Формирование эколого-правовой культуры старшеклассников средствами наглядного обучения


Авторы: 
- Вербина И. С. - подписаться на статьи автора
- Хорошенкова А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Июнь 2020

Особенности формирования эколого-правовой культуры старшеклассников невозможно без выявления существенных характеристик понятия «эколого-правовая культура». Официально, определение эколого-правовой культуры не закреплено, так как еще мало изучено. Очень важное замечание дали В.В. Бахарев и Р.Р. Мукминов: «сегодня больше говорят об отсутствии эколого-правовой культуры, необходимости повышения ее уровня и о влиянии этого явления на экологический правопорядок и экологическую безопасность, но в достаточной мере не исследуют сам употребляемый термин»[1].

Чтобы лучше разобраться в термине «эколого-правовая культура», обратимся сначала к авторам многочисленных работ по праву В.Н. Карташову и М.Г. Баумовой; они считают, что правовая культура – это совокупный личный (знания, навыки, умения, мастерство и т.п) и внешне выраженный юридический опыт социальных групп, классов, наций человечества (социально-правовая память), направленный на прогрессивное развитие людей, их коллективов, организаций и общества в целом. Существуют и другие толкования термина «правовая культура»: «Система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей» (В.И. Каминская. А.Р. Ратинов); а также: «Совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества» (Н.Н. Вопленко).

Таким образом, можно сделать вывод, что эколого-правовая культура это- общественно значимый, урегулированный нормами права способ деятельности в области познания и воздействия на окружающую среду, в том числе эффективную защиту и рациональное использование природных ресурсов [5].

По нашему мнению, экологическая культура представляет собой совокупность идеологии человека и его психологическое состояние по отношению к окружающей среде. Эколого-правовую культуру можно сформировать с помощью осмысления закона, его последствий. Это значит не просто получить информацию о окружающей среде и еë значении.

Человек, который причисляет себя к экологизированному типу правосознания должен понимать, что ему должны быть присущи следующие признаки: лояльное отношение к праву, приоритет в выборе интересов общества, а не личности, а также закон в жизни этого человека должен служить фундаментом в системе ценностей. Д.О. Буркин замечает очень важную особенность в человеке. Если, с одной стороны, в нем преобладает экологическое сознание, а, с другой, отсутствует правосознание, то таких людей можно назвать экологическими экстремистами [2]. Экологические экстремисты пользуются силовыми методами, направленным на дестабилизацию или прекращение работы промышленных предприятий. В следствии такого не правомерного поведения, под угрозу попадают работники организации и техническая база предприятия. Такая ситуация произошла 22 июня 2013, экологические экстремисты подожгли буровые установки и автомобили принадлежащие ООО «Уральская горно-металлургическая компания - Холдинг». Компания занимается добычей руды и производством металла. Во время поджога пострадал охранник. В результате предприятию был причинен имущественный вред в размере 57 млн рублей [4]. Действия защитников природы обоснованы с точки зрения экологии, но в то же время посягают на объекты, охраняемые законом.

К сожалению, в правовом поле экологии экстремизм является не единственной проблемой. Многие страны стремятся обеспечить себя необходимыми экономическими и энергетическими ресурсами. При этом забывая о экологии и местных жителях. К примеру, в России развивается атомная энергетика. Правительство готовится построить атомные электростанции в Нижегородской и Костромской областях. Однако, население против этой стройки. Также из-за строительства в Красноярском крае гидроэлектростанции возможно затопление исконных территорий местных жителей [3].

А.В. Савин предлагает следующие меры по борьбе с экологическим экстремизмом:

1. Открытая информация для граждан по разработке тех или иных проектов. Скрытие информации от граждан должно влечь уголовную ответственность.
2. Субъект хозяйственной деятельности должен публиковать в СМИ информацию о воздействии на окружающую среду.
3. Дополнить экологической практикой выпускные работы студентов по направлению подготовки менеджмент и экономика.
4. Организовывать конкурсы на разработку технологий по спасению и улучшению экологии.

Таким образом, из анализа практической деятельности можно сказать, что экологическая культура зависит от степени сформированности эколого-правовой культуры.

Эколого-правовая культура является важным средством для разрешения проблем в области охраны окружающей среды. Люди должны обладать экологической осведомленностью, благодаря которой они сформируют и экологическую, и правовую культуру. Такое взаимодействие            позволит человеку достичь гармонии с природой. Экологическая    культура    является неотъемлемой частью общей культуры человека, и не должна оставаться на низком уровне.

