Показано, что рост рисков, вызовов глобализации человечеству повышает актуальность научно-мировоззренческого, институционального и прогностического значения учения о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу, перерастающих в направления фундаментальной и прикладной ноосферологии XXI в. Концептуальный и институциональный учет императивов ноосферной футурологии в геополитике и социальных отношениях позволяет упреждать этноэкологические угрозы гражданам государств в регионах биосферы Земли. Предлагаемое ядро ноосферных индикаторов этноэкологической безопасности является инструментом преодоления депопуляции на уровне семьи, общества и государства, механизмом обеспечения безопасности поселений, формой гражданского мониторинга стратегически устойчивого развития цивилизации.
Ключевые слова: учение о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу; ноосферная миссия науки, образования и управления; ноосферология фундаментальная и прикладная; ноосферная футурология; ноосферные индикаторы этноэкологической безопасности; ноосферный мониторинг устойчивого развития семьи, общества и государства.
Пренебрежение выводами Ломоносова и Вернадского в глобальной геополитике государств привело к нарастанию эколого-демографических угроз в депрессивных регионах России, переживающей критическую депопуляцию. Информация экспертов ООН о рождении семимиллиардного жителя планеты (31 октября 2011 г.) совпала с первой публикацией прогноза о десятке стран – кандидатов на вымирание, в которую вошла и Россия[1]. С естественно-исторической точки зрения новую угрозу национальной безопасности Российского государства подтвердила и перепись 2010 г. (см. диаграмму на рис. 1).
Рис. 1. Состояние народонаселения (на 2010 г.) и тенденции экодемоперехода в России
Источник: URL: http://top.rbc.ru/wiidworld/24/l0/20ll/62l8l3.shtml
Острота эколого-демографических проблем государств глобального сообщества как новая угроза подчеркивается практически во всех докладах о развитии человека ООН и в национальных обзорах за последние 20 лет, подтверждая тенденцию убывания воспроизводства народонаселения в России и называющихся «развитыми» странах (см. рис. 2, 3, 4).
Рис. 2. Динамика жизнеспособности народов России в XX и начале XXI в.
Источник: Сулакшин С. С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. – 2006. – № 11. – С. 7–15.
Рис. 3. Демографический переход 1750–2100 гг. Прирост населения за декады лет: 1 – в развитых и 2 – в развивающихся странах
Примечание: Для графиков ОПЖ до 50-х гг. при отсутствии данных сделана линейная интерполяция.
Источник: Капица С. П. Информационное развитие общества, демографическая революция и будущее человечества. – М., 2006.
Рис. 4. Коэффициент суммарной рождаемости (см. сверху вниз) сельского, общего и городского народонаселения России, 1959–2007 гг.
Источник: Вишневский А. Г., Захаров С. В. Россия перед лицом демографических вызовов. – М., 2009. – С. 29.
Рис. 5. Рождаемость и смертность народонаселения Волгоградской области
Источник: Стратегия успеха. Волгоградская область. Комитет по печати Администрации Волгоградской области. – Волгоград, 2008. – с. 33.
Планетарные проблемы депопуляции выражают реальное эколого-демографическое состояние поселений граждан в регионах жизнеустройства государств в биосфере Земли, но не отражаются ни в демографической статистике, ни в докладах ООН о развитии человека, ни в национальных докладах о развитии человеческого потенциала территорий. Остаточный подход органов власти и институтов глобального сообщества к эколого-демографическим проблемам граждан государств превратился в планетарную и региональную угрозу нынешним и будущим поколениям человечества в его Доме – экосистемах биосферы Земли. В России в XX в. воспроизводство народонаселения снизилось с 7,5 в 1900 г. до 1– 1,2 детей в 2000 г. и 1,4 в 2010 г.[2] В Европе, США, Японии рождаемость упала с 3,5–2 до 1,5–2 детей[3]. В эколого-демографической реальности XXI в. народонаселение России убывает (воспроизводство – 70–85 %), к 2025 г. потеря составит до 10 млн человек[4]. Анализ динамики рождаемости и смертности показывает, что при коэффициенте замещения поколений на семью ниже 2,3–2,5 ребенка[5] в странах начинается депопуляция – поколение родителей не замещается поколением детей.
Угроза убывания народонаселения на Земле становится футурологически неотвратимой, так как в «развитых» странах и депрессивных поселениях России критически превышен порог бесплодия родителей (15 %), приближаясь к 20 %[6]; в нашей стране бесплодны не менее 40 % мужчин[7]. Таким образом, депопуляция в депрессивных по условиям проживания народонаселения регионах планеты – это следствие пренебрежения в процессах глобального взаимодействия общества с природой экологического императива учения о биосфере – принципа презумпции экологической опасности в хозяйственной, политической, научной, образовательной, законотворческой и иной деятельности в биосфере.
Анализ причин «остаточного» отношения экспертов ООН и национальных обзоров по проблемам развития человека (человеческого потенциала) показывает, что в методах научных оценок эколого-демографического состояния регионов России, других субъектов глобального сообщества (совокупного человечества в природном доме Земли) нет... самого человека – субъекта, агента, актора, инструмента глобализации. Нарастание эколого-демографических угроз будущему народов России, другим государствам определяет необходимость применения учения о ноосфере к анализу процессов, проблем и вызовов глобализации поколениям человечества в биосфере планеты, актуальность распространения ноосферного подхода на оценку докладов ООН о развитии человека, национальных и других обзоров по проблемам безопасности граждан глобального общества.
С позиций учения о ноосфере можно выделить следующие концепции глобализации взаимодействия субъектов общества с природой, определяющие уровень экологизации стратегии природопользования на территории государств в регионах биосферы Земли.
