Социальные эмоции тесно связаны с эмоциональным интеллектом. Предтечей эмоционального интеллекта в его современном понимании как способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, а также способности управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения задач, выступает понятие интеллектуальных эмоций, разработанное в школе О. К. Тихомирова. Для мышления как познавательной деятельности эмоции выступали в качестве одного из ре-гулятивов наряду со смысловыми образованиями и личност-ными характеристиками. Большим преимуществом подхода Тихомирова было признание позитивных функций эмоций в интеллектуальной деятельности человека. Интеллектуальные эмоции сигнализируют о возникновении новых смыслов в мыслительной деятельности и выполняют по отношению к ним интегративную функцию. Можно сказать, что эмоциональное переживание предшествует осознанию познавательного противоречия, а также запускает и направляет поиск логической структуры противоречия. Этот феномен назван «эмоциональным обнаружением проблемы» и представляет собой один из механизмов саморазвития мышления.
Явно видна связь идей школы О. К. Тихомирова с современными теориями сознания (theoryofmind), теориями понимания мышления других (mindreading) и идеями о том, как должен выглядеть современный ИИ.
ЭИ является частью социального интеллекта, который тесно связан с уже упоминавшимися теориями сознания и способностью к пониманию мышления других людей (mindreadindability). Понятие mindreading можно перевести как «понимание, предсказание и объяснение поведения и мышления других (людей)». Социальный интеллект (согласно взглядам Ханивилла и ряда других исследователей) является совокупностью самосознания и социальной осведомленности, системы развитых социальных убеждений и отношений, а также способностью и склонностью к управлению сложными социальными изменениями. Кроме общей важности mindreading для успешного взаимодействия с другими, он особенно необходим для осуществления последнего компонента – способности управлять изменениями.
Многие исследователи поддерживают подход, согласно которому ИИ невозможен без наделения его эмоциональным интеллектом. Для субъекта, обладающего эмоциональным интеллектом, можно выделить ряд характеристик: способность выражать эмоции, оценивать их, использовать эмоции в рассуждениях (тут особенно ярко видна роль эмоций в мышлении), понимать каузальные связи (причины возникновения эмоций). Поэтому ИИ, обладающий ЭИ, будет способен понимать чувства людей и постоянно адаптироваться к той информации, которую он получает в общении - и реагировать более человекоподобно в результате. Возможным решением для создания успешной модели ЭИ в ИИ будет комбинация нескольких подходов для объяснения разных типов эмоций. Теория теорий поможет объяснить и воссоздать социальные эмоции, под которыми мы понимаем эмоции, возникающие у отдельного индивида по причине его членства в различных группах, и вызванные социокультурными факторами, а теория симуляции позволит встроить в ИИ остальные индивидуальные эмоции, поскольку их можно понять, объяснить и «прочувствовать» только встав на место человека, их испытывающего.
Однако самыми сложными являются проблемы наделения ИИ эмпатией и пониманием контекста, а также наделение их моралью, нормами и ценностями, что влечет за собой постановку многих проблем будущего – о правах и обязанностях ИИ, этические дилеммы и т. д.