Исследовательская работа на тему «Социальные сети для подростка: благо или вред»


Авторы: 
- Клюева К. - подписаться на статьи автора
- Лапочкина Ю. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Июнь 2020

Введение 

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Сегодня многие пользователи сети уделяют огромное внимание популярным социальным сетям. Подобные веб-сервисы имеют много сторонников, но и немало противников. Каждые, из которых приводят масс доводов в пользу своей точки зрения. По отношению к нам, к подросткам, эта проблема особенно актуальна. Но является ли это явление проблемой – вопрос спорный. Стоит ли обращать внимание на это всему обществу, или каждый должен сам для себя принимать решения: поддаваться влиянию социальных сетей, либо не обращать на них внимание?

Под влиянием окружающей среды, в процессе воспитания происходит социализация человека. Среда развития современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилось. В мире все более усиливающие влияние оказывают средства массовой информации, особенно интернет. В России глобальная сеть все больше входит в жизнь общества и подростки не исключение. Некоторые считают, что интернет приносит пользу, некоторые – вред. Они привлекают всё более массовую аудиторию. Я предлагаю разобраться в сути заявленной проблемы – кто же прав?

Объектом исследования в моей работе являются социальные сети.  Предметом исследования – взаимодействие подростков и социальных сетей.

Целью данной работы явилось изучение аспектов влияния социальных сетей на  подростка.

В практической части исследования я постараюсь доказать, либо опровергнуть следующую гипотезу: чрезмерное пребывание в сети приводит к психологической зависимости.

Заявленную цель предлагаю достигнуть решением задач: 

  1. Изучить историю возникновения социальных сетей.

  2. Определить положительное и отрицательное влияние социальных сетей.

  3. Составить анкету.

  4. Провести исследование.

  5. Обобщить, систематизировать результаты.

  6. Ознакомить учащихся с результатами исследования.

  7. Сделать выводы.

Методы исследований: 

  1. Поисковый

  2. Анализ интернет – источников.

  3. Диагностический.

  4. Количественный анализ результатов.

  5. Качественный анализ результатов.

Глава 1. История возникновения социальных сетей  

1.1. Понятие «социальная сеть»

Социальная сеть – это сайт. Только сайт не совсем обычный. Мы привыкли получать какую-то информацию, заходя на тот или иной ресурс. На автомобильных сайтах мы можем узнать о машинах, на медицинских – а медицине, на компьютерных – а компьютерах. А вот на сайтах социальных сетей как таковой информации нет. Такие сайты предназначены, в первую очередь, для общения.

Выглядит это следующим образом: Вы открываете сайт социальной сети, регистрируетесь на нем (то есть отвечаете на несложные вопросы), заполняете небольшую анкету. После этого, исходя из заполненной Вами анкеты, Вы можете найти своих знакомых и друзей, с которыми учитесь или учились в одном учебном заведении, работаете или работали в одной компании, отдыхали в одном доме отдыха и так далее. Также при помощи социальной сети и своей анкеты Вы сможете познакомиться с людьми со схожими интересами и увлечениями.

То есть, социальная сеть – это сайт, который объединяет людей по каким-то признакам.

Можно сказать, что любой сайт на определенную тему, где посетители могут общаться друг с другом (при помощи форума или чата, например), является социальной сетью. Но это не совсем верно.

Социальная сеть – это, в первую очередь, то место, где Вы можете составить портрет своей личности и найти нужные Вам контакты.

Лет десять назад, например, было очень популярно создавать и размещать в Интернете собственный небольшой сайт с информацией о себе, фотографиями и контактными данными. Такие сайты называли «Домашняя страничка». А сейчас, с появлением социальных сетей, такие странички постепенно отмирают. Ведь в социальной сети можно сделать все то же самое, и даже больше. И, причем, для этого не нужно учить всякие там языки программирования и хорошо ориентироваться в Интернете.

