, стараются изучить способы эффективных связей и удовлетворения потребностей туристов. В этом случае обе группы получают навыки, необходимые для временного совместного проживания и извлечения выгоды из него. Существующие культурные и поведенческие различия привлекают туристов, и посещение новой страны представляется еще более заманчивым. При длительных путешествиях туристы и местные жители пытаются раскрыть существующее историческое и культурное сходство, насколько это возможно в условиях ограниченной по времени поездки, они становятся ближе друг к другу. Такая модель поведения может помочь получить практический опыт жизни гражданам единого глобализированного общества. В данной статье, уделяя должное внимание важности этой темы, мы исследуем роль туризма в практическом обучении граждан навыкам совместного проживания.
Глобализация
Изучение изменений, произошедших за последние 50 лет в мире, показало, что самые существенные трансформации произошли в убеждениях, ценностях и образе жизни людей, и день ото дня эти изменения распространяются все более интенсивно. Благодаря мировым экономическим и политическим преобразованиям, а также прогрессу информационных технологий они в свою очередь наложили отпечаток на различные аспекты культурной и общественной жизни, превратив обычного человека в человека глобализированного [Lotf Abadi 2006; Golmohammadi 2007; Chumakov 2010].
Жизнь сегодняшнего человека не ограничивается только семьей, обществом и страной, он является неотъемлемой частью всего человечества – человек превратился в существо глобального масштаба.
Процесс глобализации в направлении увеличения количества информации о самом человеке, а также общественной и природной среде длился с самого начала истории, но в последнее время по мере роста знаний и технологий он стал еще более стремительным [Kazemi 2001; Global Studies… 2014].
Глобализация способствует очень быстрому и широкому распространению современного образа жизни и культуры во всех сферах жизни и является причиной изменений ценностей, индивидуальности, человеческих отношений и чувств людей всего мира. Исследование и научное понимание глобализации как бурно развивающегося и перспективного явления, тесно связанного с культурными ценностями, судьбой национальной идентичности, повседневной жизнью и даже с семьей и жизнью каждого из нас, является неоспоримой необходимостью [Global Studies… 2014].
Понятие «глобализация» имеет несколько определений. М. Уотерз определяет глобализацию как социальный процесс, который размывает географические границы социокультурных отношений, и люди все более осознают преимущества исчезновения этих границ [Waterz 2000].
Глобализация – это процесс, в котором социальные отношения, как и природа, становятся безграничными и не имеющими расстояния, так как люди всего мира взаимодействуют друг с другом [Nahavandiyan 2004].
Э. Гидденс считает, что глобализация – это экономическое явление, в основе которого лежит коммуникация в мировом масштабе, можно сказать, что с зарождением мировой экономики независимая национальная экономика и внутреннее экономическое управление с каждым днем все больше теряют свою значимость [Rahmani 2011: 27].
Т. Фридман определяет глобализацию как жесткую интеграцию рынков, национальных правительств и технологий до невиданного уровня и считает, что во многих странах глобализация – это развитие черного рынка [Niyakouyi 2007: 2–3].
Мы не можем дать единого определения данному явлению, но общим почти во всех определениях является то, что «глобализация представляет собой процесс, расширяющийся во времени и пространстве как результат перемещения капитала, благодаря которому население мира объединяется относительно сознательно в единое мировое общество» [Golmohammadi 2007].
Признаками этого процесса являются: изменение значения пространства и времени; проблемы, оказывающиеся сходными для людей всего мира; быстро растущее количество международных сетей, организаций и международных компаний; рост связей и культурных мероприятий; синхронность всех этих явлений глобализации [Cohen 2000: 24].
Существуют две точки зрения на глобализацию. Одни считают ее навязанным явлением, возникшим сегодня из-за необходимости научных, политических, экономических изменений и развития связей, и страны вынуждены координировать свою деятельность с этим процессом. Основываясь на данном представлении, нам следует признать, что в конце концов в сфере искусства, экономики, политики, нравственности, а также среди групп людей в их поведении будет доминировать особая единая культура. Другая точка зрения на глобализацию заключается в том, что последняя не является доминирующим фактором и не означает превосходства одной особой культуры, но поскольку все люди являются членами мирового сообщества, они должны думать о проблемах, возникающих в обществе, а также объединяться для устранения препятствий и трудностей, с которыми сталкивается человечество.
