Иванов, Н. А. Всеобщая история: курс лекций / Н. А. Иванов; сост. Н. М. Горбунова; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Вост. лит., 2005. – 232 с.
“Меня привлекает тезис Н. А. Бердяева, что главным двигателем истории является утопия. Трагизм мировой истории заключается не в борьбе добра и зла, не в насилии и контрнасилии, а в конфликте между двумя позитивными ценностями… Стремление “сказку сделать былью” является реальным двигателем истории. В конечном счете история – это борьба мифологий”. Этими словами как эпиграфом открывается книга Н. А. Иванова “Всеобщая история”. Неожиданность эпиграфа в том, что он принадлежит самому автору, что невозможно по законам жанра. Но в данном случае возможно. Дело в том, что в буквальном смысле автор книгу не писал.
В только что созданном в 1992 г. при Институте востоковедения РАН Восточном университете известный востоковед прочел курс лекций по всеобщей истории. Неожиданная смерть 20 марта 1994 г. оборвала жизнь замечательного человека. Если бы не смерть, то сгусток идей, которые он впервые собрал вместе и “озвучил”, нашел бы свое выражение в фундаментальной монографии. Этого не произошло. Через несколько лет после кончины востоковеда один из ближайших сподвижников ученого, сложив вместе найденные в посмертном архиве отрывочные записи автора и немногие сохранившиеся лекции студентов, взял на себя труд вос-становления курса лекций. Лекции в целом посвящены истории Запада и лишь некоторые из них – сравнительному анализу цивилизаций, что наиболее значимо: взгляд ориенталиста всегда отличается от взгляда не востоковеда – это взгляд извне. В короткой рецензии не представляется возможным осветить идеи ученого. Можно лишь отметить актуальность издания, подчеркнутую составителем Н. М. Горбуновой: “Если следовать логике рассуждений знатока арабского Востока Н. А. Иванова, приходишь к выводу, что мусульманскому миру и, в первую очередь, его религиозно-политической элите предстоит пережить эпоху глубокого трансформирования религиозно-философских концепций, восприятия в той или иной форме новых, современных идей, чтобы не остаться на обочине истории”.
Э. С. Кульпин
Бурганов, А. Х. Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: РГГУ, 2004. – 287 с.
Автор книги “Философия и социология собственности: русские и татарские реалии” – профессор Российского гуманитарного университета, почетный профессор Академии наук Татарстана в этом году отмечает 85-летие. Как человек А. Х. Бурганов воплощает в себе почти столетнюю историю нашей страны, надежды, иллюзии и гражданскую твердость. Он участник Великой Отечественной войны, пережил практически все “великие свершения” коммунистической эпохи, долгое время предполагавший возможность построения социализма с “человеческим лицом”, что отразил в своей докторской диссертации. Диссертация 23 года пролежала в ВАКе, “ожидая”, что автор изменит свои позиции в соответствии требованиями режима. В конце советской эпохи ученый пришел к фундаментальному выводу: “Революция является всеобщим преступлением” (с. 275). Особенностью трудов ученого является то, что его жизненный опыт, личные переживания стали незримым фундаментом научного анализа. Можно не соглашаться с Бургановым-ученым, но к Бурганову-человеку нельзя относиться иначе, чем с симпатией, как к одному из мужественных и честных представителей интеллигенции трудной эпохи нашей страны.
Бурганов-ученый известен как специалист по проблемам частной собственности, Бурганов-гражданин – защитник и пропагандист достоинств частной собственности, развития личности, утверждения индивидуализма. По мнению ученого, характер и тип собственности является тем индикатором, который определяет специфику стран, принадлежащих к разным цивилизациям или этапам развития какой-то одной цивилизации. Незыблемость частной собственности – один из фундаментальных столпов европейской цивилизации. Государственная собственность как главная форма собственности на Востоке – краеугольный камень основ восточной жизни. В России, расположенной географически, экономически и ментально между Западом и Востоком, собственность, как исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, прошла сложную эволюцию периодических национализаций и приватизаций. В итоге, с собственностью мы не определились до сих пор. Что-то у нас от Запада, что-то от Востока. А это значит, что экономическая жизнь наша не подчиняется законам ни Запада, ни Востока. Она регулируется не только формальными актами, но и осмыслением их на практике, исходя из специфики понимания, ментальности как общества в целом, так и его составляющих – жителей отдельных регионов, социальных страт, возрастных категорий, представителей разных этносов.
А. Х. Бурганов анализирует современное состояние российского общества, прежде всего, как несущее на себе груз эпохи тоталитаризма ХХ века. Центр внимания автора – на проблеме частной собственности, которая рассматривается через призму диалектики и социологии, с точки зрения представлений человека о мире и о себе, места и роли собственности в отношении человека к самому себе, взаимоотношениях граждан друг с другом, с властью, государством и Отечеством. Ученый рассматривает российское общество как общество, лишенное собственности и вследствие этого – больное. Болезнь, блокирующую возможность самоорганизации – создания массового среднего класса и ориентирующую общество на периодическое истребление состоятельных классов и на отрицание частной собственности, автор называет социальным иммунодефицитом, социальной неустойчивостью, социальным экстремизмом. Несмотря на столь сильные утверждения ученый не считает, что болезнь неизлечима. Он анализирует упущенные возможности XX века, в частности эпоху нэпа, и полагает, что в настоящее время также налицо возможности “излечения” социальных “болезней” и предупреждает, что эти возможности нельзя упустить. Четвертое издание книги, как и второе, третье, фиксирует принципиальные позиции автора и дает новые ракурсы рассмотрения, в частности, разное отношение к собственности у русских и татар.
Э. С. Кульпин