Монография кандидата исторических наук В. В. Возилова продолжает ряд его работ, ранее широко представленных на страницах журнала «Философия и общество»[1]. Целью книги стало решение спорных вопросов современных социально-философских и исторических работ, посвященных анализу интеллигенции как социального феномена. Как отмечает автор, «представленная вниманию читателей книга предлагает с помощью элементов исторической эпистемологии разобраться в процессах развития отечественной интеллигенции»[2].
Книгу условно можно разделить на три части. В первой части автор пытается с позиций социальной философии решить ряд спорных вопросов определения сущности интеллигенции и намечает задачи современного интеллигентоведения. Несомненной заслугой автора является попытка сформулировать основные теоретико-методологические принципы исследования интеллигенции, а также найти место интеллигентоведения в системе современных социальных наук.
В теоретической части работы В. В. Возилов предлагает отказаться от целого ряда стереотипов и подходить к интеллигенции с позиций научного анализа. Например, он отвергает «этический» подход в понимании интеллигенции: «Рассмотрение интеллигенции с “этической” позиции приводит к ярко выраженному субъективизму в понимании того, что из себя должен представлять интеллигент. Следовательно, несоответствие одному из критериев “нравственной личности” или “эстетического человека” ставит под сомнение возможность существования интеллигентов как таковых. Человек никогда не может быть морально свободен от стереотипов поведения, идейных догматов, иметь свободу по отношению к происходящему. Следовательно, нравственные критерии не могут быть применимы для понимания сущности интеллигентской деятельности»[3]. В связи с этим автор ищет сущностные черты интеллигенции в ее управленческой деятельности, отмечая, что интеллигенция есть класс управляющих, представители которого принимают решения в основных сферах общественной жизнедеятельности и наделены особым свойством – интеллигенциальностью, то есть способностью к реализации управленческой функции.
Большой раздел монографии посвящен вопросу о генезисе и эволюции интеллигенции в обществе. Автор отмечает: «Главной задачей интеллигентоведческого исследования является определение сущности интеллигентской деятельности как важнейшего фактора исторического процесса, рассмотрение интеллигенции как общеисторического явления, имеющего предпосылки уже в биологическом управлении и развивающегося в рамках социальной жизни». И продолжает: «В рамках социальной эволюции возникает новая категория людей – интеллигенция. Этот процесс имеет всемирно-историческое значение, он прослеживается на ранних стадиях развития общества и получает развитие в рамках цивилизационного этапа истории человечества. Исходя из этого, каждый народ имеет собственную интеллигенцию, что получает особое значение в рамках государственной жизни любой нации. В социальной структуре общества интеллигенция является составной частью социальных институтов, где она выступает в роли управляющей институциональной системы»[4].
Большое внимание в книге уделено анализу идеологической и практической стороны жизнедеятельности интеллигенции. По мнению автора, роль русской интеллигенции в идеологическом обосновании исторического пути народа проявлялась в двух основных направлениях: деятельном участии интеллигентов в государственном строительстве и внутреннем противостоянии государственных и антигосударственных элементов. На протяжении всей истории русского государства интеллигенты осуществляли разнообразные реформы в политико-управленческой системе общества. Видное место занимали интеллигенты в духовной подготовке и практическом осуществлении коренных преобразований, в социокультурных переворотах. Заметным направлением интеллигентской деятельности была идейная борьба представителей различных мировоззрений – традиционалистов и революционеров, почвенников и западников и т. п. В диалектике социальных трансформаций, борьбе нигилистической и антинигилистической позиций ярко вырисовывается национальное лицо русской интеллигенции, стремящейся активно преобразовывать окружающую социальную действительность.
По мнению автора, особое значение интеллигенция имеет в преобразовании общественного организма, что выражается в позиции отдельных интеллигентов, предлагающих обществу программы реформ, революций и контрреволюций. Роль интеллигенции в диалектике социальных трансформаций определяется ее идеократическими и практическими функциями. Борьба идей, переходящая в практическую плоскость общественного противостояния, является частью столкновения противоположных тенденций общественного развития, имеющих социально-экономические и духовно-политические причины. Анализ этих явлений с позиций классической диалектики далеко не завершен и требует дальнейшего углубленного изучения.
[1] Назаров Ю. Н., Возилов В. В. Роль интеллигенции в управлении обществом // Философия и общество. – 2004. – № 1. – С. 67–85; Семененко A. M. Интеллигенция как объект философского исследования [Возилов В. В., Назаров Ю. Н. Философия интеллигенции: Разум как революционная сила истории. – Иваново: Референт, 2002.] // Философия и общество. – 2004. – № 4. – С. 196–199; Колегов А. Е., Возилов В. В. Омнизм и нигилизм: Метафизика и историософия интеллигенции России. – Иваново, 2005 // Философия и общество. – 2007. – № 2. – С. 199–201; Возилов В. В. Идеи П. Я. Чаадаева и B. C. Соловьева в эволюции русской омнистической мысли // Философия и общество. – 2009. – № 2. – С. 171–183.
[2]Он же. Интеллигенция, государство, революция: Нигилизм и антинигилизм в идеологии и практике российской интеллигенции XVIII – начала XX века. – Шуя: ШГПУ, 2011. – С. 3.
[3] Возилов В. В. Интеллигенция, государство, революция... – С. 20.
[4] Возилов В. В. Интеллигенция, государство, революция... – С. 217–218.