Не все знают, что понятие «социальная сеть» появилось еще 1954 году и ничего общего с Интернетом, конечно, не имело, а изучать это явление начали еще в 30-е годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Если говорить более простым языком – это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи. Например, это может быть группа однокурсников, в которой некий Джек является центром, а Билл и Катрин его знакомыми (ветками). Постепенно научная концепция приобретала популярность, сначала в развитых капиталистических странах, затем и в Восточной Европе. По мере развития общества мы пришли к информационному веку, в котором создали массу видов коммуникации, что повлекло за собой скачок в развитии социальных сетей, и сейчас эта научная концепция используется повсеместно.

Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net. Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология «IRC» (англ. Internet Relay Chat – ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном времени. Знаковым событием стало изобретение Интернета, который стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму Бернерс-Ли.

В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com – первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей.

Итак, социальная сеть в моём понимании - это место для общения, для знакомства с новыми людьми, общения с друзьями, а также группы по интересам, возможность узнавать про то, что интересует. Обязательно свой аккаунт, личная страничка, где пользователь оставляет о себе личную информацию (или не оставляет), чтобы другие пользователи могли с ней ознакомиться. В социальных сетях намного лучше искать новых знакомых, чем на сайтах знакомств. В социальных сетях предполагается лишь дружеские отношения между пользователями, тогда как на сайтах знакомств изначально романтические отношения.

1.2. Популярные социальные сети Рунета

«Одноклассники» – русскоязычная и украиноязычная социальная сеть, аналог сайта Classmates.com (англ.), используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и общения с ними. Сайт является одним из самых популярных ресурсов русскоязычного Интернета, занимая, по некоторым данным, одно из лидирующих мест по ежемесячному охвату для аудитории российских интернет-пользователей 14–55 лет среди сайтов, не относящихся к поисковым системам и среди всех русскоязычных ресурсов. По данным собственной статистики сайта, на июль 2011 года зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, посещаемость сайта – 26 млн. пользователей.

Офис компании находится в Москве, на Ленинградском проспекте, д. 47, стр. 2.

Проект был запущен в марте 2006 года. Создатель сайта, Попков Альберт Михайлович, живущий в Лондоне и работающий в сфере телекоммуникаций, принимал участие в создании подобных проектов в других европейских странах. С марта по ноябрь 2006 проект существовал как хобби и в коммерческом плане упоминался только в дружественном рекламном агентстве как новая площадка для размещения рекламы. Количество пользователей, зарегистрировавшихся на сайте, росло в геометрической прогрессии, поэтому основателем проекта было принято решение о создании отдельного юридического лица.

В ноябре 2006 года сайт насчитывал уже 1,5 млн. пользователей. К июлю 2007 года сайт Одноклассники.ru увеличил свою аудиторию в 2 раза до 3 млн. пользователей. В августе 2008 года был зарегистрирован 20-миллионный пользователь. В июле 2009 года сайт Одноклассники.ru занял пятое место по ежемесячному охвату для аудитории российских интернет-пользователей 14–55 лет среди всех русскоязычных ресурсов. На сайте Одноклассники.ru зарегистрировано более 45 млн пользователей. По данным TNS WebIndex 56% аудитории составляют пользователи в возрасте 25–44. В начале апреля на сайте появились игры в beta-тестировании, разработчиками которых стала компания i-Jet

2011 год – 15 февраля появился раздел «Видео», в котором представлен контент партнера соцсети – видеохостинга RuTube. 7 апреля появилась возможность разделять друзей на группы. 31 мая сеть ввела единую авторизацию, с помощью которой ее пользователи смогут использовать свой логин и пароль для авторизации на сторонних сайтах. 1 июня администрация сети запустила новый раздел «Музыка» в режиме бета-тестирования, где пользователи могут воспроизводить и куда могут загружать MP3-файлы.

Социальная сеть позволила пользователям «привязывать» к учётной записи до трех банковских карт. Соц.сеть начала индексировать видеоролики с видеохостинга YouTube.

Пользователям доступна новая верхняя панель «Одноклассники.ru». На ней располагаются ссылки на различные проекты компании Mail. RuGroup.

