За последнее время в России появилось немало учебников и учебных пособий по общей и социальной философии, авторы которых пытаются преодолеть теоретические недостатки учебника «Введение в философию», написанного коллективом тогда еще советских философов под общей редакцией ныне покойного академика И. Т. Фролова. Кстати сказать, этот учебник у нынешнего студенчества пользуется спросом.
Однако опубликованные учебники и учебные пособия по философии пока еще остаются сборниками высказываний классиков философской мысли по различным проблемам общей и социальной философии. В них не раскрывается смысл и методологическое значение категориального аппарата, обходятся стороной теоретические вопросы, связанные с социально-экономическими процессами, которые происходят в современном мире. Даже значительная часть преподавательского состава, используя имеющуюся философскую литературу, не может объяснить молодым людям, куда идет современное человечество.
Рецензенту известны данные о проверке знаний по философии у значительной части студентов некоторых вузов столицы, которые подвергались аттестации. Почти все опрошенные на вопрос проверяющих: «Какие знания для понимания будущего России дает им изучение философии?» отвечали однотипно: «Ничего из этих знаний она им не дает». А некоторые студенты даже давали обоснованные критические оценки приобретенных ими учебников. Жаловались и на их дороговизну.
Мое мнение полностью совпадает с позицией рецензируемого учебника. Вот что пишет главный редактор этого учебника проф. И. А. Гобозов в предисловии: «Социальная философия – в нашей стране сравнительно молодая дисциплина. Однако за последние несколько лет уже появились десятки монографических исследований, учебников и учебных пособий, посвященных социально-философской проблематике. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в большинстве работ нет четкого представления о социальной философии. Вместо строгого научного анализа идут спекулятивные и пустые рассуждения о частных проблемах социальной философии. Не используется категориальный аппарат для построения тех или иных теоретических конструкций. Но без категорий, отражающих наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, внутренние и объективные связи социальной и природной действительности, нет науки. Именно с помощью категорий можно проникнуть в сущность тех или иных явлений объективной действительности. А разве можно анализировать социум без использования диалектики как учения о развитии, о единстве противоположностей? Утверждается, что диалектика уже устарела, поскольку социальный мир очень изменился и это будто бы требует других подходов его исследования, что к тому же она якобы вносит путаницу в научное познание, поскольку многие ее сторонники от имени диалектики используют для подтверждения своих теоретических тезисов софистику и казуистику. При этом упускается, что «в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще» (Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1974. Т. 1. С. 206).
Что же нам предлагается взамен категорий как инструментов познания и взамен диалектики? Ни к чему не обязывающий дискурс. Идут бесконечные разговоры по поводу тех или иных социально-философских проблем, но нет их решения» (с. 3).
К сказанному добавим, что многие авторы учебных пособий при изложении тех или иных проблем общества теряют гносеологические и методологические ориентиры их анализа. А некоторые пытаются наполнить свои учебники как можно большим числом высказываний представителей различных философских школ по излагаемым вопросам, но предпочитают скрывать свои собственные взгляды, связанные с оценкой цитированных положений. Создается впечатление, что эти авторы свою работу перекладывают на плечи студента, который будто бы способен осуществить философский синтез.
Рецензент считает, что в современной России есть философы, которым под силу творчески развивать материалистическое понимание истории. К числу этих философов относятся авторы рецензируемого учебника. Они являются убежденными сторонниками материалистического понимания истории и не подстраиваются под те или иные политические дуновения.
В учебнике опубликованы двадцать лекций, охвативших всю программу курса лекций по социальной философии. В них освещены фундаментальные положения социальной философии: предмет социальной философии, методологические проблемы социального познания, социальный детерминизм и периодизация исторического процесса, пути общественного развития, субъекты истории, глобализация и будущее человечества и др.
В лекциях, написанных проф. Ю. И. Семеновым, дается весьма оригинальный анализ общества как целостной системы. В этой связи очень интересно и на современном научном уровне изложены вопросы социальной организации, этносов, рас, наций и народов. Также на современном научном уровне освещены проблемы периодизации всемирной истории. Автор правильно подчеркивает, что теория общественно-экономической формации, вопреки ее критикам, является единственной научной теорией, способной представить всемирную историю как единый процесс, развивающийся по восходящей линии.
Довольно яркими по теоретической глубине представляются лекции проф. B. C. Грехнева, посвященные предмету социальной философии, социальному познанию и политике.
Очень интересны лекции, написанные профессорами Ю. А. Муравьевым и В. Н. Шевченко. Ю. А. Муравьев анализирует социально-философские проблемы культуры, а В. Н. Шевченко – духовную жизнь общества в целом.
Нельзя не отметить, что главный редактор учебника видный российский философ, автор многих монографий и редактор очень известного журнала «Философия и общество» проф. МГУ И. А. Гобозов написал семь лекций. В них освещены такие фундаментальные проблемы социальной философии, как природа и общество, социальный детерминизм, субъекты истории, общественный прогресс, социальное пространство и социальное время, глобализация и др. Он ввел в научный оборот такие понятия, как варианты и инварианты, детерминанты и доминанты, позволяющие глубже раскрыть суть социального детерминизма.
Нет сомнения в том, что данный учебник по социальной философии является заметным явлением в нашей социально-философской литературе. Он, безусловно, поможет студентам и аспирантам освоить фундаментальные положения социальной философии, понять современные сложные и противоречивые социально-философские процессы. Конечно, определенную пользу принесет он преподавателям социальной философии, а также всем тем, кто интересуется актуальными проблемами философии вообще, социальной философии в частности.
Но задача рецензента не сводится к тому, чтобы петь только дифирамбы. Он должен высказать и свои критические замечания, а также пожелания. Так, желательно в лекциях формулировать методологические выводы для познания однотипных явлений общества или анализировать подобные события современности. Такой метод чтения лекций и изложения материала в учебниках способствует формированию у студентов навыков логико-методологического анализа тех или иных теоретических концепций социальной философии.
В дальнейшей работе над учебником особого внимания заслуживает исследование таких понятий социальной философии, как «социальная материя», «объективация социальной деятельности», «исторический выбор», «субъективный и объективные факторы» и др. Следует больше внимания уделить законам функционирования и развития общества.
Важное место в социальной философии занимают проблемы предвидения. Они так или иначе освещены в учебнике. Но этого недостаточно. Было бы желательно посвятить специальную главу социальному предвидению, показать, что люди как субъекты истории ставят перед собой определенные цели, пытаются их осуществить и поэтому они заинтересованы в предвидении последствий своих действий.
В заключение выражаю уверенность в том, что во втором издании (нет сомнения в том, что такое издание необходимо) рецензируемого учебника будут учтены все пожелания рецензента.