Физико-географическая концепция взаимодействия с природой определяет философский антропоцентризм, выраженный «покорительско-преобразовательским» способом природопользования в биосфере по формуле «общество – хозяйство – природа». Глобальный антропоцентризм доминирует в научной картине мира, философских основаниях науки, приоритетах развития институтов науки, системы образования поколений граждан, определяя ресурсно-сырьевые цели, принципы регулирования природопользования в регионах планеты. Научно-мировоззренческий антропоцентризм в философии глобального хозяйства человечества выражен экономическим детерминизмом в жизнеустройстве территории государств планеты (приоритет экономических интересов над экологической безопасностью поколений) и рыночным фундаментализмом, в геополитике – глобальной стратегией стран «золотого миллиарда». Доминирование физико-географической концепции в глобализации природопользования государств является главной причиной депопуляции в кризисных регионах планеты, в том числе в России, и выражает футурологически опасную тенденцию превращения России в сырьевую провинцию развитых стран.
В эколого-географическом подходе (экосистемном в масштабах биосферы Земли) учитываются общие, особенные, частные экологические проблемы видов (экологии человека, биоразнообразия), но не раскрываются экологическая, генетическая, эволюционная, информационная функции живого вещества, роль биогеохимической энергии планеты в воспроизводстве устойчивости биосферы Земли. Экосистемный принцип позволяет выявлять экофобные и экофильные формы природопользования, но не предлагает адекватных угрозам человечества методов замещения неустойчивых моделей хозяйства устойчивыми.
Принцип средового подхода к природе планеты применяется в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.), Повестке дня на XXI в., экологических документах ООН, федеральном и региональных государственных докладах России, стран СНГ о состоянии окружающей среды и природопользования. При средовом подходе рекомендуется проводить экологическую экспертизу хозяйственной, иной деятельности граждан, но экологические принципы не распространяются на способы взаимодействия общества с природой и функции органов власти, регулирующие природопользование в средах биосферы Земли[8]. Данный подход к управлению территории государства искусственно «разделяет» функционально целостную биосферу Земли на среды земле-, водо-, недро-, лесо-, воздухо-, космо-, иного природопользования поселений. Средовый подход к глобализации природопользования «разделил» государства планеты на экологически чистые (развитые) и грязные (опасные для проживания, развивающиеся и наименее развитые) регионы, обострив политическую борьбу за раздел природных ресурсов Земли.
Научно-мировоззренческие основы биосферно-экологической концепции взаимодействия человека с природой определяются философией биосфероцентристского жизнеустройства граждан государств в экосистемах регионов Земли: человек разумный как объект и субъект ноосферы в биосфере планеты сможет выжить только при условии сохранения устойчивости Дома в природе – основы жизни, деятельности нынешних и будущих поколений отечества. Это значит, что преодоление депопуляции в России и других государствах планеты возможно только на основе упреждающего учета экологических законов биосферы в законах жизнеустройства территории государства, выраженного соблюдением принципа презумпции экологической опасности во всякой деятельности, в том числе (и прежде всего) в институтах власти и управления территорией государства.
Научной основой биосферно-экологической (биосферосовместимой, биосфероцентристской и поэтому ноосферной) концепции взаимодействия человека, общества с природой планеты является учение об эволюции биосферы в ноосферу, выражающей способность человека разумного упреждающе учитывать экологические законы (ограничения) регионов биосферы в законах жизнеустройства народонаселения планеты. С позиций ноосферной футурологии[9] выделим подходы аналитиков к проблемам и процессам глобализации, показывающие причины «остаточного» отношения экспертов и субъектов власти к эколого-демографическим и иным угрозам безопасности народонаселения государств, а также к уровню развития наук, знаний общества о состоянии регионов биосферы Земли.
Космополитический подход к знаниям человечества показывает уровень учета гражданами опытных социоприродотехногенных условий бытия общества в регионах планеты в территориальном жизнеустройстве народонаселения – географически определенной среды жизни, мысли, деятельности поколений отечества в природе планеты. Космополитическая и экологическая обезличенность жизнеустройства субъектов общества в биосфере выражается информационно-математическими методами использования знаний о процессах глобализации, статистическим накоплением данных, разработкой математически неопределенных моделей решения проблем человечества и государств планеты.
В синергетическом подходе (по теории самоорганизации) используются различные методы космополитически и экологически обезличенного анализа процессов глобализации, в основном количественные аспекты проблем бытия, когда произвольно трактуются социально-политические, экологические, ценностные, другие аспекты знаний. Синергетический взгляд на экологические оценки планеты выражают доклады ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива» ГЕО-3 (2002 г.) и ГЕО-4 (2009 г.), пренебрегающие депопуляцией[10].
На наш взгляд, главная причина пренебрежения эколого-демографическими проблемами и депопуляцией в государствах состоит в том, что в названных подходах экспертов ООН к процессам и вызовам глобализации человечества в биосфере Земли нет собственно человека – основного субъекта, агента, актора, инструмента глобализации.Так, человек, называющий себя разумным (Homo sapiens), разрушая среду бытия в природе, становится заложником методов глобального взаимодействия общества с природой в экосистемах биосферы Земли. Поэтому в государствах, Организации Объединенных Наций планеты не создано институтов, способных футурологически упреждать планетарные угрозы, вызовы поколениям человечества, умеющим на этой основе разумно управлять процессами глобального взаимодействия общества с природой. Поэтому убывание человека разумного в регионах биосферы – главная угроза глобализации.
Распространение учения о ноосфере на концепции взаимодействия субъектов глобального общества с природой территории государства позволяет «вернуть» человека разумного (Homo sapiens) на Землю, в среду бытия человечества. В институтах власти и управления общества это позволяет футурологически упреждающе учитывать эколого-демографические угрозы, вызовы глобализации нынешним и будущим поколениям.
