Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и Гражданской войны (1917-1920 гг.)


скачать Автор: Ткачев В. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №2(36)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2020.02.06

В статье представлены история формирования творческого пространства городов Восточной Сибири, деятельность творческих организаций художников в 1917–1920 гг. Одним из важнейших компонентов формирования городской культурной среды и повседневной жизни является информационное пространство, способы передачи информации, коммуникативные каналы и взаимодействия. Города Восточной Сибири были центрами сбора, обработки и передачи информации, культурного обмена, а железная дорога – одним из каналов передачи и обмена ею. Развитие железнодорожного сообщения во многом определяло степень интенсивности взаимодействия городского населения, а вместе с тем – потребность в культурном обмене. Данное исследование показывает, что местные и мигрирующие художники в 1917–1920 гг. активно участвовали в общественной, выставочной, образовательной деятельности региона. Мастера создавали портреты жителей, пейзажи городов Восточной Сибири, бытовые сюжеты. В статье рассматривается выставочная, общественная, образовательная деятельность художников, твор-ческих организаций Восточной Сибири в период политических потрясений и Гражданской войны (1917–1920 гг.), проведен анализ исторической литературы и исследована степень изученности темы.

Ключевые слова: история Сибири, Восточная Сибирь, информационное пространство, историческая живопись, Транссибирская железнодорожная магистраль. 

Ткачев Виталий Викторович, магистрант кафедры истории России исторического факультета Иркутского государственного университета more

В результате строительства Транссибирской железной дороги и модернизации городов Восточной Сибири (Иркутска, Красноярска и др.) были сформированы импульс к созданию творческих организаций художников и общественная заинтересованность в этом. Города Восточной Сибири становились центрами формирования информационного, культурного пространства (Маджаров 2014: 154–177). К 1915–1917 гг. на территории Сибири существовали Омская (2318 км), Томская (1815 км), Забайкальская (1720 км) железные дороги, принадлежавшие казне и являвшиеся составными частями Транссибирской железнодорожной магистрали. Еще четыре дороги принадлежали частным акционерным обществам, в том числе Алтайская (750 км), Кольчугинская (245 км), Минусинская (454 км). Железные дороги соединяли важные экономические районы с Транссибирской магистралью. В начале XX в. в Сибири было построено около 6 тыс. км железных дорог (средние темпы строительства достигали 700 км в год) и 45 крупных мостов через такие реки, как Иртыш, Обь, Енисей (Дамешек 2019: 76).

Города становились центрами культурной жизни, где экспонировались работы известных художников. Произведения представляли пейзажи сибирских городов, поселений, рек, полей и лесов, фиксировали повседневность коренных жителей (Резун Д. Я., Резун И. Д. 2008: 12). В Восточной Сибири складывалось свое информационное культурное пространство. Носителями сведений были художники, а их живописные работы являлись источниками, которые остаются неизученными и по сей день. В результате культурного обмена с московскими, петроградскими, иностранными (в первую очередь военнопленными – мадьярами, австрийцами, чехами) мастерами активно развивался образовательный процесс (Ларева 2015: 53). Многие знакомились с новыми направлениями в искусстве, особенностями западного социокультурного пространства, укладом жизни инокультурной общественности (Шахеров 2013: 27–31).

Данное исследование охватывает период 1917–1920 гг. В его рамках были изучены деятельность местных и приезжих художников; формирование культурного, информационного пространства городов Восточной Сибири; история освоения региона художниками. Целью исследования было формирование целостного научного представления о деятельности творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и Гражданской войны. В качестве задач исследования было намечено: а) изучить творческую, общественную, научную деятельность местных и приезжих художников; б) проследить динамику информационного, культурного обмена между городами; в) представить историографию формирования информационного, культурного пространства в Восточной Сибири в избранный период.

В работе используются документы Государственного архива Иркутской области: личного фонда В. В. Фалинского (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1–4). В фонде находятся копии документов центральных архивов и музеев, вырезки из газет и журналов, письма и переписка с художниками, рукописи искусствоведа, каталоги выставок, рецензии и обзоры художественных выставок, фотографии, картины и фотокопии картин.

