DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2020.01.11
Багаутдинов Айрат Маратович, к. ф. н., доцент кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета more
Багаутдинов Руслан Айратович, аспирант кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета more
В статье исследуются социальные и моральные противоречия, порождаемые становящимся информационным обществом. Обосновывается, что увеличение объемов информации, изменения в характере межличностной коммуникации в значительной степени способствуют трансформации ментальности. Стремительный темп жизни влияет на состояние моделей реальности, лежащих в основе мировоззренческих, поведенческих, коммуникативных программ человека. Доказано, что для информационного общества свойственно изменение характера межличностных отношений, ослабление их устойчивости и стабильности. На смену долгосрочным отношениям приходят краткосрочные, обретая статус ценностного приоритета информационного общества, что приводит к ослаблению нравственного сознания человека, утрате им способности к поддержанию долгих отношений, имеющих в своей основе нравственное чувство долга и ответственности.
Ключевые слова: информационное общество, отчуждение, ценности, личность, мораль, глобализация, социальные отношения.
Globalization and moral contradictions of the information society
Ayrat М. Bagautdinov, Ruslan A. Bagautdinov.
The article explores the social contradictions generated by the emerging information society. It is proved that increasing information scope together with changing nature of interpersonal communication significantly contribute to the transformation of mentality. The rapid pace of life affects the reality models that underlie the individual’s worldview, behavioral, and communicative programs. It is proved that the information society is characterized by a changing nature of interpersonal relations whose balance and stability are weakening. The long-term relationships are replaced by short-term ones, the latter acquiring the status of the value priority of the information society, which leads to a weakening of an individual’s moral consciousness and the loss of ability to maintain long-term relationships, which are based on a moral sense of duty and responsibility.
Keywords: information society, alienation, values, personality, morality, globalization, social relations.
Информационное общество как объективный спутник и неотъемлемая часть современной глобализации порождает различные моральные противоречия, связанные с появлением новых форм реальности и изменением ценностных ориентаций. Деформации духовности наблюдаются не только в духовной сфере новой реальности, но и на примере духовности отдельного конкретного человека. Одной из таких форм деформаций духовности человека в информационную эпоху выступает отчуждение, под которым понимается процесс, предполагающий становление деятельности человека самостоятельной силой, которая господствует и довлеет над ним. Отчуждение выступает также в качестве определенного типа общественных отношений, доминирующих над иными видами социальной связи. Важной характеристикой отчуждения является вынужденный отрыв индивида от большинства элементов реальности, построение фантомной реальности, в которой человек существует добровольно или вынужденно.
В религии отчуждение отождествляется со смертью личности, прекращением его физической деятельности: осуществляется отчуждение души от тела, а тела – от души, наблюдается прекращение активной мирской деятельности человека. В данном случае имеется в виду процесс отчуждения одного от другого, разъединение целого на составляющие компоненты, устранение целого. Социальной философией данное понятие связывается с деятельностью личности и полнотой реализации ее природных способностей.
Под отчуждением можно понимать такое состояние духовной жизни личности, когда рвется связь с глубинными бытийными корнями, когда утрачивается связь с тайной бытия, теряется смысл жизни. Это состояние может проявлять себя в форме пронизывающего личность и общество ощущения социальной и духовной усталости, апатии, равнодушия, утраты органичных и естественных, энергетически наполненных стимулов жизни. Источник жизни в таких случаях как бы перестает бить изнутри человека, общества, государства, политических и социальных образований. Общественная и частная деятельность теряет свой животворный смысл, перестает быть чем-то само собой разумеющимся и внутренне оправданным.
Между человеком и обществом, между обществом и государством, между трудом и распределением, между материальным и духовным возникают непреодолимые барьеры, и обратная связь на любом уровне и в любом направлении становится искусственной и механической. В пространстве связей неизбежно появляются новые паразитические социальные группы, которые эксплуатируют отчуждение, усугубляя и канонизируя его, причисляя его к высшей политико-социальной ценности. Отталкиваясь от предложенного понимания отчуждения, можно предположить, что в информационном обществе ярко проявляются основные черты духовного отчуждения, источником которого является отчуждение информационное.
Наличие информации не для всех является абсолютным благом, поэтому ценность информации как таковой ставится под вопрос некоторыми исследователями. По мнению К. Ясперса [1994], развитие техники непосредственно связано с духовным кризисом культуры. Ясперс представляет техническое мышление как мышление, завладевшее всеми сферами деятельности человека, превратившегося в часть машины. Машинизация определяется им как тотальное явление, пронизывающее все бытие и приводящее к уничтожению традиции. Это является сущностью главного этического конфликта ценностей информационного общества с ценностями традиционной культуры. Ученый проводит прямую корреляцию между техникой и кризисом. Поскольку информатизация представляет собой наиболее яркое проявление процесса технического развития, это позволяет говорить об имеющем место в настоящее время кризисе как о результате развития информационных технологий.
