В последние годы наблюдается рост преступлений, совершаемых молодежью и подростками. При этом увеличивается не только количество агрессивно-насильственных посягательств, но и углубление агрессии в сторону возрастания жестокости и цинизма. Укорененность агрессивных моделей поведения в среде подростков способствует их социальной дезадаптации и является фактором риска их противоправного поведения в будущем. В связи с этим, изучение психологических причин и механизмов проявления различных форм агрессивного поведения в подростковом возрасте является актуальной и насущной проблемой, задающей вектор психолого-педагогических корректирующих воздействий.
Изучению феномена агрессии посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований, которые разрабатывались в рамках различных психологических школ и направлений [Бандура, Уолтерс, 2000; Берковиц, 2001; Бэрон, Ричардсон, 1997; Ениколопов, 2001; Левитов, 1972; Реан, 1996; Фрейд, 1993; Фромм, 2006 и др.]. Предметом научного осмысления становятся различия в понимании сущности и психологических механизмов агрессии, природы и источников агрессивного поведения, его формы, а также способы его профилактики и коррекции.
В зарубежной психологии в фокусе внимания исследователей находятся причины и факторы развития агрессивного поведения у детей и подростков. Особое внимание направлено на установление взаимосвязи легитимного насилия и девиантного агрессивного поведения [Бандура, Уолтерс, 2000]; уровня интеллекта и агрессии [Коннор, 2005]; дисциплинарными воздействиями родителей и агрессивностью детей.
В отечественной психологии разрабатывается проблема соотношения биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения. Особо анализируются агрессивное поведение личности в контексте педагогики ненасилия, социальная детерминированность агрессивного поведения, типология агрессивного поведения школьников и проблема школьного буллинга. Определяется специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп [Кузнецова, Абрамова, 2014; Реан, 1997; Семенюк, 1996; Смирнова, Хузеева, 2001 и др.].
Анализ источников агрессивного поведения особенно актуален в отношении подростков в связи с их интенсивным психофизическим развитием, личностной нестабильностью, изменением характера отношений со сверстниками и взрослыми, активным усвоением различных форм поведения, а также высоким уровнем готовности к агрессии. При этом агрессия, как никакое другое поведенческое нарушение, представляет серьезную угрозу для благополучного развития подростка и влияет на возникновение психических проблем и разного вида дезадаптаций не только у жертв и наблюдателей, но и у самих агрессоров [Кузнецова, Абрамова, 2014; Реан, 1997; Семенюк, 1996; Смирнова, Хузеева, 2001 и др.]. Формирование и подкрепление агрессивного поведения в подростковом возрасте происходит под влиянием референтной группы сверстников, факторов школьной среды, учительских установок и позиций, средств масс-медиа.
Отдельным предметом исследований становится выявление наличия и характера связи между условиями семейного воспитания и внутрисемейными взаимоотношениями и агрессивными тенденциями в поведении детей и подростков [Бэрон, Ричардсон, 1997; Захаров, 1988; Раттер, 1999; Смирнова, 2000; Черпакова, 2011 и др.]. В ряде исследований было показано, что прямое влияние семьи на развитие агрессии у подростков осуществляется посредством демонстрации родителями агрессивных моделей поведения (по отношению друг к другу, самому подростку, другим детям) и положительного подкрепления. К основным факторам семейного воспитания, связанным с агрессивным поведением детей, относят особенности детско-родительских отношений, родительские позиции, стили воспитания. Влияние на формирование агрессивности как одного из видов нарушения поведения таких семейных факторов, как отчужденность, холодность, неуважение к личности подростка, эмоциональное неприятие, постоянные ссоры, непоследовательность требований, чрезмерно строгие наказания, отражено в различных исследованиях [Бандура, Фурманов Черпакова].
Однако дефицит систематических исследований влияния семейной среды на развитие детской агрессивности в отечественной психологии побудил нас предпринять специальное исследование, целью которого было получить ответ на вопрос: какие конкретно параметры родительского воспитания оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие агрессивного поведения у детей и подростков? С этой целью было проведено исследование взаимосвязи между агрессией подростков и стилем родительского воспитания.
Эмпирическая выборка исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Гимназия № 16 г. Волгограда. Эмпирическую выборку составили 49 подростков в возрасте от 13 до 14 лет. Из них 19 человек – ученики 6-го класса, 30 человек – ученики 7-х классов; 23 мальчика и 26 девочек. Также в исследовании принимали участие 27 родителей (матерей).