«В контакте» – крупнейшая в рунете социальная сеть, третий по популярности сайт на территории украины и в беларуси, седьмой – в казахстане, 48-й – в мире. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». по данным на январь 2012 года ежедневная аудитория социальной сети превышает 29 миллионов человек, обходя своего главного конкурента в России – «одноклассники».

На выбор названия сети оказали влияние два фактора:

  • её создатель Павел Дуров переосмыслил фразу «в полном контакте с информацией», которая являлась джинглом радиостанции «Эхо Москвы».

  • среди вариантов названия искались те, которые не будут ассоциировать сайт с определенными социальными категориями и классами. Для этого идеально подходило слово «Контакт».

«Мой мир» – русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах mail.ru. На портале «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн. профайлов, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте в статусе «онлайн». Как и в других социальных сетях, задача проекта «Мой мир» – помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции и говорить о тайных желаниях, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку. Девиз проекта «Мой мир»: «ваши друзья, однокурсники и одноклассники в контакте с вами»! Регистрация на сайте мой мир очень простая, для этого всего лишь надо завести бесплатную почту от mail.ru.

17 мая 2017 года социальная сеть «Мой мир@mail.ru» начала свою работу. Этот проект соединил в одном месте информацию о пользователе и весь его контент, созданный на других порталах Mail.ru. Первоначально на странице отражались последние записи блога, фотоальбомы, видеоальбомы, действия пользователя на проекте Ответы@mail.ru и гостевая книга. Открыта WAP-версия. Это уменьшенная версия оригинального сайта с минимальным функционалом, таким как просмотр списка друзей, отправка сообщений, просмотр новых действий друзей. К этому моменту на Мой мир@mail.ru существует 5 миллионов миров.

Ежедневная аудитория проекта – почти 1,5 млн пользователей. «Мой мир» стал первой социальной сетью Рунета с поддержкой стандарта OpenSocial. Теперь сторонние разработчики получили возможность создавать приложения для социальной сети.

Национальная социальная сеть «Мой мир@mail.ru» стала партнером музыкального ТВ-шоу «СТС зажигает суперзвезду». Все пользователи «Мой мир@mail.ru» могут обсуждать выступления участников шоу в специально для этого созданном Мире и находить новых друзей среди будущих «звезд». «Мой мир@mail.ru» стал первой социальной сетью Рунета, которая позволяет создавать приложения не только на базе Flash. Благодаря поддержке iframe, теперь можно использовать любые технологии, способные генерировать HTML (JavaScript, Silverlight, AJAX и другие). Поддерживается и интерфейс прикладного программирования OpenSocial.

«Дневник.ру» – всероссийская бесплатная школьная социальная сеть. Также используется как электронный дневник. Проект был запущен в августе 2007 года. По данным собственной статистики сайта, на январь 2012 года зарегистрировано больше 15800 школ. Целью создания сайта является создание единой сети для школ, учителей и родителей, также содержащей в себе текущую информацию об учебе школьника.

Офис компании находится в Санкт-Петербурге, на Петроградской наб., д. 36, лит. А, офис 309/310.

Первая школа, подключенная к проекту – гимназия № 56 г. Санкт-Петербург.

2010 год – на проекте проведены первые олимпиады. Зарегистрирована 4000-ая школа образовательной сети. В сети создан первый виртуальный музей

«Я.ру» – массовая блог-платформа и социальная сеть от компании «Яндекс». Я.ру занимает второе место по количеству пользователей и третье место по среднему количеству записей в сутки. Также существует мобильная версия Я.ру. Я.ру предлагает как обычные для блогов и соц. сетей функции (возможность публикации записей разных типов, их комментирования читателями, общения он-лайн и в тематических клубах), так и следующие возможности: ведение не только текстового блога, но и добавление фото- и видеоматериалов, используя Яндекс. Фотки и Яндекс. Видео. Добавление в «что нового» (лента друзей) rss-потоков дневников друзей с других блог-платформ. Настройка импорта своих записей из дневников с других блог-платформ. Создание записей различных типов и сортировка по ним (например, ссылки, желания, настроение). Комментирование записей в других дневниках и клубах на Я.ру, используя социальную авторизацию (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Google, Одноклассники). Оценка записей других пользователей. Создание своего списка желаний с возможностью «пообещать» и «отметить, как сбывшееся» и ссылкой на Яндекс.

