Тенденции развития интеллектуальной робототехники, мультиагентных робототехнических систем, конвергентное развитие технологий показали принципиальную значимость философской проблемы субъекта для разработки интеллектуальных робототехнических систем. Важно, что методологическая платформа когнитивной науки эволюционирует в направлении исследования формирования, деятельности, коммуникации, эволюции и кооперации искусственных систем, то есть природа интеллекта в синергетическом искусственном интеллекте трактуется как коллективная, распределенная.
Интеллектуальный робот как «субъект», это метафора. Тем не менее, создание роботов с целенаправленным поведением, умеющих различать объекты внешней среды и воздействовать на них, обладающих определенными интеллектуальными способностями и управляющими системами, способных решать задачи общего характера, в философском аспекте может быть представлено как техническая реализация определенных интеллектуальных способностей человека и сборка «субъекта».
Ограничения, существующие для отдельных интеллектуальных робототехнических агентов, преодолеваются в мультиагентных робототехнических системах, обладающих большими функциональными возможностями.
Действительно, формирование субъекта, это, во многом, формирование интеллекта. В число способностей, образующих естественный интеллект, включают способности, традиционно составляющие «ядро» деятельности субъекта.
Свойство «быть субъектом» возникло как инструмент адаптации и развития в условиях меняющейся, вероятностной среды познания. Основу данного свойства составляет способность осуществлять синтез самой различной, разноприродной информации из внешнего и внутреннего мира познающего человека, объединять информацию о прошлом, настоящем и будущем и превращать в знание, на основе которого осуществляется деятельность. Субъект познания является открытой системой, взаимодействующей со средой; в индивидуальном «Я» и индивидуальных формах человеческой деятельности и мышления субъективируется, сохраняется, воспроизводится всеобщее, коллективное, совокупное человеческое знание и культура, а также опыт человеческой деятельности. Одновременно развитие культуры и социума поддерживается целеполагающей, преобразующей деятельностью субъекта-индивида.
Существует глубинное единство индивидуального, коллективного (микросоциального) и социального (макросоциального) субъектов, единство индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур.
Устойчивыми, эпистемологически значимыми структурами социальной реальности, формирующими субъектность, являются социальные институты, стереотипы поведения, деятельности, нормы и т.п., которые осознанно/неосознанно осваиваются индивидуальным субъектом, становятся его личностными когнитивными установками и одновременно значимым фактором функционирования социума, влияют на содержание и форму знания. Часть структур усваивается индивидом без осознания, без рефлексии и таким же способом функционирует в виде сложившихся у индивида когнитивных функциональных систем и установок, которые могут реализоваться в деятельности индивида автоматически, под влиянием привычных «запросов» среды и потребностей человека.
Принципиально важно, что, благодаря информатизации различных сфер жизнедеятельности обществ и автоматизации работы с информацией, а также перспективе развития мультиагентных робототехнических систем, на микросоциальном и макросоциальном уровнях возникают новые типы когнитивных структур, поддерживающих функционирование информации и знания в культуре.
Литература:
1. Никитина Е.А.Проблема субъектности в интеллектуальной робототехнике.
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. № 2 (12). С. 31-39.
2. Алексеева И.Ю., Никитина Е.А. Интеллект и технологии. - М.: Проспект, 2016, 96 с.