Методики исследования. В настоящей работе был использован следующий диагностический комплекс: 1) Опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (в модификации Л.М. Семенюк), 2) Тест межличностных отношений Т. Лири, 3) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей). Для выявления тесноты и направления связи между шкалами агрессии, доминирующим типом межличностных отношений и параметрами родительского воспитания использовался коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Анализу подвергались различия, достигающие уровня статистической значимости p<0,05. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием MS Excel 2010 и IBM SPSS Statistics v. 20.0.
Результаты и их обсуждение. Первое направление анализа эмпирических данных состояло в определении выраженности агрессии у подростков исследуемой выборки. По показателям (баллам) «индекса агрессивности» (21±4 – норма) и «индекса враждебности» (6,5-7 ±3– норма), полученным с помощью методики, подростки были распределены на группы:
1) более агрессивные / более враждебные – учащихся с высокими показателями индексов агрессивности / враждебности (выше нормы);
2) средне агрессивные / средне враждебные – учащихся со средними показателями индексов агрессивности / враждебности (соответствует норме);
3) менее агрессивные / менее враждебные – учащихся с низкими показателями индексов агрессивности / враждебности (ниже нормы).
Распределение подростков по группам агрессивности / враждебности представлено в табл. 1.
Таблица 1.
Выраженность агрессивности и враждебности у подростков
Тип реакций |
Количество подростков с уровнем |
|||||
выше нормы |
норма |
ниже нормы |
||||
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
|
Враждебность |
30 |
61 |
19 |
39 |
0 |
0 |
Агрессивность |
26 |
53 |
21 |
43 |
2 |
4 |
Результаты исследования (табл. 1.) свидетельствуют о повышенной степени проявления агрессивных и враждебных реакций у подростков. Так, у 61% и 53% подростков диагностированы высокие уровни враждебности и агрессивности соответственно. Нормальный уровень агрессивных и враждебных реакций выявлен у 39% и 43% респондентов. Индекс агрессивности ниже нормы продемонстрировали только 4% подростка, а низкие показатели враждебности не выявлены ни у одного испытуемого.
Анализ корреляций между шкалами опросника показал, что враждебность и агрессивность обнаруживают статистически значимые взаимосвязи со всеми проявлениями агрессивного поведения (p<0,01), за исключением чувства вины (табл. 2).
Таблица 2.
Значимые коэффициенты корреляции шкал опросника Басса-Дарки
Шкалы реакций |
||||||||||
|
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс враждебности |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
,423** |
,506** |
,582** |
,384** |
,811** |
,838** |
,470** |
- |
|
,652** |
Индекс агрессивности |
,695** |
,726** |
,697** |
,380** |
,586** |
,483** |
,853** |
- |
,652** |
|
Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.
При этом враждебность наиболее тесно связана с обидой и подозрительностью подростков, а общая агрессивность – с косвенной и вербальной агрессией. Полученные результаты свидетельствуют о том, общая негативная, недоверчивая позиция подростков по отношению к окружающим выражается преимущественно в форме зависти и ненависти в сочетании с недоверием и осторожностью по отношению к другим людям. Активное же выражение негативных чувств учащихся подросткового возраста к окружающим осуществляется обходными путями (в виде злобных шуток, сплетен), ненаправленной агрессией или через содержание словесных ответов (ругань, угрозы, проклятия и др.).
На основании результатов исследования по опроснику межличностных отношений Т. Лири подростки исследуемой выборки были распределены на группы в зависимости от степени выраженности того или иного типа межличностных отношений (низкая, умеренная, высокая, экстремальная). Высокая и экстремальная выраженность типов показана в табл. 3.
Таблица 3.
Выраженность типов межличностных отношений у подростков
Типы отношений |
Количество подростков с уровнем |
|||
высоким |
экстремальным |
|||
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
|
Авторитарный |
17 |
34,6 |
12 |
24,4 |
Эгоистичный |
16 |
32,6 |
7 |
14,2 |
Агрессивный |
18 |
36,7 |
9 |
18,3 |
Подозрительный |
13 |
26,5 |
7 |
14,2 |
Подчиняемый |
15 |
30,6 |
4 |
8,1 |
Зависимый |
6 |
12,2 |
6 |
12,2 |
Дружелюбный |
20 |
40,8 |
8 |
16,3 |
Альтруистический |
20 |
40,8 |
8 |
16,3 |
Как видно из табл. 3., в межличностных
отношениях подростков представлен широкий репертуар направленностей в общении.
