Мотивация как процесс и вид духовной деятельности


скачать Авторы: 
- Станкевич Л. П. - подписаться на статьи автора
- Полякова И. П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(35)/2004 - подписаться на статьи журнала

Неподдельный интерес ученых, начиная с древнейших времен и до наших дней, вызывала загадка внутреннего мира человека. Безусловно, невозможно постичь сокровенные тайны человека без понимания скрытых механизмов мотивации, обусловливающих специфику его поведения.

Действительно, мотивация может рассматриваться на разных уровнях структурной организации личности, оказывая влияние не только на социальные качества личности, но и на ряд психических особенностей, таких как восприятие, память, мышление, воображение, чувства, пронизывая интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы личности. Есть основание считать, что мотивация может выражать различные алгоритмы человеческой жизни. В связи с тем, что мотивация имеет сложную структуру, она изучается в рамках различных наук, таких как биология, физиология, общая и социальная психология, философская и социальная антропология, этика и социальная философия. Именно с позиций социально-философского видения и будет рассматриваться данная категория.

Но прежде всего есть необходимость рассмотреть различные подходы к истолкованию понятия “мотивация”. Проанализируем основные теоретические схемы процесса мотивации.

Стимульно-реактивная схема, имеющая вид S → R (стимул – реакция), была предложена бихевиоризмом, психоанализом и гештальтпсихологией (К. Левин). Общая идея, положенная в основу всех этих схем, представляла собой мнение о функциональной связи между поведением и его детерминантами. Во всех вариантах этой схемы поведение трактуется как реакция. Существуют три направления в этой схеме.

В бихевиоризме в качестве детерминант (мотивов) поведенческих реакций выступают внешние стимулы (Дж. Уотсон). Эта схема имела вид: S ↔ R.

Психоанализ локализует детерминанты поведения в сфере внутренних побуждений, потребностей человека, отсюда схема поведения выглядит так: N→ R (внутренние побуждения – реакция) (З. Фрейд).

Гештальтпсихология явила собой синтез двух направлений, и потому схема представляла собой следующее: (S, N) → R (стимул, внутренние побуждения – реакция). Потребность в реактивной схеме представляла собой внутренний побудитель, двигатель поведения, а мотивация – совокупность всех детерминант поведения (внешних и внутренних).

Поведение как совокупность реакций индивида на внешние и внутренние стимулы было впервые распространено на предметную деятельность в русле отечественной психологии М. Л. Басовым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым. Понятие предметной деятельности не уточнило реактивную схему, а устранило ее. Новая модель поведения строилась по схеме S ↔ O. Данная схема была динамичной, так как деятельность представляла собой непрерывный процесс взаимопереходов между субъектом и объектом. В этой теории в наиболее развернутой и понятийной форме были представлены различия между динамическими (неопредмеченная потребность), векторными (опредмеченная потребность и мотив) и направляющими (цель) переменными.

К. Левиным была предложена схема поля или взаимодействия Р ↔ Е (поведение – среда). Теорию К. Левина можно представить как борьбу двух схем анализа мотивации – реактивной и деятельной. Это промежуточная схема.

Интересный подход к проблеме мотивации предлагает Г. Олпорт. Он считает, что адекватная теория мотивации должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых, она должна признавать согласованность мотивов во времени. По его словам, мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются мотивами настоящего.

Во-вторых, она должна признавать существование различных видов мотивов.

В-третьих, она должна признавать реальную уникальность мотивов. Мотивы человека должны быть определены скорее конкретно, чем абстрактно. Это дает основание считать позицию Олпорта относительно мотивации наиболее предпочтительной.

Данная теория мотивации больше относится к людям зрелым, поведение которых функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Поведение же людей незрелых преимущественно направляется неосознанными мотивами, главным образом проистекающими из переживаний детства. Безусловно, мотивация зрелой, целостной личности резко отличается от мотивации личности незрелой, несформировавшейся. В мотивационной сфере второго типа личности будут доминировать ситуационно возникшие мотивы, вызванные рядом внешних и порой случайных стимулов. В данном случае схема Дж. Уотсона стимул → реакция вполне допустима.

