DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2018.03.09
Работа Ольги Владимировны Саввиной посвящена истории и практике внедрения медицинских вмешательств в репродукцию человека, вызывающих наиболее острые споры. Это аборт, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, донация гамет и генетическая инженерия. Все упомянутые вмешательства связаны с моральными дилеммами – ситуациями морального выбора, когда два противоположных решения проблемы оказываются сомнительными с моральной точки зрения. Внедрение этих медицинских процедур и репродуктивных технологий часто вызывает общественный диссонанс, протест или, наоборот, требования легализовать ту или иную медицинскую практику, как это было с абортами. Поднятая автором тема очень актуальна в современном мире: представители разных социальных слоев, религиозных конфессий и общественных организаций не могут договориться между собой относительно моральной легитимности вмешательств в репродукцию человека. Перед государствами возникает необходимость юридического регулирования данных вмешательств, решения проблем с «репродуктивным туризмом» и урегулирования проблем между различными группами внутри страны. В книге О. В. Саввиной рассматривается, на что опирается государство, законодательно регулируя медицинские технологии, вмешивающиеся в репродукцию человека, и к каким последствиям это приводит. Автор также обрисовывает основные опасности будущего репродуктивных технологий и описывает рекомендации по законодательному регулированию, сглаживающие, насколько это возможно, остроту моральных дилемм и социальные проблемы, вызванные рассматриваемой медицинской практикой.
Первый раздел работы посвящен истории легализации аборта и законодательному регулированию этой операции. Автор рассказывает об аборте в контексте медицинской этики и мировых религий, раскрывает, почему аборт был запрещен на протяжении столетий. Среди причин, объясняющих изменение отношения к аборту, автор называет уменьшение влияния религии в ряде стран, таких как бывшие республики СССР и страны Западной Европы, развитие пренатальной диагностики и возможность увидеть аномалии развития плода в утробе матери, деформацию и трансформацию медицинской этики после Второй мировой войны. Рассматривая законодательное регулирование аборта в современном мире, автор приходит к выводу, что простой запрет операции не решит проблемы: возникают медицинский туризм в другие страны, нелегальные и небезопасные аборты. Борьба за рождаемость и снижение абортов должна включать целый ряд мер и быть частью социальной политики.
Во втором разделе рассматриваются современные вмешательства в репродукцию человека, появившиеся во второй половине ХХ столетия – экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и донация гамет. В этом разделе говорится о медицинских и социальных проблемах, которые решают новые технологии. Это не только возможность стать родителями для бесплодных пар, но и повышение социального статуса женщины, уменьшение насилия в семье для регионов, где сильны традиционные ценности. Женщина, не имеющая детей, может подвергаться дискриминации и насилию со стороны семьи мужа в некоторых регионах Африки, Азии и Южной Америки. Клиники экстракорпорального оплодотворения, оснащенные экономичным оборудованием, позволяют предоставлять ЭКО даже для небогатых семей развивающихся стран, тем самым борясь со стигматизацией женщин, страдающих бесплодием. Одновременно с этим репродуктивные технологии несут много моральных, социальных, юридических и экономических проблем. Среди них автор называет дискриминацию женщин из низких социальных слоев, благополучие детей и отношение к ним как к товару, от которого можно отказаться в случае физических изъянов, которые нередко обусловлены преждевременными родами у суррогатных матерей и другими последствиями применения репродуктивных технологий. Медицинские услуги в сфере репродукции человека порождают глобальный рынок и репродуктивный туризм, который тяжело регулировать законодательно. Анализируя международный рынок репродуктивных технологий, суррогатных матерей и гамет, автор приходит к выводу, что порой этот рынок имеет черты колониального империализма, когда ресурсы из менее развитых стран переходят по относительно недорогой цене в экономически развитые страны. Суррогатными матерями и донорами женских гамет, как правило, на международном рынке являются женщины развивающихся стран. Это большая моральная дилемма и глобальная проблема современного мира, которую О. В. Саввина обозначает в книге и которой в настоящий момент нет решения.
Третий раздел повествует о технологиях будущего, которые появились лишь недавно, буквально несколько лет назад, или же относятся к экспериментальной медицине и биологии. К технологиям, вмешивающимся в репродукцию человека, автор относит клонирование, генную терапию и генетическую инженерию. Все эти технологии уже были опробованы на эмбрионах человека, и родились первые младенцы, подвергшиеся генной терапии еще до имплантации в матку женщины. О. В. Саввина, рассматривая практику применения данных технологий, прогнозирует основные проблемы и конфликты, которые им еще предстоит породить, и кратко обрисовывает принципы государственного законодательного, а также международного регулирования этих технологий, чтобы минимизировать конфликты, порождаемые данными технологиями. Автор монографии утверждает, что технологии должны работать во благо, но минимизировать вред от них можно только при помощи международного регулирования и грамотной государственной политики в этой сфере. Ольга Владимировна считает, что у Российской Федерации есть принципы регулирования репродуктивных технологий и медицинских вмешательств в репродукцию человека, которые позволяют развивать политику в этой сфере и сглаживать моральные дилеммы, возникающие в обществе.
При написании книги О. В. Саввина использовала литературу на русском и английском языках, в том числе и материалы по темам, которые практически не поднимались в русскоязычной биоэтической литературе. Автор опиралась преимущественно на монографии и научные статьи по истории медицины, философии, социологии, психологии и экономике. Данное исследование можно назвать междисциплинарным. Работа выполнена на хорошем уровне и представляет интерес для специалистов в области биоэтики, а также для всех, интересующихся данной темой.
В. А. Цвык