DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2019.04.06
Скаленко Алексей Карпович, доктор философии (PhD), академик МАИ при ООН, ведущий научный сотрудник Института всемирной истории Национальной академии наук Украины (г. Киев) more
В данной работе представлена концепция антикризисного мирового развития по инновационно разработанной автором глобально-системной методологии, основу которой составляет процессуальная взаимосвязь факторов: человека, экосферы (экологии и экономики) и информатизации мира. Впервые по-новому также определена глобалистика как наука о фундаментальных факторах и механизмах всеобщесистемного управления мировыми процессами. Названы и раскрыты в сущности основные глобализирующие факторы современной трансинформационной мирохозяйственной жизни как формы – инструменты нетократии.
Ключевые слова: развитие, человек, экосфера, глобалистика, информация, механизм, нетократия, кризис.
Globalistics of World Netocracy in the 21st Century
Alexey K. Skalenko.
This paper presents the concept of anti-crisis world development based on the global system methodology developed by the author, which is based on the procedural interconnection of factors: man, the ecosphere (ecology and economics) and the informatization of the world. For the first time, globalization is also defined in a new way as the science of the fundamental factors and mechanisms of the system-wide control of world processes. The main globalizing factors of modern transinformational world economic life as a form-instrument of netocracy are named and disclosed in essence.
Keywords: development, man, ecosphere, globalization, information, mechanism, netocracy, crisis.
В соответствии с императивно и очевидно неотвратимо проявленными реалиями и тенденциями развития мира в ХХ–ХХI вв. сегодня вполне закономерно возникла острая потребность по возможности научно и всеобщесистемно увязать наиболее влияющие на жизнь человечества глобальные факторы роста в процессе их взаимодействия. Речь прежде всего пойдет о феноменах до сих пор загадочной глобализации и суперинтенсивной информатизации мира. Это, как нам представляется, уже возможно и следует незамедлительно сделать, но только лишь суть фундаментально-научно рассматривая по-современному динамическую мир-системную структуру факторов «Человек, экосфера (экология и экономика) и информатизация мира» в их сущностной роли и основных функциональных взаимосвязях для лучшей формы «нетократии» сегодня.
Феномен трансинформационной глобализации мира ХХI в.
Во всей своей очевидной реальности явления суперинтенсивной информатизации и весьма «ощутимой» глобализации в человеческой жизни исторически возникли почти одновременно, однако с некоторым запаздыванием процесса так называемой глобализации. Но это можно научно объяснить непреложностью действия причинно-следственного закона. Здесь мы лишь подтверждаем неразрывную связь этих феноменов.
Несмотря на уже полувековое внимание многих авторов исследований к сфере возникшей проблематики, размер процессов могущественного воздействия указанных феноменов на нашу жизнь во всех ее проявлениях, сама их сущность, роль и функции реального влияния на осуществляемые человечеством социокультурные и политико-экономические усилия к прогрессу фактически остаются на обочине познания.
По этому поводу известный специалист в области глобалистики А. Н. Чумаков пишет, что глобалистика «объективно выполняет интегративную роль в сфере науки и практики, заставляя многих ученых, политиков и общественных деятелей по-новому посмотреть на современный мир и осознать свою сопричастность единой судьбе человечества. Она заставляет задуматься над тем, что глобализация и порождаемые ею проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству (выделено мной. – А. С.), по возможности сохраняя самобытность культур, вековых традиций и основополагающих ценностей отдельных наций и народов. Но такое единение и согласованность действий может обеспечить лишь адекватное понимание происходящих в современном мире процессов и событий, знания о которых вырабатываются и формулируются в глобалистике, где ближайшие цели и отдаленная перспектива рассматриваются в тесной взаимосвязи» [Чумаков 2008: 16].
