DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2018.02.04
В настоящем исследовании рассмотрены вопросы методологического и предметного анализа проблем безопасности государств и их регионов. Методологический аспект базируется на построении и использовании математической модели безопасности, основанной на дихотомии ценностей развития и сохранения, конкуренции и кооперации, учете этнических гетерогенностей и способности государствообразующего этноса преодолевать существующие в обществе противоречия. Предметный аспект работы заключается в применении модели для анализа тенденций интеграции и дезинтеграции регионов России и Украины. Безопасность России исследована за последние 500 лет. Главным итогом двух революций XX в. (1917 и 1991 гг.) стало увеличение доли государствообразующего этноса. Оценка безопасности регионов России показала устойчивость созданной социально-политической конструкции. Происходящие на Украине конфликты в определенной степени обусловлены относительно невысокими возможностями украинского этноса по формированию государства. С использованием модели безопасности рассмотрены несколько сценариев интеграции (дезинтеграции) регионов Украины.
Ключевые слова: развитие и сохранение, безопасность, функция безопасности, разнородность, этносы, регионы, Россия, Украина.
Введение
Для понимания исторических и политических процессов очень важны количественные характеристики. Описание военной и политической истории Европы наполеоновской эпохи историк О. В. Соколов начинает с того, с чего обычно не начинают, о чем часто просто не пишут или упоминают лишь вскользь – с численных величин (Соколов 2006: 6). В континентальной Европе в тот период выделялись две сверхдержавы – Франция и Россия. Они доминировали как по численности населения (30 и 36 млн человек), так и по размерам территории. Другой пример. Начальник советского Генерального штаба выделял основной фактор, обеспечивший победу СССР в Отечественной войне 1941–1945 гг., – численность населения страны, определяющая мобилизационные возможности (Штеменко 1989: 557–559).
Гражданские войны и межэтнические конфликты являются следствием внутренних противоречий, роль внешнего фактора может быть важной, но не решающей. Проблема поиска оптимальных размеров государства исследуется, в частности, с помощью политико-экономических моделей (Alesina, Spolaore 2005), основанных на дихотомии производства общественных благ и их потребления. Чем больше государство, тем ниже удельные издержки производства общественных благ (включая безопасность) и прочих услуг, которые это государство предоставляет гражданам. Поэтому крупные государства обладают преимуществом большого внутреннего рынка. Но если население большой страны слишком разнородно, то ее гражданам трудно прийти к согласию, какие именно общественные блага должно предоставлять государство, каким должны быть размер государства и, следовательно, уровень налогообложения. Тогда возникают тенденции к дезинтеграции страны.
В настоящей работе предпринята попытка с использованием математической модели безопасности объяснить конфликтные ситуации внутри государства, оценить параметры модели и построить прогноз развития политической ситуации на Украине.
Модель безопасности
Определения безопасности. Безопасность («отсутствие опасности; сохранность, надежность» [Даль 1995: 67]) есть процесс и результат развития общества, государства, их взаимодействия с другими этносами и культурами; есть присущее людям чувство упорядоченности и правильности их жизни (Аберкромби и др. 2004). Безопасность является потребностью, общественным благом и ценностью. Ценности по своей природе дихотомичны, двойственны (добро – зло, любовь – ненависть, жизнь – смерть, развитие – сохранение и т. д.): тотальное господство одних нравственных ориентиров ведет к неутолимой жажде других (Маслоу 2002). Главное условие и источник развития человека и общества – способность справляться с конфликтностью ценностей.
В логике высказываний (Кемеров 1998) дихотомии пары ценностей (их непреодолимой связности) можно поставить в соответствие бинарную связку конъюнкции & («и», логическое умножение). В математике дихотомии соответствует мультипликативная функция. Функцию ui безопасности i-го государства определим через дихотомию ценностей развития и сохранения:
ui = wi qi, |
(1) |
где wi – функция развития (суверенности) i-го государства, qi – функция его сохранения. В геополитике функции развития соответствует функция геополитического потенциала (Винокуров и др. 2008).
По С. А. Нефедову, три ключевых фактора влияют на человеческую историю: география, демография и технология (Нефедов 2008). Следуя сложившейся традиции, функция развития (суверенности) государства определена с использованием следующих количественных показателей (Шумов 2016): 1) численность населения; 2) площадь территории государства; 3) индекс социальных технологий. В экономике производство товаров и общественных благ описывается с помощью степенных (функция Кобба – Дугласа) или иного вида производственных функций, учитывающих труд, капитал и технологии (Cobb, Douglas 1928). Полагая, что суверенитет является общественным благом, для определения функции wi развития (суверенности) i-й страны воспользуемся степенной производственной функцией:
|
(2) |
где: Ai – функция социальных технологий i-й страны, w – параметр эластичности по населению, zi – численность населения, zmax – численность населения Китая, si – площадь территории страны, smax – площадь территории России.
Первые два показателя (относительные численность населения и площадь территории) формируют базовую суверенность wBi страны. Создание национальной армии является первейшим условием существования общенационального государства (Макиавелли 1990). Иными словами, вооруженные силы государства обеспечивают суверенное развитие и отражают базовый суверенитет. Используя численность вооруженных сил по состоянию на 2006 г. для 87 крупнейших стран мира, методом наименьших квадратов получим оценку параметра эластичности w » 0,5.
Базовый суверенитет государства может быть увеличен за счет технологий. Поскольку для учета технологий и инноваций обычно используются индексы и рейтинги (The Global Innovation Index – глобальный индекс инноваций, The Global Competitive-ness Index – индекс глобальной конкурентоспособности и др.), то функция социальных технологий i-й страны:
Ai = (1 + Ii)c,
где Ii – индекс социальных технологий i-й страны, c – параметр технологий, – ориентирована на использование индекса Ii, принимающего значения от 0 до 1.
Индекс социальных технологий определяется как среднее арифметическое трех относительных показателей: урбанизация (характеризует сложность социальных институтов общества), уровень ВВП на душу населения и темпы роста численности населения. Отметим, что значения индекса Ii для многих стран мира почти совпадают со значениями глобального индекса инноваций (Global Innovation Index), вычисляемого с использованием около восьмидесяти показателей (коэффициент корреляции между ними около 0,8).
Известна испанская народная пословица, ошибочно приписываемая Наполеону: «Штыки годятся для всего (со штыками можно делать все что угодно), только сидеть на них нельзя». В ходе боевых действий в Первой мировой войне Франция потеряла погибшими и умершими военнослужащими 3,2 % населения, тогда как в ее колониях доля погибших составила 0,44 % (в семь раз меньше). С использованием данных о потерях Франции, Англии и их колоний в Первой мировой войне, Германии и ее союзников во Второй мировой войне, США и их союзников в Ираке в период с 2003 по 2010 г. получена нижняя оценка степени технологического фактора c » 0,13–0,5 (Мировая… 1934; Урланис 1960; Mitchell 1975; Типпельскирх и др. 1998; Кузнецов 2009; Шумов 2016).
Оценка отражает возможности государства по эффективному удержанию контролируемых территорий и населения и эффективность созданных для этой цели институтов. Минимальное значение параметра c (0,13) характерно для ситуаций, когда преследуются преимущественно экономические интересы. Если речь идет о военной безопасности, реализации социально-политических целей, то следует использовать значение параметра c, равное 0,5.
Верхняя оценка степени технологического фактора находится для отдельных сфер деятельности. В частности, применительно к экономике для оценки роли крупнейшей экономической державы можно использовать значение c » 1,3. Содержательно верхняя оценка степени характеризует возможности государств по формированию наднациональных институтов, привлечению союзников, расширению зоны национальных интересов.
В табл. 1 представлены индексы суверенного развития крупнейших стран мира, вычисленные по формуле (2). Первый индекс вычислен при c = 0,5, второй – при c = 1,3. Данные отсортированы по второму индексу суверенного развития.