Владимир Викентьевич Фалинский родился в 1919 г. в Иркутске в семье поляков. Учился в Иркутском художественном училище, но не закончил, так как был призван в Красную армию, а в 1941 г. отправлен на фронт в связи с началом Великой Отечественной войны. После войны он поступил в Академию художеств, в 1952 г. заочно окончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности «история». С 1957 г. занимал должность директора Иркутского отделения Художественного фонда СССР, был членом правлений Иркутского отделения Художественного фонда СССР и Иркутского отделения Союза художников, членом областного выставочного комитета. В 1967 г. В. В. Фалинский принят в члены Союза художников СССР (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 8. Л. 10).

Владимир Викентьевич собирал уникальный материал о сибирских художниках в музеях и архивах Москвы и Санкт-Петербурга; он готовился к написанию диссертации на тему «Руководство КПСС развитием изобразительного искусства в период строительства социализма (по материалам Сибири)». В основе личного архива искусствоведа – собрание подлинных документов Иркутского отделения Союза художников СССР. В него входят также воспоминания иркутских художников, картины и фотокопии их картин, вырезки из центральных и иркутских газет, каталоги выставок, рецензии и обзоры художественных выставок, редкие фотографии.

Другим комплексом источников, использованных в работе, являются материалы Государственного архива новейшей истории Иркутской области: постановления, решения, материалы по выставкам Иркутского отделения союза художников РСФСР (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173. Л. 23); личное дело Б. И. Лебединского (Там же. Оп. 2. Д. 41. Л. 65). В фонде архива с общей численностью 514 ед. хр. с 1937 по 1998 г. представлены протоколы общих собраний организации, заседаний правления, уставы союза и областной организации (1938, 1957, 1992 гг.), планы работы, отчеты о работе союза, его правления и секций, о выполнении постановления обкома КПСС «О работе Иркутского отделения союза художников РСФСР» (1968 г.). Сохранились личные дела ряда творческих работников, известных художников. В фонде находятся протокол конференции сибирских художников в г. Новосибирске с участием иркутских художников (1946 г.), списки работ иркутских художников, представленных на выставке в Москве (1966 г.).

Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в 1917–1920 гг. изучают историки, искусствоведы, культурологи, музеологи. О городском информационном, культурном пространстве писали такие историки, как Д. Я. Резун (Резун Д. Я., Резун И. Д. 2008), В. П. Шахеров (2013). Деятельность художников Восточной Сибири изучал П. Д. Муратов (1974). Исследованию художественных объединений посвящена научная работа Д. Я. Северюхина и О. Л. Лейкинда «Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932)» (Северюхин, Лейкинд 1992). Особенности творческого процесса в объединениях художников исследовала Ж. Е. Левина в своей работе «Художественная интеллигенция Западной Сибири (конец 20-х – 30-е годы XX в.)» (Левина 2007). Современные исследователи продолжают изучать процесс создания и деятельность творческих организаций. В 2014 г. вышла научная работа В. Ф. Чиркова, двухтомный словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв.» (Чирков 2014), а в 2017 г. – Л. Р. Строй «Художественные общества Сибири первой трети XX в.» (Строй 2017). В этих работах рассматривается история создания творческих объединений художников, организуемая ими выставочная, образовательная, общественная деятельность. Вместе с тем в этих работах не затрагивается вопрос о развитии информационного пространства городов Восточной Сибири в начале ХХ в., особенно в связи с развитием в ту пору железнодорожного сообщения.

История того периода формирования информационного пространства в Сибири изучалась фрагментарно и не во всей полноте аспектов, ее характеризующих. Поэтому данная тема остается актуальной и для современного исследования. Спроецированная на вторую половину XIX в., она воспринимается лишь как одно из тематических направлений изучения образовательного пространства города. Информационная среда не рассматривалась в тот период как самостоятельное направление в историческом исследовании. Не изучены характер и масштаб участия местных и приезжих художников в сборе, обработке, передаче информации в творческой, культурной городской среде.

