Сетевое управление: государство, наука, общество и их взаимодействие


скачать Автор: Сабден О. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №4(28)/2018 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2018.04.03

В статье рассматривается новая парадигма управления государством «пятерной спиралью», состоящей из пяти блоков: государство; малый, средний и крупный бизнес; НИИ и университеты; потребности человека общества; их информационное взаимодействие. Проектный подход государственного управления экономикой сегодня может быть эффективным методом и механизмом реализации в жизнь приоритетов ускоренного социально-экономического развития.

Ключевые слова: сетевое управление, «пятерная спираль», государство, наука, бизнес, общество, информационное взаимодействие.

The network management: state, science, society, and their interaction

Orazaly Sabden. 

The paper considers a new paradigm of governing the state using the ‘fivefold helix’, consisting of five blocks: the state, small, medium and large business; research institutes and universities; the needs of the human society and their information exchange. The project approach of state management of the economy today can be an effective method and mechanism for the implementation of priorities for accelerated socio-economic development.

Keywords: network management, fivefold helix, state, science, business, society, information interaction.

Изменения в мире

В первой четверти XXI в. мир бушует. Все быстро меняется. Стало трудно предвидеть, что ожидает нас завтра. Самыми важными становятся вопросы выхода из кризиса и спасения человечества от предстоящих глобальных изменений: потепления климата, водных и продовольственных проблем, сотрясающих мир конфликтов и локальных войн и т. д.

Мировой кризис показал слабые места капиталистической и социалистической систем. Мировые школы кейнсианства, либерализма, неолиберализма, рыночные отношения не смогли представить серьезную парадигму и механизмы выхода из разрастающегося кризиса, который со временем стал и политическим, и экономическим, и социальным, то есть системным. Это показывает, что вызовы XXI в. становятся архисложными, требующими соответствующих глобальных изменений.

Все это ставит перед человечеством проблемы, которые до сих пор не приходилось решать земной цивилизации. Поэтому ни США, ни ЕС, ни ООН, ни G8 пока не в силах принять разумное решение по выходу из кризиса.

В чем причина? Фундаментальная причина в том, что не соблюдаются экономические законы, законы живой природы, законы управления циклическим развитием. Мало того, не выполняется даже сам Устав ООН, не соблюдаются международные права человека, наций и т. д. Усиливается недоверие мирового сообщества к власть имущим, особенно странам G8, где находится львиная доля мирового ВВП. Мировыми ТНК управляются свыше 50 % богатств мира и т. д. Плюс к этому происходит эскалация вооружений США, России, КНР, Северной Кореи. Например, США обладают более чем 50 % вооружений мира [Military…].

Невольно задаешься вопросом: «Куда мы идем, куда нас ведут?» Думается, мы сами не знаем, куда мы идем, и не знают те, которые нас ведут! Я имею в виду развитые страны G8, начиная с США. К сожалению, сейчас имеется несоответствие между правящими мужами и существующими новинками, современными методами управления, глобальными сетями, которыми опутан весь мир. Потому что нынешние действия власти не доведут народ туда, куда он должен дойти. А общество и личности не успевают гнаться за мировыми новинками, ноу-хау, и тем более вовремя освоить их и дать адекватные ответы для собственного развития нашего общества. Такова нынешняя действительность. По этому поводу можно сказать, что общества разрушаются, когда они наполняются негативными силами, к которым оказались не подготовлены. Есть такое опасение. Но прежде всего наша собственная человечность, знание духовно-исторической закономерности развития общества, использования новой технологии, сетевой экономики для блага человека может спасти нас. Это означает, что общества различных стран и их население находятся в тупике неизвестности относительно будущего развития, потому что механизм управления государством совершенно устарел и нацелен только на агрессивно-финансовые цели. Думать о народе в этих условиях – второстепенная цель.

Следует признать, что сейчас экономическая наука во всем мире не может конкретно обозначить выход из системного кризиса, даже лауреаты Нобелевской премии не могут найти ответа. В реальности не срабатывают традиционные методы и механизмы управления экономикой. Отсюда следует, что программу выхода из кризиса надо искать в тех отраслях, которые обеспечат научно-технический и экономический прогресс. По этому поводу А. Эйнштейн говорил, что «нельзя решать проблему на том уровне и месте, где она возникла. Надо смотреть на проблему с другой плоскости». В этой связи нам нужно подняться на новый уровень знаний. Я считаю, что необходимо акцентировать внимание на двух приоритетах:
духовном возрождении общества, с одной стороны, и осуществлении технологического прорыва – с другой.

