DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2019.01.04
Кожевников Николай Николаевич, д. ф. н., профессор Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск more
Данилова Вера Софроновна, д. ф. н., профессор Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск more
Глобализация и глобальные процессы рассмотрены с точки зрения трех фундаментальных пределов: идентификации, коммуникации, ритмов мировой гармонии, которые являются ядром системы координат мира на основе динамических и сетевых равновесий детерминистического хаоса. Глобализироваться может только нечто предварительно идентифицированное, сформировавшееся, равновесное. Коммуникация и устойчивые ритмы мировой гармонии также должны стремиться к динамическим равновесиям, что обеспечивается взаимосвязью между всеми уровнями глобальных процессов в культурно-цивилизационных сетях в контексте постнеклассического универсализма.
Ключевые слова: открытое образование, природа, культура, самоорганизация, диалог, взаимодействие, порядок, хаос, динамические равновесия, сетевая ячейка.
Harmonization of globalization based on the limited dynamic and network equilibria
Nikolay N. Kozhevnikov, Vera S. Danilova.
The article considers globalization and global processes from the point of view of three fundamental limits: identification, communication-network, and rhythms of world harmony, which are the core of the world’s coordinate system based on dynamic and networks equilibria of deterministic chaos. It is stated that only something previously identified, formed, and balanced can globalize. The communication and stable rhythms of world harmony should also strive for dynamic equilibria, which are ensured by the interconnection between all levels of global processes within cultural and civilizational networks in the context of post-non-classical universalism.
Keywords: open formations, nature, culture, self-organization, dialogue, interaction, order, chaos, dynamic equilibria, network cell.
Введение
Развитие представлений о глобализации и методах глобалистики наиболее перспективно рассматривать в контексте представлений о системе координат мира, возникающей посредством самоорганизации на основе предельных равновесий, обусловленных детерминистическим «порядком-хаосом», и охватывающей все уровни иерархии мира. В мире не может не быть системы координат, возникшей естественным путем, относительно которой происходит его дальнейшее развитие. Несмотря на всю его сложность, он удивительно организован, целесообразен, оптимален, устойчив; все его уровни связаны общекосмическим круговоротом вещества, энергии, информации [Кожевников 2018а].
Мир, окружающий современное человечество, с каждым годом становится все более и более сложным. «Вместе с тем не только в общественном сознании, но и в научном сообществе все еще отсутствует понимание того, что и трансформировавшийся таким образом мир, в котором мы живем, и имманентно связанная с ним глобализация вкупе с ее всевозможными последствиями не могут быть адекватно поняты иначе, нежели через призму единства и целостности этого мира… Под влиянием процессов глобализации мировое сообщество практически по всем параметрам общественной жизни все больше становится единой целостной системой, тогда как механизмов управления, адекватных этой целостности, нет» [Чумаков 2010: 4].
В настоящее время формируется общепланетарная реальность, основанная на взаимодействии всех геосфер, биосферных и цивилизационных оболочек. Сложное виртуальное единство социосферы, техносферы, антропосферы, культуросферы, инфосферы обеспечивается сочетанием естественного и искусственного, материального и идеального при доминировании планетарной духовности. Подход, основанный на системе координат мира, способен охватить все особенности глобальных процессов, происходящих в этой общепланетарной реальности, коррелируя с концепциями постнеклассического универсализма, ноосферогенеза и т. п.
Актуальность настоящей работы заключается в том, чтобы связать социально-гуманитарные процессы современного мира с предельными динамическими равновесиями, соответствующими планетарному и космическому порядкам.
Методология исследования
Любой объект мира (природное или культурное образование) может быть рассмотрен с точки зрения предельных динамических равновесий, поскольку все они стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям: идентификационному (I – предел), коммуникационно-сетевому (С – предел) и ритму мировой гармонии (К – предел), никогда их не достигая вследствие противодействия окружающей среды. Однако каждый этап процесса изменения любого природного или культурного образования можно сопоставить с промежуточными динамическими равновесиями F, H, G, связанными с I, С, К калибровочными соотношениями. Ячейка F, H, G является внутренней для природного или культурного образования и может быть устойчивой только в калибровочных узлах динамических равновесий [Кожевников 2018б].