Процессы глобального развития информационных технологий и усиления культурного кризиса, являясь ведущими тенденциями современности, сопряжены между собой [Глобализация… 2014]. Само информационное общество как отдельный феномен возникает в контексте кризиса современной культуры. Два этих явления взаимодополняют друг друга, при этом невозможно определить, что из них было причиной, а что стало следствием. Возможно, развитие информационных технологий вызвало кризис духовной сферы, а может быть, наоборот – объединение культурного и творческого потенциала привело к образованию лишенного духовности информационного общества.
Глубокое изменение всех ценностных систем становится еще одним показателем кризиса культуры развивающегося информационного общества. Подобная трансформация вызывает существенные разногласия между индивидуальными и групповыми ценностными приоритетами. Отличительной особенностью информационного общества является утрата согласия внутри него, в результате чего становится невозможной выработка общего стандарта поведения, общих идей, единого языка [Проблемы… 2016; Еляков 2007]. В результате создаются благоприятные условия для возникновения и развития различных субкультур, растет степень конфликтогенности социума. Подобный ценностный плюрализм являет собой не столько проявление свободы, сколько неспособность сформировать общие идеи ввиду «рассеивающего» воздействия информации.
Сама по себе информация индифферентна как ценностно, так и по смыслу, а общие идеи являются концентрацией и смысла, и ценностей. Ценностно-смысловые установки вытесняются в результате «засилья» информации, в итоге на первый план выходят сиюминутность и сенсационность.
Для информационного общества свойственно изменение характера межличностных отношений, ослабление их устойчивости и стабильности. На смену долгосрочным отношениям приходят краткосрочные, обретая статус ценностного приоритета информационного общества, что приводит к ослаблению нравственного сознания человека [Хромых 2011], утрате им способности к поддержанию длительных отношений, имеющих в своей основе нравственное чувство долга и ответственности. Исходя из этого, можно четко проследить расхождения между ценностями информационного общества и традиционной морали [Бучило и др. 1998].
Система ценностных моральных принципов информационного общества, в отличие от общества традиционного, утрачивает привязанность к Родине, к родному краю. По своей форме эта система строго иерархизирована, что приводит к сакрализации традиций в индивидуальном плане и сакрализации власти в плане политическом.
Еще одним аспектом, характеризующим информационное общество с точки зрения ценностной основы, выступает его коммуникационная природа, в системе отношений которой формы организации информации приобретают реальное социально-культурное значение. В этой системе кроется основное противоречие между ценностями общества информационного и традиционного.
Системы отношений постиндустриального общества определяются по большей части коммуникативными практиками. Социальная организация этого общества характеризуется направленностью человеческой активности по большей части на взаимоотношения людей, а не на взаимодействие человека с преобразованной им природой, как это было прежде.
Диалог является основным способом коммуникации, реализует потребность в ней, но именно здесь кроются существенные противоречия, заключающиеся в неподлинности человеческого бытия и общения между людьми, о котором всерьез заявляли еще экзистенциалисты. В информационном обществе эта неподлинность выросла катастрофически. Именно на данном рубеже сталкиваются релятивистские установки информационного общества и абсолютистские притязания традиционной морали.
Экзистенциальная философия, определяя подлинные человеческие отношения, самим фактом поиска в этой сфере доказывает серьезность присутствующих здесь духовных и нравственных проблем. Проблемы, связанные с неподлинным общением, возникшие в первой половине ХХ столетия, не нашедшие своего решения, экстраполировали на духовную ситуацию информационного общества, приобретая еще большую остроту. Неподлинность человеческих отношений в информационном обществе угрожающе растет как результат краткосрочности устанавливаемых между людьми связей.
Многие авторы в своих работах обращаются к критике морального состояния современного общества. В обществе модерна складывается ситуация, обратная той, что была свойственна обществу традиционному. Модерн устойчиво продвигает в жизнь психологию нового типа человека – человека-потребителя, который отличается атрофированной потребностью в высокосложном и уникальном. Таким образом, моральные ценности модерна способны лишь парализовать культурное творчество человечества.
Информационные потоки, пронизывающие современное общество, отнюдь не способствуют консолидации и сохранению культурных ценностей, напротив, они благоприятствуют их растрате. Проблема кроется в том, что коммуникация утратила свою подлинность, а принципы диалогизма лишились своей нравственной сущности.
Сегодня трансформационные процессы, какой бы стороны жизни они ни касались, приобретают ускоренный темп и высокую интенсивность. На первый план выдвигаются коммуникативные стратегии. Коммуникация, свойственная информационному обществу, представляет собой обмен готовой информацией, не нуждающейся в осмыслении, переживании и чувствовании. Конфликт ценностных основ информационного общества с традиционными моральными ценностями порождает моральные противоречия этого общества.
