Не секрет, что очень часто на вопрос, адресованный к старшеклассникам о том, кем (в профессиональном плане) они собираются стать в жизни, чему её посвятить, приходится слышать ответ: «Я ещё не решил...». Причём, как правило, этот ответ является искренним. Безусловно, это, как минимум, странно. Это особенно странно в условиях сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что подготовка представителей молодого поколения к осознанному выбору профессии, своего места жизни представляется весьма актуальной.
В этой связи очевидным является тот факт, что задача подготовки юношей к серьёзному выбору сферы будущей деятельности ложится именно на школу. Азы профориентации следует закладывать уже на этапе обучения в начальной школе.
Необходимо создание условий для повышения готовности учащихся к социально-профессиональному определению.
На сегодняшний день имеется достаточно большое количество различных методических разработок профориентационной направленности для использования в средней и старшей школе. В начальной же школе ощущается их явный недостаток.
Очень многие процессы в нашем мире развиваются «по спирали», т.е. одни и те же процессы происходят периодически, но каждый раз на новом уровне. Процесс получения любых знаний – не исключение. Его возможно изобразить в виде конической винтовой линии, «вершина» которой условно находится в начальной школе, т.е. линии, уходящей в бесконечность. Нам думается, что винтовая линия (пространственная фигура) лучше, нежели плоская спираль отражает суть этого процесса – витки становятся шире от класса к классу.
Как правило, уже на стадии обучения в начальной школе, у учащихся проявляется разница в восприятии определённых учебных дисциплин, склонность и пристрастия к различным видам деятельности. Предполагаем, что профессиональная ориентация младших школьников должна быть посвящена, в первую очередь, определению сферы их интересов и склонностей. Эта сфера должна обогащаться знаниями о профессиях, в которых данные задатки будут наиболее способствовать достижению высоких результатов.
В начальной школе, когда, вместо игровой деятельности, приоритетной становится познавательная, расширение и углубление знаний о сферах человеческой деятельности видится весьма рациональным. Это тот случай, когда «зёрна познания упадут на благодатную почву». Ещё не закончился период игр, и получаемые знания позволят углубить и расширить представления ребёнка о «мире профессий». В этот период целесообразно предоставить максимально возможное количество информации об этом мире, чтобы к моменту осознанного выбора, который ждёт его в старших классах, он мог объективно оценить и сопоставить свои ориентиры, пристрастия и возможности.
Необходимо отметить, что формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых, а также формирование ранних профессиональных устремлений самих учащихся, осуществляется не только в графике урочных и досуговых мероприятиях, но и во время дополнительных занятий (например, с учителем-логопедом). В первом классе, при прохождении лексической темы «Профессии», закрепляются знания об уже известных профессиях, воспитывается уважительное отношение к труду взрослых, формируется положительное отношение к трудовой деятельности. В начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-логопедом, дети получают знания о новых профессиях, в рамках работы по словообразованию, расширяют представления по образованию слов, обозначающих профессии людей. Таким образом, элементы ранней профориентации, «сопровождают» детей во всем многообразии школьной жизни.
Таким образом, информацию, расширяющую представления ребёнка о «мире профессий» целесообразно предоставлять ему постоянно, начиная с младшего школьного возраста, год от года, обогащая её новыми знаниями (винтовая линия). (Приложение 1).
Приложение 1.
Четыре уровня профессионального воспитания в начальной школе
Методы и приёмы: - словесные, - наглядные, - практические, - метод проектов |
|
Формы организации: - беседа, - рассказ, - сюжетно-ролевые игры, - игровое моделирование, - диспуты, - тренинги, - конкурсы, - социальное творчество, - работа с родителями |
|
1 класс (Первый уровень) |
|
Общая характеристика уровня |
Содержание |
Формирование знаний о труде, о «мире профессий»; |
Проблемная ситуация: «зачем человек трудится?», сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Повар», «На ферме», «В магазине»), мини-рассказы учеников о профессиях в своей семье, чтение учителем отрывков из произведений, конкурс загадок, кукольный театр; |
2 класс (Второй уровень) |
|
Обогащение представлений о различных сторонах профессий;
|
Беседы, пресс-конференции, описание профессий, викторины, галерея рисунков, проблемные ситуации, сценки, семейные династии, мини-проект «Профессия моих родителей», праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
3 класс (Третий уровень) |
|
Формирование интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией; получение первого опыта самостоятельного освоения профессией, овладение навыками трудовой деятельности через игру; |
Подготовка компьютерных презентаций, практические работы, тематическое рисование, мини-проекты, Дискуссии «качества, необходимые в профессии», экскурсии в «Города профессий», квесты, «выпуск классной газеты» |
4 класс (Четвертый уровень) |
|
Формирование у обучающихся чувства трудовой ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей; |
Экскурсии на производство, встречи и беседы с интересными людьми разных профессий, создание проектов, решение практических задач и ситуаций, оформление классного уголка, «смежные» профессии, рисование с помощью графических компьютерных программ, творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать», диспут «За наукой ли будущее?» |
Приложение 2.
Рекомендации по подготовке презентации «В мире профессий» (3 класс)
Задачи:
научиться применять правила создания компьютерной презентации;
ознакомить учащихся с профессиями по описанию в игровой форме;
прививать интерес к различным видам деятельности;
активизировать личное участие в формировании своего будущего;
пробудить интерес к знакомству с различными видами деятельности;
развивать ассоциативное мышление, сообразительность.
А кем ты будешь? |
Описание профессии |
|
Дипломат |
Квалифицированный полиглот, эрудит, оратор, психолог, юрист. Уровень его подготовки должен быть самым высоким |
|
Телеведущий |
Лицо канала, именно от него зависит популярность телепередачи. Ведущий не только выходит в прямой эфир, но и участвует в подготовке материала. |
|
Художник |
Одна из привилегий художника – возможность отразить в своих произведениях красоту мира, вкладывая в них свои чувства и мысли. Дизайн и прикладное искусство. |
|
Бортпроводник |
Главный человек в салоне летящего авиалайнера. Он заботится о комфорте и безопасности пассажиров, оказывает им любую поддержку и помощь |
|
Учитель |
Человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача – так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни. |
|
Архитектор |
Так называют специалистов, работающих в сфере строительства и проектирования различных зданий, памятников, территории |
|
Учёный |
Не просто представитель научного мира, специалист в какой-либо области науки |
|
Космонавт |
Подготовленный человек, осуществляющий полет в космическом пространстве.
|
|
Профессии будущего |
Существуют профессии будущего, которые уже становятся реальностью. По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие учёные, аналитики и технологи, одними из самых популярных сфер среди выпускников будущего станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что, вопреки распространенному мнению, роботы не заменят людей, а наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста (Из доклада «10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже». В Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с комментариями экспертов вышло в британском издании The Independent. |
Список источников: