Путешествуя между прошлым и настоящим. Размышление над книгой Э. Гоуинг «Мы с Эдит: женский опыт поездок по Косово» (2013)


скачать Автор: Толстокорова А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 7, номер 1 / 2014 - подписаться на статьи журнала

Одной из форм гендерной эмансипации в ХХ веке стал женский научный туризм. Об этом – книга английского антрополога Эдит Гоуинг.

Ключевые слова: путешествие, Косово, травелог, Эдит Дархэм.

This book by an English anthropologist Edith Gowing tells us the story of Edith Durham and women’s tourism as a form of gender emancipation in the 20th century.

Keywords: travel, Kosovo, travelogue, Edith Durham.

С началом индустриализации в регионах мира, первыми вступивших на путь правовой и бытовой эмансипации, начали разрушаться социальные и культурные нормы, поддерживавшие стратификацию поведения и потребления. Это открыло перед женщинами новые возможности, среди которых завоевание права на мобильность стало их исключительным достижением. Стремление к «пространственной эмансипации»* проявлялось в их увлечении различными новыми видами телесно-двигательных практик, физкультурой и спортом. Пространственно-физическая эмансипация женщин была сопряжена с необходимостью сопротивления традиционным формам юридического и социального подчинения, нередко преломляясь в процесс преодоления барьеров «общепринятой морали».

Одной из форм проявления этого тренда стало новомодное увлечение женщин независимым туризмом и путешествиями или «пространственной коммуникацией». Этому способствовало расширение сети железных дорог и туристического бизнеса в результате научно-технической революции, совпавшее с первой волной женского движения и появлением «женщины нового типа». Подобный способ реализации права на свободу передвижения был вызовом общественному мнению, не поощрявшему стремления женщин к пространственной независимости, особенно в публичном пространстве. Гендерный статус путешественниц в этом контексте приобретал особую проблематичность, поскольку путешествие, традиционно носившее коннотации мужской деятельности, противоречило установкам женского поведения (Афанасьева 2004). Тем не менее тенденция совершать длительные путешествия самостоятельно и особенно отражать свои дорожные впечатления в мемуарах и путевых записках-травелогах означала радикальную трансформацию в социальном положении женщин и достижении ими личной самодостаточности.

В этот период на общественную сцену выходит целая плеяда женщин-путешественниц. Одной из них является Эдит Дархэм – центральный персонаж книги английского антрополога Э. Гоуинг (Gowing 2013), во многом повторившей судьбу своей героини, английской путешественницы эдвардианской эпохи, но уже в контексте исторических реалий начала XXI века. Автор представляет читателю историю двух путешествий, разделенных временным периодом в одно столетие, но объединяющих две разныe эпохи и два разных женских характера одной страстью – Балканами – и одной целью – познанием себя через «мир другого» и осмыслением коллизий современности через экскурс в историю. Эта цель оправдана, если воспринимать путешествие как мощный инструмент (де)мифо- логизации незнакомого пространства (Замятин 2002), способствующий обострению идентичности путешественника в силу столкновения его с иными культурными моделями и поведенческими образцами, свидетельством чему служит история странствий Гоуинг.

Книгу можно отнести к циклу исследований, в которых затрагивается проблема включенности/исключенности женщин в процессы производства знания о колониальном «другом», в данном контексте – в историю Британской империи. Символичной с точки зрения репрезентации основного месседжа книги является ее обложка, на которой представлены художественные артефакты как своеобразные «хронотопы» (Бахтин 2000), выражающие как квинтэссенцию духа исторического времени каждой из главных героинь, так и их индивидуальные «ментальные карты», словно сплетенные в единое целое красной нитью повествования с ее причудливыми узелками и изгибами. Эта нить нарратива аллегорически ассоциируется с нитью Ариадны, которая выводит рассказчицу из тупика психологической коллизии, указывая путь к внутренней гармонии через познание мира «другого». В то же время она воспринимается и как пространственно-временной «фронтир», который одновременно и разделяет судьбы двух представительниц разных временных эпох, выступая символом «великого разрыва» (Фукуяма 2008), олицетворяющего социокультурные перемены перехода от индустриального общества к информационному, и объединяет их одной увлеченностью и даже страстью к тому, что для Эдит Дархем было «последним форпостом дикой Европы», – Косово.

В 1900 году эта маленькая, полная, очень отважная женщина в неизменном шотландском берете приехала сюда, чтобы исследовать и понять этот край; она смогла не только получить признание как «единственная героиня» и обрести титул «королевы горцев», но и покорить сердца местных жителей, завоевав их любовь своей преданностью маленькому горному народу, которому посвятила научный талант и за дело которого болела всей душой. Столетие спустя сюда приехала ее соотечественница Гоуинг, отправившаяся в путь в поисках себя и в надежде найти выход из кризиса идентичности, столь свойственной индивиду современной эпохи. Путешествуя по следам своей героини, изучая откровения ее дневников, знакомясь с людьми, которые сохранили память о ней в своих сердцах, автор книги открывает для себя внутренний мир своей соотечественницы из далекой эдвардианской эпохи и находит ключи к решению собственных жизненных дилемм, начинает лучше понимать самое себя.

Безусловными достоинствами книги являются ее яркий и образный язык, оригинальный, даже в чем-то интригующий, стиль и необычность композиции, свойственной скорее травелогу, чем академическому произведению. Хотя каждая отдельная глава представляет собой небольшую законченную историю – о новой встрече, интересном эпизоде или необычной местности, книга не оставляет впечатления сборника рассказов, а воспринимается как единое целое, объединенное характерами двух героинь, такими разными и похожими одновременно.

Особо следует отметить трансжанровый характер изложения, включающий одновременно и профессиональные этнографические зарисовки, сопровождающиеся красочными фотоиллюстрациями, и травелог, наполненный яркими, волнующими впечатлениями о новых знакомствах и личных открытиях, и биографический очерк о судьбах двух главных героинь, и философское эссе о поисках «себя в мире» и «мира в себе». В силу такой многоплановости и разнообразия в подаче материала книга может представлять интерес для широкого круга читателей: от специалистов – этнографов, антропологов, психологов, историков, востоковедов, балканологов и исследователей культурной и гуманитарной географии до любителей травелогов и качественной литературы о путешествиях.

Литература

Афанасьева А. Э. 2004. Британские путешественницы в Восточной Африке во второй половине XIX в.: проблемы статуса и репрезентаций: дис. … канд. ист. наук. Ярославль.

Бахтин, М. М. 2000. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. В: Бахтин, М. М., Эпос и роман. СПб.: Азбука, с. 11–193.

Замятин, Д. Н. 2002. Образы путешествий: социальное освоение пространства. Социологические исследования 2: 12–23.

Толстокорова, А. В. 2012. Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства. Культура и искусство 5(11): 46–58.

Фукуяма, Ф. 2008. Великий разрыв. М.: АСТ.

Gowing, E. 2013. Edith and I: On the trail of an Edwardian traveler in Kosovo. Cornwall: Elbow Publishing.

* Пространственная эмансипация определяется нами как расширение социально-пространственного контекста жизнедеятельности женщин в процессе их исторической релокации из приватной сферы в публичную как императива индустриализации и достижение ими пространственной свободы и права на автономную географическую мобильность (Толстокорова 2012).