Возможность оставлять отзывы о товарах и услугах, в том числе, представленных в Яндекс Маркете.

Показателем активности пользователя на Я.ру является уровень КУ – количество очков, начисляемых за действия на Я.ру. Например, отправку записей, комментирование, изменение настроения и т.д.

Уровень КУ дает дополнительные возможности: с 6 КУ пользователь может призвать в комментарии другого пользователя с 12 КУ пользователь получает возможность открыть свой клуб

«Твиттер» – система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений, что роднит его с блогами. Хотя услуга является бесплатной, доступ к ней через SMS может значительно увеличить телефонные счета, так как каждое посланное SMS, так или иначе, оплачивается по тарифам оператора. Главный офис находится в Сан-Франциско, (штат Калифорния). Твиттер также имеет серверы и офисы в Сан-Антонио (штат Техас) и Бостоне (штат Массачусетс).

С момента своего создания в 2006 году Джеком Дорси, Твиттер завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2011 года, сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов – пользуются Твиттером ежедневно. 55% пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com. В последнее время twitter очень сильно растёт в Азии, Африке, Юж. Америке (Япония, Египет, Бразилия), но за последние полгода замечено уменьшение числа пользователей в Сев. Америке и Европе

История Twitter началась в марте 2006 года как научно-исследовательский проект компании Odeo (Сан-Франциско), первоначально для внутреннего использования. Джек Дорси ввел понятие индивидуального пользования SMS-сервиса для общения с небольшой группой. Первоначально, проект задумывался как возможность ответить на единственный вопрос: «Что ты сейчас делаешь?». Дорси хотел создать некую платформу, которая позволила бы ему постоянно обмениваться с друзьями короткими сообщениями. Сообщения в Твиттере сразу отображаются на странице пользователя, и мгновенно могут быть доставлены другим пользователям, которые подписаны на их получение. Оригинальное кодовое название проекта было twttеr, навеянное названием знаменитого фотохостингаFlickr и пятисимвольной длиной американских коротких кодов SMS. Работа над проектом началась 21 марта 2006 года, когда Дорси опубликовано первое сообщение Твиттер в 9:50 вечера по стандартному тихоокеанскому времени (PST): «justsettingupmytwttr». Первый прототип Твиттера был использован в качестве внутренней службы для сотрудников Odeo, а полная версия была представлена публично 15 июля 2006 года.

В октябре 2006 года, Биз Стоун, Эван Уильямс, Дорси и другие члены Odeo формируют «ObviousCorporation» и приобретают Odeo и все его активы, в том числе Odeo.com и Twitter.com – с инвесторами и акционерами. Твиттер был выделен в отдельную компанию в апреле 2007 года.

Facebook  - веб‑сайт популярной социальной сети. Дата основания сайта - 4 февраля 2004 года. Facebook зародился как сайт для общения студентов Гарвардского университета. Основателем сервиса является Марк Цукерберг, который смонтировал портал в общежитии университета.

Основным отличием Facebook от существовавших тогда социальных сетей стала именно возможность контакта: Цукерберг предложил людям простой и удобный способ обмениваться информацией друг о друге.

Вплоть до сентября 2005 года сайт использовали только студенты. В июне 2006 года Facebook был открыт для профессиональных сообществ, а в сентябре на сайте была открыта свободная регистрация.

С начала 2008 года Facebook был переведен с английского на 20 других языков. 20 июня 2008 года заработала русская версия сайта.

Таким образом, влияние социальных сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети – это уже самое популярное занятие в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 – это классические социальные сети и еще 60 – в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру использую социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Через них даже устраиваются целые революции.

Глава 2. Влияние социальных сетей на подростка 

2.1. Подростки и социальная сеть

Современные тинейджеры  (юноша или девушка в переходном возрасте от 13 до 19 лет) значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени. Поговорим на тему «Подростки и социальные сети».