К инвариантным ценностным установкам информационного общества можно отнести высокий уровень индивидуальной и социальной подвижности, ценностный релятивизм, разложение иерархических образований в сфере политики и морали, переход информации дескриптивного типа в информацию технологического типа; кроме того, коммуникация сводится к безличной трансляции готовой информации.
Данные установки информационного общества вступают в конфликт со следующими моральными ценностями общества традиционного: значительная укорененность в родной духовной и географической архитектонике, наличие морального абсолютизма, ценностная иерархия в политической и моральной сферах, стремление к постижению смысла, нравственно открытый тип коммуникации.
В основу традиционных ценностей положены нравственно-аскетические идеи и принципы, а ценностную основу информационного общества можно назвать гедонистической. Утрата коммуникацией своей подлинности стала основной моральной проблемой информационного общества. Ускорение информационных потоков, постоянная смена ценностных и идеологических приоритетов, стремление к сенсационности и фактичности вместо духовных ценностей делают коммуникацию формальной и обедненной, лишают ее человеческого начала.
Межличностное отчуждение как результат выхолащивания коммуникации отмечалось еще экзистенциалистами на уровне общения между отдельными людьми. В информационном обществе этот процесс обретает глобальный характер, угрожая уже самим основам человеческого бытия. Результатом его становится одиночество – еще одна моральная проблема информационной эпохи.
Картина информационного мира коренным образом отличается от картины мира традиционной морали своими ценностными основами. Те духовно-нравственные кризисные процессы, которые неизменно происходят сегодня, проистекают в том числе из гипертрофированного технического развития современного общества с характерным для него бесконтрольным и хаотичным ростом информационного потока.
Современная ситуация находится в конфликте не только с традиционными моральными основами культуры, но и с самой рациональностью, с реалистическим мировоззрением, результатом чего становится новый уровень моральных тупиков и противоречий, к которому приходит информационное общество. То есть оно вовсе не отличается «беспроблемностью», как утверждают его сторонники. Наличие проблем, приводящих к моральным противоречиям, влечет за собой «оскудение» духовного бытия в современном обществе.
В информационном обществе просматривается двусторонняя связь моральных противоречий с определенными формами кризиса культуры. По мере развития информационного общества происходит расширение пространства личностной свободы человека. Расширяется также область досуга, где философия представляет ряд вопросов, касающихся духовной стороны жизни личности. Философия досуга решает вопросы организации свободного времени, выбора главных духовных приоритетов для наполнения этого временного отрезка. Разрешение этих задач невозможно без ответа на вопрос о смысле человеческой жизни.
Если свободное от трудовой занятости время не будет заполнено чем-либо значимым для личности, она начнет испытывать состояние экзистенциального вакуума, которое может спровоцировать развитие ее психопатологических расстройств. Информационное общество находится в процессе постоянного роста свободного временнóго сегмента за счет последовательного усовершенствования технологий, результатом чего является возникновение острого духовно-нравственного, экзистенциального вопроса о смысле человеческого бытия.
Тем самым вместе с появлением информационного общества зарождаются противоречия между свободой и назначением человеческой жизни. Благодаря высоким технологиям создается пространство досуга, актуализирующее проблему смыслового наполнения этого пространства. Информационное общество сегодня сталкивается с духовной и нравственной проблемой экзистенциального смысла существования человека, которая требует не технологических, а этических решений.
В глобальном масштабе информация теряет аксиологическую нейтральность и становится деструктивной в связи с недооценкой культурного разнообразия мира. Глобализирующееся информационное пространство сглаживает и даже сводит к нулю любое разнообразие и стандартизирует всякое мышление. Против этого процесса все чаще и более широко выступают антиглобалисты, призывающие к сохранению многомерности культурного бытия [Роговский 2008]. Кроме того, информация и знания признаются благами относительными в одних случаях и абсолютными – в других. Сама структура информационного общества способствует мобильной передаче информации, сокращая время и пространство, что также является реальным благом. С другой стороны, именно молниеносные и бес-
препятственные преодоления времени и пространства мощными потоками информации имеют в обществе множество негативных последствий, которые мешают развитию положительной стороны информационных технологий.
Литература
Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учеб. пособие. М. : Знание, 1998.
Глобализация и современная Россия / под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты. М. : Юнити-Дана, 2014.
Еляков А. Д. Современное информационное общество. Самара : Изд-во Самарской государственной экономической академии, 2007.
Проблемы языка в глобальном мире: монография / под ред. Е. В. Ганиной, А. Н. Чумакова. М. : Проспект, 2016.
Роговский Е. А. США: Информационное общество: экономика и политика. М. : Международные отношения, 2008.
Хромых А. А. Нравственность и эфир. Иркутск : Форвард, 2011.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Республика, 1994.