Рассмотрены понятие субкультурной грамотности подростка и актуальность ее формирования; представлена программа, направленная на формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи.
Kлючевые слова: подросток, субкультура, субкультурная грамотность, взаимодействие школы и семьи.
THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE FORMATION PROCESS OF TEENAGERS’ SUBCULTURAL LITERACY IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY
Ekaterina N. Ramzayeva
The article considers the subcultural literacy of teenagers and relevance of its formation. The author presents the program aimed at formation of subcultural literacy of teenagers in the context of interaction between school and family.
Keywords: teenager, subculture, subcultural literacy, interaction between school and family.
Современный мир становится все агрессивнее к подростку. И если вчера родители пытались уберечь своих детей от влияния улиц, отправляя их в музыкальную школу или спортивную секцию, то сегодня уже никакие запреты и ухищрения не могут спасти подрастающее поколение от ложных ценностей и сомнительных социальных влияний, выплеснувшихся в сеть Интернет. В таких условиях ни учителям, ни членам семьи уже не представляется возможным познакомиться с друзьями подростка или проанализировать качество информационного потока, с которым вынужден сталкиваться ребенок. Единственный выход – научить подростка самостоятельно ориентироваться в многообразном мире истинных и ложных культурных ценностей. Незаменимым инструментом в таком непростом деле, на наш взгляд, может стать субкультурная грамотность подрастающих детей, под которой мы понимаем социально-педагогическую цель взаимодействия школы и семьи и личностное свойство подростка, характеризующееся осознанием сходства и специфики различных субкультур (ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символики), являющееся когнитивным компонентом социокультурной компетентности [Ситникова 2014].
Важно понимать, что каждый подросток является ищущей, бурно развивающейся личностью, однако такая открытость и жажда новой деятельности зачастую оборачивается против него самого. Желание освободиться из-под родительской опеки и контроля со стороны старших нередко заставляет его выбрать площадкой для самореализации субкультуру [Власюк 2012]. С одной стороны, это оправдано, поскольку субкультуры помогают подростку почувствовать независимость и проявить свои творческие способности, но с другой – под предлогом свободы субкультуры нередко транслируют противоречивые идеалы и ведут агрессивную пропаганду ложных ценностей, что снижает их воспитательный потенциал. Становится очевидным, что в такой ситуации подросток нуждается в тактичном проводнике и наставнике, каким может стать только взрослый человек [Ее же 2010]. Задача учителей и родителей – помочь юношам и девушкам сформировать объективное представление о феномене субкультуры, его современных проявлениях и способах взаимодействия с представителями субкультуры, другими словами, сформировать субкультурную грамотность.
Субкультура – это независимая территория, куда подросток отправляется в поисках нового опыта, но при этом семья и школа должны оставаться для него надежным пристанищем и поддержкой. Именно поэтому процесс формирования субкультурной грамотности современного подростка может осуществляться только в условиях активного взаимодействия школы и семьи, где каждый участник учится у другого.
Идея и теоретические основы формирования субкультурной грамотности подростка нашли отражение в программе, разработанной специально для ребят данной возрастной категории.
Программа рассчитана на один год и предусматривает взаимодействие педагогического коллектива на межличностном субъект-субъектном уровне с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими); тесное сотрудничество педагогического коллектива и администрации школы с целью формирования у обучающихся представлений о феномене субкультуры, многообразии современных субкультур, способов взаимодействия с представителями различных субкультур и путей самореализации с помощью субкультуры. Программа содержит план работы по направлениям:
– работа с обучающимися;
– работа с классными руководителями и учителями-предметниками;
– работа с родителями.
В основу данной программы вошли следующие нормативно-правовые документы:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
– Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности.
Содержание взаимодействия школы и семьи включает в себя следующие направления:
– вовлечение каждой семьи в процесс формирования субкультурной грамотности современного подростка;
– просвещение юношей и девушек в области субкультурных явлений;
– актуализация личностных качеств подростка с помощью субкультуры.
В основе взаимодействия школы и семьи с целью формирования субкультурной грамотности современного подростка лежат следующие принципы:
– эмпатийного взаимодействия (поддержание доброжелательного отношения участников взаимодействия друг к другу, понимание позиций друг друга);
– вовлеченности (определение степени участия и направления деятельности каждого субъекта взаимодействия в создании наилучших условий воспитания);
– сотрудничества (реализация воспитательного процесса через организацию совместной деятельности педагогов и родителей с детьми);
– принцип сопереживания [Ситникова 2014].