Только тогда мы не останемся сырьевым придатком развитых стран и, ускоренно развиваясь, должны успеть сесть в последний вагон высокоскоростного поезда цивилизационного развития XXI в. А для этого нам нужно решать архиважную задачу, поставленную Президентом РК Н. А. Назарбаевым, о вхождении в число 30 развитых стран мира [Указ… 2014]. Для этого ежегодный экономический рост внутреннего валового продукта должен составлять не менее 6–7 %.

Когда мир движется к новому социальному строю, страны СНГ должны изменить свое социально-экономическое, политическое устройство и постепенно перейти к иному, на наш взгляд, интегральному типу инновационного общества. Это задача стратегическая, и она должна решаться поэтапно.

Опыт развития социализма (СССР) и четверть века суверенитета РК в условиях рыночной экономики не прошли для нас даром. Были и положительные моменты, и серьезные ошибки, народу все видно, все слышно. Но не будем разбираться во всех ошибках, что было, то было. Сейчас проблема заключается в нахождении нового инновационного пути выхода из кризиса. Народ ждет перемен. Именно сейчас следует постараться найти оптимальную модель развития экономики на ближайшую перспективу до 2025 г. Почему обозначен такой период? Потому что мировой кризис продолжится, пока развитые страны не «оседлают» шестой технологический уклад (VI ТУ). Лишь когда доля VI ТУ (нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационная технология, генная инженерия, космическая технология) в ВВП будет достаточной, начнется бурное развитие в мире на основе НТР. Это может произойти после 2025 г. Поэтому сейчас развитые страны (G8) ускоренно формируют VI ТУ [Глазьев и др. 2009].

При системном кризисе необходимо изменить социально-экономическую модель. Пора задуматься о том, в какой общественно-экономической формации мы живем и к чему следует стремиться. Необходимо признать, что у нас много программ, но исполнение «хромает», не подкрепляется конкретными делами. Общественный контроль почти отсутствует.

На смену капитализму и социализму приходит новое интегральное инновационное общество, включающее в себя лучшие черты этих двух формаций. На наш взгляд, в этом и заключается новая парадигма развития мировой цивилизации. Эта идея, правда, в ином формате, стала реализовываться в КНР, синтезируя лучшие черты капитализма и социализма. В КНР параллельно функционирует видимая и невидимая рука рынка. Строя социалистическое общество, Китай соблюдает правильный баланс между капитализмом и социализмом. В отличие от нас КНР не разрушила плановую систему, а умело добавляла к ней элементы капитализма. В результате эта страна достигла триумфальных успехов. Но в стратегическом плане у демократии Китая трудности еще впереди [Делягин, Шеянов 2015].

Скандинавские страны начали реализовывать идею интегрального общества с акцентом на механизмы народовластия. Возможно, это наиболее продвинутая система и конвергентный путь с точки зрения демократии и цивилизационного развития.

Все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости смены в нашей стране парадигмы управления и формирования новой идеологии общественного развития, нахождения новой модели экономического и социального устройства. Уяснение такой истины, контуры которой еще нечеткие, важно прежде всего для глав государств и политиков, стремящихся направить свой народ на путь процветания. Но как это сделать?

О новой парадигме управления

Хочу заметить, что прежде чем перераспределять полномочия между ветвями власти страны, народ вправе знать, какое общество мы строим, какую систему берем за основу нашего жизнеустройства. При наличии управляемой демократии невозможно строить демократическое общество, как твердят об этом некоторые. Следует признать, что вместо демократии мы попали в систему координат бюрократического – олигархического капитализма. Дальше не буду расшифровывать...

Настоящую демократию, возможно, будут строить в течение 50–100 и более лет. Нам важнее определить конкретные цели общества, то, чего мы будем ожидать от этой реформы. Каков будет выбор путей улучшения жизни народа и безопасности? Население должно знать, к какому общественному устройству страна придет в результате проводимых реформ и что это даст народу, особенно будущему поколению.

В контексте развития мирового цивилизационного сообщества мы должны строить интегральное инновационное общество с духовной составляющей, которая будет осуществляться за счет синтеза рыночной и плановой экономики. Вобрать все лучшее, что накоплено мировым сообществом от предыдущих формаций до сегодняшнего дня, – это нелегкая задача.