Согласно основной идее естественной системы координат мира, все природные и культурные образования и их структуры могут быть связаны с предельными фундаментальными равновесиями трех типов (I, С, К) посредством соответствующих взаимодействий. Процесс состояний природного или культурного образования, характеризующий его развитие (изменение), можно представить как перемещение ячейки F, H, G в соответствующем феноменологическом пространстве» [Kozhevnikov, Danilova 2016].
Первое (идентификационное) предельное динамическое равновесие обусловлено тем, что любой объект мира (природное или культурное образование) стремится к самоидентификации. Элементарные частицы связываются в химические элементы, газовые туманности превращаются в звезды, планетарные системы, галактики. Живое существует в виде отдельных организмов, особей, популяций, обладающих значительным биотическим потенциалом.
Второе предельное равновесие – коммуникационно-сетевое. Особь, индивид определяются через потоки информации, которыми все уровни живого обмениваются между собой; личность – через систему взаимоотношений, диалога; культуры – через диалоги и взаимоотношения отдельных индивидов и их групп. Человек не может не коммуницировать, это его естественное состояние. Коммуникационно-сетевое равновесие рассматриваемого объекта делает его способным взаимодействовать со всеми сферами сущего: от мира неживого до сферы духовного.
Третье предельное равновесие связано с ритмами мировой гармонии. Все устойчивые природные или культурные образования опираются на ритмы динамических равновесий. Человек связан с окружающей его средой циркадианными ритмами (их более ста), определяемыми периодами вращения Земли, Солнца, ритмами галактики, метагалактики и т. п. Все выдающиеся религиозные тексты, произведения литературы, искусства имеют устойчивые внутренние ритмы, соотнесенные с ритмами мировой гармонии.
Система координат взаимодействует с открытыми природными и культурными образованиями, имеющими тенденцию к самоорганизации, саморазвитию, диалогу, взаимодействию с параметрами «порядка-хаоса» динамических равновесий [Kozhevnikov, Danilova 2018].
Процессы глобализации с точки зрения фундаментальных предельных равновесий
Рассмотрим глобализацию и глобальные процессы с точки зрения трех фундаментальных предельных равновесий (идентификации, коммуникации, ритмов мировой гармонии), которые образуют друг с другом единое гармоничное целое. Во-первых, такой предельный взгляд включает в себя масштаб самой планеты, ее геосфер, с точки зрения которого отсеивается все второстепенное, и позволяет выявить основные тенденции в планетарных и общечеловеческих процессах. Во-вторых, все предельные динамические равновесия, соответствующие конкретным природным (культурным) образованиям и соразмерным им масштабам, оказываются связанными друг с другом. Если в процессе исследования постоянно возвращаться к предельно-равновесным параметрам системы координат, то все особенности и свойства рассматриваемых процессов постепенно будут выявлены. Именно такой подход способен обеспечить полноценное, всестороннее исследование всей сложности окружающего нас мира. Культуры, религии, экономика, финансы и все другие сферы человеческой деятельности имеют свои идентификацию, коммуникацию, ритмы (циклы), что связывает их с системой координат мира.
Идентификация – первичное понятие, без которого никакая глобализация невозможна. Глобализироваться может только что-то определенное, предварительно сформировавшееся, без этого глобальные процессы приведут к хаосу и беспорядку. В основе всех действительно значимых продуктов окружающего мира и человеческого духа лежит уникальная самоидентификация. Многие природные или культурные образования не смогли осуществить подобную идентификацию, однако ее можно завершить мысленно, получить соответствующие модель и ориентиры, которые обеспечат направленность процесса исследования на целостность и всесторонность.
Вторая важнейшая тенденция – все природные или культурные образования в природе, социуме, гуманитарной сфере стремятся к коммуницированию. Для индивидуума диалог, согласно исследованиям М. М. Бахтина, предшествует монологу. Культуры могут существовать только потому, что они коммуницируют благодаря активности создающих их людей. Цивилизации также должны коммуницировать, и это единственный путь для дальнейшего развития человечества. Система координат на основе предельных динамических равновесий может сделать эту коммуникацию максимально укомплектованной по всем возможным типам взаимодействий и, следовательно, равновесной.