Программа составлена с учетом востребованных психолого-педагогических, культурологических и социологических знаний.
Цель программы мы сформулировали следующим образом: сформировать субкультурную грамотность современного подростка в условиях взаимодействия школы и семьи.
Задачи программы следующие:
– создать условия для активного взаимодействия родителей и учителей с целью формирования субкультурной грамотности подростка;
– сформировать у обучающихся представление о феномене субкультуры и его роли в культуре и обществе, истории возникновения и современных проявлениях;
– сформировать у обучающихся представление о способах общения с представителями различных субкультур, а также нормах поведения в обществе;
– сформировать у обучающихся способность к самостоятельному объективному анализу продуктов социальной и творческой деятельности участников субкультуры;
– способствовать формированию готовности подростка к осуществлению самостоятельного выбора в пользу определенной субкультуры и степени участия в ней, а также самореализации подростка с помощью субкультуры [Там же].
Ожидаемый результат заключается во вовлеченности семьи в процесс формирования субкультурной грамотности современного подростка; понимании обучающимися особенностей феномена субкультуры и его роли в культуре и обществе, истории возникновения и современных проявлений; готовности обучающихся к общению с представителями различных субкультур; способности обучаю- щихся к самостоятельному объективному анализу и оценке продуктов социальной и творческой деятельности участников субкультуры; готовности обучающихся к осуществлению самостоятельного выбора в пользу определенной субкультуры или невступления ни в одну субкультуру вообще, а также видение путей самореализации с помощью субкультуры [Там же].
Программа состоит из трех разделов и включает в себя организацию и проведение разнообразных мероприятий с участием учителей, учащихся и их роди-телей.
Первый раздел программы «Узнаем субкультуру» посвящен диагностике степени вовлеченности подростков в субкультуру; характера их увлечений, круга общения и отношения родителей к интересам их детей (анкетирование, беседы, наблюдение); уровня сформированности субкультурной грамотности подростка (анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности). Таким образом происходит знакомство с интересами обучающихся и кругом их общения, выясняется отношение родителей к интересам ребенка, уровень сформированности субкультурной грамотности подростка на данном этапе, а также возможность поиска индивидуального подхода к обучающимся.
После диагностики рекомендуется проведение семинаров для учителей и родителей с участием экспертов (преподавателей вузов, культурологов, психологов, социологов) по следующим темам: «Значение субкультуры в жизни подростка»; «“Полезные” и “опасные” субкультуры»; «Популярные субкультуры и их атрибуты». Подобные мероприятия призваны сформировать у родителей и учителей понимание роли субкультуры в жизни подростка.
Также в рамках данного раздела программы запланированы круглые столы для учителей и родителей на темы: «Что ожидать от субкультуры?»; «Запрещать или поддерживать?». Цель таких круглых столов – выявить особенности отношения родителей к субкультуре и нивелировать радикальные точки зрения.
Помимо круглых столов обсуждение организуется также в социальной сети, оно посвящено влиянию субкультуры на детей. Такая форма работы активизирует взаимодействие родителей, формирует у них объективное представление о субкультуре.
Еще одна форма данного раздела программы – ролевая игра для учителей и родителей «Праздник непослушания». В результате происходят активизация взаимодействия родителей и учителей, формирование представления о позиции подростка.
Сближение «отцов и детей» на почве субкультуры происходит в результате организации выставки фотографий «Вот я в твои годы…», организованной родителями и учителями совместно с обучающимися. Данное мероприятие способствует развитию и укреплению взаимоотношений родителей, учителей и обучающихся, снятию напряжения во взаимоотношениях на почве субкультуры.
В данном разделе есть место и традиционным формам, например классным часам с участием родителей на темы: «Что такое субкультура?», «Быть “как все” или быть особенным?», «Кто придумал субкультуру и зачем она нужна?», «Если бы я стал основоположником своей субкультуры…» Такие классные часы способствуют разрушению у обучающихся стереотипов относительно субкультуры и формированию объективного представления о ней.
Помимо классных часов также запланированы беседы с обучающимися и их родителями на примерные темы: «Какие субкультуры тебе нравятся?», «Являешься ли ты участником субкультуры?» Данные беседы раскрепощают учащихся и родителей в общении друг с другом и формируют толерантное отношение обучающихся к различным представителям субкультуры, а также объективное представление о ней.
