Дата проведения: 12.04.2014 г.
Время: 13:00 – 13.40 мин.
Место проведения: МОУ ДЮЦ г. Волгограда, каб. № 7.
Тема: "Пасхальный сувенир".
Тип занятия: мастер-класс
Цель: Выполнение пасхального гнездышка.
Задачи:
воспитание чувства любви к Родине и ее традициям, уважения и понимания творчества народных мастеров;
формирование у учащихся знаний по истории декоративно-прикладного искусства;
обучение и закрепление ранее приобретенных навыков работы с соленым тестом при выполнении сложных композиций;
создание условий для развития у детей логического и творческого мышления, быстроты реакции, сообразительности.
Ход занятия
1. Организационная часть.
подготовка рабочего места,
организация внимания учащихся,
техника безопасности.
2. Теоретическая часть.
Постановка цели и дидактических задач занятия.
Раскрытие содержания темы:
Ребята, сегодня мы будем лепить гнездышко. Давайте представим, как птичка убирает свое гнездышко к празднику Пасхи. В этом гнездышке появляется красное яйцо символ пасхального праздника.
“Дорого яичко к Христову дню" – так гласит известная русская пословица.
В христианстве крашеное яйцо является символом Воскресения и главным атрибутом Пасхи. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре после вознесения Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Первоначально, в другие цвета кроме красного, яйца не красили. Но позже начали окрашивать, а также стали писать изречения, рисовать пейзажи.
3. Практическая часть.
Составление эскиза композиции;
Лепка основной формы гнездышка;
Лепка деталей оформления;
Сборка деталей оформления по форме гнездышка.
4. Подведение итогов.
Просмотр готового изделия.
Анализ выполненной композиции.
Исправление ошибок.
5. Уборка рабочего места.
Наглядные и дидактические материалы:
копии икон, кулич, крашеные яйца, полотенце, корзинка.
варианты текстов, документов связанные с пасхальной традицией.
фотографии пасхальных сувениров.
Оборудование, материалы, инструменты, реквизит.
принадлежности для лепки (соленое тесто, скалки, стеки, тряпки, баночки с водой);
ноутбук;
экран.
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. Москва. Просвещение, 1988.
2. Лебедев О.Е., Катунова М.В. и др. Дополнительное образование детей. - М., “Владос”, 2000.
3. Величко Н.К. Энциклопедия «Роспись». - М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.
4. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М., “Творческий центр СФЕРА”, 2006.
5. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках рисования. - М. “Просвещение”, 1998.
6. Изольда К. Солёное тесто. - М. “АСТ-ПРЕСС”, 2001.
7. Сахарова М. И. «Тесто в будни и праздники вместе с детьми» Москва 2002.