Однако только идентификация и коммуникация не могут обеспечить устойчивого взаимодействия человечества между его подсистемами и с окружающей средой. Для этого необходим третий компонент системы координат мира – устойчивые ритмы мировой гармонии. Ритмы могут объединять самые различные объекты и образования мира, поскольку способны проникнуть в любую сферу социума, духа, охватить любые процессы и явления. Все оптимальные равновесные состояния этих процессов имеют свои ритмы, и чем они ближе к фундаментальным ритмам мировой гармонии, тем эти равновесия устойчивее. Любой ритм природного и культурного образования стремится оптимизироваться, обрести все большую устойчивость, включиться в более общую иерархию ритмов и ритмокаскадов.
Ритмы и ритмокаскады пронизывают весь мир, и то, что он не погиб, а продолжает успешно эволюционировать, свидетельствует, что устойчивые и оптимальные ритмы, связанные с мировой гармонией, превалируют над разрушительными тенденциями. Человек вовлечен в ритмы, которые определяются вращением Земли, Солнца и другими циклическими процессами. Культурно-цивилиза ционные системы опираются на культурно-цивилизационные волны (ритмы) и культурно-цивилизационно-сетевые ячейки, которые способны обеспечить их дальнейшее развитие. Человечество глобализирующегося мира все теснее взаимодействует с культурно-цивилизационными сетями, включающими в себя научные, образовательные, информационные, экономические, финансовые и другие их разновидности. Такие сети будут устойчивыми, только если их ячейки будут ориентироваться на описанные выше пределы, то есть каждая такая ячейка должна уравновешивать свои идентификацию, коммуникацию и внутренние ритмы сети, изоморфные ритмам мировой гармонии. Эти сети связаны с системой координат мира посредством калибровочных отношений, что позволит исследовать основные культурно-цивилизационные сетевые модели на всех уровнях их структурной организации.
Вышесказанное позволяет углубить представления о фундаментальных аспектах современной глобалистики, в частности, о регулировании глобальных процессов и акторском аспекте как важном компоненте глобализации. А. Н. Чумаков, рассматривая управление глобальными процессами и их регулирование, обосновывает, что в современном мире возможно только последнее [Чумаков 2018: 309–411]. Однако регулирование тоже не всегда можно организовать. Глобализация ориентирована на естественные объективные процессы. Но вследствие попыток использовать глобализацию в различных корыстных целях к ней присовокупляются различные внешние, несвойственные ей дополнения. Следовательно, задача современного человечества – направить глобализацию в русло аутопоэзиса на основе описанной выше системы координат предельных равновесий, помочь ей с самоорганизацией посредством ее гармонизации. Что касается акторского аспекта, то, как отмечает Э. Киш, «это не новый, еще неизведанный силовой центр и не мировое правительство, но, по сути, качественно новая система отношений между акторами» [Киш 2010: 22]. Подход, основанный на системе координат мира, допускает участие в нем многих акторов. Условием их участия в этом подходе является связь с предельными динамическими равновесиями. Тогда все соответствующие им уровни оказываются связанными и гармонизированными.
Глобализация и постнеклассический универсализм
Система координат мира позволяет по-новому взглянуть на современный универсализм, опирающийся на общепланетарный синтез различных сфер человеческой деятельности, концепцию открытой рациональности, взаимодействие научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания, тесную взаимосвязь объяснения и понимания, западного и восточного типов мышления, рациональных и иррациональных методов познания. Такой универсализм должен опираться на динамические и сетевые фундаментальные равновесия как для отдельного индивида, так и для всего человечества. Тогда, с одной стороны, каждый человек может развить свое естественное бытие в контексте социального и духовного, сделав его уникальным, но предрасположенным ко взаимодействию с общечеловеческим. С другой стороны, формируется бытие в планетарном масштабе, объединяющее биологические, социальные и духовные подсистемы и гомеоморфное бытие индивидов. Этот подход углубляет идеи синтеза философских идей Запада и Востока и созвучен сквозным идеям Великого равновесия и Мировой гармонии китайской и индийской философии.
Фундаментом постнеклассического универсализма является организованность земных оболочек, которая превосходит все созданное человеком, обладая высокой устойчивостью, оптимальностью, способностью к саморазвитию. Если бы параметры геосфер и ритмы их изменений не соответствовали космическим, то они не существовали бы миллиарды лет как гидросфера и атмосфера. Организованность «не есть механизм... это динамическое, вечно изменчивое, подвижное, в каждый момент меняющееся и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесие» [Вернадский 1967: 99]. Человек постоянно использует организованность планеты, которая до сих пор имеет огромные ресурсы. Биосфера своей эволюцией подготовила условия для того, чтобы дать «старт человеческой истории (запасы нефти, угля и т. п.)» [Кузнецов и др. 1996: 63], однако современная цивилизация практически паразитирует на организованности биосферы, вынуждая ее деградировать. Необходимо, чтобы сеть многовариантных и устойчивых взаимодействий с биосферой превышала по уровню своей организованности сложнейшую иерархическую систему циклов, обеспечивающих существование биосферы.