Таким образом, если не только прагматически, но и по-научному методологически, то есть глобально и системно, подходить к проблемам, так или иначе связанным с уже реально существующим кризисом общемирового масштаба, то в первую очередь надо зафиксировать наиболее реальную картину социально опосредствованного мира как свидетельство его всеединства и закономерной глобальности. Данная объективная глобально-системная реальность такова, что начиная с доисторических времен современное многомиллионное человечество со своими потребностями принципиально не может изменить, а тем более отменить глубочайшие основы своего существования. Именно на этом основании люди всегда строили общества, а суть объединяющим фактором закономерно выступали информационные знания о необходимых законах природы, включая сущность человека.
Здесь напомним, что всеобщим основанием и фундаментом в глобальном плане нашего рассмотрения всегда были, есть и будут материально-энергетическая первооснова и идеальная информационно-целевая основа социокультурной и технико-экономической деятельности в естественном, объективно существующем мировом пространстве. Но информация – это лишь некий «посол действительности».
Глобалистика – наука о фундаментальных факторах и механизмах всеобщесистемного управления мировыми процессами
Таким образом, обобщая изложенное, в данной части работы представляем действительную роль и основные, то есть ключевые, функции идеально-информационных знаний как глобального системного ориентира поведения, гаранта нашего безопасного существования в естественной среде и главным образом как суть рычага возвышения цивилизационного уровня жизни людей путем формотворческой деятельности и методом совершенствования процессов самоуправления, то есть нетократией [Бард, Зодерквист 2008; Скаленко 2018].
1. Идеальное и абстрактное, то есть практически и по сути – трансинформационное, опосредствование социализированной формы развития мира предоставляет человеку возможность самопознания не только как его неотъемлемой части, но и как активно творческой личности и синергетически действующего субъекта в сфере объективно существующей вещественно-энергетической среды. Именно поэтому глобалистика определена нами как наука о фундаментальных факторах и механизмах всеобщесистемного управления мировыми социализированными процесами [Скаленко 2018].
2. Идеальный информационный ресурс практически функционирует в социально-экономической сфере как мерило реальности, то есть как глобально ориентирующие, универсальные знания о мировых процессах и их законах. Этот ресурс исторически накапливается и без всяких ограничений может быть использован в любой системе оперативной и стратегической деятельности. Здесь еще раз обратим внимание на то, что будучи единым «полномочным» представителем объективно существующего материального мира, именно таким законным образом информационные знания утверждают свою приоритетно стратегическую роль, ведущие функции и свой глобально влиятельный статус в личностной и мировой социально-экономической жизни, а также в цивилизационном процессе. В этом и состоит сущность также пока весьма таинственной нетократии.
3. Далее, объективно единственный ресурс трудового целеполагания – идеальные информационные знания – функционирует в сфере человеческой деятельности целиком в качестве системообразующего фактора, то есть фактора формирования целей и их реализации, в том числе и в первую очередь – в процессах самоуправления трудовыми системами. Именно таким образом в функциональной структуре каждого трудового процесса возникают так называемые прямая и обратная связи, а также по уже нашей инновационной методологии – еще и глобально-системная связь.
4. Идеальный информационно-знаниевый ресурс своей глобально влиятельной, необходимо даже сказать – суперфункцией предоставляет чудесную возможность Homo sapiens для начала теоретически выходить именно в идеальную сферу закономерных возможностей природной, то есть объективной материальной среды, и уже активно творчески используя знания, осуществлять трансинформационное моделирование и выбор вариантов практической реализации проектов, направленных на удовлетворение социально-культурных и экономических потребностей.
Именно таким является очень непростой путь обеспечения весьма естественных людских потребностей и самоусовершенствования человеческой жизни, и он по сути имеет глобально-системное измерение. Следовательно, его на всех основаниях можно назвать ноосферно-общецивилизационным. Также глобально-системно углубляя конечный вывод по данному тезису, необходимо назвать особо выделенную нами здесь суперфункцию по существу идеальных информационных знаний глобально прогрессотворческой.
5. Будучи абсолютно идеальным феноменом и подчиняясь лишь компетентной человеческой воле, информационные знания имеют фундаментальное свойство свободно, то есть специфически, без традиционных препятствий и ограничений, распространяться в социально-экономической сфере. Это специфическое свойство информации особенно влиятельно проявилось в наш век супервысоких электронных и интернет-технологий с их мобильно сверхскоростными носителями информации. Именно поэтому феномен глобализации предстал миру так императивно и неотвратимо. В первую очередь в социально-экономических процессах, где, например, финансово-денежная сфера, какова она есть, по сути является лишь практически опосредующей, товарно-эквивалентной, информационно-идеально-целевой специализированной подсистемой во всемирной научно-информационной системе, однако экономически супервыгодной. Эта функция информации должна быть признана сегодня одной из глобально важнейших в целостном механизме цивилизационного процесса, и наиболее конкретно – в реальных механизмах социокультурной и политэкономической деятельности, а также в активизации мирового цивилизационного прогресса на основе постоянно накапливаемого научно-информационного ресурса [Скаленко 2013].
Из изложенного материала весьма логично следует сделать вывод, что с принятой автором в данной работе глобально-системной точки зрения в сфере реальной человеческой жизни действительно существуют лишь два глобализирующих фактора:
А. Объективно ориентирующий трансинформационный фактор – это единый генетический, гносеологический и праксеологический фактор, функционирующий в качестве необходимого, особо уполномоченного представителя естественных закономерностей осуществления всех без исключения процессов мировой и человеческой жизни. По своей фундаментальной сути это абсолютный глобализирующий фактор как наиболее глубинная основа, ресурс и рычаг всеобщесистемного управления реальными социокультурными и мирохозяйственными процессами. Итак, по своей сути информационные знания – это фундаментально единая глобально-системная связь не только в земном, но и в космическом измерении. Именно данная связь является глобальной основой нашего так называемого нетократического modus vivendi.
Б. Человеческий или гуманитарный трансинформационный фактор – это закономерно естественный и поэтому необходимо функционирующий в социально-экономической жизни суть глобализирующий фактор во всех без исключения процессах активной творческой деятельности. Но будучи глобально и закономерно естественной, даже единой движущей силой всех трансинформационных трудовых процессов, человеческий фактор имеет лишь относительную возможность управления мировыми процессами. Именно поэтому глобально-системный механизм труда и цивилизационного развития следует обозначить как целостный транс-психо-информационно-технологический комплекс-процесс, который по сво-ей глубинной сущности объединяет все возможности выживания и совершенствования человеческой жизни. И именно этот фактор является глобально движущим рычагом антропо-социализированной деятельности и цивилизационного прогресса, то есть глобальной сущностью нетократии.
Особо зафиксируем, что человеческий фактор принципиально может быть реально действенным, успешно творческим и антикризисным только на основе абсолютно глобализирующего фактора, то есть на основе «живых» – объективных закономерностей природы, даже если эта деятельность имеет недостаточно осознанный, некомпетентный, аморальный или криминальный характер.
Однако, с оглядкой на реальное состояние человечества сегодня, наибольшего внимания требует проблема осознания проявляющейся угрозы глобально-системного кризиса современной цивилизации, главными причинами которого в соответствии с принятой автором методологией обозначены сверхопасное распространение по сути дезинформационных и дезинтеграционных явлений во всех сферах мировой общественной жизни.
Дело здесь в том, что в действительности идеальный информационно-целевой ресурс как глобально единый ориентир и гарант трудового успеха только законно изначально открывает человеку возможности всесторонне эффективной деятельности, социально-экономического и глобального цивилизационного прогресса. И именно поэтому сама жизнь сегодня четко указывает на самую главную возможность современности – науку как наиглавнейшего производителя достоверного, высококачественного информационного ресурса. И не случайно теперь об информации как единоцелевом ресурсе знаний говорят: информация правит миром. Но сегодня в мире свирепствует именно несовершенная система нетократии.