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей. Подростки и социальные сети — проблема ли это?

Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

Таким образом, искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.

2.2. Положительное влияние социальных сетей

Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много: 

  • Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых; 

  • Найти себе друзей, знакомых одноклассников;

  • Поиск в соц. сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь. 

  • Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.

При поиске и анализе различных интернет-источников, я нашла следующий пример, который рассказывает о положительном влиянии социальных сетей на здоровье подростка. И хотела бы с вами поделиться.

«Ранее я уже задумывался о роли интернета в жизни человека. На этот раз я решила сузить круг и определить, какое влияние оказывают социальные сети на подростков. Решил я это сделать, потому что буквально пару дней назад увидел по одному из федеральных каналов репортаж о молодых парнях, которые больны, в хорошем смысле слова, турниками. Ребята свободное время занимаются спортом, работают над своим телом. После этого я пошел искать это видео в Сеть.

Оказывается, на эту тему есть ни один репортаж. Об этом уже снимали чуть ли не все центральные телеканалы. Причем, репортажи делались в разных уголках страны, а это не может не радовать.

Причем тут социальные сети?

Оказывается, в них публикуют не только обучающие видео «как стать диджеем». В прошлом году в социальной сети ВКонтакте было открыто большое количество групп, посвященных спорту. Кто-то делал это, потому что сам спортсмен. Кто-то просто чтобы заработать на группе. Ну как бы там ни было, это оказало не плохое влияние на молодежь. Парни и девушки 15-25 лет стали активно пользоваться тем, что простаивало долгие годы без дела у них во дворах. Вы когда-нибудь раньше видели, чтобы кто-нибудь подтягивался у Вас во дворе? Я нет. А теперь наблюдаю такую картину постоянно. В лесу, где я регулярно бегаю, раньше я редко встречал кого-нибудь во время кросса. Теперь же я каждый день встречаю «бегунов».

На мой взгляд именно публичные страницы и группы в социальных сетях оказали на людей такое влияние. Одни только видео чего стоят.

Народ стал все чаще отказываться от курения и спиртных напитков и переходить к активному образу жизни. Тут как ни крути, но заслуга социальных сетей в этом есть. Значит от них все же есть польза, и они умеют не только время «убивать», но и положительный эффект оказывать».

Надеюсь, теперь родители не так активно будут выгонять своих детей из-за компьютеров. Ведь в это время они могут изучать новые упражнения.

2.3. Отрицательное влияние социальных сетей

Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей: 

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Сидя за компьютером, учащийся (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. 
  • Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение. 
  • Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. 
  • Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. 
  • Стресс при потере информации. Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна. 
  • Зависимость от виртуального мира. Пожалуй, это самая распространенная проблема. 
  • Общедоступность информации. Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди. 
  • Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.

Зависимость от «социальных сетей», вспыхнувшая несколько лет назад за рубежом, охватила и Россию. Интернет предоставил возможность людям, ранее имевшим общение, найти друг друга и наладить контакт. Бывшие одноклассники, однокурсники, армейские товарищи, сокамерники и люди, которые встречались лишь однажды, погрузились с головой в компьютер, заполнив социальные сети. Увлекшись поиском старых друзей и родственников, человек не замечает, как виртуальная жизнь выходит на первый план, настойчиво смещая реальную. 

Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Мы просто не научились серьезно воспринимать проблему безопасности здоровья.

Глава 3. Анализ результатов исследования

В моем исследовании респондентами явились все пользователи персонального компьютера, обеспеченные подключением к сети Интернет, в возрасте от 11 до 17 лет. Я провожу исследование при помощи анкетирования (Приложение 13). Данной работой хочу обратить внимание на данный вопрос: показать своим сверстникам разные грани этого явления.