Таблица 1
Индексы суверенного развития крупнейших стран мира
№ |
Страна |
Базовый
|
Индекс Ii |
Ai (1) |
Ai (2) |
1 |
Китай |
0,7487 |
0,34 |
0,8665 |
1,0947 |
2 |
США |
0,3612 |
0,62 |
0,4593 |
0,6745 |
3 |
Индия |
0,4233 |
0,28 |
0,4797 |
0,5861 |
4 |
Россия |
0,3265 |
0,41 |
0,3878 |
0,5106 |
5 |
Бразилия |
0,2727 |
0,46 |
0,3299 |
0,4475 |
6 |
Канада |
0,1236 |
0,57 |
0,1548 |
0,2221 |
7 |
Индонезия |
0,1447 |
0,35 |
0,1683 |
0,2142 |
8 |
Мексика |
0,1012 |
0,48 |
0,1232 |
0,1686 |
9 |
Австралия |
0,0886 |
0,62 |
0,1129 |
0,1664 |
10 |
Демократическая
|
0,0921 |
0,38 |
0,1080 |
0,1394 |
11 |
Нигерия |
0,0857 |
0,41 |
0,1019 |
0,1345 |
12 |
Аргентина |
0,0718 |
0,52 |
0,0886 |
0,1242 |
13 |
Иран |
0,0743 |
0,46 |
0,0899 |
0,1218 |
Окончание табл. 1
№ |
Страна |
Базовый
|
Индекс Ii |
Ai (1) |
Ai (2) |
14 |
Пакистан |
0,0811 |
0,32 |
0,0930 |
0,1159 |
15 |
Алжир |
0,0639 |
0,48 |
0,0778 |
0,1065 |
16 |
Саудовская Аравия |
0,0543 |
0,65 |
0,0697 |
0,1042 |
17 |
Эфиопия |
0,0690 |
0,33 |
0,0797 |
0,1004 |
18 |
Египет |
0,0620 |
0,43 |
0,0741 |
0,0986 |
19 |
Южная Африка (ЮАР) |
0,0534 |
0,40 |
0,0632 |
0,0828 |
20 |
Турция |
0,0508 |
0,46 |
0,0613 |
0,0827 |
21 |
Судан |
0,0563 |
0,31 |
0,0646 |
0,0803 |
22 |
Колумбия |
0,0484 |
0,45 |
0,0583 |
0,0784 |
23 |
Япония |
0,0451 |
0,52 |
0,0556 |
0,0776 |
24 |
Танзания |
0,0471 |
0,37 |
0,0552 |
0,0711 |
25 |
Казахстан |
0,0452 |
0,41 |
0,0538 |
0,0710 |
26 |
Франция |
0,0393 |
0,52 |
0,0485 |
0,0680 |
27 |
Перу |
0,0415 |
0,44 |
0,0498 |
0,0669 |
28 |
Венесуэла |
0,0347 |
0,51 |
0,0426 |
0,0593 |
29 |
Германия |
0,0351 |
0,49 |
0,0429 |
0,0592 |
30 |
Ангола |
0,0359 |
0,43 |
0,0429 |
0,0570 |
Рассчитано по: Численность… 2016; Список… 2013; 2016; Рейтинг… 2018; Темп… 2016.
В интересах анализа безопасности регионов (субъектов федерации, областей) определим функцию Ui внутренней безопасности i-го государства:
Ui = Ki qi, |
(3) |
где Ki – уровень социально-экономического развития i-й страны.
Функция сохранения. В науках о человеке и обществе мы наблюдаем принцип самоподобия: по отдельным поступкам можно судить о субъекте, по субъектам – об обществе, по обществу – об общем состоянии мира (Тельнова 2006). Известно, что психология имеет своим предметом уровни личности и индивидуальных коммуникаций, а социология – уровни группового, коллективного
и массового взаимодействия. Используя распределение Парето, обладающее свойством самоподобия, определим функцию сохранения i-го государства (Шумов 2016):
где zi – численность государствообразующего этноса, di – пара-метр притяжения, mi – параметр разнородности. Причем параметр mi отражает существующие различия, а параметр di – способности и возможности по их смягчению. Иными словами, параметры mi и di отражают дихотомию ценностей конкуренции – кооперации, размежевания – сплоченности, индивидуализации – социализации.
Оценка параметра разнородности. Известны два подхода к трактовке этнических (культурных) гетерогенностей (Камалова 2013). Первый подход практикует измерение фрагментированности общества (раздробленности страны по некоторому признаку). Второй – оценивает поляризованность, учитывающую степень сходства между группами (чем меньше сходства, тем острее антагонизм). Используемые в моделях индексы гетерогенности и поляризованности фиксируют различия между группами, но не дают ответа на вопрос: как выявленные разнородности транслируются в действия?
В войнах (и событиях, затрагивающих безопасность и жизне-способность государства) ведущую роль играет государствообразующий этнос, на его плечи ложатся основные издержки, он несет максимальные потери убитыми и ранеными. Разумеется, в истории возможны исключения, скорее подтверждающие правило (в 300-е гг.
армия Западной Римской империи комплектовалась преимущественно германцами и другими варварами, доля римлян в ней неуклонно снижалась; можно упомянуть также наемную армию времен упадка Византии и др.). Определим параметр разнородности между государствообразующим этносом (национальностью) s и этносом j по формуле:
msj = BCs / BCj, |
(5) |
где BCs – доля потерь от численности этноса s, BCj – доля потерь от численности этноса j. Параметр разнородности имеет значения, большие или равные единице. Чем больше значение параметра, тем существеннее различия между рассматриваемыми этносами.
Еще один параметр, характеризующий этнические разнородности, – межэтнические расстояния (Сороко 2014). Е. Сороко анализирует смешанные браки по данным переписи населения России 2010 г., соотнося реальные числа наблюдавшихся этнических комбинаций с гипотетическими числами, которые можно было бы ожидать в предположении пропорциональности числа таких браков числу мужчин и женщин соответствующих национальностей. Межэтническое расстояние Dij между этносами i и j является безразмерной величиной. Ее значение «1» соответствует полному отсутствию каких-либо предпочтений национальностей при образовании супружеских пар. Значение расстояния Dij, меньшее единицы, соответствует бóльшим предпочтениям при формировании пар с данной комбинацией национальностей мужа и жены. Значения, большие единицы, характеризуют наличие серьезных барьеров, препятствующих образованию смешанных браков с такой комбинацией национальностей.
В табл. 2 представлены оценки межэтнических расстояний между русскими и другими этносами на основании распространенности смешанных браков и оценки параметра разнородности.
Таблица 2
Значения межэтнических расстояний и параметра разнородности
№ |
Национальность |
Расстояние Dij |
Параметр mij |
1 |
Украинцы |
0,66 |
1,2 |
2 |
Мордва |
0,68 |
1,3 |
3 |
Удмурты |
0,71 |
1,5 |
4 |
Армяне |
0,74 |
1,5 |
5 |
Чуваши |
0,75 |
1,3 |
6 |
Татары |
0,84 |
1,3 |
7 |
Казахи |
0,97 |
1,4 |
8 |
Азербайджанцы |
1,03 |
2,3 |
9 |
Башкиры |
1,55 |
1,5 |
10 |
Чеченцы |
2,03 |
12,6 |
Источники: Сороко 2014; Шумов 2016.
Отметим, что коэффициент корреляции между значениями параметров mij и Dij равен 0,93.
Оценка параметра притяжения. Наряду с исследователями безопасность и комфортность проживания в тех или иных странах и регионах оценивают тысячи и миллионы обычных граждан, голосуя за безопасность «ногами», мигрируя в другие страны и регионы. Используя функцию внутренней безопасности (произведение уровня социально-экономического развития на функцию сохранения), данные государственных статистик по миграции и экономическому развитию, ранее мы получили следующие значения параметра притяжения (Шумов 2016):
Россия |
США |
Германия |
Казахстан |
Украина |
0,1–0,5 |
0,3–0,8 |
0,2–2,4 |
0,8–1,3 |
0,8–1,4 |
Малые значения параметра сохранения отражают высокие возможности государствообразующего этноса по формированию устойчивых социально-политических институтов. Существенный разброс значений параметра притяжения для Германии объясняется тем, что во всех ее землях доля немцев преобладающая и значение параметра разнородности близко к «1».
Оценка безопасности России
В подавляющем большинстве жители Российской империи стали фиксироваться с 1719 г., когда на смену подворным переписям пришли ревизии. В табл. 3 представлены результаты исследований по численности населения Российской империи (Брук, Кабузан 1982) и данные из переписей населения в СССР, Российской Федерации.
Таблица 3
Численность населения России
Вид и год учета |
Всего населения |
Численность русских |
Доля русских |
Средний
|
Средний
|
|
млн человек |
Данные в % | |||
Подворный учет 1678 г. |
20,0 |
8,12 |
40,6 |
|
|
I ревизия 1719 г. |
27,18 |
11,128 |
40,9 |
0,75 |
0,77 |
IV ревизия 1782 г. |
40,261 |
18,082 |
44,9 |
0,63 |
0,77 |
V ревизия 1795 г. |
46,587 |
20,118 |
43,2 |
1,13 |
0,82 |
VIII ревизия 1833 г. |
66,731 |
28,644 |
42,9 |
0,95 |
0,93 |
X ревизия 1858 г. |
80,499 |
34,821 |
43,3 |
0,75 |
0,78 |
Перепись 1897 г. |
128,203 |
55,765 |
43,5 |
1,20 |
1,21 |
Перепись
|
171,75 |
76,676 |
44,6 |
1,47 |
1,60 |
1926 г. |
146,638 |
77,791 |
53 |
–1,6 |
0,1 |
1939 г. |
170,557 |
99,592 |
58,4 |
1,2 |
1,9 |
1959 г. |
208,827 |
114,114 |
54,6 |
1,0 |
0,7 |
1970 г. |
241,720 |
129,015 |
53,4 |
1,3 |
1,1 |
1979 г. |
262,087 |
137,397 |
52,4 |
0,9 |
0,7 |
1989 г. |
285,740 |
145,155 |
50,8 |
0,9 |
0,6 |
2002 г. |
145,167 |
115,9 |
79,8 |
–5,1 |
–1,7 |
2010 г. |
142,857 |
111,017 |
77,7 |
–0,2 |
–0,5 |
Источники: Брук, Кабузан 1982; данные переписей населения СССР и Российской Федерации.