Только смелые идеи, новые проекты и их внедрение во все сферы жизни общества позволят Казахстану войти в ряды самых богатых и развитых стран мира. Истина в том, что у нас для этого есть все возможности: ресурсы и кадры. Когда властные структуры вселят уверенность в умы народа, что только он является единственным хозяином богатства нашей земли, докажут своими правильными действиями преданность народу и единение с ним, наша страна в скором будущем продвинется вперед намного быстрее, воплотив идеи вечных ценностей человеческого бытия.

В последние годы мир охвачен сетевой экономикой и движется в направлении интенсивного оборота торговли и услуг, новых идей, интеграционных процессов и инновационных технологий. В постиндустриальной сетевой экономике именно малое, среднее и крупное инновационное предпринимательство с использованием IT-технологий играет ключевую роль в достижении ускоренного экономического роста и цивилизованного развития мира.

Экономике Казахстана необходимо развиваться ускоренными темпами. Для этого в стране практически отсутствует столь необходимая для современной экономики система проектирования процессов как способ объединения усилий государства, науки и университетов, бизнеса (малый, средний и крупный), потребителя-человека и потребителя-общества. Иными словами, на мой взгляд, это новый уровень знаний – формирование и реализация «пятерной спирали» для достижения стратегических целей. Таким образом, все пять составляющих проектирования инновационного процесса выполняют уже более сложные взаимосвязанные задачи, где переплетаются горизонтальные и вертикальные функции синергии всех пяти институциональных сегментов кластерного образования. В этом механизме заключается новая парадигма интегрального инновационного общества и новой индустриальной революции, начальный этап которой можно видеть на примере бурного развития Китайской Народной Республики и Скандинавских стран.

Решение подобной архисложной задачи для Казахстана невозможно без внедрения новых технологий, базирующихся на критических технологиях. Необходимо поставить масштабную стратегическую задачу построения в Казахстане новой инновационной экономики, основанной на комплексной модернизации страны, на новых технологиях, наукоемких производственных секторах и современных научно-технических достижениях. Конечно, на их развитие нужно направлять значительные финансовые, человеческие и материальные ресурсы, подкрепленные устойчивой политической волей руководителей Республики Казахстан, умеющих эффективно управлять экономикой.

Что касается конкретных действий управления государством, то можно предложить новую парадигму государственного управления на основе «пятерной спирали».

В Казахстане принята модель, при которой инновационную экономику создают правительство и бизнес, то есть имеет место государственно-частное партнерство (ГЧП). Но из опыта развитых стран видно, что ее должны создавать вместе государство, бизнес и исследовательские университеты («тройная спираль»).
В XXI в. требования мировой цивилизации, на наш взгляд, уже предполагают «пятерную спираль», то есть взаимодействие государства, науки, бизнеса, общества и их информационного обеспечения.

В мире весьма актуальны системы проектирования процессов, особенно на стыке наук. Нами предлагаются базовые элементы концепции «пятерной спирали» (рис. 1). Концепция «пятерной спирали» представляется в виде ступенчатого передаточного механизма, состоящего из пяти блоков (шестеренок): государство; малый, средний и крупный бизнес; НИИ и университеты; а также потребности человека, общества и их информационное взаимодействие.

Рис. 1. Концепция «пятерной спирали» ускоренного развития экономики

Здесь приведены основные функции блоков. Например, на уровне государства в первом блоке будут приняты изменения в Конституции, конституционных законах и других законодательных актах, обеспечивающие демократию и баланс всех ветвей власти. Путем формирования новой структуры трех ветвей власти значительно расширяются полномочия Парламента, с одновременным сужением президентских полномочий предполагается обеспечение экономической свободы и демократии со стороны законодательной, исполнительной, судебно-правовой системы. Необходима компетентность правительства в разработке и успешной реализации стратегических и тактических задач развития экономики страны.

Во втором блоке будут разработаны базовые модели развития малого и крупного бизнеса, кооперации малого, среднего и крупного бизнеса, размещение заказов, создание новых структур и т. д. Когда экономика подвергается глубокой трансформации, стержнем роста экономики может быть ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Значит, всю страну следует переводить на эти рельсы, потому что ныне доля малого бизнеса от ВВП, по разным оценкам, составляет всего лишь 18–26 %. В развитых странах этот показатель достигает 50–70 %, а занятость обеспечивается до 80 %. Если говорить о занятости, то у нас огромное количество людей (до 3 млн) являются самозанятыми. Данный пример показывает, что у Казахстана огромные резервы в МСБ.