Ноосферная философия жизнеустройства глобального общества в биосфере
Ноосферный (биосферно-экологический) подход общества к использованию знаний выражает уровень осознания, осмысления, признания разумной природы (начал) Homo sapiens в биоразнообразии экосистемы Земли, понимание разумной (ноосферной) роли человека в экосистемах и экопирамиде планеты – среде жизни, мысли, деятельности субъектов государств глобального общества. Экосистемы биосферы Земли – это основа, условие устойчивого жизнеобеспечения поколений человечества, незамещаемый потенциал жизнеспособности цивилизации в природе. В ноосферном подходе принцип презумпции экологической опасности деятельности граждан выступает экологическим (с позиций экологии человека) и ноосферным (с позиций человека, воспитанного институтами наук, знаний, образования) императивом жизнеспособности поколений народов в отечествах человечества.Пренебрежение во власти и управлении общества экоограничениями территорий разрушает основы устойчивости экосистем в биосфере планеты.
Таким образом, комплексная экологизация наук и знаний поколений граждан выражает уровень мировоззренческого признания ноосферной природы, ноостатуса, ноофункции человека разумного (Homo sapiens) в основе наук, знаний, в системе образования народов планетарной семьи человечества – разумных субъектов государств глобального общества. Наиболее полно биосферные аспекты знаний выражены ноосферными обобщениями академика В. И. Вернадскогоо геологической силе человечества, планетном явлении научной мысли, эволюции биосферы в ноосферу, из которых в эпоху глобализации выросли учения о биосфере и ноосфере, теория устойчивого развития цивилизации.
Институциональные аспекты опытных и научных знаний поколений граждан государств глобального общества о природном Доме в биосфере Земли – среде жизни, мысли, деятельности – выражают концептуальное признание ноосферных основ (начал) природы человека разумного умелого(Homo sapiens faber, по Бергсону и Вернадскому) в регионах планеты. Это основа ноосферного мировоззрения поколений, осознающих основы жизни, мысли, деятельности граждан отечества в регионах биосферы Земли, определяющего эволюцию природы + статуса человека разумного умелого в мис-сию + функцию человека разумного институциональногов государствах глобального сообщества.
Концептуальное понимание, экологическое осознание ноосферного статуса, ноосферной миссии человека разумного институционального должно быть конституционно признано в ноосферном статусе, ноосферной миссии гражданства народов государств планеты,суверенных субъектов Организации Объединенных Наций, когда ноосферная миссия наук, знаний, образования распространяется на функции власти и управления. Но в социально-политическом жизнеустройстве государств – субъектов глобального общества, членов ООН доминирует классово-формационный подход к угрозам, рискам, вызовам планетарной безопасности, определяющий остаточный подход органов власти и управления к эколого-демографическим вызовам, угрозам депопуляции в семьях и регионах биосферы Земли, а также в докладах ООН о развитии человеческого потенциала.
В ноосферной парадигме глобализации жизни граждан государств человечества, планетарной концепции ноосферизма А. И. Субетто (ноосферного социализма)[11] на первый план выходит ноосферная миссия науки и системы образования – планетарного института граждан, способного опережающе учитывать угрозы, риски, вызовы глобализации, в том числе и прежде всего эколого-демографические, депопуляционные.
Остаточный подход к эколого-демографическим угрозам глобализации подтверждают материалы Подготовительного комитета Конференции ООН, оценивающие осуществление решений крупных конференций на высшем уровне по устойчивому развитию. Но проблемы депопуляции не рассматриваются ни в Повестке дня ООН на XXI в., ни в приоритетах саммита по устойчивому развитию «Рио+20», хотя в докладе экспертов ООН названа десятка стран, которые вымрут раньше остальных государств (к 2800 г.?!). В их числе и Россия, территория которой имеет самый богатый на планете природный потенциал жизнеспособности народов[12]. По оценкам экспертов Совета безопасности России, наша страна к 2025 г. потеряет еще 10 млн трудоспособного населения.
Понимание, осознание ноосферных начал (основ) гражданства народов в биосфере Земли предполагает признание ноосферной миссии, статуса, функции научных знаний, системы образования в обществе, их распространения на институты власти и управления безопасностью государств планеты[13]. Это институциональный императив ноосферной парадигмы наук, знаний в политике глобального жизнеустройства отечеств человечества.
Рис. 6. Демографическое состояние и прогнозы развития России в 2010–2050 гг. Численность населения России с 2010 по 2050 г. по различным прогнозам: 1 – фактическая численность; 2 – ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, нормативный прогноз); 3 – ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, аналитический прогноз); 4 – Росстат (2007, средний вариант); 5 – Бюро цензов США (2003); 6 – ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, прогноз с нулевой миграцией); 7 – ООН (2006, средний вариант).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Демографический_кризис_в_России.
Авторы самого благоприятного для России прогноза, названного нормативным (см. на модели кривую под № 2), пренебрегают этноэкологическим состоянием поселений в регионах страны. Остроту этноэкологических проблем глобального общества как новую угрозу отмечают доклады ООН о развитии человека, национальные обзоры (за последние 20 лет), подтверждая тенденцию убывания воспроизводства народонаселения в обществах, называющих себя «развитыми», в России, ее регионах. Но на уровне власти России и институтов ООН не принимается решений, адекватных новым вызовам человечества.
Ноосферная парадигма наук, знаний граждан отечеств планеты диктует:
1) распространение ноосферного подхода (принципов ноосферной парадигмы знаний) на функции институтов власти и управления территорией государств планеты;
2) ноосферологический анализ (биосферно-экологическую экспертизу) нормативно-правовых актов, регулирующих процессы глобализации бытия отечеств человечества;
3) разработку и принятие пакета ноосферно-ориентированных нормативно-правовых актов планетарного и регионального уровня, определяющих безопасность человечества;
4) приоритетное развитие ноосферных функций наук, знаний в системе образования;
5) распространение ноосферных функций наук, знаний, системы образования – институтов упреждающего учета угроз, рисков, вызовов глобализации народам – на функции власти и управления территории суверенных государств в регионах биосферы Земли.
Анализ причин обострения угроз, вызовов глобализации гражданам государств планеты показывает, что для преодоления депопуляции в кризисных регионах необходимо:
– в функциях власти, управлении территорий учитывать биосферно-экологические принципы ноосферной парадигмынаук, знаний поколений – основы ноосферной организации жизнеустройства поколений граждан отечества в регионах планеты, обязательные для управления взаимодействием субъектов общества с природой в экосистеме Земли;
– принять проект ноосферной декларации планетарной безопасности граждан государств, упреждающе учитывающей вызовы глобализации поколениям человечества;
– принять проект ноосферной этико-экологической Конституции, инструмент ноосферизации власти и управления, экологизации жизнеустройства государств планеты.
