Современная социальная философия остро нуждается в осмыслении своего предметного поля и своей структуры, в прояснении того, чем она должна заниматься, что должна исследовать и чем в этом плане должна отличаться, к примеру, от социологии или философии истории. Поэтому вопрос о предмете или структуре социальной философии – вопрос не такой абстрактный и далекий от жизни, как это может показаться непосвященному. Он может быть сформулирован таким образом: чем является социальная философия – свободной метафизикой социального бытия или строго научным, полидисциплинарным анализом общества? Ответ может быть как однозначным, так и двузначным, диалектическим: допускается и то и другое одновременно...
В любом случае данная монография доцента РУДН, доктора философских наук А. М. Орехова, безусловно, необходима для того, чтобы углубить как само понимание социальной философии, так и понимание тех проблем, что стоят перед последней в начале XXI в. Сама монография делится на четыре главы, первая и третья из которых содержит пять параграфов, вторая – четыре, а четвертая – два.
Первая глава обсуждает вопрос о предмете социальной философии, о ее месте среди других социально-гуманитарных дисциплин. Автор, в частности, анализирует существующие определения социальной философии (с. 9–10) и предлагает свое собственное: «Социальная философия – это наука об основных законах и принципах развития общества, а также учение о смыслах и ценностях, определяющих это развитие. Социальная философия – это наукоучение о предельных основаниях общества» (с. 11). Интересно, что слово наукоучение употреблено отнюдь не в фихтеанском смысле, а как комбинация слов «наука» и «учение», то есть автор монографии пытается, по сути, отыскать среднюю линию в плане вопроса, который был поставлен нами немного выше.
Весьма ценными показались нам попытки A. M. Орехова классифицировать современные направления в социальной философии (с. 32–55), а также ввести определение «социально-философской науки» и сделать подробную классификацию таких наук (с. 55–70). Например, в последнее время много говорится о так называемой «социологии философии» в духе общеизвестной работы Р. Коллин-за, а автор данной монографии, наоборот, ставит проблему «философии социологии» как особой социально-философской науки. По его мнению, «философия социологии – это социально-философская наука, исследующая основные предпосылки формирования социологического знания, пути его обоснования, а также когнитивную ценность социологических фактов, теорий и концепций» (с. 68).
Во второй главе автор монографии рассматривает «избранные структурные профили» социальной философии. Обсуждаются, в частности, такие проблемы, как «сферный анализ» в социальной философии, а также проводится социально-философское исследование власти, собственности, социальной стратификации и справедливости.
Третья глава посвящена социальной философии как философии истории. Здесь автор сосредоточивается на таких проблемах, как движущие силы истории, смысл и направленность исторического процесса, основные мегапаттерны истории и, в частности, детально обсуждает вопрос о так называемом мегапаттерне «экономических эпох» – доиндустриальная (традиционная) экономическая эпоха, индустриальная экономическая эпоха и постиндустриальная (информационная) экономическая эпоха.
Но особое внимание мы хотели бы обратить на один исторический эффект, подмеченный автором данной книги, – «эффект цунами». Под «эффектом цунами» А. М. Орехов понимает «способность социальных субъектов оказывать постепенно нарастающее, углубляющееся воздействие на ход исторических событий» (с. 167). Такой эффект, по мнению автора, оказывают не все индивиды, страты, классы или нации, а лишь некоторые из них. Все это перекликается с хорошо известной идеей «пассионарности», разработанной в трудах Л. Н. Гумилева.
В четвертой главе «Современные вызовы социальной философии» автор ставит проблему вызовов социальной философии на рубеже XXI века. Эти вызовы, по его мнению, – отнюдь не теоретические, а скорее методологические: «социально-философский вызов – это определенная исследовательская или методологическая проблема, имеющая первостепенное значение для развития философской науки об обществе и на которую последняя принуждена давать какие-либо ответы, предлагать те или иные решения» (с. 241). К числу таких вызовов, согласно Орехову, относятся вызов редукционизма, вызов догматизма и традиционализма, «скептицизма» (особенно его постмодернистская версия), «антисциентизма-иррационализма».
Вместе с тем в указанной монографии содержится, на наш взгляд, ряд проблемных моментов, которые, взятые в совокупности, требуют дальнейших исследований и доработок.
Во-первых, следует отметить неполное соответствие названия монографии ее содержанию. В названии монографии автором утверждаются все структурные профили социальной философии, а на деле рассматриваются лишь некоторые из них: власть, собственность, справедливость. Неясно также, что автор понимает под «структурным профилем» в социальной философии. Этот пункт, на наш взгляд, обязательно требует уточнения.
Во-вторых, обратим внимание на в некоторой степени учебный характер данной монографии, ее перегруженность различными определениями и порой банальными разъяснениями «от автора».
И, наконец, в-третьих, нам представляется, что существует целый круг серьезных социально-философских проблем, оставшихся вне поля зрения автора. Это проблема идеала общественного развития, соотношения общества и природы, глобальные проблемы и глобализация и т. п. Их, на наш взгляд, следует включить в последующие, доработанные издания данной монографии.
Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, монография А. М. Орехова заслуживает серьезного интереса со стороны научного сообщества. Она также может быть рекомендована для изучения студентам и аспирантам в процессе преподавания им курса «Социальная философия».