В течение ряда лет ученые, принадлежащие к научному направлению социоестественной истории (СЕИ), уделяют большое внимание доказательству выдвинутой ими гипотезы, согласно которой в обществе роль генов выполняют основные ценности. Результатом работы школы доктора философских наук Э. С. Кульпина явилось выявление традиционных основных систем ценностей дальневосточной, западноевропейской, а также российской цивилизации.
На сегодняшний день «актуальным, – по мнению Э. С. Кульпина, – является исследование ближневосточной, узко – арабской, более широко – мусульманской цивилизации...». В связи с этой констатацией автор тезисов делает попытку обозначить шкалу ценностей мусульманской цивилизации, а также рассмотреть вопрос о ценностных ориентациях российской части мусульманской уммы, опираясь на историческую верификацию и методику, использованную учеными СЕИ. Правильность подобного рода утверждений может быть проверена через путь общественного развития мусульманского сообщества, достаточно известный из исторических источников и историографии, составляющих богатство современной исторической науки.
По Э. С. Кульпину, один из элементов методики определения основных ценностей заключается в том, что при изучении ценностных установок того или иного общества происходит некое «отсекание». «Отсекание, – подчеркивает ученый, – выразилось в представлении всей системы ценностей в виде пирамиды, вершиной которой являются практически неизменные по значимости основные ценности (ценности-объекты), а основанием пирамиды – ценности, в разной мере способные к наибольшим коррекциям по значимости, перемещению по шкале значимости как вверх, так и вниз».
Представим схематично результаты собственных размышлений на предлагаемую тему, вовлекая в таблицу (см. с. 69) выводы, к которым пришла ранее школа СЕИ. По-видимому, можно представить реконструкцию ценностных ориентаций исламской цивилизации следующим образом. Ценностью-объектом, безусловно, является Ислам как образ жизни, ценностью-вектором – Развитие. К ценностям второго порядка можно отнести Шариат (мусульманский Закон), Знание (кораническое), Личность (согласно Корану и Сунне), Халифатизм (теократия), третьего – Социальный договор, Братство, Собственность.
Ценностные ориентации мусульманской части российской цивилизации могут выглядеть, на наш взгляд, так. Основной ценностной установкой является Ислам, но ценностью того же порядка выступает и Государство. То есть ценность-объект – это наличие двух элементов в их тесной связи: Ислам как религия и Государство. Ценностью-вектором остается Развитие. Ценности второго порядка – это Личность (согласно Корану и Сунне), Знание (кораническое), Социальный договор, Служение, Порядок, а третьего – Государственное регулирование, Собственность.
Поясним логику предложенной схемы, опираясь на «наработки» не только СЕИ, но и современной цивилизациологии.
Необходимость перемен, которую начали осознавать арабы Аравии с конца VI столетия, во многом связана с теми скудными возможностями, которые предоставила им природа. Помочь осознать сложность жизненной ситуации бедуинам помогла внешняя политика соседей – Византии и Ирана, усугубивших кризисную ситуацию существования их племен. Перед ними стоял выбор: или изменить сложившиеся обстоятельства качественным образом, или обречь себя и потомков на умирание. Возможности качественного изменения жизни они связали с единобожием. Идея Бога Единого, выраженная через Божественное Откровение Пророку Мухаммаду, стала основной ценностной установкой для арабов. То обстоятельство, что на сторону Мухаммада к концу его жизни встали все племена Аравийского полуострова, позволило закрепить в сознании людей родившейся общности мусульман Ислам как основу основ дальнейшего существования. Проникнутые идеей ислама, арабы считали, что теперь следование Аллаху должно быть выражено через распространение идей ислама на соседние территории. Именно их завоевательные походы, изменившие качество их материальной жизни, укрепили арабов в мысли о необходимости дальнейшего распространения новой религии на соседних территориях. Таким образом, определилась ценность – вектор для исламского мира – Развитие. Стабильность ситуации в рамках Аравии (даже при наличии ислама) не сделала бы арабское сообщество самодостаточным и жизнеспособным. Это была бы стабильность голодающего общества. Интенсив в качестве идеи улучшения экономического существования не мог утвердиться в сознании арабов в силу их тогдашней малообразованности. Они были прекрасными торговцами, погонщиками верблюдов и только.