Государство ставит перед собой задачу повысить уровень эколого-правовой культуры. Какие меры стоит предпринять? Стоит начать с малолетних и школьников. Можно начать с создания экологических отрядов. Привить любовь к природе. Так же можно привлекать и местное население в такие отряды. В школах преподавать право с акцентом на экологические реалии. Для студентов стоит усилить курс по «Основы права» с уклоном на знание экологических обязанностей и научить применять и использовать знания на практике. А на население стоит воздействовать через средства массовой информации, литературу, кино, театр и т.п. Многие зарубежные страны давно идут по пути развитию экологической правовой культуры с самого детства. Например, в Германии действует специальная программа для детского сада, где проводятся занятия по правовым вопросам, акции, игры. В Японии уже с 4-х летними детьми проводятся мероприятии по воспитанию гражданского долга. Таким образом, человек будет всю жизнь получать образование.

Стоит сказать о том, как человек воспринимает обязанности в экологических правоотношениях. Одни исполняют обязанности, чтобы избежать наказания. Страх перед позором, возможно даже на всю страну, выплаты штрафа в крупных размерах, заставляют выполнять закон. Для других правомерное поведение не является необходимостью, а воспринимается как единственно возможное, соответствующее целям охраны окружающей среды и природных объектов и являющееся гарантом не только правопорядка, но и дальнейшего гармоничного развития общества и природы. Другое поведение может лишь ухудшить экологическую ситуацию в стране или в мире.

Причиной поведения такого отношения в сфере охраны окружающей среды может являться экологический пессимизм, так как убежденность в безвыходном положении человечества и неизбежном наступлении экологической катастрофы ставит под сомнение необходимость предпринимать меры по защите природе и подчинять свою деятельность нормам права. Убеждение в таком исходе событий может привести к формированию правового нигилизма.

Таким образом, развитие эколого-правовой культуры немыслимо без воспитания общей экологической культуры. Эколого-правовая культура является более узким понятием по отношении к правовой культуре. Наличие знаний в сфере экологии и права развивает ценностное отношение к природе и ставит человека причастным к происходящему вокруг. Эколого-правовая культура проявляется в активных действиях людей, стремящихся сохранить и защитить окружающую среду.

В педагогике наглядные методы одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании. Наглядные методы обучения направлены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с изучаемым предметом, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т.п [5]. Особенностью данных методов является то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами. Наглядные методы помогают реализовать дидактические принципы обучения, обогатить методику преподавания, увеличить эффективность и продуктивность урока, развивать у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. [6]

Таким образом, можно дать определение наглядному обучению. Наглядное обучение – это обучение при котором представления и понятия формируются на основе непосредственного изучения явления или его изображения.

Раскрывая методику преподавания права, стоит упомянуть о видах наглядности:

  1. Предметная наглядность. Этот вид предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных объектов или их моделей. На уроках права это может быть сайт министерства экологии и природных ресурсов.
  2. Изобразительная наглядность. Предполагается использовать научно-обоснованные памятники или реконструкции прошлого (фотографии, модели и т.д). Например: как выглядели природные ландшафты до экологических катастроф.
  3. Условно-графическая. Под этим видом понимаются схемы, диаграммы, таблицы, которые отражают сущность правовых явлений, их динамику и подводит к пониманию закономерностей. Например: как менялось число вредных выбросов в атмосферу в течение 100 лет.

Так как условно-графическая наглядность самая распространенная и удобная, логично сказать о видах схем:

  1. Структурная схема, которая отражает компоненты изучаемого объекта и показывает их взаимосвязь.
  2. Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс и его составные части в виде логической цепочки, помогающие проследить причинно-следственные связи. Например: «Источники экологического права» На уровне Федерации Конституция РФ→Федеральные конституционные законы →Федеральные законы, кодексы →Подзаконные акты
  3. Поисковые схемы предполагают ставить к каждому из элементов схемы продуктивно-познавательный вопрос. Например: кто имеет право вносить законодательную инициативу?

Таблицы тоже относятся к наглядным методам обучения. С помощью текста документа или слова учителя, школьник учиться выделять главную мысль, структурировать полученный материал. [4] 

Диаграммы и графики как наглядный метод в обучении праву отражают количественные и качественные изменения правовых явлений. Показывают темпы и тенденции их развития. В основном прием работы с диаграммой и графиком это сравнение единиц одного критерия.