Поэтому фактически неотрицаемым явлением в реальной жизни людей ХХ–ХХІ вв. предстали так называемые системные кризисы и глобальные проблемы почти во всех сферах деятельности и развития. Все чаще ученые вспоминают о кризисе общемирового масштаба. Но о чем же они ведут речь? К сожалению, большей частью они говорят только о кризисах планетарной экосферы, не принимая во внимание космическую.
Здесь, в нашей работе, хотя по необходимости и в реферативном изложении, но по содержательно углубленной сущности, представлены дополненные автором общие концептуальные положения инновационного определения глобально-системного кризиса современной цивилизации как процесса мирового развития на приоритетно стратегической, иерархически и оперативно решающей основе информационно-целевых знаний.
К большому нашему сожалению, идеально-информационному, то есть по существу абстрактному разделению мира перманентно сопутствует глобально-системно связанная «иерархическая цепь» дезинформационно-дезинте-грационных эффектов во всех сферах практической социально-экономической деятельности и вообще во всем цивилизационном процессе. Здесь приведем системно показательный пример: современные подходы к проблемам построения так называемого информационного общества, а следовательно, и к проблемам научно-практического познания явлений, свойств и закономерностей развития, то есть реализации процессов в объективно реальных условиях вещественно-энергетической среды, точно так же, к сожалению, не имеют соответствующей реальному состоянию и потребностям человечества всесторонне взвешенной, но не разделяющей, а как раз всесторонне объединяющей глобально-системной методологии.
Именно поэтому исторически нагроможденные во всем мире ресурсы информационных знаний сегодня большей частью представляют собой фактически надлежащим образом не систематизированные массивы различных, скажем, не совсем доброкачественных, сообщений, неоконченных результатов исследований, не до конца обоснованных идей, умозрительных предположений и другой по существу дезинформации. Удивительно, что эти, мягко говоря, парадоксы сегодня господствуют на исторически наиболее ответственном этапе эпохи революционной информатизации и построения информационно-ноосферного образа жизни. Это существенным образом усложняет и затрудняет ход по сути нетократического самоуправления нашей жизнью.
Категорический императив единения на основе экологизации современного психоинформационного пространства
Но судьба человечества сложилась так, что, как показано выше, все «неприятности», особенно на современном этапе развития, не только продолжают «абстрактно-греховную» инерцию бытия, но и добавляют новейшие, даже катастрофические проблемы в глобально-системном масштабе. Поэтому мы внимательно проследим основные моменты разделения основ социально-экономической жизни на глубинном, фундаментальном уровне как фактора возникновения глобально-системных, но по своей сути и влиянию дезинформационных и в конечном счете кризисогенных эффектов во всех социокультурных и экономических процессах. Итак, проследим некоторые из этих моментов.
1. Абстрактогенное «разделение» объективно единого мира в процессах познания и на всех уровнях деятельности и развития. 2. Систематизация взаимосвязей явлений, свойств и закономерностей природных процессов исключительно интеллектуальным путем, то есть трансинформационно-разделительно, или опять «условно абстрактно». 3. Производственное формообразование синергетически социализированным путем, то есть разделением собственно трансинтеллектуального труда между отдельными людьми – субъектами, а также между коллективами, отраслевыми или даже международными организациями в процессах их сотрудничества. 4. Специализация труда и дифференциация наук в их системной несоразмерности. 5. Подготовительные и научно-образовательные процессы по разным идеологиям и методикам. 6. Использование существенно различных по «психоинформационному здоровью», общему образованию, моральности, правосознанию (здесь напомним, что законы не действуют в аморальном обществе) и специальной подготовке людей как суть личностей и индивидуальных субъектов труда. 7. Дезинформационные и психотронные войны на всех уровнях и формах сосуществования людей, их жизнедеятельности и пр.