Участие человека в общепланетарном бытии должно опираться на принцип, нормирующий его взаимоотношения с биосферой, а затем и с ноосферой, который сформулировал Н. В. Тимофеев-Ресовский: «Человечество должно научиться жить “на проценты” с круговорота вещества и энергии в биосфере, не истощая, как это имеет место до сих пор, а наоборот, наращивая природные ресурсы и производительные силы биосферы» [Стратегия… 1997: 161].
Как отмечает М. М. Камшилов [1974: 32], «сама жизнь создает условия, благоприятствующие своему дальнейшему развитию». Главным свойством биосферы можно считать динамическое равновесие, способное проявляться как пластичность и обеспечивать ее целостность, саморазвитие, устойчивость. Р. Том отмечает, что «жизнь скорее можно представить в виде некоторой глобальной структуры, характеризующейся одновременным количеством элементарных подсистем, но в то же время некоторой целостной и устойчивой (пространственной и биохимической) конфигурацией» [Том 1980: 153]. На всех уровнях мира есть связанные состояния энергии, информации, духовности. «Природа изобилует связанными состояниями: от звездных скоплений и макроскопических тел до микрообъектов» [Файнберг 1994: 471]. Связанность означает вовлеченность личности в устойчивые природные и общественные циклы, в которых конечный продукт одного из промежуточных циклов становится началом другого. Общая совокупность всех этих циклов образует единую замкнутую систему, осуществляющую в природе и обществе фундаментальный процесс своего кругового возвращения. Критерием таких циклов является минимум затрат: энергетических, информационных, духовных. Формирующиеся человекоразмерные комплексы создаются благодаря усилиям находящихся в них личностей и обладают самодостаточностью, ответственностью, внутренней гармонией, способностью осуществлять регулировочные процессы по оптимизации потоков вещества, энергии, информации в своих пределах. Человек в таких условиях не будет отчужден от самого себя, но окажется способным к наиболее полному развитию. Организованность земных оболочек и их взаимосвязь с системой координат мира позволяет углубить их воздействие на гуманитарные науки и духовные воззрения.
Дискуссия
Планетарные культурно-цивилизационные сети обладают огромными возможностями как для исследования глобальных процессов, так и для их гармонизации. С одной стороны, в организации ячеек этих сетей могут быть использованы рациональные понятия, осмысленные концепции, четкие ритмы, когнитивное мышление. С другой – все иррациональное, ориентированное на интуицию, непроясненное, но так или иначе соотносящееся с предельными динамическими равновесиями, также может быть включено в эти ячейки.
Наиболее важными свойствами таких связанных с системой координат мира сетей являются следующие. 1. Установление резонансных взаимосвязей между ячейками различных уровней организации сетей. Наиболее наглядными из них являются микроуровень (индивид, личность), мезоуровень (этносы, культуры), макроуровень (планетарные, общечеловеческие процессы). Подобные уровни можно выделить и для любых культурных и цивилизационных подсистем. 2. Создание противовесов для процессов, протекающих во всех сферах современной человеческой деятельности. Любое скоропалительное неравновесное решение и направляемое им действие неизбежно будут остановлены инерцией сетей, «завязнут» в них. 3. В сетевых процессах присутствует обратная связь. Можно вернуть действие или его часть назад и исправить ошибку. 4. Взаимодействие человека с сетями (культурными, научными и т. п.) происходит посредством самоорганизации, вследствие объективных процессов.
Культуры, религии и мифы, как их предшественники, тесно связаны с идентификацией, поскольку всегда опирались на самобытное. На макроуровне – это набор основных характерных черт, фундаментальных элементов и знаков. На микроуровне идентификация определяется цивилизационно-культурным кодом, характеризуемым ритмическим взаимодействием культуры и цивилизации. Ритмы мировой гармонии на много тысячелетий стали «осью» для мифологии и религий, устойчивой связью между индивидом и окружающим миром.
