Некоторые теоретико-методологические вопросы научно-технической политики государства


скачать Автор: Козиков И. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(87)/2018 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2018.02.03

В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы реализации научно-технической политики государства в сфере научно-технической деятельности.

Ключевые слова: научно-техническая деятельность, научно-техническая политика государства, модель научно-технического прогресса.

The article analyzes the theoretical and methodological problems of realization of the scientific and technology-related policy of the State in the sphere of the scientific and technological activity.

Keywords: scientific and technological activity, scientific and technology-related policy of a State, model of the scientific and technological progress.

Сегодня российское общество, вступив на путь активной модернизации, находится в поиске дальнейших путей развития. Поиски этих путей затрагивают многие стороны жизнедеятельности общества, в том числе и такую его сферу, как научно-техническая. В настоящее время деятельность в этой сфере стала определяющим фактором в развитии общества. Человечество переходит к шестому укладу техники, характеризующему новый уровень материально-технических условий его бытия. К сожалению, в нашем обществе ослаблено методологически-теоретическое внимание к научно-техническому развитию, научно-техническому прогрессу как ведущему фактору движения общества по пути прогресса, к его ускорению и рационализации его результатов. Сегодня, когда Россию пытаются в определенной степени изолировать от мировых научно-технических достижений в силу проводимой Западом политики санкций, особую актуальность приобретает повышенное внимание в стране к научно-техническому развитию в целом, к научно-технической деятельности и ее решающему звену – научно-тех-ническому прогрессу. Этого внимания требуют и проводимые в России непосредственно связанные с научно-технической деятельностью реформы Академии наук и системы образования, готовящих кадры для науки и вносящих важный вклад в создание научно-технического потенциала страны. Важная роль в развитии на-учно-технического прогресса принадлежит государству как главному субъекту управления научно-технической деятельностью в стране, обеспечения ее условий. Важнейшим средством управления этой деятельностью является научно-техническая политика.

Научно-техническая политика государства есть часть его политики по управлению жизнедеятельностью общества, есть особая форма выражения общественных отношений на самом высоком уровне через организацию государственной власти. Это особый вид деятельности государства, объектом которой является научно-техническое развитие страны, а научно-техническая деятельность выступает ее предметом.

Важной особенностью государственной научно-технической политики является то, что она должна быть масштабной, комплексной, обеспечивающей через развитие научно-технической деятельности в обществе прогресс страны. Для России в настоящее время она связана с необходимостью обеспечения модернизационного, инновационного развития со всеми его внутренними и внешними особенностями.

Научно-техническая политика как деятельность того или иного управляющего субъекта представляет собой совокупность решений и действий по организации, регулированию научно-технической деятельности, направленных на обеспечение решений конкретных задач и целей общества. Она имеет два главных аспекта: направлена на более полное и успешное развитие научно-технической деятельности в обществе, представляющей собой деятельность по созданию того или иного вида общественного продукта, и на эффективное использование результатов этой деятельности.

Для решения стоящих задач субъект научно-технической политики – в данном случае государство – должен учитывать глобальные общемировые тенденции научно-технического развития человечества, закономерности развития самой научно-технической деятельности, общемировой опыт, а также особенности и условия этого развития в своей стране. Он должен учитывать сильные и слабые стороны, уровень развития научно-технического потенциала страны.

Успехи проведения эффективной научно-технической политики в стране требуют разработки общегосударственной научно-технической концепции, выражающей интересы государства, общества, вместе с тем учитывающей все стороны научно-техни-ческого развития, содержание, структуру, формы, особенности процесса организации научно-технической деятельности.

Как всякая деятельность, научно-техническая деятельность имеет объект, предмет, субъект, формы, условия, нацеленность на определенные результаты и сам процесс деятельности, его струк- туру. В данном случае мы рассмотрим лишь проблемы этой структуры – системы научно-технической деятельности как предмета научно-технической политики, проводимой государством.

В целом структура или система научно-технической деятельности представляет собой цикл, складывающийся исторически в процессе общественного разделения труда. Создание нового общественного продукта так или иначе обеспечивается только в полном цикле научно-технической деятельности. Поэтому обращение к содержанию этого цикла является объективным и необходимым требованием к осуществлению эффективной научно-технической политики государства.