В табл. 4 представлены исходные данные для оценки безопасности России. Отметим, что состав народов на территории Российской империи – СССР практически не поменялся.
На рис. 1 показаны результаты расчета функции безопасности России и ее компонентов. Расчеты выполнялись в годы проведения переписей населения.
Основным итогом трансформации России в 1917 г. явилось увеличение доли государствообразующего этноса (русских) с 43 % до 58 %, а трансформации 1991 г. – увеличение с 52 % до 81 %.
Содержательные положения историков, социологов и политологов о причинах распада Российской империи и СССР (Фурман 2005; Бутл 2015) могут быть объяснены в рамках рассматриваемой модели безопасности. Половинчатые реформы XIX в. привели к значительному снижению темпов роста ВВП на душу населения относительно европейских стран и США (с 0,48 в 1850 г. до 0,28 в 1913 г.). В результате впервые за несколько столетий возникла массовая эмиграция: за 1851–1915 гг. Россию покинуло 4,5 млн человек, в основном крестьяне, ремесленники и чернорабочие, преимущественно из западных регионов империи (Полян 2005). Рост индекса социальных технологий прекратился (несмотря на существенные темпы роста населения).
Таблица 4
Статистические данные, характеризующие безопасность России
Год |
Площадь,
|
Население,
|
ВВП на душу населения /
|
Урбанизация / максимальное значение |
Доля русских,
|
Индекс Ii |
Параметры
|
1500 |
2,4 |
17/110 |
0,5 |
–/0,21 |
50 |
0,33 |
0,6 |
1600 |
5,7 |
21/160 |
0,55 |
–/0,24 |
45 |
0,39 |
0,6 |
1700 |
13,5 |
26/165 |
0,62/1,4 = 0,44 |
0,13/0,37 |
40 |
0,32 |
0,6 |
1820 |
16 |
55/381 |
0,69/2,11 = 0,33 |
0,09/0,29 |
43 |
0,27 |
0,6 |
1850 |
20 |
69/412 |
0,88/1,85 = 0,48 |
0,09/0,5 |
43 |
0,24 |
0,6 |
1900 |
23 |
129/400 |
1,19/4,49 = 0,27 |
0,13/0,6 |
43 |
0,29 |
0,9 |
1913 |
22,4 |
156/437 |
1,49/5,3 = 0,28 |
0,15/0,78 |
43 |
0,32 |
0,9 |
1939 |
21 |
192/516 |
2,24/6,56 = 0,34 |
0,32/0,78 |
58 |
0,41 |
0,9 |
1959 |
22,4 |
210/666 |
3,67/11,86 = 0,31 |
0,54/0,92 |
55 |
0,33 |
0,9 |
1979 |
22,4 |
264/969 |
6,48/18,79 = 0,34 |
0,69/0,94 |
52 |
0,45 |
0,9 |
2000 |
17,1 |
146/1263 |
5,29/28,47 = 0,19 |
0,70/0,97 |
81 |
0,13 |
0,9 |
2009 |
17,1 |
143/1331 |
8,97/30,9 = 0,29 |
0,73/0,98 |
81 |
0,32 |
0,9 |
Источник: Maddison Project n. d.
Рис. 1. Компоненты функции безопасности России
Вероятно, причиной революции 1917 г. послужило снижение относительных темпов роста экономики (ВВП на душу населения) в условиях невысокой доли государствообразующей национальности. Максимальное значение функции безопасности Россия имела в 1930-е гг. Можно предположить, что снижение значений функции сохранения ниже 0,5–0,6 создает предпосылки для возможного распада (трансформации) государства.
Верификация параметра притяжения для России. В исследованиях по эконофизике для количественного анализа экономических процессов используются, в частности, фрактальный анализ и теория перколяции (Дубовиков 2009). Теория перколяции находит применение при описании различных систем и явлений, таких как распространение эпидемий и пожаров, надежность компьютерных сетей и т. д. На рис. 2 показаны граф с регулярной структурой (квадратная решетка) и два кластера: первый включает 5 вершин (узлов) черного цвета, второй – 7 вершин.
Рассмотрим бесконечную квадратную решетку (число узлов в ней N ® ¥) со свободными узлами (белого цвета). Случайным образом каждая клетка закрашивается в черный цвет с независимой вероятностью p. Пусть S есть средний размер кластера (количество входящих в него узлов). При p ³ pc » 0,59 (pc – пороговая вероятность, критический порог перколяции) все закрашенные узлы объединятся в один охватывающий кластер (Тарасевич 2002). Если критичный порог используется в функциях разрушения (проводимости и т. д.), то применительно к функции сохранения государства будем оперировать критическим значением сохранения
qc = 1 – pc » 0,41.
Рис. 2. Кластеры на квадратной решетке
В табл. 5 для некоторых регионов России показаны доли русского этноса в 1989 г. и в 2010 г. по данным переписей населения.
Таблица 5
Доли русского этноса в регионах России
Регион |
Параметр
|
Доля русских
|
Доля русских
|
Отношение доль, DmRj |
Функция сохранения |
Бурятия |
1 |
0,699 |
0,660 |
0,94 |
0,894 |
Татарстан |
1,3 |
0,433 |
0,397 |
0,92 |
0,865 |
Мордовия |
1,3 |
0,608 |
0,534 |
0,88 |
0,865 |
Чувашия |
1,3 |
0,267 |
0,269 |
1,01 |
0,865 |
Марий Эл |
1,3 |
0,475 |
0,474 |
1,00 |
0,865 |
Башкирия |
1,5 |
0,393 |
0,360 |
0,92 |
0,846 |
Удмуртия |
1,5 |
0,589 |
0,622 |
1,06 |
0,846 |
Карелия |
1,5 |
0,736 |
0,822 |
1,12 |
0,846 |
Окончание табл. 5
Регион |
Параметр
|
Доля русских
|
Доля русских
|
Отношение доль, DmRj |
Функция сохранения |
Калмыкия |
1,9 |
0,377 |
0,302 |
0,80 |
0,809 |
Северная Осетия |
1,9 |
0,299 |
0,208 |
0,70 |
0,809 |
Республика Коми |
2,1 |
0,577 |
0,650 |
1,13 |
0,791 |
Кабардино-Балкария |
3,5 |
0,319 |
0,225 |
0,71 |
0,677 |
Дагестан |
4,5 |
0,092 |
0,036 |
0,39 |
0,605 |
Чечня и Ингушетия |
12,6 |
0,231 |
0,016 |
0,07 |
0,245 |
Источники: Социально-демографический… 2012; Всесоюзная... б. г.
В результате социально-этнических взаимодействий к 1989 г. сложились определенные пропорции между численностями этносов в регионах страны, то есть образовалась достаточно устойчивая кластерная структура. Процессы преобразований 1990-х гг. в большинстве регионов не привели к изменению этнической структуры, за исключением Чечни, Ингушетии и Дагестана, где эта структура разрушилась.
Поскольку экономические показатели регионов к 1989 г. отличались незначительно (вследствие проводимой политики выравнивания уровней развития национальных образований), то для описания процессов разрушения (сохранения) сформированной этнической структуры воспользуемся функцией сохранения. С использованием метода наименьших квадратов получена оценка параметра притяжения: dR = 0,55. Значения функций сохранения русского этноса в регионах РФ представлены в табл. 5 (последний столбец). Из таблицы видно, что в Чечне и Ингушетии значение функции сохранения опустилось ниже критического порога qc » 0,41. Причем значение функции сохранения русского этноса в Чечне и Ингушетии будет ниже критического порога при dR ³ 0,35.
Таким образом, значение параметра сохранения для России, оцененное двумя способами, лежит в интервале di = 0,35–0,5.
Оценка безопасности регионов России
В каждом государстве имеются свои особенности ведения статистики по регионам, поэтому набор используемых показателей для каждой страны обычно различен. Для России будем использовать следующий набор социально-экономических показателей регионов (субъектов Федерации):
· относительное значение уровня валового регионального продукта (ВРП) на душу населения в регионе (относительно макси-мального значения по всем регионам);
· относительное значение основных фондов региона на душу населения (относительно максимального значения);
· относительное значение новых жилых домов (кв. м) на душу населения (относительно максимального значения);
· относительное значение отношения среднемесячной зарпла-ты к величине прожиточного минимума (относительно максималь-ного значения);
· относительное значение числа легковых автомобилей на тысячу человек населения (относительно максимального значения);
· весовой коэффициент климатического фактора;
· уровень урбанизации региона;
· коэффициент Джини (характеризует степень экономического расслоения населения региона).
Значения функции внутренней безопасности регионов России (без Республики Крым и г. Севастополя) при di = 0,35 представлены в табл. 6.
