Среди большого числа различных учебников по философии, изданных в России за последние годы, внимание читателей, несомненно, привлечет и учебное пособие «Методологические основы социального познания» профессора С. И. Гончарука.
Наверное, со мной согласятся многие, что написать хороший учебник по философии, особенно по социальной философии, который отвечал бы самым высоким требованиям современного вузовского образования, очень и очень не просто. Ведь любой учебник, чтобы быть востребованным теми, кому он, собственно, и предназначен, в условиях высочайшей конкуренции предлагаемых сегодня самых различных изданий подобного рода, должен органично соединить в своем содержании, во-первых, глубокое современное научное знание предмета, во-вторых, дидактические приемы представления этого обобщенного знания читателю. И понятно, что лучше, если учебник не станет еще одним безликим собратом в ряду других, не имеющих собственного лица книжек, а будет иметь свой собственный, выгодно отличающий его от других пособий стиль и способ подачи и разъяснения учебного материала. Иными словами, учебник по философии призван не просто ориентировать читателя в круге своих проблем и вопросов, но он, прежде всего, должен учить его размышлять и, тем самым, помогать ему самостоятельно анализировать происходящие в современном обществе процессы, убеждать в правоте своих подходов и выводов. Все это в полной мере относится к учебному пособию по социальной философии С. И. Гончарука.
Доказательством этому служит то, что данное учебное пособие концентрированно рассматривает проблемы социальной философии через призму и с позиций анализа методологических оснований социального познания. Именно вопросы методологии исследования: понимание и объяснение проблем общества и общественного развития – находятся в центре внимания автора, ибо проходят красной нитью через все темы социальной философии, изложение идей ее разных направлений и школ.
Такой подход способствует овладению студентами умениями не только самостоятельно анализировать и оценивать те или иные общественные процессы, но и развивать свой творческий стиль мышления, формировать целостное мировоззрение и миропонимание, а значит, способствует выработке у них определенной гражданской позиции. Сразу скажем, что такая задача, требование к учебному пособию по философии в последнее время, может быть, за редкими исключениями почти не учитывается. Чаще всего считается, что знание философии – это просто знание, позволяющее несколько поднять человеку свою эрудицию, приобрести какие-то общие культурные ориентиры. Но ведь нельзя забывать, что философия всегда была и, естественно, остается таким знанием, которое само служит инструментом, способом получения и расширения знания и понимания действительности. Учебник С. И. Гончарука как раз не просто сообщает знания, но он именно учит, как можно использовать эти знания для анализа современной социальной действительности.
Учебное пособие С. И. Гончарука помимо того, что оно концентрированно сосредотачивает внимание на методологии познания социальных процессов, имеет и еще одно весьма существенное отличие, «лица необщее выраженье». В нем явно прослеживается авторское видение содержания предмета социальной философии. Все это выражается в особой, последовательно проведенной через всю книгу, принципиальной диалектико-материалистической позиции автора. Это ощущается и в выводах, и в обоснованиях автора, и в тех примерах, которые приводятся в тексте учебника, и даже в своеобразных подборках стихов разных поэтов, которые очень живо иллюстрируют те или иные положения, созвучные мысли автора (что тоже очень ярко подтверждает авторское своеобразие рецензируемого учебного пособия). Ведь, наверное, не все знают, что С. И. Гончарук и сам пишет глубокие по мысли и тонкие по чувству стихи.
Анализируя текст всех разделов книги, видишь, как большой педагогический опыт С. И. Гончарука претворяется в умение выделить в учебном курсе его главные, стержневые вопросы, отобрать те положения и концепции, которые в наибольшей степени подчеркивают научность философии, ее мировоззренческие и диалектико-материалистические логико-методологические основания. Автор не злоупотребляет разбором многообразных социально-философских концепций, но берет и комментирует те из них, которые максимально способствуют показу преимуществ диалектико-материалистической методологии. При этом, естественно, рассматриваются все традиционные темы социальной философии: объект и предмет социальной философии, соотношение материального и духовного, взаимодействие природы и общества, политическая организация, человек, цивилизация и культура и т. д. Но интересно также то, что данное учебное пособие включает ряд тем, которые довольно редко обсуждаются в современной учебной литературе: соотношение эволюции и революции в общественном развитии, коллективизм как социальная основа российской цивилизации, феномен патриотизма, идеалы в структуре культуры и другие важные вопросы.