В этой связи некоторые утверждают, что распространение мировой культуры является причиной формирования региональных и национальных культур, поскольку местные культуры имеют более мощную систему ценностей и мировая культура не может «переварить» их в себе. Когда происходит утверждение мировой культуры, это говорит о внутренней слабости локальной культуры [Mohsenpour 2000].
В любом случае глобализация в области культуры имеет очень важные последствия, которые любое общество должно осознавать, чтобы сохранять и развивать свою культуру, а также использовать возможности, предоставляемые глобализацией.
Культура как наиболее фундаментальный, обширный и распространенный общественный капитал со множеством различных аспектов, возможно, является самой важной сферой, в которой происходят изменения. Глобализация благодаря современным информационным технологиям затрагивает все сферы и особенно культуру. Культурная глобализация означает ценностную глобализацию, неизменные правила и традиции одной или нескольких культур.
Культурный аспект глобализации является одним из самых проблематичных, и в последние 20 лет он добавил еще больше вопросов. Мы считаем, что глобализация в области культуры – как две стороны одной медали. Так, с одной стороны, она уделяет внимание таким общим элементам культуры человечества, как религия, человечество и человеческая природа, но с другой – учитывает неоднородность, плюрализм и понимание культурного разнообразия [Pahlavan 2001: 404]. Другими словами, глобализация – это мирное сосуществование и взаимоуважение всех народов и их культур [Mohammadkhani, Teymouri 2011].
Мировое гражданство
Одна из категорий, которая представлена в процессе глобализации, – это гражданство. В общественном понимании гражданство – это категория, которая, с одной стороны, связана с социальной и национальной принадлежностью (а в ре-лигиозных странах – еще и с культурной и религиозной принадлежностью), а с другой – с особенностями экономической и политической системы.
Мировое гражданство – это понятие, которое имеет два различных значения. Так, с одной стороны, это комбинация национальных экономик в рамках мировой экономики, что побуждает национальные правительства к участию в совместной деятельности на региональном и глобальном уровнях, а также способствует процессу транснационализации экономики и политической системы. Этот внутринациональный процесс под влиянием неизбежных социальных и политических факторов заложил некоторую основу мирового гражданства. Но, с другой стороны, мировое гражданство означает развитие локального гражданства на мировой арене [Ameli 2001: 180].
Понятие «гражданство», во-первых, имеет общие черты с жизненными навыками на национальном и местном уровнях, во-вторых, связано с жизненными навыками в мировом сообществе [Lotf Abadi 2006: 19].
Гражданин мира – это человек, который имеет достаточно информации о современном мире, а также ценностях и их разнообразии, осознает свою роль как гражданина, принимает активное участие во всех делах на местном и глобальном уровнях [Oxfam… 2004].
Процесс глобализации привел к развитию концепции мирового гражданства, которое стало подразумевать человечество без границ. Граждане не должны быть оторваны от мирового прогресса, должны получать знания и умения для того, чтобы быть полезными мировому сообществу.
Кроме того, граждане должны вносить посильный вклад в общую мировую культуру и при этом оставаться связанными со своей культурой, способствовать ее дальнейшему развитию. Люди, активно участвующие в общественной жизни, исходя из потребностей общества, могут различными способами помогать его оздоровлению и процветанию, а также оздоровлению и процветанию локального, национального и мирового пространства. Несмотря на то, что все люди независимо от социального и экономического положения, опыта имеют гражданские права и обязанности, очевидно, что их эффективность и способность к выполнению этих обязательств как граждан современного общества зависит от качества и масштаба их творческого потенциала. Предоставляемые возможности для обучения в учебных центрах должны соответствовать социальным изменениям в разных сферах, и в этом интерактивном двустороннем процессе должны быть также учтены стремительные изменения в обществе [Fathi et al. 2009].
Обучение основам мирового гражданства
Исследование изменений, происходивших на протяжении нескольких последних десятилетий, показывает, что в образе жизни и системе ценностей людей произошли перемены, которые, как нам известно, повлияли на события в современном мире. Эти перемены превращают человека в гражданина мира. Для того чтобы соответствовать изменениям, происходящим в современном мире, все большую значимость приобретает обучение основам мирового гражданства.
