Прощайте, учитель!


скачать Автор: Сажиенко Е. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 12, номер 1/ 2019 - подписаться на статьи журнала

Всему, что необходимо знать,

научить нельзя, учитель может

сделать только одно – указать дорогу.

Ричард Олдингтон

Мое знакомство с Акопом Погосовичем Назаретяном состоялось на третьем курсе университета, где он читал лекции. Все студенты подпали под обаяние этого незаурядного, харизматичного, удивительно открытого и увлеченного человека. Помнится, что даже заядлые прогульщики с удовольствием посещали его занятия.

Концепция Мегаистории, которую тогда чаще называли Универсальной историей, по-настоящему увлекла меня. Именно это знакомство определило мой выбор жизненного пути: не хотелось прощаться ни с университетской жизнью, ни с интересной концепцией.

Вспоминается один случай из многолетнего общения. Как-то мы обсуждали проблему сингулярности. Назаретян говорил о расчетах, свидетельствующих о ее наступлении, возможных аттракторах и сценариях будущего. После чего общение незаметным образом перешло от обсуждения научных вопросов к совместному исполнению украинских народных песен и его сольному – комсомольских. Вот таким я и буду его вспоминать: разносторонним человеком, который мог с легкостью переходить от серьезных философских проблем к музыке, литературе...

Он горячо любил жизнь во всех ее проявлениях, по-настоящему ценил красоту этого мира, глубоко переживал его несовершенство и ошибки, которые люди совершают снова и снова, ставя под угрозу собственное существование.

Его нельзя назвать пессимистом, хотя Акоп Погосович действительно опасался, что цивилизация может не преодолеть грядущую сингулярность. В последние годы он настойчиво исследовал возможности человеческого разума, способного (или нет) направить планетарное развитие по пути перехода на новый уровень сложности.

Уже страдая от тяжелой болезни, продолжал работать, строить планы, действовать, например, приехал через весь город, чтобы присутствовать на моей защите. Таким он был. Любил жизнь настолько, что долго не хотел сдаваться, имея достаточно мужества и для борьбы, и для принятия болезни как естественной части жизни.

Говорят, что со смертью все не заканчивается. Не знаю, справедливо ли это в религиозном смысле… Но уверена лишь в одном: Акоп Погосович останется в своих статьях и монографиях, записях телепередач, а главное, в памяти тех, кто его знал, уважал и любил; тех, кому помог найти свой путь.

Прощайте, учитель!