Более того, не все мотивы незрелой личности являются осознанными и соотнесенными с ценностными приоритетами. Спонтанность их возникновения, не всегда приемлемые способы реализации возникшего мотива влекут за собой нарушение и без того довольно слабой иерархической системы мотивов. Соподчиненность, последовательность мотивов в мотивационной сфере подобной личности нарушена, так как в ней преобладают сугубо индивидуалистические мотивы и намерения, да и те чаще всего не имеют устойчивого характера, а изменяются в угоду ситуации. Чтобы проследить происходящие в мотивационной сфере изменения, необходимо более внимательно ознакомиться с ее структурной организацией.

Мотивационная сфера – это комплекс взаимодействующих мотивационных образований, упорядоченных сложной, многомерной иерархической структурой. Ее качество определяется как элементами (их природой, свойствами, количеством), так и структурой, которая выражает определенные стадии развертывания процессов и представляет собой целостную, открытую, динамическую, внешне и внутренне детерминированную, самоорганизующуюся систему*.

Проблема уровневого развития мотивации представлена в виде принципа стадиальности. Переход от одной стадии к другой сопряжен с возникновением новой организации соответствующих уровней, качественными изменениями субъекта и определенной динамикой изменений в рамках всей системы. Многоуровневость не исключает, а скорее предполагает признание в качестве целостной системы организацию мотивации всех уровней. Мотивация – это процесс, причем процесс противоречивый, длящийся в основном до момента определения цели и выбора необходимых для ее реализации средств.

Глубинный смысл мотивационного процесса, его природа обусловлены социальным бытием человека, системой наличных общественных отношений. Действительно, личность является не только субъектом социальных воздействий, но и объектом. Общество способно ограничивать ряд потребностей и мотивов личности, диктовать оптимальные способы и условия их удовлетворения. Кроме того, с усложнением общественной организации и повышением уровня развития общества происходит формирование новых мотивов, а некоторые мотивы, напротив, становятся неактуальными в новых условиях.

Таким образом, мотивационная сфера личности претерпевает значительные изменения на всех этапах становления онтогенеза. При этом личность либо полностью присваивает общественные мотивы, и они обретают личностный смысл, либо отвергает их внешне (при этом возникает конфликт с обществом) или внутренне, что ведет к возникновению внутриличностного конфликта. Наиболее глубокие и затяжные конфликты, как во внешнем, так и во внутреннем плане возникают при смене идеологических установок государства, при изменении прежних ценностных ориентаций, что и наблюдается в нашем обществе сейчас довольно ярко.

Гибкость мотивационной сферы, с одной стороны, значительно облегчает адаптацию в обществе, а с другой – делает мотивационную сферу несколько неустойчивой, и при этом порою теряется смыслообразующий стержень личности. Во избежание возникновения затяжных внутриличностных кризисов и с целью сохранения целостности личности важно поддерживать мотивационную сферу в состоянии открытости, соотносить возникающие новые мотивы с ценностными ориентирами и смыслообразующими мотивами. Именно в этих условиях возможно формирование личности зрелой и целостной.

Понятие “мотивация” не исчерпывается какой-то функцией, односторонними связями и отношениями личности. Поэтому невозможно рассматривать столь широкое по содержанию понятие с позиций лишь одной какой-то науки: психологии, социологии, физиологии, биологии.

Мотивация как социально-философское понятие является своеобразным видом духовной деятельности, которая рассматривается прежде всего как мыслительный процесс, существенными моментами которого выступают осознаваемые потребности, средства и цели, всегда сопоставляемые с системой личных, групповых и общественных ценностей. Это отнюдь не значит, что на уровне психологического существования мотивация не может рассматриваться как бессознательное явление.

Под деятельностью в философии традиционно принято понимать специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах человека. Деятельность носит целенаправленный характер и направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

Деятельность фиксирует в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. В рамках традиционных форм философствования принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная деятельность, реализуемая при взаимодействии человека и природы в процессе производства; социальная деятельность, разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная деятельность, реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии.

Необходимо понимать деятельность не только как преобразование внешней действительности, но и как преобразование внутреннего мира человека, как раскрытие его способностей и склонностей. Всякая деятельность предполагает цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Все это возможно в том случае, когда неотъемлемой характеристикой деятельности выступает её осознанность. Все требования, предъявляемые к деятельности, справедливы и по отношению к процессу мотивации.

Мотивация представляет собой сознательный процесс, имеющий определенные этапы и приводящий в конечном итоге к достижению поставленной цели. Понятие “мотивация” органически связано с термином “мотив”. Однако это далеко не одно и то же.