В то же время у 34,6% и 24,4% респондентов отмечается высокий и экстремальный
уровни авторитарного типа отношений, что свидетельствует о диктаторских,
властных типах личности, лидирующих во всех видах групповой деятельности.
Следует отметить, что у 32,6 % и 14,2% респондентов отмечается высокий и
экстремальный уровни эгоистичного типа отношений, что свидетельствует о
расчетливой и независимой личности, которая стремиться быть над всеми в
группе. Основным показателем в данной методике остается агрессивный тип отношений,
где у 36,7% и 18,3% респондентов отмечается высокий и экстремальный уровни, что
свидетельствует о враждебных, агрессивных реакций к окружающим Результатом
проведения методики было определения основных цифровых индексов «Доминирование»
и «Дружелюбие» с помощью формул. Так, у 83,6 % подростков зафиксировано
положительное значение индекса «Доминирование», что свидетельствует о
выраженном лидерстве в общении, которое может переходить в неконтролируемые
проявления агрессивных реакций подростка. Отрицательное значение индекса
«Дружелюбие» отмечено у 51 % респондентов, что свидетельствует об агрессивно
конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной
деятельности подростков.
Анализ корреляций между агрессивным поведением и типами межличностных отношений подростков показал, что агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый и дружелюбный типы отношений обнаруживает статистически значимые взаимосвязи с большинством форм агрессивного поведения(p<0,01), за исключением физической и вербальной агрессии, а также негативизма и обиды (табл. 4.).
Таблица 4.
Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением и типом межличностных отношений подростков
Формы агрессивного поведения |
Типы межличностных отношений |
|||||||
Авторитарный |
Эгоистический |
Агрессивный |
Подозрительный |
Подчиняемый |
Зависимый |
Дружелюбный |
Альтруистический |
|
Физическая агрессия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Косвенная агрессия |
|
|
,282* |
|
|
|
|
|
Раздражение |
|
|
|
|
,295* |
,306* |
,344* |
|
Негативизм |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обида |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подозрительность |
|
|
,351* |
,353* |
|
,410** |
,394** |
|
Вербальная агрессия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чувство вины |
|
|
|
|
|
,323* |
|
|
Индекс враждебности |
|
|
|
,283* |
|
|
,302* |
|
Индекс агрессивности |
|
|
|
|
,284* |
|
|
|
Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.
Как видно из табл. 4., наибольшее количество связей типов межличностных отношений обнаруживается со шкалой агрессивного поведения «подозрительность». Высокий уровень недоверия и осторожности подростков значимо коррелирует с агрессивным, подозрительным, зависимым и дружелюбным типом отношений. Шкала агрессивного поведения «раздражительность» наиболее тесно связана с подчиняемым, зависимым и дружелюбным типами отношений. Агрессивное поведение по косвенному типу коррелирует с агрессивным типом отношений подростков.
Примечательно, что враждебность как внутреннее негативное переживание окружающих людей связана с подозрительным и дружелюбным типом отношений. Общая агрессивность коррелирует с подчиняемым типом отношений. Авторитарный, эгоистический и альтруистический типы отношений не обнаруживают значимых связей с агрессивным поведением подростков.
При рассмотрении результатов исследования по методике И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок» нас, прежде всего, интересовало отражение характерных черт взаимодействия и отношений родителей (матерей и отцов) в восприятии детей. В табл. 5. представлена выраженность стилевых особенностей материнского взаимодействия в оценках подростков исследуемой выборки.
Таблица 5.