В современном мире с его растущей взаимозависимостью обучение основам мирового гражданства во многих странах стало важным занятием. Вследствие экономических, политических, технологических и экологических проблем люди в разных странах постоянно контактируют с людьми из других государств, поэтому для того, чтобы люди лучше понимали друг друга, необходимо их обучать принципам межкультурного общения. Обучение основам мирового гражданства является методом, который способствует развитию мышления за пределами проблем местного и государственного значения [Ghayedi 2006: 200].
Поскольку в настоящее время люди могут общаться друг с другом в любой точке планеты, идентификация других людей и взаимодействие с ними становятся все более распространенными и необходимыми, а обучение основам совместного проживания оказывается важным. Этот процесс предполагает использование таких качеств, как обучаемость, умение подать себя и эффективная коммуникация. Также это предполагает осознание ответственности и важности взаимодействия с другими людьми, следовательно, необходимо признание других культур и значимости таких отношений.
Обучение основам гражданства должно помочь людям ясно и правильно осознавать свою роль на местном уровне и на уровне мирового сообщества. Одной из важных целей такого обучения должна стать помощь в формировании личной, национальной и общемировой идентичности, для того чтобы принимать активное участие в решении важных проблем, таких как противоречия, войны, бедность и т. д.
Некоторые ученые выделяют следующие цели обучения основам мирового гражданства:
1. Признание культуры других стран.
2. Информирование о мировых проблемах и роли ООН в решении этих проблем.
3. Осознание проблем, связанных с правами человека, понимание человека в его взаимодействии с образом жизни.
Другие исследователи концепции обучения гражданству отмечают следующие цели:
1. Способность исследовать проблему и находить способы ее решения с точки зрения гражданина мирового сообщества.
2. Способность сотрудничать с другими людьми на основе взаимодействия в рамках определенной деятельности или обязательств.
3. Способность понимать культурные различия.
4. Способность критического и структурированного мышления.
5. Склонность к разрешению противоречий мирным способом.
6. Стремление к изменению жизненных и потребительских привычек в целях охраны окружающей среды.
7. Акцентирование внимания на проблемах прав человека и их защиты.
8. Акцентирование внимания на способности участвовать в политических действиях на местном, государственном и международном уровнях.
Обучение основам гражданства воспитывает у граждан вежливость, доброжелательность и чувство долга по отношению друг к другу, когда они сталкиваются с общественными проблемами [Hoveida, Naderi 2009: 104].
Существуют три общих формы для определения гражданина мира, которые согласованы на международном уровне:
1. Глобализированные знания, умения и мировоззрение, а также деятельность.
2. Демократические знания, умения и отношения.
3. Умение применять информационные технологии.
Специфические черты гражданина мира
Для того чтобы гражданин мира мог взаимодействовать с другими жителями планеты, необходимо в первую очередь получить определенные знания о мире. Кроме того, будущий гражданин должен обладать следующими характеристиками: быть готовым к неожиданным событиям, развивать чувство ответственности за свое будущее и будущие поколения, уметь связать настоящее и будущее, способствовать формированию будущего, быть способным быстро осуществлять изменения в мире и решать проблемы.
Мир меняется, и в процессе этих изменений в отсутствие понимания важности возникших вопросов, знаний и готовности у нас будет множество проблем. Эффективное обучение помогает изменять культурные, социальные и экономические ценности и управлять их обновлением, а также сохранить знания, понимание и умения. Следует помнить, что изменения – это не цикличный и направленный процесс, они протекают постепенно и являются обратимыми. Необходимо контролировать наши знания и способности с учетом разрешений и запретов. В сегодняшнем изменяющемся мире спокойствие и здравые рассуждения важнее, чем энтузиазм.
Туризм и глобализация
Благодаря быстрому росту и развитию туризм стал глобальной отраслью, новым явлением, способствующим развитию современной цивилизации, он оказывает влияние на все сферы жизни и является наиболее динамично развивающейся сферой культурно-экономической деятельности, что привело к изменениям жизненного пространства во многих странах мира.
Одной из основных особенностей человека является способность понимать явления и получать информацию о неизвестном. Путешествие является одним из проявлений данной способности. Цели и поведение местных жителей и туристов находятся под влиянием соответствующих культур, к которым принадлежит каждый из них. Во время посещения новой страны туристы знакомятся с ее культурой, между гостями и местными жителями происходит культурный обмен, они взаимодействуют и влияют на культуру друг друга.