Ноосферные подходы к упреждению эколого-демографических угроз глобализации поколениям народов отечества должны определять конституционное признание ноосферного статуса Человека, Личности, Гражданина в функциях институтов власти и управления глобализацией жизни человечества в биосфере планеты. Таким образом, планетарно универсальный ноосферный статус Человека + Личности + Гражданина, выраженный ноосферным статусом народов в отечествах человечества,необходимо признать во Всеобщей декларации прав человека ООН (принята в 1948 г.), Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.), Декларации тысячелетия ООН (2000 г.), Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002 г.), в Повестке дня ООН на XXI век, процессе «Рио+», концепциях национальной безопасности, в специализированных докладах ООН о развитии человека и экосостоянии планеты.
Как упредить рост глобальных угроз гражданам России и человечеству?
1. Анализ принятых в России и на уровне ООН институционально-обязательных для соблюдения политических актов, принятых со времени создания Организации Объединенных Наций, показывает необходимость планетарных институтов, ответственных за упреждающий учет эколого-демографических угроз, рисков, вызовов глобализации народам государств в регионах биосферы, переживающих экологический кризис.
2. Анализ развития основ учения о ноосфере, становления отраслей ноосферологии, вообще планетарной парадигмы ноосферизма показывает: опережающее развитие ноосферных функций науки, ноосферной миссии системы образования граждан – это основной инструмент футурологически универсального обеспе-чения безопасности граждан отечества в природном Доме бытия Человечества – биосфере Земли.
Эту планетарную истину открыл человечеству академик Вернадский в первой половине XX в., анализируя причины мировых войн и ноосферный феномен социально-политической революции в Российской империи, позволившей победить фашизм и ускорить процессы социализации функций власти, рынка, основ жизни народов планеты.
3. В трудах академика В. И. Вернадского и четырех поколений его последователей, ученых-ноосферологов, обоснована необходимость преодоления классово-формационного подхода к социально-политической организации жизнеустройства государств планеты, показаны институты, обоснованы инструменты, предлагаются механизмы и индикаторы управления переходом народов к устойчивому развитию, упреждающие в политике рост угроз, рисков, вызовов глобализации будущему человечества.
4. Для решения выделенных проблем необходима интеграция ноосферной парадигмы развития цивилизациив конституции национальных государств, международные и глобальные акты ООН, институционально обязательные для органов власти, управления глобализацией на уровне ООН и в условиях регионов биосферы. Необходимы разработка и принятие пакета ноосферных актов граждан отечеств, призванных упреждающе учитывать эколого-демографические вызовы и угрозы депопуляции.
В июне 2012 г. мировые лидеры собирались в Рио-де-Жанейро[14], чтобы:
1) обеспечить возобновление политической приверженности концепции устойчивого развития;
2) оценить прогресс и выявить пробелы в выполнении уже принятых обязательств;
3) решить новые и возникающие проблемы.
Конференция ООН «Рио+20» была посвящена вопросам «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты, а также институциональной основе для устойчивого развития. Были обсуждены итоги выполнения обязательств, новые проблемы экологизации экономики для ликвидации нищеты и обеспечения устойчивого развития, а также проблемы совершенствования институциональной базы устойчивого развития. Надо отметить, что Повестка дня ООН на XXI в., цели Декларации тысячелетия, другие неотложные для человечества аспекты глобального обеспечения безопасности, перехода к стратегии устойчивого развития остаются невыполненными.
Мы считаем, что ноосферные (планетарно разумные) императивы регионального жизнеустройства народовдолжны быть интегрированы в институты, инструменты, механизмы управления глобализацией жизнеустройства государств в регионах биосферы Земли. Без этого невозможно повышение эффективности процесса «Рио+», соблюдение целей Декларации тысячелетия, упреждение угроз глобализации, эколого-демографического перехода и депопуляции в России. Научно-мировоззренческие, институциональные, иные футурологически актуальные аспекты преодоления классово-формационной модели тупикового управления процессами глобализации, перехода на стратегию устойчивого развития изложены в комментариях Л. C. Гординой, В. Н. Василенко, Г.М. Има-нова и Г. Н. Бичевак книге «Ноосферная этико-экологическая Конституция человечества»[15]. В монографии раскрыты ноосферные императивы геополитического жизнеустройства государств в биосфере Земли; футурологически обоснованы приоритеты стратегии обеспечения равной безопасности поколений народов в регионах планеты; показана ноосферная миссия Человека + Личности + Гражданина в институтах власти народов отечества; предложены ноосферные инструменты преодоления кризиса геоцивилизаций, механизмы упреждающего гражданского управления переходом субъектов глобального общества к устойчивому развитию, преодоления угроз депопуляции.
С позиций ноосферной футурологии предлагаем проект Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества, который должен выполнять функцию мониторинга безопасности нынешних и будущих поколений народов в биосфере Земли[16].
На трибуну саммита по устойчивому развитию «рио+20»
(Бразилия, июнь 2012 г.)
Проект
НООСФЕРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Преамбула
Мы, граждане отечеств глобального общества, обеспокоены тем, что принятые на уровне институтов Организации Объединенных Наций и национальных государств акты по обеспечению благополучия и устойчивого развития в различных по природно-ресурсным и погодно-климатическим условиям регионах не гарантируют обеспечения безопасности народов, достижения социальной справедливости, достойного качества жизни, преодоления социальной поляризации богатых и бедных, угрожающей основам жизнеспособности нынешних и будущих поколений в природном доме биосферы Земли.