Система или цикл научно-технической деятельности в процессе исторического разделения труда в реальном процессе реализации этой деятельности распадается на ряд относительно самостоятельных, но связанных между собой подциклов или звеньев. В большинстве отечественных исследований этот цикл характеризуется как научно-производственный: «наука – техника – производство». Лишь в работах Б. В. Кузьмина [2002] дается более развернутая характеристика структуры этого цикла. Однако представляемый им цикл также нуждается в дополнении. В настоящее время в целом весь цикл научно-технической деятельности, в том числе и представленный ведущим и главным ее звеном – научно-техническим прогрессом, включает:

– фундаментальные исследования (ФИ);

– поисковые исследования (ПОИ);

– прикладные исследования (ПИ);

– проектно-конструкторские разработки и опытно-эксперимен-
тальную проверку (ОКР);

– стадию-звено массового производства новой техники и технологии, освоение их производства, их доработку при массовом производстве;

– стадию-звено распространения новой техники и технологии;

– стадию-звено внедрения и использования новой техники и технологии в общественное производство;

– стадию-звено замены старой техники и технологии;

– стадию-звено утилизации старой техники и технологии. Оно практически не выделяется в исследованиях в особое звено научно-технической деятельности. При современных темпах и особенностях научно-технического прогресса, где ведущей его формой выступает научно-техническая революция, темпах смены технологического уклада это звено должно быть не только выделено как конечное в общем цикле научно-технической деятельности, но и учитываться на стадии проектирования, опытно-конструкторских разработок. Развитие общественного производства в мире ведет к тому, что роль этого звена научно-технической деятельности неизмеримо быстро возрастает, ибо данное звено непосредственно связано с проблемой утилизации создаваемого общественного продукта, со всевозрастающими и обостряющимися экологическими проблемами человечества.

Набор государством или отдельным субъектом общественного производства отмеченных звеньев общего цикла научно-техни-ческой деятельности представляет собой логическую и физическую модель, конкретную форму организации процесса реализации этой деятельности и ее ведущего звена – научно-технического прогресса. В целом же учет всего этого цикла позволяет более конкретно подходить к организации и управлению научно-технической деятельностью, научно-техническим прогрессом в стране, выбирать конкретные ее модели, определять, что и в каком ее звене следует заимствовать вовне страны для обеспечения необходимого уровня собственного научно-технического развития. Как известно, в ХХ столетии полностью весь цикл могли осуществлять только США и СССР (хотя в отдельных звеньях развитие было неодинаковым. Например, в СССР слабым звеном в цикле научно-технического развития были прикладные исследования и конструкторские разработки). Другие страны выбирали для себя свои модели, которые и обеспечивались всем необходимым для их реализации. Например, Япония, Республика Корея использовали достижения фундаментальных наук других стран, активно развивая у себя другие звенья данного цикла. Сегодня при мощном развитии интернациональных, общемировых научно-технических, экономических, производственных, информационных, рыночных и других связей в мире выбор моделей научно-технического прогресса, его отдельных звеньев имеет свои особенности. Учет этих особенностей позволяет осуществлять более целенаправленно управление, корректировку как в выборе всей структуры, так и в организации того или иного звена данного цикла.

В настоящее время перед российским обществом стоят задачи определения собственной модели научно-технического развития, научно-технического прогресса и создания для реализации этой модели условий эффективного использования имеющегося в стране научно-технического потенциала. Также стоят задачи использования международного опыта для реализации этой модели, ее каждого звена (материальные, кадровые, финансовые, информационные, правовые, морально-психологические, идеологические и другие условия), определения и реализации интересов и потребности страны в каждом звене и в цикле в целом.

Определение модели научно-технической деятельности как в целом, так и в отдельных ее звеньях имеет большое значение для осуществления эффективного регулирования процесса научно-технического развития в стране, позволяет более предметно управлять научно-технической деятельностью (целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование, контроль), а также вносить определенные коррективы в свои рыночные отношения и связи и в целом эффективно проводить нужную внутреннюю и внешнюю научно-техническую политику.