Таблица 6
Динамика изменения показателей безопасности регионов РФ (2012–2014 гг.)
№ |
Регион |
Функция внутренней безопасности |
Функция
| ||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 | ||
Центральный федеральный округ | |||||||
1 |
Белгородская область |
0,56 |
0,56 |
0,59 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
2 |
Брянская область |
0,54 |
0,46 |
0,49 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
3 |
Владимирская область |
0,51 |
0,50 |
0,52 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
4 |
Воронежская область |
0,47 |
0,53 |
0,56 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
Продолжение табл. 6
№ |
Регион |
Функция внутренней безопасности |
Функция
| ||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 | ||
5 |
Ивановская область |
0,53 |
0,48 |
0,49 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
6 |
Калужская область |
0,53 |
0,58 |
0,58 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
7 |
Костромская область |
0,45 |
0,45 |
0,47 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
8 |
Курская область |
0,46 |
0,51 |
0,53 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
9 |
Липецкая область |
0,49 |
0,55 |
0,58 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
10 |
Московская область |
0,55 |
0,66 |
0,66 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
11 |
Орловская область |
0,47 |
0,52 |
0,53 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
12 |
Рязанская область |
0,44 |
0,54 |
0,55 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
13 |
Смоленская область |
0,47 |
0,50 |
0,52 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
14 |
Тамбовская область |
0,50 |
0,52 |
0,55 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
15 |
Тверская область |
0,43 |
0,54 |
0,55 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
16 |
Тульская область |
0,44 |
0,51 |
0,54 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
17 |
Ярославская область |
0,56 |
0,51 |
0,53 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
18 |
г. Москва |
0,49 |
0,57 |
0,59 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
|
Среднее по округу |
0,49 |
0,53 |
0,55 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
Северо-Западный федеральный округ | |||||||
19 |
Республика Карелия |
0,40 |
0,48 |
0,49 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
20 |
Республика Коми |
0,40 |
0,40 |
0,41 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
21 |
Архангельская область |
0,47 |
0,45 |
0,45 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
22 |
в т. ч. Ненецкий АО |
0,52 |
0,53 |
0,54 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
23 |
Вологодская область |
0,47 |
0,49 |
0,52 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
24 |
Калининградская область |
0,51 |
0,59 |
0,61 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
25 |
Ленинградская область |
0,49 |
0,57 |
0,61 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
26 |
Мурманская область |
0,39 |
0,47 |
0,48 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
27 |
Новгородская область |
0,49 |
0,52 |
0,54 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
28 |
Псковская область |
0,51 |
0,50 |
0,51 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
29 |
г. Санкт-Петербург |
0,53 |
0,62 |
0,64 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
|
Среднее по округу |
0,47 |
0,51 |
0,53 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
Южный федеральный округ | |||||||
30 |
Республика Адыгея |
0,36 |
0,40 |
0,40 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
31 |
Республика Калмыкия |
0,34 |
0,32 |
0,33 |
0,69 |
0,69 |
0,69 |
32 |
Краснодарский край |
0,48 |
0,55 |
0,56 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
33 |
Астраханская область |
0,45 |
0,47 |
0,48 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
34 |
Волгоградская область |
0,50 |
0,48 |
0,50 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
35 |
Ростовская область |
0,47 |
0,51 |
0,52 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
|
Среднее по округу |
0,43 |
0,46 |
0,47 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
Продолжение табл. 6
№ |
Регион |
Функция внутренней безопасности |
Функция
| ||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 | ||
Северо-Кавказский федеральный округ | |||||||
36 |
Республика Дагестан |
0,08 |
0,07 |
0,07 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
37 |
Республика Ингушетия |
0,40 |
0,34 |
0,38 |
0,77 |
0,77 |
0,77 |
38 |
Кабардино-Балкарская
|
0,27 |
0,25 |
0,25 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
39 |
Карачаево-Черкесская
|
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,21 |
0,21 |
0,21 |
40 |
Республика Северная
|
0,40 |
0,39 |
0,40 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
41 |
Чеченская Республика |
0,39 |
0,32 |
0,36 |
0,81 |
0,81 |
0,81 |
42 |
Ставропольский край |
0,48 |
0,50 |
0,51 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
|
Среднее по округу |
0,30 |
0,28 |
0,30 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
Приволжский федеральный округ | |||||||
43 |
Республика Башкортостан |
0,33 |
0,35 |
0,36 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
44 |
Республика Марий Эл |
0,42 |
0,38 |
0,39 |
0,77 |
0,77 |
0,77 |
45 |
Республика Мордовия |
0,41 |
0,38 |
0,40 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
46 |
Республика Татарстан |
0,42 |
0,41 |
0,42 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
47 |
Удмуртская Республика |
0,43 |
0,40 |
0,42 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
48 |
Чувашская Республика |
0,46 |
0,41 |
0,42 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
49 |
Пермский край |
0,48 |
0,46 |
0,49 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
50 |
Кировская область |
0,46 |
0,46 |
0,47 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
51 |
Нижегородская область |
0,52 |
0,53 |
0,56 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
52 |
Оренбургская область |
0,39 |
0,44 |
0,46 |
0,91 |
0,91 |
0,91 |
53 |
Пензенская область |
0,48 |
0,51 |
0,54 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
54 |
Самарская область |
0,45 |
0,50 |
0,53 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
55 |
Саратовская область |
0,47 |
0,52 |
0,54 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
56 |
Ульяновская область |
0,48 |
0,47 |
0,48 |
0,90 |
0,90 |
0,90 |
|
Среднее по округу |
0,44 |
0,44 |
0,46 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
Уральский федеральный округ | |||||||
57 |
Курганская область |
0,40 |
0,44 |
0,46 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
58 |
Свердловская область |
0,44 |
0,53 |
0,53 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
59 |
Тюменская область |
0,47 |
0,54 |
0,57 |
0,90 |
0,90 |
0,90 |
60 |
в том числе Ханты-Мансийский АО – Югра |
0,44 |
0,53 |
0,57 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
Окончание табл. 6
№ |
Регион |
Функция внутренней безопасности |
Функция
| ||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 | ||
61 |
Ямало-Ненецкий АО |
0,51 |
0,53 |
0,55 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
62 |
Челябинская область |
0,51 |
0,49 |
0,53 |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
|
Среднее по округу |
0,46 |
0,51 |
0,54 |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
Сибирский федеральный округ | |||||||
63 |
Республика Алтай |
0,37 |
0,33 |
0,36 |
0,82 |
0,82 |
0,82 |
64 |
Республика Бурятия |
0,43 |
0,40 |
0,42 |
0,86 |
0,86 |
0,86 |
65 |
Республика Тыва |
0,40 |
0,34 |
0,36 |
0,81 |
0,81 |
0,81 |
66 |
Республика Хакасия |
0,42 |
0,46 |
0,49 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
67 |
Алтайский край |
0,42 |
0,43 |
0,44 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
68 |
Забайкальский край |
0,46 |
0,46 |
0,47 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
69 |
Красноярский край |
0,44 |
0,51 |
0,51 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
70 |
Иркутская область |
0,50 |
0,50 |
0,52 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
71 |
Кемеровская область |
0,54 |
0,52 |
0,52 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
72 |
Новосибирская область |
0,46 |
0,52 |
0,54 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
73 |
Омская область |
0,49 |
0,48 |
0,49 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
74 |
Томская область |
0,49 |
0,50 |
0,52 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
|
Среднее по округу |
0,45 |
0,45 |
0,47 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
Дальневосточный федеральный округ | |||||||
75 |
Республика Саха (Якутия) |
0,15 |
0,14 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
76 |
Камчатский край |
0,36 |
0,50 |
0,52 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
77 |
Приморский край |
0,45 |
0,55 |
0,55 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
78 |
Хабаровский край |
0,51 |
0,48 |
0,48 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
79 |
Амурская область |
0,48 |
0,47 |
0,50 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
80 |
Магаданская область |
0,41 |
0,49 |
0,49 |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
81 |
Сахалинская область |
0,47 |
0,57 |
0,59 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
82 |
Еврейская автономная
|
0,51 |
0,44 |
0,46 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
83 |
Чукотский автономный округ |
0,41 |
0,32 |
0,32 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
|
Среднее по округу |
0,42 |
0,44 |
0,45 |
0,87 |
0,87 |
0,87 |
|
Среднее по России |
0,44 |
0,46 |
0,48 |
0,89 |
0,89 |
0,89 |
Источник: Шумов 2016.
Из таблицы видно, что минимальное значение функции сохранения имеет Республика Дагестан с долей основного этноса 0,29. В этой республике продолжительное время наблюдаются террористические акты; несмотря на ряд серьезных усилий, все еще не удалось снизить уровень межэтнических и поликультурных противоречий, являющихся питательной средой для внутренних конфликтов, экстремизма и терроризма.
Если значения социально-экономического критерия динамичны и ежегодно меняются на несколько процентов, то значения функции сохранения достаточно стабильны, поскольку во многом определяются темпами естественного прироста и миграции населения.