Все сферы духовной деятельности человека имеют свои устойчивые и оптимальные механизмы коммуникации. Для культуры их обеспечивает цивилизация, для религий – церковь. Цивилизация и церковь проявляют себя на макроуровне как подсистемы планетарных процессов. Такая коммуникация будет направлять сетевой социум к устойчивому и оптимальному развитию, что позволит ему избежать революционных потрясений. В условиях планетарной и общечеловеческой взаимосвязи всех современных процессов такие потрясения разрушат геосферы, прежде всего атмосферу и биосферу, заморозят океан, уничтожат человечество. На микроуровне цивилизационно-культурные системы гармонизируются цивилизационно-культурным кодом – ритмическим взаимодействием основных знаков (элементов) культуры и цивилизации. Ритмами экономических процессов являются, например, циклы Н. Д. Кондратьева (К-циклы или К-волны) – периодически сменяющиеся подъемы и спады современной мировой экономики продолжительностью 48–55 лет.
Устойчивая взаимосвязь человека и человечества с природной координатной системой является необходимым условием их дальнейшего развития. Только в этом случае человечество не погубит биосферу, но сможет развиваться гармонично, оптимально и практически неограниченно долго. Мир спасут не пришельцы, не красота, его спасет опора всей дальнейшей деятельности человечества на систему координат мира.
Выводы
Гармонизация глобальных процессов осуществляется через совокупность динамических равновесий различных уровней. Три наиболее наглядных из них связаны с индивидом и личностью, этносом и культурой, планетарными и общечеловеческими явлениями. Особое значение как для исследования глобальных процессов, так и для их гармонизации приобретают при этом культурно-цивилизационные сети. Такие связанные с системой координат мира сети способны создавать противовесы для любых видов современной человеческой деятельности. Все природные и культурные образования и процессы оказываются связанными друг с другом через предельные равновесия координатной системы. Можно исправлять ошибку практически во всех действиях. В то же время равновесные действия никаких препятствий со стороны описанной выше системы координат встречать не будут.
Глобальные процессы могут резонансно взаимодействовать друг с другом через природные и культурные образования всех уровней, связанных с предельными динамическими равновесиями, что открывает новые возможности для развития современного универсализма. Системно-структурная иерархия и организация когерентных взаимодействий оболочек и соответствующих им структур позволяет выделить одноуровневые и многоуровневые, социальные, экологические, экономические и другие структуры. На основе этих оболочек начинается формирование производственно-технологических, территориальных, культурных, духовных сетей, которые становятся каркасом универсального синтеза всех направлений человеческой деятельности и познания. Сетевые структуры обладают гибкостью, в них легче организовать обратные связи и общий мониторинг за развитием любых процессов в планетарно-цивилизационных оболочках, исходя из системы координат мира. Важнейшим направлением дальнейшего развития универсализма является гармонизация всех этих оболочек и глобальных процессов. Это обеспечит устойчивый диалог между отдельными личностями, а через них и между культурами в современных условиях.
Литература
Вернадский В. И. Биосфера. М. : Мысль, 1967.
Камшилов М. М. Эволюция биосферы. М. : Наука, 1974.
Киш Э. Философия глобализации // Век глобализации. 2010. № 2. С. 16–32.
Кожевников Н. Н. Универсальная система координат мира на основе предельных динамических равновесий // Наука и техника в Якутии. 2018a. № 1(34). С. 10–14.
Кожевников Н. Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий. Якутск : Изд. дом СВФУ, 2018б.
Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М. : Агар, 1996.
Стратегия выживания: космизм и экология / отв. ред. Л. В. Фесенкова. М. : Эдиториал УРСС, 1997.
Том Р. Теория катастроф. М. : Мир, 1980.
Чумаков А. Н. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. 2010. № 2. С. 3–15.
Чумаков А. Н. Глобальный мир: столкновение интересов. М. : Проспект, 2018.
Файнберг В. Я. Связанное состояние // Физическая энциклопедия: в 5 т. Т. 4. М. : Большая российская энциклопедия, 1994. С. 471.
Kozhevnikov N. N., Danilova V. S. The World Coordinate System on the Basis of Limit Dynamic Equilibriums // European Journal of Philosophical Research. 2016. Vol. 5(1). Pp. 18–26.
Kozhevnikov N., Danilova V. Human Development in the World Coordinate System on the Basis of Limit Equilibria // Agatos. 2018. Vol. 9. No. 1. Pp. 135–143.