Выраженность
параметров материнского взаимодействия (в
оценках подростков)
Параметры взаимодействия |
Низкий |
Пониженный |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
|||||
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
|
Нетребовательность – требовательность |
5 |
10,2 |
2 |
2 |
28 |
57,1 |
9 |
18,3 |
5 |
10,2 |
Мягкость – строгость |
1 |
2 |
11 |
22,4 |
18 |
36,7 |
11 |
22,4 |
8 |
16,3 |
Автономность – контроль |
0 |
0 |
13 |
26,5 |
4 |
8,1 |
25 |
51 |
7 |
14,2 |
Эмоциональная дистанция – близость |
2 |
2 |
14 |
28,5 |
8 |
16,3 |
11 |
22,4 |
14 |
28,5 |
Отвержение – принятие |
11 |
22,4 |
6 |
12,2 |
11 |
22,4 |
12 |
24,4 |
9 |
18,3 |
Отсутствие сотрудничество – сотрудничество |
6 |
12,2 |
15 |
30,6 |
3 |
6,1 |
10 |
10,2 |
15 |
30,6 |
Несогласие – согласие |
2 |
2 |
11 |
22,4 |
9 |
18,3 |
24 |
48,9 |
3 |
6,1 |
Непоследовательность – последовательность |
6 |
12,2 |
2 |
2 |
7 |
14,2 |
7 |
14,2 |
27 |
55,1 |
Авторитетность родителя |
6 |
12,2 |
9 |
18,3 |
3 |
6,1 |
24 |
48,9 |
7 |
14,2 |
Удовлетворённость отношениями |
3 |
6,1 |
5 |
10,2 |
13 |
26,5 |
14 |
28,5 |
14 |
28,5 |
Как видно из табл. 5., респонденты – 51% отмечают повышенный уровень контролирующего отношения матери к ним, что свидетельствует о подавляющей самостоятельности подростков, которое может проявляется в низкой автономии. Высокий уровень респондентов (28,5 %) отмечают материнскую близость, которая может восприниматься подростками, как опека, приводящая к отсутствию самостоятельности. Авторитетность повышено оценивают 48,9 % респондентов, что свидетельствует о доминирующей позиции матери в отношениях. Следует отметить, что у 55,1% подростков диагностирован высокий уровень последовательности в отношениях с матерью. Основной показатель методики – удовлетворённость отношений, 28,5 % респондентов отмечают повышенный и высокий уровень данного параметра по отношению к матери, что свидетельствует о положительном статусе отношений в целом.
Результаты корреляционного анализа агрессивного поведения подростков и их представлений о стиле материнского воспитания представлены в табл. 6.
Таблица 6.
Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением
и особенностями материнского взаимодействия (оценки подростков)
Формы агрессивного поведения |
Параметры материнского взаимодействия |
|
Автономность-контроль |
Удовлетворенность отношениями |
|
Физическая агрессия |
|
,297* |
Негативизм |
|
,282* |
Чувство вины |
-,330* |
|
Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.
Как видно из табл. 6., обнаружена обратная корреляция между материнским контролем и чувством вины как проявления агрессивного поведения подростков. Вместе с тем, высокий уровень эмоциональной близости и согласия с мнением ребенка обеспечивает достаточный авторитет матери и удовлетворенность отношениями с ней. Примечательно, что негативизм и физическая агрессия положительно взаимосвязаны с благополучием в отношениях подростками с матерями.
Обратимся к анализу результатов исследования представлений подростков о характере отцовского взаимодействия и воспитания (табл. 7.).
Таблица 7.
Выраженность
параметров отцовского взаимодействия (в
оценках подростков)
Параметры взаимодействия |
Низкий |
Пониженный |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
|||||
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
|
Нетребовательность – требовательность |
5 |
11,1 |
3 |
6,6 |
14 |
31,1 |
14 |
31,1 |
9 |
20 |
Мягкость – строгость |
7 |
15,5 |
4 |
8,8 |
15 |
33,3 |
14 |
31,1 |
5 |
11,1 |
Автономность – контроль |
1 |
2,2 |
13 |
28,8 |
3 |
6,6 |
17 |
37,7 |
11 |
24,4 |
Эмоциональная дистанция – близость |
5 |
11,1 |
10 |
22,2 |
9 |
20 |
13 |
28,8 |
8 |
17,7 |
Отвержение – принятие |
11 |
24,4 |
1 |
2,2 |
13 |
28,8 |
10 |
22,2 |
10 |
22,2 |
Отсутствие сотрудничество – сотрудничество |
6 |
13,3 |
13 |
28,8 |
3 |
6,6 |
10 |
22,2 |
13 |
28,8 |
Несогласие – согласие |
3 |
6,6 |
6 |
13,3 |
6 |
13,3 |
25 |
55,5 |
5 |
11,1 |
Непоследовательность – последовательность |
7 |
15,5 |
1 |
2,2 |
8 |
17,7 |
4 |
8,8 |
25 |
55,5 |
Авторитетность родителя |
3 |
6,6 |
6 |
13,3 |
5 |
11,1 |
15 |
33,3 |
16 |
35,5 |
Удовлетворённость отношениями |
2 |
4,4 |
5 |
11,1 |
13 |
28,8 |
9 |
20 |
16 |
35,5 |
Как видно из табл. 7, повышенные уровень согласия отца отмечают 55,5% респондентов, что свидетельствует об одобрении жизненных ситуаций по отношению к подростку. Высокий уровень последовательности в отношениях с отцом диагностирован у 55,5% подростков. Сотрудничество отца в отношениях демонстрируют 22,2% и 28,8% респонденты на повышенном и высоких уровнях. В целом респонденты – 35,5% отмечают на высоком уровне авторитетность отца и удовлетворённость отношениями в целом, что подтверждает значимость и важность взаимоотношений.