Большинство участников информировано о существовании социальных сетей. Среди названных сетей на первом месте оказалась социальная сеть ВКонтакте (43%), на втором Одноклассники.ru (28%), на третьем месте ДругВокруг (13%)(Приложение 1). Сетевая активность высока. (Приложение 2) Из 59 опрошенных респондентов 43 не только зарегистрированы, но и являются активными пользователями.   Большая часть опрашиваемых проводит в социальных сетях более 3-х часов в день (28 человек) (Приложение 3). К возможности закрытия социальных сетей подростки относятся отрицательно или нейтрально (Приложение 4). Большинство опрошенных респондентов считают, что социальные сети никак не повлияли на них (28 человек), 17 человек нашли новых друзей, 12 – стали более общительнее и 2 человека познакомились со свои парнем (девушкой) (Приложение 5).

Более половины (28 учащихся) считают, что социальные сети являются угрозой для людей, 20 человек утверждают, что это всего лишь временное увлечение,  11 человек считают социальные сети величайшим прорывом после промышленной революции (Приложение 6).

В первую очередь социальные сети привлекают общением с людьми на расстоянии (20 учащихся), возможностью найти новых друзей (16 учащихся) (Приложение 7).

Данное исследование показало, что отсутствует серьезная опасность отделения подростков в виртуальном мире от реального общения с людьми. Большинство опрошенных указали на то, что имеют опыт общения со своими виртуальными друзьями в реальной жизни; на то, что общения в сети явно недостаточно – необходимо общаться по телефону, в «живую». 38 подростков указали, что виртуальное общение скорее запускает реальные межличностные отношения, нежели уводит от них. Опрошенные подростки вовлечены в различные социальные действия. Наиболее распространенными среди них являются: 

  • Голосование за кого-либо, что-либо. Онлайн соревнования – статусов, фото и т.д. (21 человек) 
  • Поиск – друзей, знакомых, родственников, «интересных собеседников», одноклассников (13 человек) 
  • «Молчаливые» пользователи – просто регистрируются в сетях, просматривают информацию о других (5 человек).
  • «Инициативные» пользователи – не стесняются высказать свое мнение, ставят оценки. Высказывая свое мнение на сетевых ресурсах, причем 20 человек высказываются на ресурсах созданных другими людьми. 34% опрошенных указали на то, что легко могут обойтись без социальных сетей, но при этом многие говорят также о том, что будут при этом испытывать дискомфорт. Значительная часть респондентов 42 используют социальные сети бесконтрольно. Только 17 находятся в сети под контролем со стороны родителей. (Приложение 8)

Посещая подобные ресурсы, я пришла к выводу, что они кроме развлечений мало пользы могут принести пользователям. Выставление оценок от 1 до 5+, обсуждение статусов, фотографий – например, цитата: «….считает статус… классным!», оценка за фото… Мне кажется, что подобные занятия не способствуют развитию, а уж тем более социализации.

Платными возможностями пользуются 27 подростка. Денежные средства не теряют 32 опрошенных (Приложение 9). Но мало кто задумывается, что посещение платных сервисов пока оплачивается исключительно за счет средств родителей. Только родители 17 детей контролируют время проведенное детьми в сетях (Приложение 10). Среди опрошенных 36 человек используют интернет, определяя его как главный источник средств массовой информации. А далее в порядке уменьшения популярности: 

  • Телевидение – 13 подростков. 
  • Журналы – 4 подростка. 
  • Газеты – 3 подростка. 
  • Радио – 3 подростка. (Приложение 11)

Проведенная работа позволила выделить несколько групп пользователей по формам социальной активности (Приложение 12): 

  1. «Общительные» – посещают сайты социальных сетей, регистрируются 32 опрошенных. 
  2. «Активные» – активно участвуют в обсуждениях, высказывают свое мнение на специальных тематических площадках 20 опрошенных. 
  3. «Безразличные» – не вовлечены в социально – ориентированные действия 7 опрошенных.

Анализируя проведенную работу, я пришла к выводу, что социальные сети могут принести массу полезного. Многие скептики говорят о том, что на социальные сети тратится много времени, и действительно, большей части опрошенных респондентов не хватает времени в сети, они хотели бы увеличить время нахождения в «контакте», но я не рассматриваю такое занятие как бесполезную трату времени. Просматривая страницы можно: 

  • Высказывать свои мысли, послушать, почитать чужие; 
  • Пообщаться по переписке с друзьями; 
  • Найти или послушать музыку; 
  • Просто найти что-либо интересное.