ЗАПАД (по Э. С. Кульпину) |
Россия (по Э. С. Кульпину) |
ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (по О. Н. Сенюткиной) |
Ценностные ориентации российской части уммы (по О. Н. Сенюткиной) |
ЛИЧНОСТЬ |
ГОСУДАРСТВО |
ИСЛАМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ |
ИСЛАМ КАК РЕЛИГИЯ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО |
СВОБОДА РАВЕНСТВО БРАТСТВО |
СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР СЛУЖЕНИЕ ПОРЯДОК |
ШАРИАТ (мусульманский закон) ЗНАНИЕ (кораническое) ЛИЧНОСТЬ (согласно Корану и Сунне) ХАЛИФАТИЗМ (теократия) |
ЛИЧНОСТЬ (согласно Корану и Сунне) ЗНАНИЕ (кораническое) СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР СЛУЖЕНИЕ ПОРЯДОК |
ТРУД ЭКВИВАЛЕНТ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЗАКОН (ПРАВО) |
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ (взамен труда, эквивалент собств., закона) ИЕРАРХИЯ ЗНАНИЕ |
СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР БРАТСТВО СОБСТВЕННОСТЬ |
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬ |
РАЗВИТИЕ |
РАЗВИТИЕ |
РАЗВИТИЕ |
РАЗВИТИЕ |
Таким образом, в основе рождения новой цивилизации и ее дальнейшего развития лежала религия, которая обособила арабов от соседей-христиан, иудеев, язычников и дала возможность почувствовать разницу: «они» и «мы». Еще в тот период, когда был жив Пророк, основатель религии и государства, сложилось обрядовое подтверждение «особости» религиозного мировоззрения правоверных. Рождался Шариат как закон жизни мусульман. Идеологически было обосновано, тем самым, расширение жизненного пространства через политический (территориальный) экстенсив.
Обретшая в Коране письменное выражение, идея Аллаха была закреплена Священным Писанием как основная, а, следовательно, ее знание рассматривалось как необходимое для каждого сторонника Пророка. Знание стало рассматриваться как ценность, если речь шла о кораническом Знании. У мусульман появилась и развилась потребность знать, которая была закреплена этикой поведения мусульманина. Не только знающий Коран, но воспитанный в духе Корана, то есть умеющий себя вести согласно Корану и Сунне, человек сам обретал ценность в глазах окружающих. Отсюда значимость Личности, воспитанной и образованной согласно Корану и Сунне.
Уже на начальном этапе существования мусульманской общности был решен вопрос политической организации в пользу халифатизма. Авторитет Пророка, идущий, как верили арабы, его сторонники, от получения им Божественного Откровения, не предполагал иной политической ценности, нежели Теократия, то есть соединение светской власти с религиозной. Идея Теократии, получившая несколько позже название Халифатизм, была тесно связана с основополагающей ценностью – Исламом.
Поскольку складывалось сообщество многоэтничное и многоконфессиональное (Ислам не внедрялся в сознание насилием, а обретал сторонников прежде всего через убеждение или экономические стимулы существования), встал вопрос о социальном регулировании жизни такого общества. Нужно было осознание необходимости Социального договора между арабами-завоевателями и завоеванными народами. Принимать Ислам или нет, на каких условиях взаимодействовать, что сохранять от сложившихся ранее управленческих систем (византийских, иранских...) и т. д.
Братство мусульман (все мусульмане – братья) – идея, идущая от Корана, – позволяло выживать в условиях гражданских войн, развязываемых в угоду политике.
Трансформация ценностных ориентаций исламского мира-цивилизации имела место в точках нестабильности, характерных для исламского мира при переходе от одного витка развития к другому. Мною реконструируются три витка развития исламского мира (период Арабского халифата, Османский период, современный виток в развитии исламской цивилизации).
Что касается российской цивилизации, то в ее структуре постепенно закрепилась часть исламской уммы. Но глубоко в состав российской цивилизации вошли не все мусульмане, которые на разных этапах истории Российского государства включались в российское сообщество. По-видимому, такую глубокую включенность (с XVI–XVII столетий), подтверждаемую исторически, можно констатировать применительно к Поволжско-Уральскому и Сибирскому регионам. Органичное сближение по политическим, экономическим, частично идеологическим параметрам привело к трансформации ценностных ориентаций той части исламского мира, который никогда исторически не был территориально включен ни в Арабский халифат, ни в Османскую империю. Логически возможна, тем самым, и исторически верифицируема та шкала ценностных ориентаций, которая предлагается автором тезисов.
Российская часть уммы выступает как подсистема внутри российского общества, которое мы рассматриваем как систему. Историческая роль тюрок-мусульман как значимой великой совокупности этносов, принадлежащих к тюркоязычной общности людей, выразилась в том, чтобы проявить себя в двух крупных мирах-цивилизациях (как минимум – известно влияние тюрок на китайскую цивилизацию и, возможно, иные) и сыграть серьезную роль в исламском мире и российском мире. Но, став сосоздателями разных цивилизационных единиц, они обретают особенности жизни, свойственные крупным сообществам, в которых живут. Исторически сложилось так, что тюрки не создали своей отдельно существовавшей длительное время и (или) продолжающей существовать сегодня цивилизации. Под цивилизацией в данном контексте рассуждений понимается не синоним культуры (известно, что тюркская культура имеет огромные достижения), а прочное длительно существующее общественное социокультурное образование с четко обозначенным ядром ценностных ориентаций политического, экономического и идеологического характера.