Одной из целей туристов является межкультурный обмен. По этому поводу существуют две точки зрения. Одни считают, что однобокое развитие туризма исключительно в целях экономической выгоды имеет отрицательные последствия для местной культуры, в числе которых можно назвать имитацию туристского поведения, изменение языка, недостаточное внимание к культурной элите. Другие полагают, что такое взаимодействие туристов и местного населения уменьшает культурные различия.
Очевиден процесс слияния и взаимовлияния туризма и глобализации. Туризм является положительным аспектом глобализации, который подчеркивает местные особенности и их привлекательность.
Между тем процесс глобализации помогает устранить препятствия и границы, мешающие посещению других стран, и, по мнению некоторых ученых, ведет к созданию общего рынка в сфере туризма. Изменения в международных границах происходят благодаря положительным аспектам развития туризма и являются следствием глобализации [Ranjbariyan, Zahedi 2005: 212].
Выполняя роль проводника, туризм играет важную роль в процессе глобализации, сближая культуры разных народов. В связи с упрощением визовых режимов и знакомства с новой культурой туристический рынок развивается, учитывая растущие потребности разных путешественников.
С развитием туризма также растет любознательность людей, они хотят новых ощущений. Для стран третьего мира международный туризм является мощным фактором модернизации и развития [Lee 1999: 1].
Быстрый технологический прогресс и растущее количество стран, движущихся от государственного контроля к созданию открытой экономики, способствуют процессам глобализации. Это влечет за собой важные изменения в области международного туризма. Процесс глобализации идет ускоренными темпами, но международный туризм по-прежнему является важной статьей дохода для большинства промышленных стран. Даже неглубокий анализ модели развития туризма показывает, что отрасль развивается и у туристов появляется все больше возможностей выбирать места для отдыха [Sharafi et al. 2012: 21].
Туризм и мировое гражданство
Если мы коснемся философии туризма, то обнаружим, что самыми важными причинами для путешествий на протяжении всей истории, несомненно, являются познание неизвестного, получение новой информации о других людях и местах. Когда туристы преодолевают трудности, связанные с путешествиями, и тратят на это большие деньги, конечно, в дополнение к таким целям, как отдых и коммерция, в большинстве случаев они хотят получить новые информацию и опыт.
Индустрия туризма основана на естественной потребности человека в познании нового, получении знаний и опыта, а также на установлении мира и взаимопонимания между народами.
Продуктивное и постоянное развитие туризма приводит к тому, что люди, принадлежащие к разным культурам, с различным менталитетом и предпочтениями, по крайней мере, на некоторое время оказываются рядом, объединенные общей деятельностью.
Помимо того что туризм является отраслью экономики, это еще и возможность межкультурной коммуникации. В принципе, существующие между людьми различия, в том числе и культурные, побуждают к общению с представителями другой культуры и изучению культурных особенностей, и, что еще более важно, изучению тех аспектов культуры, которые часто ускользают от человека вследствие его этноцентрических взглядов.
Культурные различия побуждают к знакомству с другими культурами [Homayoon 2005: 31].
В то же время индустрия туризма благодаря существующим возможностям взаимодействия и личного общения между местными жителями и туристами, посещающими эту страну, может оказывать положительное влияние в плане формирования позитивных эмоций между этими двумя группами. Перед посещением новой страны туристы всегда пытаются получить информацию о культуре, законах, обычаях, языке местных жителей.
В странах, принимающих туристов, думая об экономических, социальных, культурных и политических последствиях этих визитов, стараются выявить способы эффективного общения и удовлетворения потребностей туристов. В этом случае обе группы приобретают необходимую подготовку для временного совместного проживания и извлечения выгоды из этого сосуществования.
В едином глобализированном обществе такая модель поведения может быть подходящей для реализации на практике умения быть гражданином глобализированного общества. Культура является самой привлекательной областью туризма. Она делает каждый народ особенным, без культуры люди были бы все одинаковыми, а туризм потерял бы привлекательность, так как основой туризма являются различия и их причины [Papeli Yazdi, Saghayi 2011: 88].
Поскольку культурные различия в индустрии туризма способствуют росту межнациональных контактов в процессе глобализации, мы также должны уважать существующее культурное разнообразие, совершенствуя понимание культурных различий между разными народами. Благодаря туризму появляются возможности культурного обмена между туристами и местными жителями, таким образом эти две группы узнают и начинают постепенно уважать культуру друг друга.