 Что плохого в том, чтобы обсудить с другом интересную фотографию, или через «аську» поделиться с одноклассником домашним заданием, или поделиться своими впечатлениями от поездки, путешествия, важного события, или высказать свои переживания по-поводу прочитанной книги, просмотренного фильма. Я считаю страшного здесь ничего нет, социальные сети здесь ни причем, главное в том кто, для каких целей и как их использует. Мы не всегда можем попасть туда, куда нам хотелось бы. Многие друзья, родственники живут в других городах, селах, районах нашей страны. Общение в социальных сетях способно стереть пространственную удаленность, и многие благодарны за такую возможность «Одноклассникам», «Контакту», «Скайпу». Благодарны за возможность ощущать поддержку, рассчитывать на понимание людей находящихся очень далеко. В сети можно выкладывать фотографии, отправлять сообщения, обмениваться информацией, значительно расширить круг своего общения. Можно создавать группы по интересам.

А вот некоторые высказывания по этой теме:

«Я за социальные сети. В свободное время подростки должны находится в социальных сетях, там они могут общаться со сверстниками, родственниками, получают там много информации, развлекается и просто с удовольствием проводят время!»

«Увлеченность социальными сетями имеет целый ряд отрицательных моментов. Считаю, что никакое виртуальное общение не сможет заменить реального, живого разговора пусть даже по телефону. Виртуальное общение не может способствовать развитию коммуникативных способностей человека. Давайте посмотрим на наиболее часто повторяющуюся переписку: «Привет», «Как дела», «Чем занимаешься». «Сижу в одноклассниках», «Переписываюсь» Как будто бы оскудел русский язык, и нет других слов.»

«Когда становишься участником виртуального общения в сети не обязательно говорить правду, т.к. есть возможность прикрасить себя, сделав более успешным, красивым и т.д. И самое страшное – этот образ можно поддерживать, культивировать бесконечно, но рано или поздно от интернета придется оторваться и что тогда – крах иллюзий».

«Каждый из нас не должен забывать, что помимо интернета общение в жизни намного интереснее!!! Как же здорово встретится с друзьями в реале, пообщаться с ними».

«Я против социальных сетей. Мне кажется, что общение вживую, намного интереснее. И чем сидеть в сети за компьютером, лучше пойти на улицу и там пообщаться с друзьями. И отношения крепче, и здоровью не вредно. Лучше, конечно же, жить в реальном мире».

Несмотря на ответы моих сверстников, я всё-таки считаю, что социальные сети формируют некоторую зависимость. Общаясь, наблюдая, я заметила, что некоторые ребята при первом удобном случае стремятся зайти скорее в сеть; как с компьютера, так и с телефона. Ждут, ищут любую удобную минуту – на уроке под партой, сразу после звонка, всю перемену, не обращая при этом внимание на все происходящие вокруг. Все говорят у меня нет зависимости, но стоит только зарегистрироваться, завести свою страничку и сразу начинается: ежедневные просмотры, радости, обиды, т.е. подросток, уходит от жизненных реалий в мир виртуального пространства.

Это говорит о том, что общение в социальных сетях снижает и упрощает языковую активность. Язык упрощается, допускаются ошибки, к которым подростки привыкают и потом не могут избежать их в живой речи.

Размещая информацию в сетях множество пользователей не понимают, что сведения, которые они разместили, могут найти и использовать кто угодно, это могут быть люди и не с благими намерениями. Обобщая выше сказанное, подведу итог возможного, на мой взгляд, отрицательного влияния социальных сетей: 

  • Потеря времени – время, проведенное в сети будет потрачено безвозвратно и бесполезно утрачено; 
  • Потеря денег – трата денег на голоса, оценки и т.д.; 
  • Снижение языкового разнообразия, грамотности – краткие односложные высказывания; 
  • Досье – неограниченный доступ к личной информации, сбор сведений о пользователе; 
  • Здоровье – вред физическому и психологическому здоровью;
  • Мошенничество – возможность виртуальной встречи

В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей: 

  • ограничение времени пребывания в сети; 
  • поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); 
  • оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); 
  • Увеличение времени пребывания в компании друзей.