Во многих школах сейчас преобладает новый метод работы со школьниками средствами видеонаглядности. Какие требования должен выполнить учитель для лучшего эффекта:

  1. Соотнести тему и цели урока;
  2. Материал должен соответствовать психолого-возрастным особенностям учащихся;
  3. Продумать оптимальное время вставки видеоматериала на уроке;
  4. Перед просмотром видеофрагмента, школьникам должна предлагаться система вопросов и заданий, которые обсуждаются после просмотра этого фрагмента.
  5. Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции.

Таким образом, наглядные методы обучения имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными кусочками. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

С юридической стороны в России есть всё необходимое для поддержания экологии на стабильно хорошем уровне и обеспечения восстановления повреждённых участков биогеоценоза. Однако, юриспруденция не учитывает один из важнейших факторов - человеческий. А выражается он именно в эколого-правовой культуре граждан. Но на пустом месте она не появится даже у самого ответственного человека. В этом и должно помочь обучение в школе. Чтобы каждый человек со школьных лет начал осознавать важность соблюдения своих обязанностей и прав по отношению к окружающему миру, природе. И в первую очередь стоит определить само понятие эколого-правовой культуры.

Поскольку этот термин не закреплён государственными стандартами, остаётся изучить мнения наиболее авторитетных учёных и методистов в данной области правовой науки, провести их анализ. В результате можно составить универсальное, обобщённое определение эколого-правовой культуры: это способ жизнедеятельности, опирающийся на нормы права личный и социальный опыт по полезному и безвредному взаимодействию с окружающей природной средой, направленный на её защиту, рациональное использование и, при необходимости, восстановление. Ряд авторов, затрагивающих в своих работах тему экологического права, таких как Буркин Д.О, Бахарев В.В, Савкин А.В, предлагают свои методы и приемы по улучшению эколого-правовой ситуации в стране, но в одном они схожи, что люди должны получать полную информацию о экологической ситуации и знать свои права и обязанности.

Нужно отметить, что при вовлечении в вопросы экологии не стоит забывать и о правосознание. Ведь если это произойдёт, то повлечёт за собой возникновение экологического экстремизма, который в свою очередь, может превратить благие намерения в действия, карающиеся уголовной ответственностью. Но правильное экологическое правовое воспитание в школе должно создать в головах учеников полную картину, включающую в себя и то, что всякое стремление не должно выходить за рамки разумного.

Одним из методов преподавания, считающимся наиболее эффективным ввиду визуализации, упрощающей восприятие, является наглядное обучение. Его характерной чертой служит то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами. Наглядное обучение имеет три подвида (предметная, изобразительная, условно-графическая), которые помогают учителю выбрать наиболее подходящий тип урока в зависимости от темы. Для учителя, на уроках права лучше использовать графики, таблицы и диаграммы, помогающие подробно и без лишней перегруженности текстом и числами, отобразить необходимую информацию.

Литература

1. Бахарев, В.В. Эколого-правовая культура общества / В.В. Бахарев, Р.Р. Мукминов // Человек, общество, природа: экологические и правовые аспекты: материалы докладов всероссийской научно-практической конференции, 4 мая 2007 года. - Казань: Познание, 2007. - С. 28.

2. Буркин, Д.О. Правовое образование в механизме формирования эколого-правовой культуры: дис. канд. юр. наук: 12.00.01 / Д.О. Буркин. - Краснодар, 2014. - С - 25.

3. Плотина. Нет! Раздел Эвенкийская ГЭС [Электронный ресурс].- URL :http://www.plotina.net/news/evenk/ (дата обращения 6.10.19)

4. Разбегаева Л. П. , Хорошенкова А. В. Правовое образование в контексте новых образовательных стандартов. - Вестник Волгоградской Академии МВД России. 2014. №4(31).с.100-111.

5. Савин, А.В. Экологический экстремизм как новый вызов экономической безопасности промышленных организаций в России / А.В. Савин // Вестник университета. - 2016. - № 6. - С. 101.

6. Хорошенкова А. В. Основы права (элективный курс по изучению правовых дисциплин)/ Волгоград, 2006. Сер. Школа.

7. Эколого-правовая культура [Электронный ресурс].-URL: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/osnovy_pravovoy_kultury/ekologicheskaya_pravovaya_ku... (дата обращения 6.10.19)