Таким образом, в современной исторической науке, несмотря на обширные исследования по культуре, искусству городов Восточной Сибири в 1917–1920 гг., отсутствуют фундаментальные работы по истории создания городских пейзажей, портретов коренных жителей, бытовых сюжетов и участия художников в формировании информационного пространства. Многие сведения о мастерах того времени требуют уточнения, подтверждения, продолжения поиска. Не все картины, рисунки имеют датировку, у некоторых не установлено авторство и не изучена история создания живописных полотен.

Формирование единого информационного, творческого пространства городов Восточной Сибири (1917–1920 гг.)

В 1920-е гг. в Восточной Сибири работали известные художники: М. И. Авилов, А. Стражник, Л. Ф. Лагутина, Б. И. Лебединский, К. И. Померанцев, Н. А. Андреев, С. Д. Бигос, М. И. Дубинский, Н. В. Лодейщиков и др. Авторы уделяли внимание таким темам, как революция, гражданская война, исторические пейзажи сибирских городов (Буторина 1973: 3). Так, например, в ряду произведений Николая Васильевича Лодейщикова (1881–1943 гг.) следует упомянуть картины «Ледокол “Байкал”» (1906 г.), «Успенская площадь около семинарии» (1927 г.), «С вершины Сенюшиной горы» (1924 г.), «Интендантский сад» (1924 г.), «Хайтинская фабрика» (1927 г.) (Драница 1967: 35). В этих произведениях художник создает образ Сибирского региона, изображает жизнь города, культуру и быт местного населения. В картине «Вступление в Иркутск частей пятой армии» (1920 г.) отображено событие 10 марта 1920 г. Художник как свидетель исторического события передает в своей работе атмосферу Иркутска в исторический момент прихода новой власти, несущей изменения во всех сферах жизни людей (ГАИО. Оп. 1. Д. 7. Л. 3).

Борис Иванович Лебединский (1891–1972 гг.) в работах «Избы» (1912 г.), «Новгородские стены» (1913 г.), акватинтах «Московские ворота» (1913 г.), «Иркутский острог XVII в.» (1913 г.), «Иркутск – город древний» (1913 г.), «Сергиевская башня» (1913 г.), «Улица старого Иркутска» (1914 г.), «Глухая башня» (1915 г.) прослеживает историю Иркутска, Иркутского острога (Лыхин 2002: 19). Важной составляющей творческого подхода художника стали систематическое изучение архивных документов, иркутских летописей, карт и планов домов, сбор старых эскизов и т. д. Вместе с тем Б. И. Лебединский изучает историю и архитектуру городов Древней Руси. На этой комплексной основе он создает образ старого сибирского города.

Среди других живописцев, создававших в этот период пейзажи городов Восточной Сибири, следует отметить Сергея Демьяновича Бигоса (1895–1944 гг.). Будучи графиком-иллюстратором, в 1920–1921 гг. он руководил художественной студией при 5-й Красной армии в Иркутске. Здесь он работал в журнале «Красные зори» (1923 г.), в газете «Власть труда» (1923 г.), являлся членом ИЛХО (Иркутское литературно-художественное объединение). Затем с 1924 по 1930 г. он учился в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Москве у В. А. Фаворского. В 1931–1932 гг. входил в 3-ю бригаду художников в Москве. В начале 1920-х гг. С. Д. Би-гос принимал участие во многих художественных выставках: Иркутского общества художников (1920–1922 гг.); в пользу голодающих (1921 г.); агитпоезде губполитпросвета «Иркутск – Слюдянка – Черемхово» (1921 г.); многих выставках советских художников за рубежом; в персональных группах художников, например, С. Д. Би-госа, Н. А. Андреева, М. И. Дубинского, Н. В. Лодейщикова (1924 г.) или С. Д. Бигоса, Б. И. Лебединского, А. Вологдина (1925 г.) (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173. Л. 23).