Вопрос о существовании бессознательных мотивов до сих пор остается спорным. Так, многие психологи (З. Фрейд, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович) указывали на существование неосознанных мотивов и о разном уровне их осознания. Однако часто мотивы отождествляются с потребностями или склонностями, влечениями или установками. По нашему мнению, в мотивах чаще всего преобладает рациональный элемент, потому что в большинстве случаев мотивы так или иначе осознаются.

О бессознательных мотивах принято говорить в тех случаях, когда действия совершаются слишком быстро, автоматически. Быстрота выбора вовсе не свидетельствует о бессознательном характере мотива. В этом случае осознание просто не получает развернутого вербального обоснования. Некоторые бессознательные мотивы, не теряющие своей актуальности, ранее были хорошо осмыслены и взвешены, постепенно переходя в бессознательную сферу, поэтому они “работают” почти автоматически.

В целом же мотив не может не осознаваться в той или иной мере даже при импульсивных действиях. Мотивы, выполняя смыслообразующую и регулирующую функции, так или иначе связаны с ценностями личности. Духовная направленность процесса мотивации как вида деятельности определяется участием в ней различного рода ценностей: нравственно-эстетических, религиозных и научно-философских. Поэтому нельзя рассматривать мотивацию как процесс функционирования мотивов.

Мотивация – процесс сложный, многогранный и противоречивый, который, так или иначе, сопровождается не только наличием гармонии, но и конфликтом ценностей разного уровня. При этом конфликт ценностей может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на устойчивость или, напротив, нестабильность протекания процесса мотивации. Суть позитивного влияния конфликта ценностей на целостность процесса мотивации заключается в формировании качественно новых ценностных образований, новых мотивов, способствующих совершенствованию личности.

Результат конфликта ценностей зависит от индивидуальных особенностей личности, от специфики обстоятельств, вызвавших конфликт ценностей, от степени сложности возникшего противоречия и способа разрешения данного конфликта. Справедливости ради следует отметить, что целостность процесса мотивации нарушает не столько ценностный конфликт сам по себе, сколько неверные способы его разрешения, попытки его полного отрицания, избегания, поспешного и необдуманного принятия решения.

Вместе с тем следует отметить, что содержание понятия “мотив” оказывается различным в разных науках о человеке, но главным его содержанием в социально-философском аспекте, по нашему мнению, является образ, знание, жизненный опыт, накопленный в ходе прошлых мотивационных видов деятельности личности, вызванных теми или иными потребностями, успешно или неуспешно удовлетворенными в прошлом. Мотивы – это и знание о системе и элементах жизненных ценностей. Наличие знания, образа помогает выбрать цель и оптимальные средства для ее достижения. В процессе мотивации в качестве мотивов могут выступать знания о потребностях, средствах и целях, которые в ходе мотивации могут выступать уже в качестве определенных ценностей. Следует заметить, что в этом процессе всегда обнаруживается ведущий, доминирующий мотив.

Можно обратить внимание на два важнейших аспекта мотивации: содержательный и процессуальный. В первом случае мотивация рассматривается как некоторая совокупность социальных, духовных факторов, детерминирующих поведение личности. Здесь главным моментом выступает качественная сторона процесса мотивации.

Второй аспект раскрывает динамическую сторону мотивации, она рассматривается как процесс, протекающий как во внутреннем плане (основные элементы и стадии), так и во внешнем (взаимосвязь субъекта мотивации с социальными условиями). Мотивация – изменяющийся, но в целом непрерывный личностно-социальный процесс внутренних и внешних взаимодействий.

Под стадиями мотивационного процесса следует понимать:

1) начало, источник возникновения процесса мотивации, который коренится в неудовлетворенной потребности, вызывающей дискомфорт, требующей устранения; с другой стороны, он может зависеть от тех или иных ценностей;

2) последовательность и механизм обоснования выбора цели и средств для ее достижения;

3) принятие решения о готовности личности к выполнению деятельности по удовлетворению актуальной потребности.