Главная цель в ближайшие время – формировать средний класс в стране, а малый бизнес сделать всенародным достоянием. Нужно реально добиться консолидации различных сил общества (бизнес-элита, гражданское общество, НПО и др.) в интересах народа и экономического развития страны. Надо признаться, что наши богачи, подражая Западу, различными путями успели нажить изрядные капиталы и изощренно пользуются ими, раздражая основную массу населения. Хотелось бы избавиться от этих негативных процессов, для этого богатым людям следует вкладывать свои доходы в развитие экономики государства и обратиться к духовности и улучшению жизни народа. Нужно законодательно закрепить эту идею.

В этой связи автором разработана Концепция стратегии форсированного развития малого и среднего предпринимательства, включающая в себя приоритеты, принципы, задачи и девять проектов, которые ориентированы на качественно иную инновационную политику и более высокий уровень развития национальной экономики. Это осуществляется путем активного вовлечения населения в малое предпринимательство, улучшения качества предпринимательской среды, усиления «предпринимательского фермента» в обществе и ускорения роста сектора МСП за счет увеличения числа стартующих малых и средних предприятий.

В третьем блоке будут осуществляться координация НИИ и вузов, создаваться технопарки, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, проводиться фундаментальные исследования науки и новых знаний, НИОКР и коммерциализация их результатов в технопарках и производствах. Я считаю, что парламенту страны нужно принять специальный рамочный закон «О малом инновационном предприятии», где будут даны всевозможные кредитно-налоговые механизмы государственной поддержки МИП в НИИ и вузах. Тогда у наших ученых и даже студентов появится возможность заработать многомиллионные средства, как это делается в Гарвардском, Массачусетском, Стэнфордском университетах США. Профессора и студенты станут частью процесса формирования новых фирм. В результате связи между вузами, бизнесом и властью будут основой новой модели «пятерной спирали» управления, то есть коммерциализации собственных исследований. Здесь весьма важно поднять уровень финансирования науки хотя бы до 1,5 % от ВВП (нижний пороговый барьер), а потом до 3–4 %, как в развитых странах.

В четвертом блоке будут формироваться различные социальные запросы на товары и услуги и другие потребности общества вплоть до индивидуальных заказов каждого человека и юридических лиц. Особенно необходимо возродить духовные запросы общества, которые за годы суверенитета, рыночных реформ остались на задворках общественного развития. Через вновь созданную Общественную палату РК будет осуществляться общественный контроль за исполнением законов, государственных и отраслевых программ и проектов, деятельностью крупных государственных компаний и холдингов [Сабден 2017].

В условиях кризиса необходимо серьезно относиться к вопросам распределения благ для повышения уровня жизни. В этой связи роль третьего сектора, то есть гражданского общества, резко повышается, так как со временем именно оно путем созидательной деятельности займет большую долю в доверии со стороны общества к власть имущим. Генерирование социального капитала выходит на первое место, и он инвестируется в рынки и органы власти. Здесь необходимо повысить роль НПО. Если в Казахстане на 18 млн человек приходятся 18 тысяч НПО, то на 5 млн населения Финляндии приходятся более 120 тысяч НПО. Вот к чему надо стремиться, и тогда социальная сфера будет развиваться более ускоренно.

На пятый блок возлагается весьма важная задача по взаимодействию всех составляющих управления государством на основе «пятерной спирали». Здесь путем формирования сетевой коммуникации, базы данных, сенсорных потоков информации будет обеспечено эффективное функционирование всех блоков управленческих звеньев. Образно говоря, при осуществлении данного проекта управление государством может быть представлено в виде замкнутого технологического цикла, обеспечивающего качественный конечный продукт. Следует признаться, что до сих пор эффективно действовали государственно-частное партнерство (ГЧП) и «тройная спираль», то есть взаимодействие государства, бизнеса и науки.

Но такой подход и методы управления государством на основе «пятерной спирали» впервые выносятся на суд ученых и международной общественности. Более наглядно сетевое управление государством в мире на основе «пятерной спирали» с учетом решения важных задач в каждом блоке приведено на рис. 2.

В пятом блоке значимым элементом является духовная модернизация общества. В этой связи следует остановиться на величии Туркестана как объекта новой парадигмы управления.

