Я отношусь к той категории людей, которые никогда не были лично знакомы с Акопом Погосовичем. Но благодаря современным коммуникационным технологиям, к которым с таким пиететом относился доктор Назаретян, мы состояли с ним в длительной переписке. Впрочем, сам факт дистанционного общения не облегчает для меня тяжести той утраты, которую все мы понесли 15 февраля…
В 2010-е гг., будучи выпускником православной духовной семинарии, благодаря сугубо личному выбору оказавшись студентом исторического факультета университета, я находился в глубоком экзистенциальном кризисе. Пытаясь нащупать парадигму более зрелого мировоззрения, я наткнулся на книги Акопа Погосовича, которые невероятно захватили меня и одновременно повергли в шок: усидеть на двух стульях теистического и материалистического мировосприятия стало еще сложнее. «Кризис – это вызов, который требует личностного ответа», – постулировал их автор. И поиск выхода из него продолжился. Сначала на страницах журнала «Историческая психология и социология истории», затем в монографиях «Антропология насилия и культура самоорганизации» и «Нелинейное будущее». Живой язык, психологизм, антропоцентричность, глубина исторического охвата, широта взгляда и стратегическое предвидение профессора Назаретяна – все это позволило сказать самому себе: «Я нашел, что искал». Потом была налажена личная переписка, началась работа над диссертацией, в теоретическую основу которой я положил некоторые идеи Акопа Погосовича, наконец, появилась мысль пригласить профессора с лекцией в Казанский университет. Он с радостью согласился, и казалось, что впереди у нас еще достаточно времени, чтобы обстоятельно организовать этот визит. Не вышло.
Современный научный мир крайне динамичен. И благодаря сети Интернет многие достижения научной мысли довольно быстро становятся доступными. Десятки и сотни единиц научной литературы в электронном виде я отправлял Акопу Погосовичу, а он неизменно благодарил, сопровождая благодарности комментариями по той или иной работе. В 2016 г. мне посчастливилось побывать в Болгарии и пообщаться с молодыми пророссийскими политическими деятелями. Круг обсуждений касался проблем международной безопасности и той турбулентности, в которой оказались не только Балканы и Европа, но и все человечество. В основу одного из своих докладов я положил тезисы А. П. Назаретяна о его видении современной ситуации в мире. Интерес слушателей превзошел ожидания. По приезде в Россию я сообщил об этом профессору. В ответ он искренне поблагодарил за дружбу. Казалось, это его тронуло.
Благодаря друзьям я знал о его болезни и в последнее время не решался его тревожить. За пару недель до смерти Акопа Погосовича я передал через них ему поклон и слова поддержки. Он благодарил…
Покойтесь с миром, дорогой Акоп Погосович. Знали вы о том или нет, но вы изменили не одну судьбу; вы посеяли добрые семена, которые непременно дадут обильные всходы.