Ценности личности присутствуют на всех этапах мотивационного процесса. Так, на этапе осознания побуждения ценности могут либо облегчить это осознание, либо, напротив, затормозить его, если данное побуждение противоречит ценностям данной личности. В дальнейшем происходит отбор средств, необходимых для достижения поставленной цели и, если приемлемых средств не находится, то человек зачастую отказывается от реализации актуальной цели, либо откладывает ее осуществление до возникновения новых, благоприятных обстоятельств. Успешно удовлетворенная потребность, ее образ переходят в разряд потенциальных. Причем последующий отказ от повторения реализации данной потребности возможен в случае переоценки ценностей.

Таким образом, ценности присутствуют на всех этапах мотивационного процесса, начиная с момента возникновения побуждения до постановки целей. Ценности, наряду с потребностями, могут выступать источником, побудительной силой для осуществления всего мотивационного процесса.

Ценность не вторична, она обладает особым статусом. Однако возможно превращение потребностей в ценности и ценностей в потребности. Рассмотрим этот механизм.

Превращение потребностей в ценности происходит следующим образом. Мир ценностей открывается субъекту на основе оценочной деятельности сознания. Субъект, осознавая свои потребности, вырабатывает оценочное отношение к предметам, явлениям и процессам окружающей действительности. В конечном счете человек соотносит свои потребности со своими возможностями, со способами их удовлетворения. Осознаваемые потребности, относящиеся к категории “ненасыщаемых”, смысложизненных, могут “перерасти” в ценности личности, став устойчивыми образованиями, влияющими на ее поведение. Так, потребность в получении новых впечатлений может трансформироваться в познавательную ценность, которая станет доминирующей в процессе мотивации, и тем самым в свою очередь как бы превращается в насущную потребность, способствуя занятию научной деятельностью.

Ценности при определенных обстоятельствах также способны преобразовываться в потребности. Так, ценность красоты (эстетическая ценность) порождает желание, потребность в восприятии прекрасного, в созерцании произведений искусства или в восприятии красоты природы, а также потребность в созидании красивых вещей и, наконец, потребность в творчестве.

Таким образом, можно считать вполне обоснованным утверждение о существовании некоторого гибрида, который может быть назван потребностью-ценностью или ценностью-потребностью. Сущность потребностей-ценностей заключается в необходимости быстрой реализации на практике конкретной ценности. Потребность-ценность обладает большей силой и требует немедленного удовлетворения, в то время как ценность-потребность характеризуется потенциальным состоянием, которое актуализируется только при благоприятных условиях. Иными словами, потребность-ценность выражает динамическую сторону процесса мотивации, а ценность-потребность – содержательную, ценностную составляющую мотивационных изменений.

Вполне возможно существование таких состояний духовной жизни личности, когда одни и те же состояния в разных отношениях выступают то как потребности, то как ценности, в зависимости от того, какую функцию они выполняют в процессе мотивации.

Мотивацию необходимо рассматривать не только с субъективных позиций, но и как субъективно-объективный процесс. Субъективной стороной мотивационного процесса выступает внутренняя, мыслительная деятельность личности или любого другого социального субъекта (группы, коллектива, класса и т. д.) Эта мыслительная, духовная деятельность или мотивация сопровождается мысленным или реальным взаимодействием с социальными субъектами, которые в данном случае выступают как объективные факторы.

При этом в субъективной составляющей мотивационного процесса присутствуют свои объективные элементы (например, пределы, особенности мыслительных, рациональных способностей, возможностей субъекта), а в объективной составляющей присутствуют субъективные моменты (случайные психические состояния, временные настроения социальных субъектов, влияющие на процесс мотивации).

Таким образом, содержание процесса мотивации, характер и особенности мотивов связаны между собой с помощью определенной системы ценностей. Ценности пронизывают процесс мотивации на всех этапах, начиная с момента возникновения до принятия окончательного решения о готовности или отказе совершать какие-либо действия, направленные на удовлетворение актуальной потребности. Такие ценности воздействуют на все мотивационные образования (установки, интересы, привычки, склонности), оказывая влияние на их формирование, наполняя их содержание неповторимым личностным смыслом.

Итак, новизна предложенного нами подхода заключается в том, что мотивация должна рассматриваться как процесс, как своеобразная духовная, мыслительная, идеальная деятельность личности, имеющая субъективно-объективную природу и содержание. Именно такой подход, на наш взгляд, дает методологическое основание для анализа процесса мотивации в различных областях современного знания – биологии, физиологии, психологии, социологии и различных разделах антропологии.

* Бодров В. А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 90–100.