Отметим и Михаила Исаевича Дубинского (1881–1941 гг.), живописца, активно занимавшегося в тот период организацией и проведением выставок, оформлением улиц и площадей, агитпоездов. М. И. Дубинский еще задолго до революционных событий стал постоянным участником творческих выставок при музее Восточно-Сибирского отдела географического общества (1907–1917 гг.), при Иркутском обществе художников (1910–1922 гг.). В 1920 г. он окончил Государственную художественную студию-мастерскую И. В. Копылова (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65), а позднее участвовал в выставках группы иркутских художников (Н. А. Андреев, С. Д. Бигос, Н. В. Лодейщиков, 1924 г.), Сибирских художников (1925 г.), Всесибирской передвижной выставки общества «Новая Сибирь» (Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск) и др.

На завершающем этапе Гражданской войны художники Восточной Сибири принимали активное участие в работе агитпоездов. 22 августа 1921 г. из Иркутска вышел первый агитпоезд, сформированный губполитпросветом. На запад он дошел до Красноярска, на восток – до станции Слюдянка. Оформляли поезд С. Д. Бигос и перешедшие на сторону советской власти немцы-военнопленные Макс Малиц и Рудольф Шоэн. В 1922 г. секция «Изо» губполитпросвета организовала выставку живописи, рисунка и скульптуры в пользу голодающих Поволжья (Там же. Оп. 1. Д. 7. Л. 62).

Творческие организации в городах Восточной Сибири в период политических потрясений и Гражданской войны (1917–1920 гг.)

17 февраля 1920 г. состоялось утверждение новой власти в Иркутской губернии. Для решения всех вопросов был создан губернский революционный комитет (губревком). Постановление № 2 официально подтвердило законность утверждения отделов губревкома и их заведующих. Заведующим отделом народного образования был назначен Д. К. Чудинов. В соответствии с решением новой власти все культурные учреждения перешли в подчинение губоно, при котором был организован подотдел искусств с секциями театральной (драматической), музыкальной и художественной. Заведующим художественной секцией был назначен художник К. К. Пантелеев-Киреев. Приказом по губоно учреждены штаты действующего с февраля 1920 г. подотдела искусств, заведующим которого был назначен А. Ф. Боровинский. При подотделе существовали музыкальная и театральная секции, секция кинотеатра и секция живописи, ваяния и зодчества (ГАНИИО. Ф. Р-2801. Оп. 1. Д. 2. Л. 12). Параллельно с губоно функционировал Иркутский губернский отдел политического просвещения (губполитпросвет).

10 марта 1920 г. в Иркутск вошли части 5-й Красной армии. К этому времени М. И. Авилов, А. Стражник, Л. Ф. Лагутина, Б. И. Ле-бединский, К. И. Померанцев занимались подготовкой оформления площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Еще в феврале 1920 г. для встречи 5-й Красной армии была создана специальная комиссия. Художественной частью комиссии заведовал
Н. А. Андреев. У Амурских ворот и на Тихвинской площади города художники сделали декоративные арки, на улицах можно было увидеть плакаты с приветственными надписями и рисунками.
У здания губревкома с обеих сторон от входа два военнопленных художника («австрийцы и немцы») создали изо льда статуи рабочих. Для украшения города использовались хвойные ветки, а также властями было предоставлено 20 штук «экономических» лампочек и 241 пустая бочка (Там же. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 1. Л. 44).

В 1923 г. было создано Иркутское литературно-художественное объединение. 1 января 1924 г. открылась выставка Н. А. Андреева, С. Д. Бигоса, М. И. Дубинского, Н. В. Лодейщикова. В 1927 г. было создано творческое объединение «Хлам» (художники, литераторы, артисты, музыканты) (Ткачев 2018: 182–186).