Оценка безопасности регионов Украины В табл. 7 представлены данные социально-экономического развития Украины по состоянию на 2013 г.
И. А. Снежкова, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, так характеризует процесс формирования национальной идентичности в постсоветской Украине: «Если сравнить закат советского периода и начало существования независимого украинского государства, мы видим по статистическим источникам интенсивный рост числа украинцев и сокращение русского населения. По переписи 1989 г. в советский период в Украине проживало 37 419 тыс. украинцев и 11 355 тыс. русских; перепись 2001 г. показала 38 541 тыс. украинцев и 8 334 тыс. русских. С образованием украинского государства начался процесс интенсивной десоветизации и дерусификации, который опирался на новые национальные приоритеты. Надо отметить, что близость языков русского и украинского, менталитета, религии, долгое проживание в составе Российской империи и СССР, безусловно, помогли адаптации нетитульного населения, прежде всего русских, к реалиям нового времени» (Снежкова 2013: 197).
Таблица 7
Данные социально-экономического развития Украины (2013 г.)
№ |
Регион* |
Численность населения,
|
Естественный прирост населения, тыс. чел. |
Миграция,
|
Урбанизация |
ВРП, млн грн. |
Доходы на душу
|
Уровень занятости
|
Кол-во легковых
|
1 |
А.Р.К. |
1,967 |
–2,97 |
5,056 |
62,8 |
46,39 |
20,75 |
70,7 |
126 |
2 |
Вин. обл. |
1,619 |
–8,02 |
–0,76 |
49,9 |
36,19 |
21,73 |
65,4 |
94 |
3 |
Вол. обл. |
1,041 |
1,03 |
0,311 |
51,9 |
20,62 |
18,81 |
64,7 |
91 |
4 |
Днеп. обл. |
3,294 |
–15,01 |
–0,357 |
83,5 |
152,9 |
28,77 |
71,7 |
106 |
5 |
Дон. обл. |
4,347 |
–28,31 |
–3,249 |
90,6 |
164,9 |
29,34 |
69,5 |
107 |
6 |
Жит. обл. |
1,263 |
–5,86 |
–0,533 |
58,2 |
25,68 |
21,29 |
65,5 |
99 |
7 |
Зак. обл. |
1,257 |
3,69 |
–1,233 |
37,2 |
21,40 |
17,19 |
64,7 |
103 |
8 |
Зап. обл. |
1,777 |
–8,36 |
–1,046 |
77,0 |
54,35 |
27,11 |
69,5 |
166 |
9 |
И.-Ф. обл. |
1,382 |
–0,64 |
0,95 |
43,3 |
33,17 |
20,15 |
60,4 |
96 |
10 |
Киев. обл. |
1,725 |
–6,69 |
10,113 |
61,6 |
68,93 |
26,54 |
67,8 |
132 |
11 |
Кир. обл. |
0,988 |
–5,95 |
–1,655 |
62,2 |
25,31 |
20,55 |
66,9 |
89 |
12 |
Луг. обл. |
2,241 |
–15,29 |
–1,787 |
86,8 |
55,11 |
24,02 |
66,4 |
112 |
13 |
Льв. обл. |
2,539 |
–2,12 |
–0,142 |
60,8 |
63,33 |
21,99 |
65,3 |
87 |
14 |
Ник. обл. |
1,169 |
–4,31 |
–0,799 |
67,7 |
32,03 |
22,88 |
68,8 |
87 |
15 |
Одес. обл. |
2,396 |
–4,45 |
5,781 |
66,8 |
69,76 |
22,22 |
66,8 |
97 |
16 |
Пол. обл. |
1,549 |
–10,06 |
0,446 |
61,3 |
58,46 |
24,03 |
67,7 |
113 |
17 |
Ров. обл. |
1,159 |
2,89 |
–0,906 |
47,8 |
22,00 |
19,86 |
62,7 |
88 |
18 |
Сум. обл. |
1,134 |
–8,81 |
–1,484 |
67,6 |
26,77 |
22,58 |
65,7 |
91 |
19 |
Тер. обл. |
1,074 |
–2,88 |
–1,125 |
44,0 |
18,09 |
18,56 |
60,4 |
80 |
20 |
Хар. обл. |
2,738 |
–12,77 |
5,588 |
80,1 |
85,32 |
24,87 |
70,3 |
121 |
21 |
Херс. обл. |
1,073 |
–3,75 |
–1,917 |
61,1 |
20,77 |
19,94 |
66,9 |
114 |
22 |
Хмел. обл. |
1,308 |
–6,03 |
–0,939 |
55,2 |
26,43 |
21,59 |
66,2 |
74 |
23 |
Черк. обл. |
1,261 |
–8,38 |
–0,554 |
56,3 |
33,09 |
20,72 |
68,7 |
121 |
Окончание табл. 7
№ |
Регион* |
Численность населения,
|
Естественный прирост населения, тыс. чел. |
Миграция,
|
Урбанизация |
ВРП, млн грн. |
Доходы на душу
|
Уровень занятости
|
Кол-во легковых
|
24 |
Чернов. обл. |
0,909 |
–0,06 |
1,4 |
42,3 |
13,76 |
18,11 |
59,3 |
96 |
25 |
Черниг. обл. |
1,068 |
–10,06 |
–0,919 |
63,2 |
24,24 |
22,77 |
66,2 |
73 |
26 |
г. Киев |
2,867 |
5,30 |
18,377 |
100,0 |
312,55 |
52,71 |
71,4 |
167 |
27 |
г. Севаст. |
0,386 |
–0,86 |
3,296 |
93,8 |
11,07 |
23,19 |
70,2 |
79 |
* Перечень регионов Украины, в порядке, приводимом в табл. 7: 1. Автономная Республика Крым; 2. Винницкая область; 3. Волынская область;
4. Днепропетровская область; 5. Донецкая область; 6. Житомирская область; 7. Закарпатская область; 8. Запорожская область; 9. Ивано-Франковская область; 10. Киевская область; 11. Кировоградская область; 12. Луганская область; 13. Львовская область; 14. Николаевская область; 15. Одесская область; 16. Полтавская область; 17. Ровенская область; 18. Сумская область; 19. Тернопольская область; 20. Харьковская область; 21. Херсонская область; 22. Хмельницкая область; 23. Черкасская область; 24. Черновицкая область; 25. Черниговская область; 26. г. Киев; 27. г. Севастополь.
Источники: Державна… б. г.; Всеукраиньски… 2001; Киïвськи… 2013.
Примечание к табл. 7. Уровень социально-экономического развития регионов (областей) оценивался по следующему набору показателей:
1) относительный уровень естественного прироста населения; 2) доля городского населения; 3) уровень ВРП на душу населения; 4) уровень, характеризующий глубину бедности; 5) коэффициент Джини; 6) уровень доходов на душу населения.
Согласно переписи населения 2001 г., на Украине 67,5 % назвали родным языком украинский, а 29,6 % – русский. В 2008 г. представители американского Института Гэллапа в ходе опроса спрашивали, на каком языке людям удобнее отвечать: на английском, местном языке (украинский, молдавский, грузинский и т. п.) или на русском. На Украине 83 % опрошенных выбрали русский язык (Gradirovski, Esipova 2008).
Язык общения является одним из важнейших показателей принадлежности индивида к той или иной этнической группе.
В связи с существенными расхождениями данных переписи населения и результатов опросов о родном языке представляется целесообразным уточнить данные переписи дополнительными сведениями, характеризующими этническую принадлежность граждан Украины.
На рис. 3 показаны доли русского языка и русской национальности (от суммы украинского и русского языков и национальности) по данным переписи 2001 г., а также доля религиозных организаций УПЦ МП (от суммы организаций УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ и УРКЦ) по состоянию на 2010 г.
|
Рис. 3. Языковая, национальная и конфессиональная
характеристики Украины
Близкие значения по трем показателям, характеризующим этническую принадлежность, наблюдались в г. Севастополе и Республике Крым (абсолютное преобладание русского этноса); Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях (абсолютное преобладание украинского этноса). В остальных регионах Украины процесс этнической самоидентификации еще, вероятно, не завершен. Социологические исследования по формированию этнических представлений украинских и русских школьников в 2003 г. показали, что на Украине «национальная идентичность у представителей учащейся молодежи развивается в определенной мере по типу гиперэтничности», тогда как в ответах российских школьников «отмечается тенденция к гипоэтнической идентичности, выражающейся в довольно большом количестве критических замечаний в адрес своего народа» (Снежкова 2004: 89).
Для измерения дистанции между этническими группами часто используется ранговая шкала Богардуса. Каждому респонденту предлагается ответить на вопрос, в каком качестве он готов принять представителей другой этнической группы (или расы):
· в качестве близких родственников посредством брака (1);
· в качестве друзей (2);
· в качестве соседей, проживающих на той же улице (3);
· в качестве коллег по работе, имеющих ту же профессию (4);
· в качестве сограждан (5);
· только в качестве туристов (6);
· предпочел бы не видеть их в своей стране (7).