Культурные взаимодействия, происходящие при посещении новой страны, развивают кругозор обеих групп (туристов и местных жителей), уменьшают предрассудки и сближают людей. К тому же с туристической целью можно посещать те страны, где туристические обязательства переплетаются с нравственными целями мировых организаций; таким образом мы можем использовать эту сферу в целях содействия миру и взаимопониманию между народами, сохранению и уважению культурной самобытности.
Туризм параллельно с развитием СМИ способствует тому, что люди разных стран могут в любое время познакомиться с культурными особенностями других народов. Развитие межкультурного общения привело к тому, что культура, обычаи и законы выходят за границы государств, происходит формирование общих мировых ценностей. Считается, что процесс глобализации и особенно культурная глобализация ведут к установлению одной культуры во всем мире, а культуры всех остальных народов и даже их язык будут забыты. Но на самом деле очевидно: процесс глобализации не означает, что родная, этническая и региональная культура должна быть забыта, а наоборот, методы, способствующие глобализации, такие как туризм, ведут к усилению внегосударственных групповых идентичностей, среди которых самой важной является этническая принадлежность.
С точки зрения культуры туризм дает возможность развиваться региональным культурам и искусству. Как уже говорилось, туризм – это не только путешествие и отдых, но также и обмен информацией, в том числе культурной, между туристами и местными жителями. Это способствует укреплению национальной идентичности местного населения, появлению новых социальных возможностей и уменьшению социального неравенства [Mahallati 2009: 178].
По нашему мнению, ничто не способствует знакомству народов так, как туризм, и это знакомство меняет в положительную сторону отношение людей друг к другу, формируя дружеские отношения.
Если проводить правильную политику развития туризма, это может способствовать знакомству людей с образом жизни других народов, племен, вероисповеданий, с их законами, обычаями, культурой и субкультурами. Таким образом будут реализованы культурный обмен и социальное взаимодействие в областях, расширяющих мировоззрение членов общества и обогащающих культурный опыт населения страны [Zahedi 2006: 45].
Выводы
Главным признаком глобализированного общества являются тесные связи и взаимодействия между различными народами и культурами. В таком обществе гораздо больше возможностей для общения, проживания и совместной деятельности людей с разным культурным багажом. Для того чтобы достичь этого, люди должны уважать ценности, законы и обычаи местного, национального и глобального общества. Для соответствия изменениям и трансформациям сегодняшнего мира особо важное значение приобретает обучение основам мирового гражданства. В нашем понимании глобализация – это мирное сосуществование всех народов и культур, а также проявление уважения друг к другу.
Глобализирующееся общество должно подготовить своих граждан к жизни в эпоху глобализации. Одной из главных целей обучения основам мирового гражданства является признание и получение информации о культурах различных народов, при этом особое внимание уделяется существующим культурным и моральным ценностям, увеличению способности к восприятию, пониманию и терпимости к культурным различиям, разрешению конфликтов мирным способом. Для того чтобы обучать граждан на основе общепринятых ценностей глобализирующегося общества, необходимо, чтобы образование было практическим и эффективным. Другими словами, такое образование должно быть основано на практическом применении.
В то же время общение «лицом к лицу» и прямые культурные контакты во время туристических поездок предоставляют замечательную возможность людям сблизиться друг с другом, узнать друг друга и получить необходимые навыки для мирного сосуществования и взаимоуважения в объединенном обществе. Туризм предоставляет возможность для непосредственного культурного взаимодействия между различными группами людей в рамках модели «хозяин – турист» в «пространстве» места назначения. Фактически туристы и местные жители, проживая какое-то время рядом друг с другом, переживают опыт своего рода общего гражданства.
Они живут рядом друг с другом и одновременно изучают культуру друг друга. Они обращают внимание на существующие различия и сходства в культурах и ценностях, но при этом учатся уважать законы и обычаи других людей. Туристы и принимающая сторона стараются представить наиболее важные особенности существующих исторических и культурных общностей, по крайней мере в момент визита. Существующие различия не являются препятствием для сближения.
Именно такой подход может стать оптимальным для практического применения в глобализированном обществе. Очевидно, что для увеличения положительного влияния и устранения возможного культурного шока необходимо, чтобы и туристы, и местные жители получали нужные знания.