От бесед в программе предлагается перейти к дебатам для обучающихся с участием родителей на следующие темы (в зависимости от актуальности темы могут меняться): «Хипстеры – это прогрессивные интеллектуалы», «Паркур полезен для здоровья», «Субкультура для тех, кто не такой, как все», «Эмо больше не актуальны» и др. Такая форма работы призвана формировать у обучающихся объективное представление о субкультуре, умение аргументировать свою позицию, способность к пониманию противоположной точки зрения.
Кроме того, в первом разделе программы запланированы публичные лекции экспертов (учителей, культурологов, социологов, психологов) на тему различных аспектов субкультуры, что способствует расширению знаний о последних.
Наибольшую самостоятельность и субъектную позицию учащиеся могут проявить в проектной деятельности, например в процессе организации дискотеки при поддержке родителей, выпуска специального номера школьной газеты, подготовки выставки и концерта в рамках тематики субкультуры. Все это способствует формированию толерантного отношения обучающихся к представителям субкультур, развитию навыков общения с ними, укреплению взаимодействия обучающихся, родителей, учителей.
Второй раздел программы – «Понимаем субкультуру», он предполагает большую самостоятельность и исследовательскую активность учащихся.
Его открывают семинары для обучающихся, родителей и учителей с участием экспертов, где в режиме слайд-шоу предлагается отличить высокие образцы творчества представителей субкультур от китча и аргументировать свою позицию. Тем самым у подростков формируется способность к анализу атрибутов субкультуры и их объективной оценке.
Далее в программе предлагается написание обучающимися исследования, раскрывающего предпосылки возникновения какой-либо субкультуры и ее влияние на культуру. Такая форма работы способствует формированию способности прослеживать закономерности в процессе развития феномена субкультуры.
Следующее мероприятие предполагает организацию публикации обучающимися интервью яркого представителя субкультуры. Цель данной формы работы – сформировать навыки общения с представителями субкультур.
Параллельно в социальной сети для обучающихся организуется обсуждение на тему «Какие субкультуры есть у нас в школе?». Таким образом происходит формирование навыков общения с представителями субкультур и способности идентифицировать субкультуру.
Одно из наиболее творческих мероприятий второго раздела программы – выставка “Mama knows best!” («Мама лучше знает!»), на которой представлены эскизы подростков и их родителей, изображающие, как бы одели родители своих детей, а дети – своих родителей. Такая выставка способствует развитию и укреплению взаимопонимания между учителями, подростками и их родителями.
Завершает второй раздел программы фотокросс для обучающихся и их родителей на темы различных аспектов субкультуры: «Друзья», «Творчество», «Риск», «Против всех», «Любовь», «Движение», «Темная сторона». Фотокросс направлен на формирование понимания различных аспектов субкультуры, умения анализировать их, укрепление взаимоотношений обучающихся и родителей.
Завершающий раздел программы – «Творим вместе с субкультурой», он предполагает полную свободу самореализации подростков.
Первое мероприятие данного раздела (подготовительное) – тренинг для обучающихся по командообразованию. В результате у подростков формируется готовность работать в команде с представителями различных субкультур.
Самое важное действо данного раздела и всей программы – организация обучающимися совместно с родителями ток-шоу «Субкультура повлияла на мою жизнь». К участию в ток-шоу рекомендуются гости, имевшие как негативный, так и позитивный опыт взаимодействия с субкультурой. В процессе подготовки к данному мероприятию происходит развитие творческих способностей обучающихся с помощью потенциала субкультуры, формирование видения перспективных и тупиковых путей самореализации с помощью субкультуры, укрепление взаимоотношений обучающихся друг с другом и родителями.
На завершающем этапе реализации программы рекомендуется коллективная рефлексия с участием обучающихся, родителей и педагогов, которая дает участникам возможность переосмыслить свою позицию относительно субкультуры.
Данная программа была успешно реализована нами на базе МОУ «Гимназия № 1» г. Волгограда. Тематика мероприятий, представленных в программе, носит рекомендательный и контекстуальный характер в силу динамичности и неустойчивости молодежных субкультур, однако мы полагаем, что подход, продемонстрированный нами на примере серии подобных мероприятий, является универсальным и останется актуальным в последующие годы.
Литература
Власюк И. В. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. – 308 с.
Власюк И. В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: уч. пособ. / под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград : Издатель, 2012. – 80 с.
Ситникова Е. Н. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2014. – 162 с.