Несомненной удачей рецензируемого учебного пособия являются главы, в которых освещается принцип социального детерминизма и закономерности в социальном познании. Пожалуй, не много найдется современных учебников по социальной философии, где бы так обстоятельно были прописаны особенности механизмов формирования, функционирования и развития общественных законов, их типология и взаимосвязи друг с другом. Вообще следует отметить, что проблема общих и особенных законов общества довольно сложна и в теоретическом отношении мало разработана. К этому следует добавить, что среди философов немало и тех, кто напрочь отрицает действие объективных законов в социуме либо сводит их к всякого рода спекулятивным конструкциям, отрицающим социальное развитие. Критикуя такого рода воззрения, автор убедительно показывает, что открытие сущностного отношения в действии закона есть выход к пониманию тенденции, повторяющейся в общественном процессе, которая реализуется в движении единичных и особенных событий, что всегда происходит в конкретно-исторических условиях социального времени и социального пространства. Именно поэтому, доказывает он, общее реализуется в массовости события, его неоднократном воспроизведении и повторении. Это значит, что действие общего закона в развитии общества может быть выявлено лишь на важнейших событиях жизни людей и только спустя какое-либо время, часто через достаточно значительный отрезок времени.
Раскрывая методологию анализа внутрисистемных связей в обществе, автор показывает и значение принципа детерминизма в объяснении общественных изменений. В противовес различным индетерминистским утверждениям он показывает, что детерминизм как принцип социального познания не исключает признания многообразия необходимых зависимостей во взаимодействии различных элементов общественной системы. В обществе, убедительно доказывает автор, имеет место проявление особого типа детерминации, так же объективного по своему характеру и так же фиксирующего универсальность проявления причинно-следственных связей всех общественных процессов. Однако в отличие от детерминации в природе детерминизм в обществе включает в себя и учитывает фактор сознательной деятельности людей, а следовательно, потребности и интересы как стимулы их деятельности. Конечно, ни потребности, ни интересы не могут однозначно определять все действия и поступки людей, объясняет автор, но успех в достижении поставленной цели во многом зависит от умений субъектов объективно оценить ту или иную сложившуюся ситуацию. Данное обстоятельство, поясняет автор, показывает реальную возможность многовариантности развития социальных процессов и ставит проблему детерминации выбора людьми путей и форм своего развития. Особенности использования социального детерминизма в познании автор основательно анализирует на примерах практики. Он показывает ограниченность географического и технологического детерминизма в объяснении общественного развития. Интересны и его рассуждения о социальной детерминации перестроечных процессов в СССР и последующих этапов постсоветского развития России. Завершаются разъяснения о законах и детерминации общественного развития анализом основ предвидения и прогнозирования. Хотя автор и не разводит понятия предвидения и прогнозирования, рассматривая их, по-видимому, как тождественные, ему было очень важно показать основания возможностей научного предвидения развития общественных процессов. Автор правильно отмечает, что такими основаниями являются принципы детерминизма, развития, системности, объективности и историзма. Только положив эти принципы в основание научного предвидения и руководствуясь при этом требованиями диалектической логики, утверждает он, можно показать формы и способы переходов общественных состояний в другие, исследовать характер взаимодействий различных явлений жизни людей в обществе.
В учебном пособии С. И. Гончарука можно отметить и много других достоинств, которые будут положительно оценены читателями. Вместе с тем, я думаю, можно посоветовать автору при переиздании этой работы подумать о том, как сделать чтение учебного пособия по методологии социального познания более удобным для читателей – студентов и аспирантов нефилософских специальностей, приступающих к изучению очень сложного предмета по социальной философии. В данном случае я имею в виду необходимость более концентрированного размещения учебного материала по тому или иному рассматриваемому вопросу. В рецензируемом издании целый ряд вопросов, например, вопрос о предвидении, «кочует» по нескольким главам. Так, в 4 главе рассматриваются основы предвидения и прогнозирования, а в 7 главе раскрывается их роль в обществе. Понятно, что студенту в силу его еще недостаточной философской подготовки было бы удобнее и проще получить информацию по тому или иному конкретному вопросу целостно и в одном строго определенном месте учебника.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что С. И. Гончаруком проделана большая работа. Цель, которая была им поставлена, достигнута – создано важное и нужное учебное пособие, освещающее методологические основы социального познания.