Предстоит определить наиболее эффективные формы организации научно-технической деятельности в каждом звене, их место в цикле, наладить конкретно взаимосвязи и кооперацию. Все это и представляет собой важную часть общегосударственной научно-технической концепции, выражающей интересы государства, страны в целом, ее населения. В этой концепции для современного российского общества необходимо учитывать имеющиеся в прошлом недостатки в развитии научно-технической деятельности. Как и в советское время, сегодня слабым звеном остаются прикладные исследования и конструкторские разработки. Об этом, например, свидетельствуют показатели развития организаций, выполняющих исследования и разработки. Если взять период с 2000 г., в общей структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, было представлено конструкторских, проектных, проектно-изыскательных организаций, образовательных организаций высшего образования[1], опытных заводов, организаций промышленности, имеющих проектно-конструкторские подразделения, и прочих вместе взятых: в 2000 г. из общего числа 4099 организаций было 1413 организаций; в 2010 г. из 3492 – 1652 организации; в 2013 г. из 3605 – 1886 организаций, а в 2015 г. из 4175 – 2467 организаций [Российский… 2016: 503–505]. В постановлении правительства от января 2017 г., определяющем программу развития научно-технического комплекса до 2020 г., намечается сократить расходы на прикладные исследования со 122 млрд рублей до 103 млрд рублей [Аргументы… 2017: 4]. Приведенные данные свидетельствуют, что в целом в структуре научно-технической деятельности в стране организация прикладных исследований развивается слабее других звеньев. В условиях, когда научно-техническое сотрудничество России с другими странами подвергается различного рода ограничениям через санкции, усиление этих звеньев без ослабления внимания к развитию фундаментальных исследований для обеспечения научно-технической модернизации страны есть объективная острая необходимость. При этом необходимо учитывать, что в прошлом особенно отставало развитие прикладных разработок в общественном производстве группы «Б».

Избранная государством, страной модель научно-технического развития позволяет более целенаправленно и эффективно проводить реформу Академии наук и системы образования в стране с учетом реальных потребностей подготовки и переподготовки кадров, а также более эффективно осуществлять международные связи в сфере научно-технического и экономического сотрудничества с другими субъектами научно-технической деятельности, с другими государствами.

Одной из проблем, которые необходимо решать в этом направлении, является создание и укрепление институтов, способных обеспечить требуемый уровень научно-технического развития в направлении решения исторической судьбоносной для страны задачи. В советское время такими институтами были Академия наук, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, отраслевые министерства. Сегодня эту функцию, по сути, выполняет Министерство науки и образования и в определенной степени Академия наук. Проводимые Министерством образования реформы Академии наук и системы образования должны быть нацелены на решение стоящей перед страной исторической задачи развития России. Безусловно, в условиях рыночных отношений решать эти проблемы сложно. Однако главная роль государства здесь должна быть проявлена реально и в полную меру. Ставя задачу превращения России снова в мировую державу, не являющуюся сырьевым придатком для промышленно развитых стран, для мирового производства[2], задачу, чтобы Россия сделала инновационный скачок в своем развитии, занимала ведущее (во всяком случае, высокое) положение при переходе к новому технологическому укладу, необходимо поднять на новый качественный уровень организацию научно-технической деятельности в стране, управление этой деятельностью и в данном направлении осуществлять эффективную научно-техническую политику государства и общества. Для современной России это есть веление времени.

Литература

Аргументы недели. 2017. № 48. 7 декабря.

Кузьмин Б. В. Социальное прогнозирование развития России в ХХI веке. М., 2002.

Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. М., 2016.



[1] В этих организациях кроме прикладных исследований ведутся и другие. Данных о выделении прикладных исследований не дается.

[2] Например, экспорт минеральных продуктов в долларах США составил в 2000 г.
54 488 млн, в 2010 г. – 271 885 млн, в 2013 г. – 375 815 млн, в 2015 г. – 219 326 млн долларов, в то время как от экспорта высокотехнологичной продукции он составил на порядок меньше: в 2010 г. – 13 770 млн долларов, в 2013 – 21 856 млн, а в 2015 г. – 18 233 млн долларов [Российский… 2016: 630, 633].