Интересная монография по социальной философии. Орехов A. M. Социальная философия: предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI ве-ка. – М., 2010


скачать Автор: Моисеев С. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(68)/2012 - подписаться на статьи журнала

Современная социальная философия остро нуждается в осмыс­лении своего предметного поля и своей структуры, в прояснении того, чем она должна заниматься, что должна исследовать и чем в этом плане должна отличаться, к примеру, от социологии или философии истории. Поэтому вопрос о предмете или структуре социальной философии – вопрос не такой абстрактный и далекий от жизни, как это может показаться непосвященному. Он может быть сформулирован таким образом: чем является социальная философия – свободной метафизикой социального бытия или строго научным, полидисциплинарным анализом общества? Ответ может быть как однозначным, так и двузначным, диалектическим: допускается и то и другое одновременно...

В любом случае данная монография доцента РУДН, доктора философских наук А. М. Орехова, безусловно, необходима для того, чтобы углубить как само понимание социальной философии, так и понимание тех проблем, что стоят перед последней в начале XXI в. Сама монография делится на четыре главы, первая и третья из которых содержит пять пара­графов, вторая – четыре, а четвертая – два.

Первая глава обсуждает вопрос о предмете социальной филосо­фии, о ее месте среди других социально-гуманитарных дисциплин. Автор, в частности, анализирует существующие определения социальной философии (с. 9–10) и предлагает свое собственное: «Социальная философия – это наука об основных законах и принципах развития общества, а также учение о смыслах и ценностях, определяющих это развитие. Социальная философия – это наукоучение о предельных основаниях общества» (с. 11). Интересно, что слово наукоучение употреблено отнюдь не в фихтеанском смысле, а как комбинация слов «наука» и «учение», то есть автор монографии пытается, по сути, отыскать среднюю линию в плане вопроса, который был поставлен нами немного выше.

Весьма ценными показались нам попытки A. M. Орехова классифици­ровать современные направления в социальной философии (с. 32–55), а так­же ввести определение «социально-философской науки» и сделать подробную классификацию таких наук (с. 55–70). Например, в последнее время много говорится о так называемой «социологии философии» в духе общеизвестной работы Р. Коллин-за, а автор данной монографии, наоборот, ставит проблему «философии социологии» как особой социально-философской науки. По его мнению, «философия социологии – это социально-философская наука, исследующая основные предпосылки формирования социологического знания, пути его обоснования, а также когнитивную ценность социологических фактов, теорий и концепций» (с. 68).

Во второй главе автор монографии рассматривает «избранные структурные профили» социальной философии. Обсуждаются, в частности, такие проблемы, как «сферный анализ» в социальной философии, а также проводится социально-философское исследование власти, собственности, социальной стратификации и справедливости.

Третья глава посвящена социальной философии как философии истории. Здесь автор сосредоточивается на таких проблемах, как движущие силы истории, смысл и направленность исторического процесса, основные мегапаттерны истории и, в частности, детально обсуждает вопрос о так называемом мегапаттерне «экономических эпох» – доиндустриальная (традиционная) экономическая эпоха, индустриальная экономическая эпоха и постиндустриальная (информационная) экономическая эпоха.

Но особое внимание мы хотели бы обратить на один историче­ский эффект, подмеченный автором данной книги, – «эффект цунами». Под «эффектом цунами» А. М. Орехов понимает «способность социальных субъ­ектов оказывать постепенно нарастающее, углубляющееся воздействие на ход исторических событий» (с. 167). Такой эффект, по мнению автора, ока­зывают не все индивиды, страты, классы или нации, а лишь некоторые из них. Все это перекликается с хорошо известной идеей «пассионарности», разработанной в трудах Л. Н. Гумилева.

В четвертой главе «Современные вызовы социальной филосо­фии» автор ставит проблему вызовов социальной философии на рубеже XXI века. Эти вызовы, по его мнению, – отнюдь не теоретические, а скорее методологические: «социально-философский вызов – это определенная исследовательская или методологическая проблема, имеющая пер­востепенное значение для развития философской науки об обществе и на которую последняя принуждена давать какие-либо ответы, предлагать те или иные решения» (с. 241). К числу таких вызовов, согласно Орехову, относятся вызов редукционизма, вызов догматизма и традиционализма, «скептицизма» (особенно его постмодернистская версия), «антисциентизма-иррационализма».

Вместе с тем в указанной монографии содержится, на наш взгляд, ряд проблемных моментов, которые, взятые в совокупности, требуют дальнейших исследований и доработок.

Во-первых, следует отметить неполное соответствие названия монографии ее содержанию. В названии монографии автором утверждаются все структурные профили социальной философии, а на деле рассматриваются лишь некоторые из них: власть, собственность, справедливость. Неясно также, что автор понимает под «структурным профилем» в социальной философии. Этот пункт, на наш взгляд, обязательно требует уточнения.

Во-вторых, обратим внимание на в некоторой степени учебный характер данной монографии, ее перегруженность различными определениями и порой банальными разъяснениями «от автора».

И, наконец, в-третьих, нам представляется, что существует целый круг серьезных социально-философских проблем, оставшихся вне поля зрения автора. Это проблема идеала общественного развития, соотношения общества и природы, глобальные проблемы и глобализация и т. п. Их, на наш взгляд, следует включить в последующие, доработанные издания данной монографии.

Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, моногра­фия А. М. Орехова заслуживает серьезного интереса со стороны научного сообщества. Она также может быть рекомендована для изучения студентам и аспирантам в процессе преподавания им курса «Социальная философия».