Результаты исследования по общенациональным репрезентативным выборкам с использованием шкалы Богардуса на Украине с 1994 по 2005 г. показали заметное увеличение межэтнической отчужденности: индекс ксенофобии увеличился с 3,45 в 1994 г. до 4,24 в 2005 г. (Камалова 2013).
Оценка безопасности регионов Украины выполнялась по двум вариантам: 1-й вариант – доля национальностей взята из переписи населения Украины 2001 г.; 2-й вариант – доля национальностей определена как среднее арифметическое трех показателей: 1) доля национальностей по переписи; 2) доля родного языка; 3) доля религиозных организаций (прихожане УПЦ МП считались русскими, прихожане других религиозных организаций – украинцами).
В табл. 8 представлены доли украинского этноса по переписи населения 2001 г. (1-й вариант) и скорректированная доля (2-й вариант), а также результаты расчетов.
Для некоторых регионов доля украинцев по 1-му и 2-му варианту совпадает или расхождения минимальны. Наибольшие расхождения отмечаются по Республике Крым и г. Севастополю. Согласно данным Росстата по итогам переписи населения в октябре 2014 г. в Республике Крым доля украинцев равна 15,7 % населения республики (2-й вариант – 16 %), в г. Севастополе доля украинцев равна 14,2 % (2-й вариант – 12 %).
Таблица 8
Количественные характеристики регионов Украины (2013 г.)
Регион |
Доля
|
Функция
|
Функция внутренней
|
Функция
| |||
1-й в. |
2-й в. |
1-й в. |
2-й в. |
1-й в. |
2-й в. |
| |
Ивано-Франковская обл. |
0,95 |
0,96 |
0,922 |
0,827 |
0,431 |
0,386 |
0,874 |
Тернопольская обл. |
0,97 |
0,87 |
0,776 |
0,885 |
0,346 |
0,394 |
0,831 |
Львовская обл. |
0,90 |
0,94 |
0,888 |
0,685 |
0,462 |
0,356 |
0,787 |
Ровенская обл. |
0,93 |
0,81 |
0,665 |
0,771 |
0,330 |
0,382 |
0,718 |
Волынская обл. |
0,95 |
0,76 |
0,602 |
0,813 |
0,288 |
0,390 |
0,707 |
Винницкая обл. |
0,92 |
0,71 |
0,526 |
0,718 |
0,242 |
0,331 |
0,622 |
Черкасская обл. |
0,90 |
0,72 |
0,531 |
0,688 |
0,281 |
0,364 |
0,610 |
Киевская обл. |
0,89 |
0,74 |
0,560 |
0,658 |
0,335 |
0,394 |
0,609 |
Хмельницкая обл. |
0,90 |
0,71 |
0,530 |
0,685 |
0,249 |
0,321 |
0,607 |
Черниговская обл. |
0,91 |
0,67 |
0,467 |
0,717 |
0,222 |
0,340 |
0,592 |
Полтавская обл. |
0,88 |
0,70 |
0,512 |
0,617 |
0,282 |
0,340 |
0,565 |
Житомирская обл. |
0,85 |
0,70 |
0,516 |
0,544 |
0,250 |
0,263 |
0,530 |
Кировоградская обл. |
0,85 |
0,69 |
0,492 |
0,551 |
0,251 |
0,281 |
0,522 |
Сумская обл. |
0,85 |
0,65 |
0,449 |
0,557 |
0,229 |
0,284 |
0,503 |
Закарпатская обл. |
0,78 |
0,66 |
0,452 |
0,403 |
0,213 |
0,190 |
0,428 |
Черновицкая обл. |
0,71 |
0,71 |
0,520 |
0,276 |
0,243 |
0,129 |
0,398 |
Николаевская обл. |
0,76 |
0,61 |
0,396 |
0,351 |
0,212 |
0,188 |
0,374 |
Херсонская обл. |
0,76 |
0,60 |
0,379 |
0,355 |
0,202 |
0,189 |
0,367 |
г. Киев |
0,72 |
0,64 |
0,006 |
0,300 |
0,411 |
0,289 |
0,364 |
Днепропетровская обл. |
0,72 |
0,53 |
0,307 |
0,287 |
0,188 |
0,175 |
0,297 |
Запорожская обл. |
0,63 |
0,47 |
0,121 |
0,179 |
0,076 |
0,112 |
0,150 |
Харьковская обл. |
0,63 |
0,43 |
0,093 |
0,176 |
0,054 |
0,102 |
0,135 |
Одесская обл. |
0,55 |
0,46 |
0,110 |
0,104 |
0,060 |
0,057 |
0,107 |
Луганская обл. |
0,52 |
0,31 |
0,036 |
0,086 |
0,020 |
0,048 |
0,061 |
Донецкая обл. |
0,51 |
0,30 |
0,033 |
0,079 |
0,019 |
0,046 |
0,056 |
Республика Крым |
0,26 |
0,16 |
0,006 |
0,001 |
0,003 |
0,000 |
0,03 |
г. Севастополь |
0,21 |
0,12 |
0,526 |
0,000 |
0,001 |
0,000 |
0,001 |
Из результатов расчетов по состоянию на 2013 г. видно, что шансы сохранения в составе Украины г. Севастополя, Республики Крым, Донецкой и Луганской областей минимальны. Наиболее устойчивыми регионами Украины являются: Ивано-Франковская, Тернопольская, Львовская, Ровенская, Волынская, Винницкая, Черкасская, Киевская (но не г. Киев), Хмельницкая, Черниговская, Полтавская, Житомирская, Кировоградская и Сумская области со значениями функции сохранения выше 0,5. Закарпатская, Черновицкая и все области юга и северо-востока страны, г. Киев относятся скорее к разряду неустойчивых регионов.
Возможные сценарии интеграции и дезинтеграции регионов Украины
Н. О. Крыгина, в частности, выделяет следующие особенности исторического пути Украины (Крыгина 2014):
· отсутствие сильной независимой власти, эффективно контролирующей всю территорию страны;
· разнородность Украины по этническим, культурным и религиозным признакам.
В качестве минимальных составных частей Украины примем ее регионы (области). Тогда модель дезинтеграции должна дать ответ на вопрос: какова наиболее вероятная структура составных частей Украины? Сформулированная задача может иметь два реше-
ния: замкнутое (дезинтеграция маловероятна или составные части формируют автономные политические образования) и открытое (часть регионов входят в состав других государств). Нами будет рассмотрено только первое решение. В то же время оно может стать первым этапом второго (дезинтеграционно-интеграционного).
В настоящее время Украина состоит из 25 областей, причем на части территорий двух областей образованы Донецкая и Луганская народные республики. Рассмотрим ограниченное количество возможных разбиений (сценариев), на которые может разделиться Украина (см. табл. 9).
Простейший (первый), но наименее реалистичный вариант – разбиение на отдельные области. Второе разбиение предполагает, что регионам выгоднее остаться в составе Украины. Третье разбиение отражает текущие события на Украине. Четвертое разбиение позволяет учесть исторические этапы формирования страны, языковые предпочтения (русский, украинский языки и суржик), конфессиональные различия. Можно выделить также Закарпатскую область, отделенную от других областей Карпатскими горами. Пятое разбиение учитывает результаты выборов в органы власти
и традиционное деление Украины на Левобережную и Правобережную.
Таблица 9
Сценарии возможного разбиения государства
(на примере Украины)
Разбиение |
Характеристика сценария |
1 |
Распад на отдельные области |
2 |
Нет дезинтеграции |
3 |
Без Донецкой и Луганской областей |
4 |
Распад на 3 региона (восточный, западный и центральный) |
5 |
Распад на 2 региона (левобережная и правобережная части) |
6 |
Федерализация |
Поскольку значения параметра сохранения оценены с опре-деленной погрешностью, то далее будем выполнять расчеты при нескольких значениях параметра d. Результаты вычислений для 1-го разбиения (сценария) представлены в табл. 10.
В силу малых значений функции суверенности функция безопасности областей невелика и последние будут стремиться образовывать союзы или присоединяться к соседним государствам. Низкие значения функции сохранения для некоторых областей (Донецкая, Луганская, Одесская, Харьковская, Запорожская и др.) объясняются их многонациональным составом и существующими разнородностями. Эти значения получены в предположении, что регионообразующим этносом считается украинский.
В табл. 11 показаны значения функции сохранения для случая, когда регионообразующим этносом является русский. В этом случае мы наблюдаем существенное увеличение значений функции сохранения для Харьковской, Запорожской, Одесской, Луганской
и Донецкой областей.
