Монография Н. Б. Зазаевой посвящена актуальной теме современной философии: осмыслению феномена права как сферы человеческой духовности. В наше время интерес к специфике философии права активно проявляется в различных областях научного знания: социальной философии, политологии, науках юридического цикла. Во многом этот интерес обусловлен всевозрастающей ролью, которую право начинает играть в жизни современного глобализирующегося, кризисного общества. Критическая рефлексия правовой проблематики, осуществленная автором, направлена на преодоление исторической инерции, которая наблюдается в современной абсолютизации всего комплекса правового опыта человека и узкой интерпретации его в рамках сугубо организационно-технического, институализированного аспекта политики. Опираясь на имеющиеся достижения при одновременном учете процессов в современном праве и в современной культуре, автор на высоком методологическом уровне представила в системной форме свой собственный антропологическо-ценностный подход к праву. Н. Б. Зазаева сконцентрировала свое внимание на важнейшем вопросе всякой онтологии и социально-философской проблематики: «как возможен человек, вмещающий в себя бытие?» Последовательно отвечая на поставленный вопрос, автор рассмотрела проблемы укорененности права в культуре, осмысленное бытие человека как субъекта и как «плавильного тигля» сущности права.
Создав авторскую теоретическую модель (нормативность, проект развития общества, виды коллективной идентификации, коллективная безопасность, правовые ценности – с. 9) для анализа правового бытия человека, Н. Б. Зазаева последовательно попыталась вскрыть смысловые константы идеи права в исторических векторах культуры. Исторический метод в данном случае мыслится автором не как самоцель, а как вспомогательное средство, позволяющее через логический анализ и герменевтические процедуры истолкования вскрыть социально-философскую идею права, сверить с ней наличный правовой опыт человечества и наметить пути его возможного совершенствования. В ходе реализации авторского замысла Н. Б. Зазаева обоснованно связала идею развития феномена права с последовательной сменой форм идентификации человека как субъекта права (телесной, психической, личностной).
На этапе телесной идентификации, по мнению автора, сущность идеи права только приоткрывает свое истинное содержание. Доминирование сакральной парадигмы предполагает апологетику коллективизма, неравенства, насилия, определяющих соответствующую трактовку смысла и назначения права, а также и сам подход к пониманию человека как объекта «прямого принудительного воздействия и некой пассивной данности» (с. 11).
Вторая стадия генезиса права, по мнению автора, связана с новой формой идентификации человека как носителя субъективного права – психической, которая определяет особый исторический тип правопонимания, базирующийся на национально-государственной парадигме со своими собственными политико-правовой символикой и восприятием коллективной и индивидуальной нормативности. Фаталистическо-субстанциалистское обоснование насилия, принуждения, неравенства уступает место идеям равенства, правосубъектности, самоограничения государства посредством права. Именно на этом этапе начинается актуализация бытийно-субъектного потенциала права. Ее Н. Б. Зазаева справедливо связывает с саморазвитием человека и преобразованием его внутреннего мира.
Особое внимание в монографии уделено современности. Она маркируется автором как фаза личностной идентификации, которая создает, с одной стороны, небывалые просторы для индивидуального выбора, а с другой – требует уравновешивания индивидуального эгоизма и произвола наднациональной, всемирно-граждан-ской идентичностью. Автор отмечает открытость, динамичность, окончательную несформированность этого процесса. Национально-государственная парадигма требует своего пересмотра. Объективность и неизбежность глобализации, по мнению автора, настоятельно диктуют необходимость построения нового мировоззрения. В качестве такового в книге предлагается «универсальный плюрализм, способный связать воедино все уровни и виды коллективной идентификации человека от профессиональной до этнической, национально-государственной и наднациональной, не абсолютизируя ни один из них» (с. 222). Означенные социокультурные, политические условия современности выдвигают на первый план примирительный, диалогический ресурс права и способствуют тем самым раскрытию его онтологической сущности.
Безусловной новизной отличаются положения автора об основных, сущностных качествах права, которые могут обнаружить свою максимальную проявленность в юридической практике только в рамках интерсубъективного, субъектно-субъектного отношения. К таким качествам права, прежде всего, автор относит: динамический аспект права, его проектный характер; диалектику формального и фактического равенства; единое правопонимание, свободное от крайностей юснатурализма и позитивизма. Наконец, фиксируя тенденцию мирового политико-правового процесса как универсализацию национальных юридических систем, автор формулирует понятие «наднациональное право», рассматривая его в качестве одного из важнейших свойств организации современного правопорядка.
В заключение следует отметить, что монографическое исследование охватывает огромный материал по истории философии и истории культуры, социальной онтологии и философской антропологии. Помимо правовой идеологии в работе затронута и правовая практика различных эпох. Преподнесение различных исторических перипетий бытия человека в праве осуществлено таким образом, что создано поле аргументации для высказываемых автором идей. Монография представляет большой научный интерес как для философов, так и для правоведов, что делает ее весьма актуальной в современной ситуации осмысления нарастающего кризиса международного права.