Угрозы планетарного эколого-демографического перехода, вызовы депопуляции в кризисных регионах государств глобального общества показывают неадекватное угрозам поколений соблюдение ключевых актов ООН:
– основ Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), определяющей признание достоинства всех членов человеческой семьи, равенства их неотъемлемых прав, свободы, справедливости, достижения благополучия людей, всеобщего мира между народами и государствами глобального общества;
– принципов Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.), признающей комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, заботу о людях центральным местом в усилиях по обеспечению устойчивого развития, выражающего реализацию их права на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды, когда защита окружающей среды является неотъемлемой частью процесса развития; приоритетное сотрудничество всех государств и народов в решении важнейшей задачи искоренения бедности – необходимого условия устойчивого развития – в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни, более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира; глобальное партнерство государств в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли; признание государствами общей роли, но различной ответственности в ухудшении состояния глобальной окружающей среды, когда развитые страны должны прилагать международные усилия по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают для глобальной окружающей среды, а также технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают; обязанности государства ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления, поощрять соответствующую демографическую политику; применение мер предосторожности, когда отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды;
– принципов Хартии Земли (2000 г.), выражающих императивы уважения и заботы о сообществе живого в экосистемах биосферы; критерии соблюдения экологической целостности; социальной и экономической справедливости и демократии, отказ от насилия между народами планеты;
– ценностей и принципов Декларации тысячелетия (2000 г.), определяющей ответственность государств за утверждение человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне, то есть перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми, которым принадлежит будущее;
– приоритетов Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002 г.), выражающих коллективную ответственность государств планеты за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития – экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды – на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
Необходимо признать, что Повестка дня на XXI в., цели Декларации тысячелетия ООН, адаптированные к условиям регионов планеты, не стали приоритетными в принятии решений на уровне национальных государств и институтов ООН по переходу от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым. Доминирование политического, правового, экономического и социального эгоизма лидеров глобализации, выражающего стереотипы классово-формационного отношения к жизнеустройству народов планеты, противоречит принципам и ценностям процесса «Рио+». Это повышает риски возникновения глобального финансово-экономического кризиса, усугубляет поляризацию богатства и бедности внутри стран и между государствами, обостряет последствия эколого-демографического перехода и депопуляцию в депрессивных регионах планеты.
Мы утверждаем:довлеющая классово-формационная модель планетарного жизнеустройства государств Земли исчерпала себя, не соответствует разумной природе человека (Homo sapiens), свободной личности гражданина; противоречит гуманным основам гражданства и равенства конституционных прав народов; разрушает основы обеспечения безопасности сообществ народов и достижения целей устойчивого развития. В этом главная причина истощения природных ресурсов, сокращения биоразнообразия, роста множества болезней и эколого-демографических угроз поколениям, выраженных депопуляцией в кризисных регионах государств планеты, когда дети не полностью замещают родителей, а у народов уязвимых территорий неумолимо снижается потенциал устойчивого развития.
Это реальная угроза называющему себя разумным виду планеты Земля – Homo sapiens. Мы, ученые ноосферного крыла научного знания, считаем, что преодоление эгоизма лидеров рыночной глобализации, определяющей угрозы неустойчивого функционирования финансово-экономических институтов государств, опасное истощение ресурсов устойчивого развития поколений в Общем доме, возможного на основе институционализации ноосферных начал (природы) Человека, Личности, Гражданина, обязательны для сохранения потенциала жизнеспособности народонаселения государств планеты, достижения футурологически безопасного, устойчивого развития цивилизации.
Мы заявляем: в процессе глобализации условий жизни человечества необходимо на уровне Организации Объединенных Наций и институтов власти государств планеты признание ноосферных основ (начал) гражданства народов, выражающего ноосферный статус Человека, Личности, Гражданина, который должен стать основой соблюдения Всеобщих прав человека, других актов, обеспечивающих безопасность глобального общества. Универсальный ноосферный императив (принцип) обеспечения планетарной безопасности человечества обоснован академиком В. И. Вернадским, его последователями и выражает общеобязательное соблюдение биосферно-экологических законов природы в регионах Земли – нашего Общего дома – в основных (конституционно принятых) законах социально-политического жизнеустройства народов государств глобального общества, суверенных субъектов ООН. Это главное условие обеспечения безопасности нынешних и будущих поколений народов Земли, достижения устойчивого развития цивилизации, определенных декларацией тысячелетия и Повесткой дня ООН на XXI в.
Мы призываем органы власти и управления государств Земли, общего Дома человечества, признать ноосферные основы (начала) гражданства народов в Основных законах (национальных конституциях) и на уровне Организации Объединенных Наций, определяющие приоритеты стратегии устойчивого развития субъектов геоцивилизации, изложенные в Ноосферной Декларации безопасности граждан глобального общества.
Следуя общечеловеческим ценностям соблюдения основ жизнеспособности поколений, повышения качества жизни народов в нашем Общем Доме, мы, граждане отечеств единой семьи человечества, предъявляем универсальные требования к органам власти и управления территорий государств в регионах биосферы планеты Земля, а также структурам Организации Объединенных Наций, которые должны быть приоритетными для законодательных, распорядительных, судебных, иных функций, регулирующих глобализацию.
Ноосферная Декларация безопасности граждан глобального общества предлагается в качестве акта Организации Объединенных Наций, выражающего высшее признание приверженности органов власти государств, науки, бизнеса, неправительственных, иных организаций политической приверженности устойчивому развитию, содержащего критерии, индикаторы футурологического и институционального согласования (увязки) национальных, региональных и глобальных стратегий устойчивого развития человечества.
Мы считаем: положения ноосферной Декларации безопасности граждан должны стать концептуальной основой совершенствования деятельности Комиссии (Совета) по устойчивому развитию; использоваться в качестве руководящих принципов футурологической оптимизации институциональной планетарной архитектуры Организации Объединенных Наций и ее территориальных субъектов, направленной на упреждающий учет угроз, рисков, вызовов глобализации народам государств планеты; приоритетно учитываться для повышения и выравнивания доступности выгод от интеграционного, инновационного, модернизационного прогресса и смягчения вызовов.