Результаты корреляционного анализа агрессивного поведения подростков и их представлений о стиле отцовского воспитания представлены в табл. 8.
Таблица 8.
Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением
и особенностями отцовского взаимодействия (оценки подростков)
Формы агрессивного поведения |
Параметры материнского взаимодействия |
|
Автономность-контроль |
Нетребовательность-требовательность |
|
Подозрительность |
,323* |
|
Негативизм |
,307* |
|
Чувство вины |
-,455* |
-,304* |
Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.
Вместе с тем, выраженный контроль со стороны отцов повышает чувство вины у детей, а излишняя автономия от отцовского воспитания усиливает негативизм и подозрительность подростков. Результаты корреляционного анализа показывают большую связь агрессивного поведения подростков с восприятием отцовского стиля воспитания.
В эмпирическом исследовании принимали участие 27 матерей, которые отвечали на вопросы зеркального варианта опросника. В табл. 9. показано, что у 40,7% матерей был отмечен пониженный результат параметра сотрудничества по отношению с подростками, что свидетельствует об отсутствии партнерских отношений родителя и ребенка. Потребность родителей в дружеских отношениях с ребенком свидетельствует повышенный уровень близости, его отмечают 40,7% респондентов. Данные таблицы свидетельствуют о высоком уровне строгости родителей 44,4% по отношению к детям.
Таблица 9.
Выраженность
параметров родительского взаимодействия (в
самооценках матерей)
Параметры взаимодействия |
Низкий |
Пониженный |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
|||||
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
аб/ч |
% |
|
Нетребовательность – требовательность |
9 |
33,3 |
8 |
29,6 |
0 |
0 |
3 |
11,1 |
7 |
25,9 |
Мягкость – строгость |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
25,9 |
8 |
29,6 |
12 |
44,4 |
Автономность – контроль |
4 |
14,8 |
1 |
3,7 |
14 |
51,8 |
3 |
11,1 |
5 |
18,5 |
Эмоциональная дистанция – близость |
1 |
3,7 |
0 |
0 |
9 |
33,3 |
11 |
40,7 |
6 |
22,2 |
Отвержение – принятие |
3 |
11,1 |
0 |
0 |
6 |
22,2 |
10 |
37 |
8 |
29,6 |
Отсутствие сотрудничество – сотрудничество |
2 |
7,4 |
11 |
40,7 |
8 |
29,6 |
2 |
7,4 |
4 |
14,8 |
Несогласие – согласие |
9 |
33,3 |
5 |
18,5 |
6 |
22,2 |
2 |
7,4 |
5 |
18,5 |
Непоследовательность – последовательность |
2 |
7,4 |
6 |
22,2 |
8 |
29,6 |
7 |
25,9 |
4 |
14,8 |
Авторитетность родителя |
3 |
11,1 |
3 |
11,1 |
7 |
25,9 |
7 |
25,9 |
7 |
25,9 |
Удовлетворённость отношениями |
4 |
14,8 |
7 |
25,9 |
5 |
18,5 |
5 |
18,5 |
6 |
22,2 |
Близкие результаты с ответами подростков отмечены по параметру авторитетность, где родители 25,9% демонстрируют повышенный и высокий уровень по отношению к детям. Интересным остается тот факт, что матери (33,3 % и 29,6 %) отмечают низкий и пониженный уровни собственной требовательность во взаимоотношениях с подростками, но при этом выявлено, что родители, 51,8%, диагностируют средний уровень контроля во взаимоотношениях.
Результаты корреляционного анализа агрессивного поведения подростков и их самооценок своего стиля воспитания матерями представлены в табл. 10.
Таблица 10.
Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением
и особенностями материнского взаимодействия (самооценки матерей)
Формы агрессивного поведения |
Параметры материнского взаимодействия |
|
Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость |
Нетребовательность-требовательность |
|
Физическая агрессия |
-,489** |
|
Раздражительность |
,508** |
|
Негативизм |
-,459* |
|
Чувство вины |
,458* |
|
Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.
Как видно из табл. 10., агрессивное поведение подростков в большей степени связано с эмоциональной дистанцией-близостью матерей. Физическая агрессия и негативизм возрастают по мере возрастания дистанции матерей, а чрезмерная эмоциональная близость порождает раздражительность и негативизм подростков.
Анализ результатов, полученных по этим методикам, позволяет сделать следующие выводы.
1. У большинства подростков отмечается готовность к агрессивным реакциям, причем у части учащихся показатели враждебности и агрессивности существенно превышают норму. Враждебность к окружающим подростки переживают преимущественно в форме зависти и ненависти в сочетании с недоверием и осторожностью. Активное же выражение негативных чувств к другим людям чаще осуществляется в форме косвенной или вербальной агрессии.
В профиле агрессивного поведения подростков доминируют подозрительность и физическая агрессия, причем использование физической силы против других людей в большей степени свойственно мальчикам. Для девочек наиболее характерны реакции раздражительности, выражающиеся в готовности при малейшем возбуждении к проявлению резкости, вспыльчивости, грубости. Различия по этим показателям статистически достоверны.
2. В межличностных отношениях большинства подростков преобладают доминирующие и агрессивные тенденции, которые обнаруживают значимые корреляции с разными формами агрессивного поведения. Подозрительность как форма враждебности значимо коррелирует с агрессивным, подозрительным, зависимым и дружелюбным типом отношений подростков. Раздражительность наиболее тесно связана с подчиняемым, зависимым и дружелюбным типами отношений. Подчиняемый тип обнаруживает взаимосвязь с общей агрессивностью подростков.
3. В представлениях подростков о характере материнских воспитательных воздействий, прежде всего, отражаются контролирующая функция матери в сочетании с ее последовательностью в требованиях и применении поощрений и наказаний. При этом обнаружена обратная корреляция между материнским контролем и чувством вины как проявления агрессивного поведения подростков. Вместе с тем, высокий уровень эмоциональной близости и согласия с мнением ребенка обеспечивает достаточный авторитет матери и удовлетворенность отношениями с ней. Примечательно, что негативизм и физическая агрессия положительно взаимосвязаны с благополучием в отношениях подростками с матерями.
4. Отцовский стиль воспитания воспринимается большинством подростков как последовательный в требованиях, ориентированный на согласие и сотрудничество с детьми. При этом по шкале «сотрудничество» отцы получают более высокие оценки по сравнению с матерями. Возможно, с этим связана большая авторитетность отцов в представлениях подростков. Вместе с тем, выраженный контроль со стороны отцов повышает чувство вины у детей, а излишняя автономия от отцовского воспитания усиливает негативизм и подозрительность подростков. Результаты корреляционного анализа показывают большую связь агрессивного поведения подростков с восприятием отцовского стиля воспитания.
5. Оценки матерей своего стиля воспитания свидетельствуют о конфликтности детско-родительских отношений. Так, по мнению матерей, у них доминирует эмоциональная близость в сочетании с выраженной строгостью, а высокий уровень принятия ребенка сочетается с низким уровнем согласия с ним. Кроме этого, большинство матерей отмечают недостаточное сотрудничество в отношениях с подростками. При этом, матери в меньшей степени удовлетворены отношениями с детьми, чем подростки.
Агрессивное поведение подростков в большей степени связано с эмоциональной дистанцией-близостью матерей. Физическая агрессия и негативизм возрастают по мере возрастания дистанции матерей, а чрезмерная эмоциональная близость порождает раздражительность и негативизм подростков.
Результаты констатирующего этапа исследования были положены в основу проектирования и реализации психолого-педагогической коррекционной программы для подростков, имеющих высокий уровень агрессивного поведения.
Литература
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель-Пресс; ЭКСТО-Пресс, 2000.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. … канд. психол. наук, М, 1986.
Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. М.: Независимая компания «Класс», 1998.
Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60—72. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=57238 (дата обращения: 17.04.2020).
Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Kuznecova_Abramova.phtml (дата обращения: 17.04.2020).
Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 168-174.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. № 5. Т. 17. С. 3-18.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. №1. С. 27-32.
Чепракова Е.А. Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.
Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981.
Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы / пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.