Таблица 10
Значения функций суверенности и функций сохранения регионов Украины (1-й и 2-й варианты аналогичны
используемым в табл. 8)
Регион |
wi |
qi (1-й вариант) |
qi (2-й вариант) | ||||
d = 0,75 |
d = 1 |
d = 2 |
d = 0,75 |
d = 1 |
d = 2 | ||
Винницкая обл. |
0,048 |
0,94 |
0,92 |
0,84 |
0,77 |
0,71 |
0,51 |
Житомирская обл. |
0,043 |
0,88 |
0,85 |
0,72 |
0,77 |
0,70 |
0,50 |
Волынская обл. |
0,034 |
0,96 |
0,95 |
0,89 |
0,82 |
0,76 |
0,58 |
Хмельницкая обл. |
0,039 |
0,93 |
0,90 |
0,82 |
0,78 |
0,71 |
0,51 |
Черновицкая обл. |
0,035 |
0,77 |
0,71 |
0,50 |
0,77 |
0,71 |
0,50 |
Ровенская обл. |
0,036 |
0,95 |
0,93 |
0,87 |
0,85 |
0,81 |
0,65 |
Тернопольская обл. |
0,03 |
0,98 |
0,97 |
0,94 |
0,90 |
0,87 |
0,76 |
Ивано-Франковская обл. |
0,036 |
0,96 |
0,95 |
0,90 |
0,97 |
0,96 |
0,92 |
Львовская обл. |
0,063 |
0,93 |
0,90 |
0,82 |
0,95 |
0,94 |
0,88 |
Закарпатская обл. |
0,032 |
0,83 |
0,78 |
0,61 |
0,73 |
0,66 |
0,43 |
Киевская обл. |
0,114 |
0,84 |
0,80 |
0,64 |
0,77 |
0,70 |
0,49 |
Черниговская обл. |
0,039 |
0,94 |
0,91 |
0,84 |
0,74 |
0,67 |
0,45 |
Сумская обл. |
0,037 |
0,89 |
0,85 |
0,73 |
0,73 |
0,65 |
0,43 |
Полтавская обл. |
0,049 |
0,91 |
0,88 |
0,77 |
0,77 |
0,70 |
0,49 |
Черкасская обл. |
0,038 |
0,93 |
0,90 |
0,82 |
0,78 |
0,72 |
0,51 |
Кировоградская обл. |
0,035 |
0,89 |
0,85 |
0,73 |
0,75 |
0,69 |
0,47 |
Харьковская обл. |
0,075 |
0,71 |
0,63 |
0,39 |
0,39 |
0,28 |
0,08 |
Днепропетровская обл. |
0,086 |
0,78 |
0,72 |
0,51 |
0,63 |
0,53 |
0,29 |
Запорожская обл. |
0,054 |
0,71 |
0,63 |
0,40 |
0,43 |
0,33 |
0,11 |
Херсонская обл. |
0,038 |
0,81 |
0,76 |
0,57 |
0,68 |
0,60 |
0,36 |
Николаевская обл. |
0,039 |
0,81 |
0,76 |
0,57 |
0,69 |
0,61 |
0,37 |
Одесская обл. |
0,07 |
0,64 |
0,55 |
0,30 |
0,42 |
0,31 |
0,10 |
Луганская обл. |
0,061 |
0,61 |
0,52 |
0,27 |
0,27 |
0,17 |
0,03 |
Донецкая обл. |
0,093 |
0,60 |
0,51 |
0,26 |
0,26 |
0,16 |
0,03 |
Результаты вычислений для 2-го разбиения (нет дезинтег-рации) при различных значениях параметра сохранения представ-лены в табл. 12. При наиболее вероятном (среднем) значении параметра сохранения (d = 1) значение функции сохранения (0,75 для 1-го варианта и 0,57 для 2-го) приближается к критическому значению 0,5, что свидетельствует об определенных рисках рас-пада страны. Эти риски могут усилиться, если проводимые на Украине социально-экономические реформы приведут к сущест-венному снижению жизненного уровня населения.
Таблица 11
Значения функции сохранения регионов Украины (смена регионообразующего этноса)
Регион |
qi (1-й вариант) |
qi (2-й вариант) | ||||
d = 0,25 |
d = 0,5 |
d = 0,75 |
d = 0,25 |
d = 0,5 |
d = 0,75 | |
Харьковская обл. |
0,69 |
0,48 |
0,33 |
0,87 |
0,75 |
0,65 |
Днепропетровская обл. |
0,62 |
0,39 |
0,24 |
0,75 |
0,56 |
0,42 |
Запорожская обл. |
0,69 |
0,47 |
0,33 |
0,85 |
0,72 |
0,62 |
Херсонская обл. |
0,59 |
0,35 |
0,20 |
0,71 |
0,50 |
0,36 |
Николаевская обл. |
0,59 |
0,35 |
0,20 |
0,70 |
0,49 |
0,34 |
Одесская обл. |
0,74 |
0,55 |
0,41 |
0,86 |
0,74 |
0,63 |
Луганская обл. |
0,76 |
0,58 |
0,44 |
0,91 |
0,83 |
0,76 |
Донецкая обл. |
0,77 |
0,59 |
0,45 |
0,92 |
0,84 |
0,77 |
Таблица 12
Результаты вычислений для 2-го разбиения (см. табл. 9)
Значение параметра притяжения |
Функция
|
Функция сохранения |
Функция безопасности | ||
qi
|
qi
|
qi
|
qi
| ||
0,75 |
1,224 |
0,81 |
0,65 |
0,99 |
0,80 |
1,0 |
1,224 |
0,75 |
0,57 |
0,92 |
0,69 |
2,0 |
1,224 |
0,57 |
0,32 |
0,70 |
0,39 |
Для 3-го разбиения (без Донецкой и Луганской областей) результаты вычислений представлены в табл. 13.
Таблица 13
Результаты вычислений для 3-го разбиения
Значение
|
Функция
|
Функция сохранения |
Функция безопасности | ||
qi
|
qi
|
qi
|
qi
| ||
0,75 |
1,07 |
0,85 |
0,72 |
0,90 |
0,77 |
1,0 |
1,07 |
0,80 |
0,64 |
0,85 |
0,69 |
2,0 |
1,07 |
0,64 |
0,41 |
0,68 |
0,44 |
Из таблицы видно, что при d = 1 значения функции сохранения достаточно велики (0,8 и 0,64). В табл. 14 представлены результаты расчетов для 4-го разбиения (распад Украины на три части).
Таблица 14
Результаты вычислений для 4-го разбиения
Регион |
Функция
|
Значение
|
Функция сохранения |
Функция безопасности | ||
qi
|
qi
|
qi
|
qi
| |||
Запад |
0,396 |
0,75 |
0,92 |
0,84 |
0,36 |
0,33 |
1,0 |
0,89 |
0,80 |
0,35 |
0,32 | ||
2,0 |
0,79 |
0,64 |
0,31 |
0,25 | ||
Центр |
0,312 |
0,75 |
0,88 |
0,76 |
0,28 |
0,24 |
1,0 |
0,85 |
0,69 |
0,26 |
0,22 | ||
2,0 |
0,71 |
0,48 |
0,22 |
0,15 | ||
Юго-Восток |
0,516 |
0,75 |
0,69 |
0,43 |
0,36 |
0,22 |
1,0 |
0,61 |
0,32 |
0,31 |
0,17 | ||
2,0 |
0,37 |
0,10 |
0,19 |
0,05 | ||
Юго-Восток* |
0,516 |
0,25 |
0,70 |
0,85 |
0,36 |
0,44 |
0,5 |
0,50 |
0,72 |
0,26 |
0,37 | ||
0,75 |
0,35 |
0,61 |
0,18 |
0,32 |
* В случае, если образующий этнос – русский.
При 4-м разбиении устойчивыми оказываются Западный и Центральный регионы. Вместе с тем объединение Юго-Восточного региона, когда регионообразующим этносом явится русский, окажется устойчивой конструкцией.
В табл. 15 представлены результаты расчетов для 5-го разбиения (распад на две части: левобережную и правобережную).
К Левобережью отнесены следующие области: Черниговская, Сумская, Полтавская, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Луганская и Донецкая. И в этом случае Левобережье оказывается неустойчивой конструкцией. Вместе с тем при 2-м варианте в случае, если регионо-образующим этносом будет русский, значения функции сохранения окажутся выше 0,5.
Таблица 15
Результаты вычислений для 5-го разбиения
Регион |
Функция
|
Значение
|
Функция сохранения |
Функция безопасности | ||
qi
|
qi
|
qi
|
qi
| |||
Право-бережье |
0,58 |
0,75 |
0,90 |
0,82 |
0,52 |
0,48 |
1,0 |
0,87 |
0,77 |
0,51 |
0,45 | ||
2,0 |
0,76 |
0,59 |
0,44 |
0,34 | ||
Лево-бережье |
0,64 |
0,75 |
0,73 |
0,48 |
0,47 |
0,31 |
1,0 |
0,65 |
0,38 |
0,42 |
0,24 | ||
2,0 |
0,43 |
0,14 |
0,27 |
0,09 | ||
Лево-бережье* |
0,64 |
0,25 |
0,67 |
0,82 |
0,43 |
0,53 |
0,5 |
0,45 |
0,68 |
0,29 |
0,44 | ||
0,75 |
0,30 |
0,56 |
0,19 |
0,36 |
* В случае, если образующий этнос – русский.