I. Ноосферные основы сотрудничества граждан и органов власти государств Земли
1. Первая статья Всеобщей декларации прав человека признает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, должны относиться друг к другу в духе братства. Поэтому для упреждения угроз глобализации народам государств Земли необходим универсальный учет основ разума и совести граждан, выражающий ноосферные императивы футурологической жизнеспособности поколений отечеств в регионах Общего Дома человечества – биосферы планеты.
2. Признание ноосферных основ (начал) народов отечества критериями равного соблюдения достоинства, прав, свобод человека, личности гражданина позволяет в бытии общества на уровне органов власти преодолевать различия по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политического или социального происхождения, имущественного, сословного, иного положения. Ноосферный статус гражданства должен определять неотъемлемые конституционные права, свободы человека и личности, быть универсальным критерием соблюдения органами власти и управления свободы мысли, совести, веры народов в поколениях отечеств и единой семье человечества.
3. Ноосферные основы (начала) гражданства поколений в отечествах глобального общества необходимо закрепить признанием равенства правосубъектности человека и личности внутри государств, международных отношениях и на уровне институтов ООН.
4. Достижение каждым человеком, личностью, гражданином общества равных прав на жизнь, свободу гарантируется разумным соблюдением институтами власти, управления свободы мысли, совести и веры, обеспечиваемых достойным качеством и уровнем жизни, равной доступностью поколениям образования, здравоохранения, иных социальных благ.
5. В эпоху глобализации взаимодействия поколений человечества с природой биосферы Земли планетарный социально-политический статус человека разумного институционального – ноосферный статус граждан государств, равноправных субъектов Организации Объединенных Наций – должен определять разумное согласование Всеобщей декларации прав человека с ценностями и принципами целей декларации тысячелетия ООН, Повестки дня ООН на XXI в. и процесса «Рио+». Поэтому ценности, принципы, цели декларации тысячелетия ООН должны быть признаны ноосферными критериями конституционной ответственности перед поколениями граждан отечества органов власти и управления государств планеты, а также в структурах Организации объединенных Наций единой семьи человечества.
II. Ноосферный статус гражданства народов государств планеты
6. Мы признаем, что граждане отечеств планетарного сообщества государств эпохи глобализации по праву рождения имеют универсальный ноосферный статус (социально-политическую природу) человека разумного институционального, определяющий конституционные приоритеты обеспечения равных социальных, экономических, политических, иных прав и свобод суверенных граждан отечества в жизнеустройстве человечества.
7. Ноосферный императив (планетарный принцип) социально- политического учета статуса человека разумного институционального в государствах биосферы Земли означает соблюдение ноосферной природы Человека, Личности, Гражданина отечества в миссии Всеобщей декларации прав человека, декларации тысячелетия ООН, без выполнения которых невозможно обеспечение безопасности нынешних и будущих поколений, переход субъектов глобального общества на стратегию устойчивого развития.
8. Мы считаем, что ноосферная миссия научных знаний, системы образования граждан, развивающая биосферно-экологический потенциал жизнеспособности народов планеты, – основа, условие обеспечения глобально-региональной безопасности поселений государств, – является единственным и универсальным институтом упреждающего учета угроз, вызовов глобализации поколениям человечества в природном Доме. Поэтому необходим общеобязательный учет ноосферной природы, ноостатуса, ноомиссии Человека, Личности, Гражданина в основных законах государств и институтах ООН как условия обеспечения безопасности нынешних и будущих поколений, фундамента достижения устойчивого развития регионов государств планеты.
9. Качество и продолжительность жизни граждан отечества необходимо признать конституционно высшим критерием безопасности нынешних и будущих поколений, футурологически высшим принципом согласования гражданами и органами власти общества приоритетов перехода от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым, индикатором стратегического планирования и управления жизнеустройством народонаселения территории государства в регионах биосферы планеты.
10. Ноосферный императив (всеобщий принцип безопасности) футурологически устойчивого развития нынешних и будущих поколений должен соблюдаться в национальных и региональных условиях жизнеустройства граждан в триаде «Биосфера Земли – народонаселение территории – цивилизация отечеств человечества», а также в институтах управления процессами глобализации в системе «институты гражданского общества – институты власти государства – институты цивилизации отечеств человечества».
11. В соответствии с ноосферным началом гражданства народов семья является основным институтом воспроизводства человека, личности, гражданина, имеет право на защиту со стороны общества и государства социальных, экономических, политических, экологических, образовательных, культурных, иных условий устойчивого развития нынешних и будущих поколений, обеспечение гарантий популяционной безопасности.
12. В соответствии с ноосферным статусом личности и гражданина в поколениях каждый человек имеет право на защиту его моральных, интеллектуальных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных, художественных, иных трудов, выражающих реализацию ноосферного потенциала народа отечеств человечества.
13. Ноосферный статус личности, ноосферная миссия гражданина отечества эпохи глобализации определяет приоритеты социального и международного порядка, при котором могут быть осуществлены права и свободы, изложенные в настоящей Декларации.
14. Ноосферный статус, миссия человека и гражданина отечества выражается и реализуется его обязанностями перед своей семьей, детьми, поколениями народов сообществ человечества, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности.
III. Ноосферная миссия наук, образования граждан в институтах власти и управления государств глобального общества
15. Признание ноосферных основ социально-политической природы человека разумного институционального выражает реализацию ноосферного статуса, миссии гражданства народов в регионах биосферы Земли, соблюдаемого установлением конституционно высшего приоритета прав поколений, определяющего гражданско-правовую ответственность (обязанности) органов власти территории по обеспечению безопасности отечества, достижению устойчивого развития субъектов государственного устройства.
16. Ноосферный статус, миссия гражданства народов государств в регионах биосферы Земли реализуется опережающим развитием ноосферных функций знаний, ноосферной миссии системы образования граждан, распространяемых на институты власти общества.
