В феврале 2019 г. ушел из жизни Акоп Погосович Назаретян.
Он был одним из крупнейших российских специалистов в области фундаментальной психологической теории и психологии стихийного массового поведения, эволюционной и политической психологии. Его статьи широко публиковались в зарубежных журналах и активно цитировались в иностранной печати, а книга «Нелинейное будущее», вышедшая в России тремя изданиями, была переведена на японский и испанский языки.
Всемирно известен вклад Акопа Погосовича в изучение эволюции социального насилия и покорности. В его работах была прослежена тенденция снижающегося на протяжении тысячелетий (одновременно с ростом убойной мощи технологий) социального насилия и, главное, впервые исследован механизм этого парадоксального эффекта. Сформулированный в его книгах «закон Назаретяна – эволюционного техно-гуманитарного баланса» отражал системную зависимость между технологической мощью, качеством культурных регуляторов и жизнеспособностью общества, а также механизмы исторической «отбраковки» разбалансированных социумов.
А. П. Назаретяна отличало удивительно образное и афористичное мышление. Многие его мемы стали буквально мировой классикой, раскрывая универсальную манипулятивную природу информации. Не случайно современные фейки социально-стрессового регистра запускают буквально эпидемии ментального терроризма, способного взрывать индивидуальное и общественное сознание. Благодаря СМИ и соцсетям террор сегодня правит миром много эффективнее, чем во времена исторических деспотий. Об этом у нас были острые дискуссии, завершавшиеся новыми и новыми поправками к «закону Назаретяна».
Акоп Погосович был одним из наиболее признанных в мире специалистов по универсальной эволюции, первым исследовавшим ее ментальную составляющую и читавшим спецкурсы в зарубежных университетах. Для этого им были разработаны методологические основания междисциплинарного синтеза с использованием продуктивных моделей синергетики и неравновесной термодинамики, позволявшие включать в единый контекст новейшие данные естествознания и гуманитарной науки. Представленные в его фундаментальных работах аттракторы и сценарии глобального будущего относились к числу наиболее нетривиальных и практически перспективных мегаисторических экстраполяций.
Мультидисциплинарная синергетическая методология пронизывала всю траекторию академической судьбы А. П. Назаретяна. Такой полифоничный и многогранный буквально «человек-оркестр» был почти обречен становиться немного чужим среди вчерашних своих и не мог стать вполне своим среди завтрашних чужих. Отсюда вырастало неизбежное экзистенциальное одиночество тонко чувствующей и легко ранимой личности творца. Высокая востребованность у широкой научной и гражданской аудитории не могла заменить понятную потребность признания академической средой. Он трижды баллотировался в РАН. На первых выборах ему не хватило буквально нескольких голосов. Тогда выделенное «под него» место просто пропало для отделения психологии и было передано в другое. Это можно было бы назвать «синергетическим проклятьем», ведь в те годы синергетика все еще инерционно воспринималась многими почти как «советская кибернетика»… Наверное, поэтому на недавних выборах в РАН он снова решил баллотироваться, и сразу в академики. Мне выпало его рекомендовать. При этом мы оба прекрасно представляли традиции и знали, что шансов практически нет. Удивительным образом ему не хватило ровно столько же голосов, сколько и на первых выборах. Сегодня становится понятным этот поступок большого ученого, чувствующего и знающего, сколь немного времени у него осталось. Фактически это было «прижизненное прощание» по древней восточной традиции. Знающий себе цену, лишенный зависти и комплексов, он умел достойно «постоять на краю». Ему удалось дожить до семидесяти лет только благодаря самоотверженной любви и заботе жены Светланы, которую он очень поэтично называл
Люсине…
Многогранная научная работа А. П. Назаретяна впечатляла не только теоретическими результатами. Он был признанным лидером в области кризисного менеджмента, массовой агрессии и паники. Специалисты всего мира широко пользуются его технологиями превенции социальных и ментальных эпидемий, спасшими множество человеческих жизней.
Широкую известность имела публицистическо-просветительная и научно-организационная работа А. П. Назаретяна, а созданный и более 10 лет возглавляемый им междисциплинарный журнал «Историческая психология и социология истории» стал одним из наиболее интересных академических изданий.
По духу и смыслу своей деятельности профессор А. П. Назаретян был лирическим поэтом науки и ментальным конструктором социальной практики. Он виртуозно умел увидеть за калейдоскопично мерцающей конкретикой повседневности концептуальные обобщения и образы очень нелинейного будущего. Его профессиональной миссией был ментальный инжиниринг цивилизационной эволюции, циклично развивающейся от одной революции до другой. В истории науки и наших сердцах Акоп Погосович останется трогательным и трепетным романтиком мировой ментальной революции.