Как уже понятно из вышеизложенного материала, все эти по влиянию узловые моменты не только усложняют трудовые процессы, но и являются дезинтеграционными факторами, в том числе и в первую очередь они – действительные причины целевого излома и развала систем всякой социально-экономической деятельности, всей сферы жизнеобеспечения людей и нетократического искривления общецивилизационного процесса.
И, наконец, по сути, самый главный момент: следовательно, естественно, что глобально и объективно обусловленная закономерность именно трансинформационного социоэкономического (цивилизационного) целеполагания выводит жизнь людей на виртуальный уровень бытия или, так сказать, на информационно-экви-валентный принцип человеческого существования и «цивилизационного прогресса», в котором «греховным» образом круто смешивается «божий дар с яичницей». К великому сожалению, современная жизнь человечества почти полностью очутилась, мы уже имеем право еще раз так сказать, в «вульгаризированных тенетах трансинформационной финансово-денежной эквивалентности». Главным образом потому, что монетарная сфера как интегрированная основа и рычаг самоуправления развитием по своей сущности является только специализированной информационной подсистемой общемировой научно-прикладной информационной системы, способной к конвертации. А так называемый монетаризм является вообще «диким образом социализированным», но «психотехнологически» наиболее влиятельным рычагом и могущественным инструментом в механизме глобально-системного управления социально-экономическими процессами. Следовательно, этот рычаг не только обладает известным функциональным позитивом, но и глобально-системно опасен. Без соответствующего контроля этот рычаг может представлять собой грозное оружие дезинформационных войн и способ извращения психики людей и всего социально-психологического пространства. А сигнализируют об этом прежде всего симптомы глобально-системного кризиса трансинформационной цивилизации.
Добавим, что поскольку феномен информации и человеческая психика существуют и функционируют в непосредственном единстве, то теория и практика в исследовании механизма информационного процесса фактически совпадают. Живая диалектическая взаимосвязь этих факторов в условиях дефицита правосознания граждан и морали в обществе предоставляет некоторым людям возможности не только злоупотреблять информационными ресурсами, но и очень опасно манипулировать всеобщим человеческим социально-психологическим пространством. Классическое выражение «Диалектичен переход не только от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли» [Ленин 1986] в целом подтверждает эти опасные возможности. А постоянно идущий процесс виртуализации жизни фактически является процессом отчуждения людей от живой реальности, следовательно – от природы, может привести и, как уже было сказано, невидимо, но ощутимо приводит к кризису околокатастрофического глобально-системного масштаба.
В качестве основного вывода методологически утвердим, что сегодня пришел час кардинального изменения подходов и систем самоуправления нашей деятельностью и развитием в соответствии с формулой философии «единичное – особенное – всеобщее». Раньше ученые исследовали единичное с переходом к изучению особенного, а теперь появилась возможность познания способов всеобщесистемного (глобально-системного) самоуправления человеческой жизнью. Но такая возможность может быть реализована лишь в глубоко экологизированном обществе, где показателем экологичности выступит духовно и морально обогащенная наука, производящая высококачественные знания как информационный ресурс ноосферно-нетократического самоуправления человеческой жизнью.
Литература
Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2008.
Ленин В. И. Философские тетради. М. : Политиздат, 1986.
Скаленко А. К. Финансовые ресурсы как специализированная часть единой информационной системы мирового развития // Философия финансовой цивилизации: человек в мире денег: сб. ст. Киев : УБС НБУ, 2013.
Скаленко А. К. Глобалистика трансинформационной цивилизации. Beau Bassin : LAP, 2018.
Чумаков А. Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации. 2008. № 1. С. 7–16.
* Скаленко Алексей Карпович – доктор философии (PhD), академик МАИ при ООН, ведущий научный сотрудник Института всемирной истории Национальной академии наук Украины (г. Киев), президент Международного фонда «Единение». E-mail: icf_unity@ukr.net.