Идея объединения иркутских художников возникла с момента организации первых выставок в музее Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО). Первые сведения о создании «кружка» можно увидеть в программе выставки 1909 г. Во время проведения 3-й музейной выставки в 1911 г. вновь заговорили о «кружке художников». Однако ни одно из этих намерений не было реализовано, как не был создан и художественный отдел при музее ВСОИРГО (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 7. Л. 3). Вместе с тем в 1909 г. было основано Томское общество любителей художеств (просуществовавшее до 1919 г.), которое вскоре после своего создания организовало Первую сибирскую передвижную выставку картин томских художников (28 апреля – 9 мая 1910 г.). После ее проведения в среде иркутских художников появилась мысль об объединении по примеру томичей. К осени 1914 г. был разработан устав общества. Он был рассмотрен губернской администрацией и 19 декабря 1914 г. Иркутское общество художников было «внесено в реестр обществ и союзов под № 84» (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 8. Л. 10). В Красноярске художники создали творческое объединение в декабре 1917 г. Устав этой организации подготовили Д. И. Каратанов, А. Ф. Ефремов, А. С. Сергеев, В. Г. Вагнер, К. Г. Поляков, В. У. Игнатович, П. К. Патрушев. Главной целью деятельности творческого общества художников провозглашалось «объединение лиц, самостоятельно работающих на поприще изобразительных искусств». В организации выставок и образовательной деятельности приняли участие многие новые организации художников: Алтайское художественное общество (АХО, 1918–1920 гг.); Алтайская секция ИЗО при губоно (1920–1922 гг.); Барнаульский клуб художников, литераторов, артистов, музыкантов «Хлам» (1922–1924 гг.) (Там же. Д. 9. Л. 12).

Членами-учредителями Иркутского общества художников стали пять человек – любители искусств: ветеринарный врач И. Ф. Астраханцев, служащий К. К. Грюнберг и художники А. В. Овчинников, К. И. Померанцев, Н. М. Чистяков. Общество стремилось объединить сибирских художников и любителей искусства, распространить художественные идеи среди широкой публики (организация выставок, лекций, экскурсий, чтение докладов) и интерес к изучению художественного творчества местного населения. В своей деятельности новое объединение опиралось на опыт Томского общества любителей художеств (Там же. Д. 20. Л. 22).

Первая выставка иркутского общества художников состоялось 20–29 марта 1915 г. в помещении гимназии Е. А. Горцейт по Большой улице. На ней было представлено около 300 картин (Там же. Д. 9. Л. 12). Кроме нескольких иркутян (И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев и Н. М. Чистяков) ее участниками были томичи В. Д. Вучичевич-Сибирский, Д. И. Ильин, В. И. Лукин, М. М. Поляков, З. А. Рокаческий, Н. Ф. Смолин, Н. П. Ткаченко, П. Ф. Федоровский, алтаец Г. И. Гуркин, семипалатинский художник В. Н. Белослюдов, красноярец А. Ф. Ефремов, а также множество членов Петроградского общества художников (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 20. Л. 22). Эта была первая выставка, которая проводилась самостоятельно, независимо от музея Географического общества.

Вторая выставка проходила с 9 по 17 апреля 1916 г. В ней приняли участие иркутяне (И. В. Булатов, А. Ф. Вербов, В. А. Гончаревский, Е. И. Лифшиц, Н. В. Лодейщиков, Н. Ф. Николаев, А. В. Овчинников, И. С. Осипов, К. И. Померанцев), томичи (Н. Игнатовская, Д. И. Ильин, В. И. Лукин, Е. Мако-Тюменцева, М. М. Поляков, Н. Ф. Смолин) и красноярцы (А. Ф. Ефремов, Д. И. Каратанов, А. Г. Попов, А. С. Сергеев, И. Г. Шешунов) (Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 12). Также на выставке присутствовали картины Г. И. Гуркина и В. Н. Белослюдова. В целом в выставке приняли участие 25 авторов, представивших 205 живописных, графических и скульптурных произведений.

30 марта – 14 апреля 1917 г. в Первом Общественном собрании состоялась третья выставка общества, которая, к сожалению, в связи с революционными событиями не была освещена в прессе.
Ее авторский состав расширился. В ней участвовало 36 художников из Иркутска, Верхоленска, Красноярска, Томска, Саратова, Казани и Алтая, выставивших 230 картин и рисунков. Выставочная деятельность Иркутского общества художников не ограничилась устройством ежегодных коллективных выставок (Там же. Оп. 4. Д. 57. Л. 21).

Незадолго до этого, 24 сентября – 9 октября 1916 г. в Иркутске была организована персональная выставка проезжего художника И. Л. Калмыкова.