Выбор оптимального разбиения следует производить по кри-терию максимизации функции безопасности с выполнением огра-ничения: значение функции сохранения не должно быть ниже 0,5. Сведем полученные результаты в единую таблицу (табл. 16).
При 1-м варианте (доля национальностей по переписи насе-ления) максимальное значение функции безопасности (с выполнением условия q ³ 0,5) достигается при втором разбиении (нет дезинтеграции). При 2-м варианте (доля национальностей скоррек-тирована с учетом языка и конфессий) оптимальным является 3-е разбиение.
Поскольку базовый суверенитет Украины невелик, то на процессы интеграции (дезинтеграции) ее регионов будут оказывать существенное влияние крупнейшие геополитические игроки (в первую очередь Россия).
* * *
Таким образом, с использованием модели безопасности и данных статистики оценены безопасность России, внутренняя безопасность регионов России и Украины, рассмотрены возможные сценарии интеграции (дезинтеграции) регионов Украины. Представляется актуальным развитие исследований в области управления безопасностью – выявление факторов и условий, обеспечивающих достижение требуемых уровней безопасности.
Таблица 16
Результаты вычислений по разбиениям
Разбиение*** |
Регион**** |
Функция
|
Функция
|
Функция
| |||
qi
|
qi
|
qi
|
qi
|
qi
|
qi
| ||
1* |
– |
0,80 |
0,62 |
0,04 |
0,04 |
– |
– |
2 |
– |
0,75 |
0,57 |
0,92 |
0,69 |
– |
– |
3 |
– |
0,80 |
0,64 |
0,85 |
0,69 |
– |
– |
4 |
З. |
0,89 |
0,80 |
0,35 |
0,32 |
|
|
Ц. |
0,85 |
0,69 |
0,26 |
0,22 |
|
| |
Ю.-В. |
0,61 |
0,32 |
0,31 |
0,17 |
0,50 |
0,72 | |
С.** |
0,87 |
0,75 |
0,30 |
0,27 |
|
| |
5 |
Пб. |
0,87 |
0,77 |
0,51 |
0,45 |
|
|
Лб. |
0,65 |
0,38 |
0,42 |
0,24 |
0,45 |
0,68 |
* Среднее по всем областям.
** Средние значения функции сохранения и функции безопасности для Западного и Центрального регионов.
*** Тип разбиения (см. в табл. 9).
**** Для разбиения 4 (на три региона) и 5 (на два региона) обозначения: З. – Запад; Ц. – Центр; Ю.-В. – Юго-Восток; С. – средние значения функции сохранения и функции безопасности для Западного и Центрального регионов; Пб. – Правобережье; Лб. – Левобережье.
Литература
Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б. 2004. Социологический сло- варь. 2-е изд. М.: Экономика. 620 с.
Брук, С. И., Кабузан, В. М. 1982. Динамика численности и расселения русского этноса (1678–1917 гг.). Советская этнография 4: 9–25.
Бутл, Р. 2015. Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус. 416 с.
Винокуров, Г. Н., Коняхин, Б. А., Подкорытов, Ю. А. 2008. Геополитический статус Китая как фактор российской политики ядерного сдерживания Соединенных Штатов. Стратегическая стабильность 2: 49–53.
Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России. Б. г. Демоскоп Weekly. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?reg=0 (дата обращения: 29.04.2018).
Всеукраиньски перепис населения 2001. URL: http://2001.ukrсеnsus. gov.ua/rus/.
Даль, В. И. 1995. Толковый словарь живого великорусского языка:
в 4 т. Т. 1. М.: Терра. 800 с.
Державна служба статистики Украïни. Б. г. URL: http://www.ukr stat.gov.ua/ (дата обращения: 25.04.2018).
Дубовиков, М. М. 2009. Первый конгресс по эконофизике в России. Новая экономическая ассоциация 3 июля. URL: http://www.econorus.org/ read.phtml?id=25 (дата обращения: 29.04.2018).
Камалова, Р. У. 2013. Этническая гетерогенность: основные понятия и проблемы измерения. Полития 4(71): 127–149.
Кемеров, В. Е. (ред.). 1998. Современный философский словарь.
2-е изд. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: ПАНПРИНТ. 1064 с.
Kиïвський мïждународний ïнститут соцïологïï. Соцïологïчнï та маркетинговï достиження. 2013. URL: http://www.kiis.com.ua (дата обращения: 25.04.2018).
Крыгина, Н. О. 2014. Исторические корни противоречий между Россией и Украиной. Молодежь и наука: сборник материалов Х Юби-лейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. Красноярск: Сибирский федеральный университет. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/ d01/s17/s17_014.pdf (дата обращения: 29.04.2018).
Кузнецов, Д. В. 2009. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение: в 2 ч. Ч. II. Иракский кризис. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 440 с.
Макиавелли, Н. 1990. Государь. М.: Планета. 80 с.
Маслоу, А. 2002. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс. 272 с.
Мировая война в цифрах. 1934. М.; Л.: ОГИЗ; Гос. воен. изд-во. 127 с.
Нефедов, С. А. 2008. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Территория будущего. 752 с.
Полян, П. 2005. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию. В: Глезер, О., Полян, П. (ред.), Россия и ее регионы в XX веке: территория – расселение – миграции. М.: ОГИ. С. 493–519.
Рейтинг урбанизации стран мира. Информация об исследовании и его результаты. Гуманитарные технологии. 2018. 12 мая. URL: http:// gtmarket.ru/ratings/urbanization-index/info.
Снежкова, И. А. 2004. Формирование этнических представлений укра-инских и русских школьников. Социологические исследования 11: 83–89.
Снежкова, И. А. (ред.). 2013. Трансформация этнической идентич-ности в России и в Украине в постсоветский период. М.: ИЭА РАН. 347 с.
Соколов, О. В. 2006. Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа, 1799 – 1805 гг.: в 2 т. Т. 1. М.: Русский импульс. 320 с.
Сороко, Е. Л. 2014. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации. Демографическое обозрение 4(1): 96–123.
Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. 2012. Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ «Статистика России». 183 с.
Список стран мира по площади. Площадь каждой страны мира. World-Globe.ru. 2013. URL: http://www.world-globe.ru/countries/area/.
Список стран по ВВП (ППС) на душу населения 2016. Школа Инвестора. URL: http://total-rating.ru/1574-chislennost-naseleniya-stran-mira-na-2016-god.html.
Тарасевич, Ю. Ю. 2002. Перколяция: теория, приложения, алго-ритмы: учеб. пособие. М.: Едиториал УРСС. 112 с.
Тельнова, Н. А. 2006. Основные принципы синергетики и их методо-логическое значение. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии 5: 14–20.
Темп роста населения стран мира на 2016 год. Total-rating.ru. 2016. Ноябрь. URL: http://total-rating.ru/1837-temp-rosta-naseleniya-stran-mira-na-2016-god.html.
Типпельскирх, К., Кессельринг, А., Гудериан, Г. и др. 1998. Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных. СПб.: Полигон; М.: АСТ. 640 с.
Урланис, Б. Ц. 1960. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил европейских стран в войнах XVII–XX вв. (Историко-статистическое исследование). М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры. 565 с.
Фурман, Д. 2005. От Российской империи до распада СНГ. Полит.ру
5 октября. URL: http://polit.ru/article/2005/10/05/furman/ (дата обращения: 29.04.2018).
Численность населения стран мира на 2016 год. Total-rating.ru. 2016. Январь. URL: http://total-rating.ru/1574-chislennost-naseleniya-stran-mira-na-2016-god.html.
Штеменко, С. М. 1989. Генеральный штаб в годы войны. 2-е изд. М.: Воениздат. 560 с.
Шумов, В. В. 2016. Государственная и общественная безопасность: Моделирование и прогнозирование. М.: Ленанд. 144 с.
Alesina, A., Spolaore, E. 2005. War, Peace and the Size of Countries. Journal of Public Economics 89(7): 1333–1354. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.jpubeco.2003.07.013.
Cobb, C. W., Douglas, P. H. 1928. A Theory of Production. The American Economic Review 1(18) (Supplement, Papers and Proceedings of the Fortieth Annual Meeting of the American Economic Association [Mar., 1928]): 139–165.
Gradirovski, S., Esipova, N. 2008. Russian Language Enjoying a Boost in Post-Soviet States. Gallap News August 1. URL: http://news.gallup.com/ poll/109228/russian-language-enjoying-boost-postsoviet-states.aspx (дата обращения: 29.04.2018).
Maddison Project. N. d. URL: http://www.ggdc.net/maddison/maddison-project/home.htm (дата обращения: 25.04.2018).
Mitchell, B. R. (ed.). 1975. European Historical Statistics 1750–1970. New York; London: Palgrave Macmillan UK. 827 pp. DOI: https://doi.org/10. 1007/978-1-349-01088-2.