Книга М. П. Мчедлова «Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России» – это фундаментальное монографическое исследование самых актуальных и являющихся предметом острой дискуссии в обществе проблем, связанных с феноменом современной религиозности; взаимоотношениями религиозных объединений с государственными институтами и гражданским обществом; религиозным компонентом этнического сознания и соотношением национальных интересов и духовно-цивилизационных критериев; ролью религии в утверждении толерантности и гражданского согласия.
Актуальность данной научной работы не вызывает сомнений. Она обусловлена резким возрастанием роли и значения религии в жизни общества, ростом числа религиозных объединений, их влияния на различные стороны социальной жизни, процесс демократизации общества, деятельность государственных институтов и определяется совокупностью обстоятельств. И, в первую очередь, необходимостью глубокого осмысления роли взаимопонимания и сотрудничества представителей многочисленных религий для современного общества; толерантности в межконфессиональных отношениях как фактора обеспечения единства и развития государства.
Автор раскрывает исторические корни тех или иных явлений и тенденций в сфере этноконфессиональных отношений, рассматривая религию как неотъемлемую часть духовных основ российской цивилизации. Характерной чертой авторского цивилизационного подхода является то, что «взаимодействие этноконфессиональных общностей, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентации. Подобные общероссийские предпочтения, по мнению автора, немыслимы без целенаправленной политики, ставящей своей целью упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере концепции единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей» (с. 22).
При этом М. П. Мчедлов справедливо критикует автора книги «Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка» Самюэля П. Хантингтона и других социологов за рассуждения о возникновении по линиям цивилизационного разлома конфликтов между христианством и исламом на глобальном уровне и в рамках одного государства. Вопреки высказываниям ряда социологов, преимущественно зарубежных, о «неизбежности в современном мире тотального противостояния, конфронтации разных типов культуры, связанных с христианством и исламом», по обоснованному и аргументированному мнению М. П. Мчедлова, евразийская Россия в силу вековых традиций «толерантного сосуществования при сохранении самобытности этноконфессиональных культур» даже своими географическими особенностями изначально «обречена на то, чтобы избежать любое противостояние по конфессиональному признаку» (с. 27).
Несомненной ценностью монографии является то, что содержащиеся в ней выводы и предложения основаны на результатах многолетних прикладных социологических исследований, проведенных со строгим соблюдением требований социологической науки. Осведомленность автора во всех изменениях религиозной ситуации подкреплена, в частности, данными, полученными в ходе постоянного мониторинга состояния религиозности в стране, осуществляемого путем систематически проводимых репрезентативных общероссийских опросов и других форм исследований.
Это дало возможность М. П. Мчедлову глубоко и всесторонне осветить вопросы, связанные с феноменом современной религиозности, социальной характеристикой и ценностными ориентациями современного верующего; особенностями религиозности различных социальных, возрастных и иных групп населения; ментальностью последователей различных религий и конфессий; социальным учением и общественным служением конфессий; религиозным компонентом этнического сознания; национальными приоритетами и духовно-цивилизационными критериями; соотношением религии и политики; утверждением толерантности.
Заключительный раздел монографии посвящен религиоведческой науке. Автор книги последовательно проводит мысль об исключительной роли религиоведения в формировании такой мировоззренческой позиции, которая заключается не в простом выборе между светскими или религиозными взглядами, но позволяет «одно-временно терпимо и уважительно относиться ко всем религиям, признанным в качестве таковых обществом» (с. 394).
Отдавая должное уважение патриотическим, гуманистическим, духовно-культурным заслугам православия, его исторической роли в жизни России, а также религиям, ставшим частью российской культуры: исламу, буддизму, иудаизму, лютеранству и др., – М. П. Мчедлов отстаивает выверенную юридическую позицию, в соответствии с которой все религиозные объединения равны перед законом, а обеспечение прав меньшинств – важный и защищаемый общепризнанными нормами международного права показатель демократичности общества.
При этом автор, развивая мысль о необходимости нахождения в правовом поле всех религиозных объединений, включая новые религиозные движения, обоснованно полагает, что при регистрации организации в качестве религиозной соответствующие государственные органы должны руководствоваться исключительно правовыми, но также обоснованными и с точки зрения религиоведческой науки критериями.
Таким образом, монография М. П. Мчедлова формирует методологическую основу для успешного решения многочисленных проблем, стоящих перед другими отраслями знаний и в том числе перед юридической наукой. Она призвана помочь широкому кругу специалистов: философов, социологов, юристов, историков, политологов и др., – работающих в сфере отношений государства и религиозных объединений, в решении теоретических и практических задач. Она также окажет помощь всем читателям, интересующимся религиозной проблематикой, в определении своих духовно-нравственных ориентиров с учетом процессов, происходящих в религиозной сфере.