17. Ноосферные функции научных знаний, ноосферная миссия образования граждан – основной институт, инструмент, механизм упреждающего учета угроз, рисков, вызовов глобализации нынешним и будущим поколениям народонаселения территории государств в регионах биосферы планеты.
18. Ноосферная ответственность субъектов власти государства перед поколениями народов выражает высший приоритет их гражданского служения обществу. Защита ноосферного потенциала гражданства поколений, конституционная реализация прав и свобод человека, личности, субъектов института семьи реализуется через ноосферные обязанности, ответственность законодательных, исполнительных, судебных, иных функций органов власти и управления территории государства в регионах биосферы планеты.
19. Признание ноосферных основ гражданских прав народа – носителя суверенитета, единственного источника власти государства, определяет ноосферные критерии конституционной ответственности институтов власти и управления перед поколениями народов субъектов глобального общества.
20. Соблюдение органами власти ноосферных основ (начал) гражданства народов реализуется в миссии институтов «институты гражданского общества – институты власти государства – институты цивилизации». Ноосферный потенциал институтов гражданского общества выражается в реализации ноосферного статуса человека, личности в науке, системах образования, других структурах цивилизации, а также в миссии власти и управления территории, подчиненных достижению устойчивого развития в регионе биосферы Земли.
21. Признание приоритета ноосферной миссии, статуса граждан по отношению к функциям органов власти является конституционной основой становления и развития институтов гражданского общества в государствах планеты, условием реализации ноосферного потенциала Человека, Личности, Гражданина в семье и эстафете поколений народов отечеств человечества.
22. Семья является основным институтом воспроизводства ноосферной природы (начал) человека, ноостатуса личности, ноо-миссии гражданина в поколениях отечеств человечества, поэтому конституционное обеспечение достойного качества, условий жизни граждан является приоритетным в сохранении основ безопасности личности в обществе и государствах планеты.
IV. Ноосферные приоритеты экономики и политики устойчивого развития государств в регионах планеты
23. На саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» (Бруней, 2000) президент России В. В. Путин признал: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы и общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития»[17]. 21 августа 2012 г. В. В. Путин принял указ «О праздновании 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского», поручающий правительству проведение серии юбилейных мероприятий.
Анализ причин остаточного подхода политиков России, других стран планеты к обсуждению, реализации Повестки дня ООН на XXI в. по переходу от неустойчивых моделей производства и потребления к футурологически устойчивым показывает актуальность для России стать лидером разработки ноосферной концепции этноэкологической безопасности государств в регионах биосферы Земли. Россия – общепризнанный евразийский донор глобальной безопасности, устойчивого развития человечества. Наше Отечество – родина учения о ноосфере, поэтому необходимо не только принять новую редакцию концепции перехода к устойчивому развитию, но и выступить инициатором подготовки и проведения саммита ООН по устойчивому развитию «Рио+25» в 2017 г.
24. Экономическая, технологическая, предпринимательская, иная свобода субъектов хозяйственной деятельности должна строиться в рамках экологических ограничений территорий, учитывающих приоритеты безопасности личности, футурологически устойчивого развития общества и государства.
25. Введение экологически ориентированного ценообразования, экологического налогооблажения является условием перехода от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым, сохранения устойчивости экосистем, территорий и домохозяйств поселений в регионах биосферы. Накопление отложенного экологического ущерба повышает риск роста болезней, преждевременной смертности и депопуляции поколений.
26. Развитые страны согласовывают официальную помощь наиболее уязвимым и кризисным странам с текущими и долгосрочными обязательствами по реализации целей Декларации тысячелетия и Повестки дня ООН, адаптированным к глобальным, региональным и местным условиям.
27. Местные и национальные органы власти оказывают поддержку программ (проектов) развития бизнеса и предпринимательства, согласуемых с комплексным решением территориальных проблем повышения экономического благополучия, улучшения социального благосостояния, экологической безопасности общин и поселений в уязвимых и депрессивных регионах.
V. Ноосферный мониторинг планетарной безопасности граждан
28. Мы признаем, что ноосферным (универсальным) критерием конституционного обеспечения безопасности граждан, достижения устойчивого развития территории государств планеты является индикаторный учет ядра факторов, определяющих качество, уровень жизни, долголетие поколений и устойчивое воспроизводство народонаселения в регионах биосферы планеты.
29. Мы осознаем, что достижение достойного качества, естественной продолжительности жизни (без бремени болезней), устойчивого воспроизводства поколений в семье и регионах отечества является условием футурологической безопасности государства в семье человечества, поэтому будем прилагать социально необходимые, политически приоритетные решения для сохранения биосферно-экологической жизнеспособности территории, перехода от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым.
30. Для гражданского контроля и конституционного обеспечения безопасности личности в обществе и государстве вводится (принимается) рейтинговый протокол показателей устойчивого развития народонаселения и семей в субъектах сообществ и в институтах ООН, являющийся мониторингом соблюдения критериев устойчивого развития цивилизации в регионах планеты.
31. Ноосферные критерии устойчивого развития цивилизации, показатели качества жизни, долголетия граждан, устойчивого воспроизводства поколений принимаются конституционно обязательными в стратегическом планировании, прогнозировании и управлении территорией государства, разработке проектов перехода от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым, создании мониторинга безопасности личности в обществе и государстве в планетарных, региональных, иных условиях.
VI. Ноосферный вектор перехода человечества к устой-чивому развитию
32. Мы считаем необходимым признание ноосферного статуса актов ООН, принятых для перехода государств человечества от неустойчивых моделей производства и потребления к устойчивым. Это обязывает граждан и государства провести конституционное (нормативно-правовое) признание декларации Рио-1992 и декларации тысячелетия, включить цели Повестки дня ООН на XXI в., процесса «Рио+» в стратегические приоритеты.