Тюркоязычные народы, считая Туркестан своей духовной столицей и второй Меккой, съезжаются к нему как к святыне и поклоняются ему [Байпаков, Азимхан 2013]. Мы еще никак не можем умело пользоваться духовным и экономическим потенциалом Туркестана. Смотреть на этот регион как на футуристический объект совершенно недостаточно. Опору тюркского мира, его колыбель с такой глубинной историей можно и нужно использовать для подъема духовности, экономики и технологии региона на новую, более высокую ступень. Исходя из таких соображений, я выдвигаю национальную идею о превращении Туркестана в духовную столицу [Сабден 2014; 2015]. Название этого мегапроекта звучит так: «О создании духовно-технологического кластера “Туркестанский регион – путь к гуманизации казахстанского общества”». Основная цель проекта – превратить Туркестан в духовный центр (мегаполис), сделать шаг к обеспечению международной безопасности. Здесь предпринята попытка впервые в истории на примере одного региона решить две крупные проблемы: с одной стороны, духовно-культурное и историческое развитие человечества, с другой – формирование нового, шестого технологического уклада.

Рис. 2. Сетевое управление государством на основе «пятерной спирали»

Этот междисциплинарный проект охватывает шесть кластеров: духовный, технологический, новый аул (село), туризм, логистику и инфраструктурный. Объединив здесь в один процесс духовные, культурные и новые технологические уклады, мы обеспечим эффективное использование самого дорогого капитала – человеческого. Подробно с проектом можно ознакомиться в книге «Абай, будущее Казахстана и мировая цивилизация» [Сабден 2016].

В итоге вопросы всех блоков проекта будут разрабатываться комплексно и, как часовой механизм, станут реализовываться на основе концепции «пятерной спирали». На наш взгляд, этот проектный подход государственного управления экономикой на сегодня может быть эффективным методом и механизмом реализации и претворения в жизнь приоритетов ускоренного развития экономики страны.

Если же мы на самом деле хотим достичь быстрого и устойчивого роста экономики, то требуется кардинально повысить роль науки и научно-технологичес-кого развития. Для этого рекомендуется принять к сведению предложения, высказанные мною несколько лет тому назад, о необходимости создания Государственного комитета по научно-технической политике при президентах России и Казахстана. Только такой протекционистский подход в системе государственного управления наукой может решить архиважную для наших стран проблему.

Необходимо, используя опыт развитых зарубежных стран, с учетом своих особенностей провести по всей стране кардинальную модернизацию: политическую, социальную, экономическую, духовную и научно-техническую.

Если эффективно будут взаимодействовать и функционировать все пять базовых составляющих управления государством, то устойчивый экономический рост будет обеспечен. В противном случае, если одна из них станет «хромать», то результат может быть плохим, даже отрицательным. Если до сих пор все отрасли работали разрозненно (например, бизнес-сфера отдельно и пр.), без должного взаимодействия всех структур экономики, то теперь обеспечение эффективного развития страны будет осуществляться на основе интеграционного взаимодействия всех сфер и общественного контроля со стороны народа и парламента. Самое важное – все составляющие управления государством будут сплетены в одну сеть, представленную в виде информационного взаимодействия, сетевой коммуникации сенсорными потоками информации, чего раньше не было.

Литература

Байпаков К. М., Азимхан А. Все дороги ведут в Туркестан: памятники, персоны. Алматы, 2013.

Глазьев С. Ю., Сабден О., Арменский А. Е., Наумов Е. А. Интеллектуальная экономика – технологические вызовы XXI века. Алматы, 2009.

Делягин М. Г. Шеянов В. В. Империя в прыжке. Китай изнутри. М. : Книжный мир, 2015.

Сабден О. «О создании нового духовно-технологического кластера «Түркістан өңірі» путь к гуманизации казахстанского общества. Алматы, 2014.

Сабден О. Абай, будущее Казахстана и мировая цивилизация. Алматы, 2016.

Сабден О. Экономика: избранные труды: в 25 т. Алматы, 2017.

Сабден О., Аширов А. Концепция стратегии выживания человечества в веке и продовольственная безопасность. Алматы : Экономика, 2015.

Указ Президента РК «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира» от 17 января 2014 г. № 732. 2014.

Military Budget of the United States [Электронный ресурс]. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Military-budget_of_the_United_///States.