Литература
Ameli S. R. Globalized Interaction, Citizenship and Religion // The Social Science Letter. 2001. Nо. 18. Pр. 167–200.
Cohen R. Global Sociology. Basingstoke : Macmillan, 2000.
Chumakov A. N. Philosophy of Globalization. Selected Articles. Мoscow : MAX-PRESS, 2010.
Fathi, Ejargah, Korosh, Gholam Hossein Aalayi. World Citizen Training, Efficient Schools, Second Year, Educational Year 2008–2009. 2009. No. 4 (Continuously 8): 27–31.
Gee, Chak. Vay. Tourism in Comprehensive Look / transl. by A. Parsiyan, S. M. Aarabi. Tehran : Cultural Research’s Office, 2003.
Ghayedi Y. Future Citizen Training // Quarterly of Educational Innovations. 2006. No. 17. Pp. 183–210.
Global Studies Encyclopedic Dictionary / Ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour, W. C. Gay, with a foreword by M. Gorbachev. Amsterdam; New York, NY, 2014. XI.
Golmohammadi A. The Globalization of Culture and Identity. Tehran : Nei Publisher, 2007.
Homayoon M. H. Globalization and Intercultural Communications // Quarterly of Imam Sadigh University. 2005. No. 6.
Hoveida R., Naderi N. The Surveying of Staff's Organizational Citizenship Behavioral Level // Executive Management Research Bulletin. 2009. No. 1 (Continuously 33). Pp. 103–118.
Kazemi A. A. The Globalization of Culture and Politics (Theoretical Criticism and Analysis, Recognition of Knowledge). Tehran : Ghomes Publisher, 2001.
Lee J. Tourism and Development in Third World. Tehran : Commercial Publisher and Print Company, 1999.
Lotf Abadi H. Education of National and Global Citizenship Accompanied by Strengthening of Identity and Student's Value System // Quarterly of Educational Innovations. 2006. No. 17. Pp. 11–46.
Mahallati S. The Searches in Leisure Time: Travelling over the World. 2009. Vol. 1. Tehran : Shahid Beheshti University, Publisher and Print Center.
Mohammadkhani K., Teymouri W. Global Leaders and Cultural Intelligence // Strategic Studies of Globalization Journal. 2011. Vol. 2. Pp. 93–110.
Mohsenpour B. The Role of Teaching and Training in Confronting with Globalization of Modernity Culture // Scientific, Research Environment. 2000. No. 8(3, 4). Autumn and Winter.
Nahavandiyan M. We and Globalization. Tehran : Institute for Humanities and Cultural Studies, 2004.
Niyakouyi A. Globalization and Development with a Look to Iran. Tehran : Student Book, 2007.
Oxfam, a Curriculum for Global Citizenship: A Guide for Teachers and Education Workers, Oxford : Oxfam, 2004.
Pahlavan Ch. Speeches on Civilization and Culture Area. Tehran : Emroz Publisher, 2001.
Papeli Yazdi M. H., Saghayi M. Tourism (Nature and Concepts). Tehran : Humanities’ Studies Development and Research Center. 2011.
Rahmani J. Necessity of Strategy Management Use in the Seminaries in Globalization Age // Scientific – Research Quarterly of Globalization Strategic Studies. 2011. Pp. 19–47.
Ranjbaryan B., Zahedi M. The Recognition of Tourism. Esphahan : Chahar Bagh Publisher, 2005.
Sajjadi S. M. Globalization and Its Challengeable Outcomes for Teaching and Training. Psychological and Training Science Magazine. 2003. No. 3, 4. Pp. 113–128.
Sharafi S., Biran Vandzadeh M., Taghavi Goodarzi S., Alizadeh S. D. Space Distribution of Tourism Capabilities Using Geoghraphical System (GIS) for the Purpose of Programming in Brojerd Town // Geographical Quarterly of Tourism Space. 2012. No. 2. Pp. 17–37.
Shekari A., Rahimi A. The Nature of Globalization. Tehran : Andishe Novin Publisher, 2007.
United Nations World Tourism Organization. 2000. National and Regional Programming of Tourism. Tehran : Cultural Researches Office.
Waterz M. Globalizations / transl. by G. Mardani, S. Moridi. Tehran : Industrial Management Organization, 2000.
Zahedi Sh. S. Foundations of Sustainable Tourism and Eco-Tourism. Tehran : Allameh Taba Tabayi University, 2006.