Члены Иркутского общества художников участвовали также в выставках Томска и Красноярска. И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев были участниками VI, VII, VIII и IX периодических выставок Томского общества любителей художеств, проходивших с декабря 1913 по январь 1917 г. В Красноярске иркутяне (И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев) участвовали в Первой Сибирской передвижной выставке в феврале – марте 1916 г. (Там же. Оп. 3. Д. 181. Л. 12).

Активность действий Иркутского общества художников в 1916 г. не получила достойного продолжения в следующем году из-за происходивших в стране событий. Сокращалось количество выставок и художников, которые входили в общество. В 1920 г. прошла персональная выставка В. Федорова. В 1922 г. в последний раз представители общества совместно выставляли свои работы (ГАИО.
Ф. Р-3518. Оп. 3. Д. 181. Л. 12).

Заключение

Таким образом, развитие Транссибирской железной дороги и процессы модернизации городов Восточной Сибири способствовали активизации культурного обмена между ними. Создавались объединения художников Восточной Сибири. В завершающий период Гражданской войны новыми формами такого культурного обмена стала практика агитпоездов, формируемых губполитпросветом, в работе которых приняли участие многие известные мастера живописи и графики Восточной Сибири.

Литература

Буторина, В. П. 1973. Партийное руководство литературой и искусством Сибири в 1919–1932 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск. 28 с.

Дамешек, Л. М. (науч. ред.) 2019. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX – начала XX вв. Иркутск: Оттиск. 611 с.

Драница, Т. Г. 1967. Иркутские художники 2030-х гг.: к вопросу о типологии художественного образа. В: Ломанова, Т. М. (отв. ред.), Развитие изобразительного искусства Советской Сибири: V зональная конференция, посвященная 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции: тезисы докладов. Красноярск. С. 1216.

Ларева, Т. Г. 2015. История изобразительного искусства Прибайкалья XX – начала XXI в. Иркутск: Принт Лайн. 616 с.

Левина, Ж. Е. 2007. Художественная интеллигенция Западной Сибири (конец 20-х – 30-е гг. XX в.): дис. … д-ра ист. наук. СПб. 525 с.

Лыхин, Ю. П. 2002. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.). Иркутск: АЭМ «Тальцы». 336 с.

Маджаров, А. С. 2014. История России в теории цивилизации. Иркутск: Изд-во ИГУ. 211 с.

Муратов, П. Д. 1974. Художественная жизнь Сибири 1920-х гг. Л.: Художник РСФСР. 144 с.

Резун, Д. Я., Резун, И. Д. 2008. Информационная структура сибирского города и ее генезис в период с XVII по XIX в. Взгляд историка и взгляд журналиста. В: Резун, Д. Я. (отв. ред.), Вопросы эволюции информационной среды и коммуникативной культуры сибирского города XVIIXIX вв.: сб. науч. ст. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН; Параллель. С. 144147.

Северюхин, Д. Я., Лейкинд, О. Л. 1992. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932): справочник. СПб.: Изд-во Чернышева. 400 с.

Строй, Л. Р. 2017. Художественные общества Сибири первой трети XX в. Научно-методический электронный журнал «Концепт» 6: 7482. URL: https://doi.org/10.24422/MCITO.2017.6.6452.

Ткачев, В. В. 2018. Историческая литература об исторической живописи Восточной Сибири (19001930 гг.). История исторической науки в России XVIII–XXI вв. Одиннадцатые Щаповские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции Иркутск, 12 октября 2018 г. Иркутск: Оттиск. 182186 с.

Чирков, В. Ф. 2014. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Словарь-указатель: в 2 т. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». 815 с.

Шахеров, В. П. 2013. К вопросу о формировании информационного пространства городских поселений Сибири в XVIII – начале XIX в. В: Занданова, Л. В. (отв. ред.), Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В. И. Дулова (26–27 апреля 2013 г.). Иркутск. С. 2731.

Архивы:

ГАИО – Государственный архив Иркутской области: личный фонд
В. В. Фалинского.

ГАНИИО – Государственный архив новейшей истории Иркутской области.