Заключение

Перед тем, как я начала заниматься данной работой, я бы не сказала, что была зависима от социальных сетей, но все, же была поклонницей данных ресурсов. После проведенной работы передо мной открылись «новые двери в новый мир». Я посещала  различные социальных сети и наблюдала, как там общаются «на стенах» или в комментариях, люди просто теряют кучу времени на бесполезные, банальные, абсолютно не нужные сообщения. Если оглянутся, да сколько прекрасного в этом мире, намного интереснее видеть все в живую. Не у всех есть возможность постоянно бывать в различных местах и видеть прелести этого мира, но и «зависание» в сетях это не выход! Многие говорят: а как же быть, если родственники (друзья) от нас далеко? Я считаю, а не лучше ли позвонить и послушать их голос и это намного удобнее, ты одновременно и общаешься, и слышишь голос собеседника. Некоторые мои знакомые, друзья, сверстники просто неразлучны с телефоном и интернетом. В таких тяжелых случаях как зависимость, происходит деградация личности. Есть такие персоны, которым не интересно, что происходит вокруг, участвовать в различных мероприятиях или просто почитать интересную книгу, которая окажет весьма лучшее влияние. Человек просто останавливается в развитие. Со временем он настолько станет, зависим от этого, что с ним просто не интересно будет общаться. Современное общество погрязло в этом! Сейчас наблюдается низкий престиж знаний среди большинства молодёжной среды, подросткам все меньше хочется познавать науки. Однажды меня заинтересовало высказывание «Я счастлива, что в моем детстве не было компьютера, интернета и социальных сетей!» и оно говорит о многом, современные подростки просто теряют свое детство, юность на это!!! Обязательно нужно что-то делать, иначе эта волна захлестнет все общество!

Я считаю, что я доказала выдвинутую мной гипотезу о том, что чрезмерное пребывание в сети приводит к психологической зависимости.

И я постараюсь донести это своим сверстникам, чтобы хотя бы один из них после моего выступления, понял, что в мире столько всего интересного, которое можно познать, а не терять попросту время на бесполезное времяпрепровождение в социальных сетях! Ведь ничего никогда не заменит реальное общение и настоящую улыбку.

Свои результаты исследования я представила ребятам, показала видеоролики: «Социальные сети - возможность или зависимость», «Опасности социальных сетей». Разработала  памятки для учащихся и родителей (Приложение 14,15). Провела беседу (Приложение 16), разработала и раздала ребятам буклет с рекомендациями. Планирую провести родительские собрания по данной проблеме.

Данный материал можно использовать на классных часах, собраниях, при проведении уроков.

Разделяйте жизнь личную и жизнь в интернете!

Список литературы 

  1. http://e-news.com.ua/show/290565.html 
  2. http://ritmlife.ru/category-articles/39-media/310-vliyanie-socialnih-setey-na-podrostkov.html 
  3. http://facebook.com/ 
  4. https://ru.wikipedia.org/ 
  5. http://social-networking.ru/ 
  6. http://socialnye-sety.ru/ 
  7. http://socseti.com/ 
  8. http://webanketa.com/ 
  9. Популярный журнал – [Электронный ресурс]  http://popular-journal.ru/socialnye-seti-zlo-interneta/, доступ свободный. 
  10. Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный. 
  11. Серия статей – [Электронный ресурс] – http://social.ecomspace.ru/ 
  12. Браун С.  “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.  
  13. Гилстер П.  Новый навигатор Internet:  Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c. 
  14. Фролов А.В., Фролов Г.В.  Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c. 
  15. Левин В.К.  Защита информации в информационно-вычислительных системах и сетях // Программирование. - 2011. - N5. - C. 5-1