33. Признавая планетарную актуальность учения о ноосфере академика В. И. Вернадского в решении проблем человечества, мы считаем необходимым распространение ноосферной парадигмы наук, знаний, образования на институты обеспечения всеобщих прав и свобод человека, а также на акты ООН, регулирующие отношения государств по обеспечению глобальной безопасности человечества в биосфере. Мы поддерживаем инициативы ноосферного крыла ученых по разработке ключевых направлений ноосферологии, ноосферной футурологии – основ ноосферной реконструкции институциональной архитектуры ООН, обеспечивающей переход государств глобального общества к стратегии устойчивого развития.
34. Призываем граждан отечеств человечества, субъектов власти государств и институтов Организации Объединенных Наций, национальные, региональные, международные, иные общественные организации поддержать ноосферную декларацию безопасности граждан глобального общества – инструмент и механизм преодоления депопуляции и устойчивого развития.
35. Приглашаем граждан государств нашего общего Дома – биосферы Земли – включиться в процесс разработки и принятия пакета футурологически актуальных, стратегически неотложных документов, позволяющих упреждающе учитывать глобальные угрозы, вызовы безопасности поколениям народов планеты, ускорить процесс перехода к устойчивому развитию.
P.S. Проект обсужден и поддержан на третьем Международном ноосферном форуме «Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI в.», Санкт-Петербург, 1–3 ноября 2011 г.
Приглашаем вносить дополнения, подчеркивающие ноосферно-футурологическую актуальность проекта декларации, предлагаемой на трибуну ООН гражданским обществом – деятелями науки и образования России, основными институтами, способными не только показывать причины нарастания угроз глобализации народам в нашем общем доме, но упреждающе их учитывать в стратегии развития регионов государств.
Институциональные инициаторы гражданского проекта:
Международная академия ноосферы (устойчивого развития);
Ноосферная духовно-экологическая ассамблея Мира;
Ноосферная общественная академия наук;
Научно-образовательный концерн «Смольный институт»;
Европейская академия естественных наук;
Международная академия инновационных социальных техно-логий;
Государственная полярная академия;
Волжский гуманитарный институт Волгоградского госуниверситета.
Автор проекта проф. В. Н. Василенко, д. ф. н.,
член названных институтов научного объединения граждан
[1] URL: http://top.rbc.ru/wildword/24/10/2011/621813.shtml
[2] См.: Доклад ООН о развитии человека. Демографические тенденции. – 2009. – С. 192 [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org
[3] Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2000 году / под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. – М.: Права человека, 2001. – с. 181–184; Капица С. П. Человечество переживает эпоху глобальной демографической революции. Зеленый мир. – 2009. – № 1–2. – С. 4–6.
[4] Россия вошла в топ-10 вымирающих стран // РБК. – 2011. – 24 октября [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/wildworld/24/10/2011/621813.shtml
[5] См.: Сбережение народа / под ред. Н. М. Римашевской. – М.: Наука, 2007. – с. 7; Баг-дасарян В. Управляема ли демография? // Власть. – 2006. – № 10. – С. 10–19; Антонов А. И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестник МГУ. – Серия 18: Социология и политология. – 2010. – № 4. – С. 134–150; Багирова А. П. Концептуальные основы репродуктивной политики в современной России / А. П. Багирова, М. Г. Абилова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 10. – с. 13–20; Беглярова И. Демографическая ситуация – производная состояния общества // Российская Федерация сегодня. – 2007. – № 11. – С. 26–29; Будущее России. Вызовы и проекты: История, демография, наука, оборона: докл. конф., Звенигород, 2006 г. / под ред. Г. Г. Малинецкого. – М.: URSS, 2008 (Будущая Россия); Вишневский А. Г. Избранные демографические труды: в 2 т. – М.: Наука, 2005; Галецкий В. Ф. Демографические аспекты устойчивого развития России // Проблемы прогнозирования. – 2005. – № 6. – С. 161–169; Гранин Ю. Человеческий потенциал под угрозой // Свободная мысль– ХХI. – 2000. – № 9. – С. 74–84; Демографический ежегодник России 2010. – М.: Росстат, 2010; Косов В. В. Мегапроект – остановить обезлюдение России // Мир России. – 2008. – № 17(1). – С. 89–101.
[6] Гундаров И. А. Новая стратегия повышения рождаемости // Экоc. – 2006. – № 4. – С. 21–23.
[7] Иванова Л. Слабость сильных // Российская газета; Неделя. – 11 августа 2011. – с. 14.
[8] См.: Свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития, принятых группой экспертов МКОСР по праву окружающей среды // Наше общее будущее: докл. междунар. комиссии по окружающей среде и развитию. – М., 1989; Цели и принципы оценки воздействий на окружающую среду // Ноосфера. – 1996. – № 1. – С. 92–103.
[9] Василенко В. Н., Иманов Г. М. Ноосферная футурология: уч. пособ. – СПб., 2010.
[10] United Nations Environment Programme Environment for Development: [сайт]. URL: http://www.unep.org
[11] Субетто А. И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010; Он же. Сочинения. Ноосферизм. – СПб.: ПАНИ,2001–2008. –Т. 1–8.
[12] Россия вошла в топ-10…
[13] Урсул А. Д., Урсул Т. А., Тупало В. Г., Энгель А. А. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез. – М.: РАГС, 2008.
[14] URL: http://www.unepcom.ru/developmenl/rio20m.html
[15] Гордина Л. С., Василенко В. Н., Иманов Г. М., Бичев Г. Н. Россия и земляне перед выбором. Ноосферная этико-экологическая Конституция человечества: основы безопасности государств и мониторинг устойчивого развития цивилизации. Москва – Волгоград – Санкт-Петербург. – СПб.: Лема, 2011.
[16] Проект обсужден на третьем Международном форуме «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке», Санкт-Петербург, 1– 3 марта 2011 г. См.: Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. т. 3. Роль Ноосферы Арктики и Антарктики в становлении будущей ноосферной цивилизации человечества: взгляд из России. Коллективная монография: в 2 кн. / под науч. ред. А. И. Субетто. – СПб.: Астерион, 2011.
[17] Путин В. В. Бизнес и глобализация // Дипломатический вестник Российской Федерации. – 2000. – № 12. – С. 12.