Проблема происхождения естественных языков человека (глоттогенез), наряду с проблемами происхождения самого человека и человеческого сознания, является одним из наиболее сложных и основополагающих вопросов не только философии, но и ряда наук – лингвистики, биологии, психологии, нейрофизиологии, палеонтологии, антропологии. В 1990-х гг. с развитием концептов «искусственная жизнь» и «искусственные общества» (разновидность формализованных моделей, симулируемых на ЭВМ, в продолжение идеи клеточного автомата, см.: Game of Life Дж. Конвея), к последним присоединилась информатика [Artificial Life… 1995; Artificial Societies… 1995].
С лингвистической и философской точек зрения, к концу XIX века, построение гипотез глоттогенеза настолько зашло в тупик, что в 1886 и 1911 годах, соответственно, Парижское лингвистическое и Лондонское философское общества были вынуждены ввести запрет на обсуждение теорий происхождения естественных языков и человеческого языка в целом.
В рамках современной, так называемой деятельностной теории глоттогенеза (в противоположность звукоподражательной и междометной), язык рассматривается как системный эмерджентный феномен, возникший на определенном этапе эволюции, не сводимый к тем или иным генетико-биологическим и психологическим свойствам отдельных индивидов или к их простой совокупности. Данная парадигма позволяет предпринять попытку моделирования некоторых аспектов глоттогенеза на популяции агентов, упрощенно представляющих индивидов, которые локально взаимодействуют друг с другом. При этом задача заключается в исследовании того, как формирование такого искусственного языка и его эволюция во времени могут объясняться особым структурированием агентов и их взаимодействиями. Цель – установить минимально необходимые и достаточные условия для возникновения квазичеловеческого языка и его различных форм.
Безусловно, результаты подобного моделирования носят крайне аппроксимативный и гипотетический характер, ибо его дизайн напоминает процитированный нами в эпиграфе анекдотичный эксперимент, приписываемый средневековым монахом-летописцем Салимбене Пармским (1221-1288) Фридриху II Штауфену (1194-1250). Согласно преданию, император Священной Римской империи пожелал узнать, какой язык изобретут новорожденные младенцы, если их предоставить друг другу, обеспечивая едой и уходом, но при этом совершенно с ними не разговаривая. Будет ли это древнееврейский язык, греческий, латинский, арабский, или же язык их родителей? Трудно предположить, по какой именно причине, но легенда гласит, будто лишенные вербального общения со своими кормильцами дети рано или поздно все умерли.
Тем не менее, в области компьютерного моделирования сочетанного генетико-эволюционного (Н. Хомский) и культурно-эволюционного (Ж. Пиаже) подходов были достигнуты определенные успехи [3, 4]. В частности, в одной из работ, посвященных выяснению закономерностей установления лексико-семантических ассоциаций (т.н. «naminggame», «игра наименований») [5], исследован, с учетом фактора «языковых игр» (Л. Виттгенштейн) и дискурсивно-экстралингвистических интерференций [6], такой фундаментальный аспект языка, как номинативная функция. Фонологические и грамматико-синтаксические феномены были изучены в работах [7] и [8].
В настоящее время, актуальной задачей мультиагентного моделирования механизмов формирования языков представляется перенос установленных закономерностей элементарных динамик языковых процессов на более совершенные системы робототехнических агентов – так называемых аниматов, способных ко взаимодействию с окружающей физической и социальной средой на экстралингвистическом уровне, с последующим оречествлением полученного опыта в искусственном языке, посредством формирования новых и модификации ранее сложившихся лингвистических структур и коммуникативных стратегий [9, 10].
Литература:
1. Artificial Life. An overview.Ed. by C. Langton.The MIT Press, Cambridge MA, 1995.
2. Artificial Societies. The computer simulationof social life.Ed. by N. Gilbert and R. Conte, UCL Press, 1995.
3. Steels L. “The synthetic modeling of language origins”. In: Evolution of Communication Journal, 1997, pp. 1-34.
4. Kaplan F. “A new approach to class formation in multi-agent simulation of language evolution”. In: Demazeau Y. ICMAS 98 Proceedings, IEEE Computer Society, 1998, pp. 158-165.
5. Steels L., Kaplan F. “Spontaneous Lexicon Change”. In: Proceedings of COLING-ACL,August 1998, Montreal, pp. 1243-1249.
6. Дейнека Э., Булыгина Н. В поисках смысла имени // Язык как форма и процесс: десять этюдов на тему ритмов, знаков и имен, LambertAcademicPublishing, Saarbrücken, 2016. С. 5-46.
7. De Boer B. “Generating vowel systems in a population of agents”. In: Fourth European Conference on Arficial Life, ed. by Ph. Husbands and I. Harvey, Brighton, MIT Press, Cambridge, MA, 1997, pp. 503-510.
8. Batali J. “Computational Simulations of the Emergence of Grammar”. In: Approaches to the Evolution of Language, ed. by J. Hurford et al. Edinburgh Univ. Press, Edinburgh, 1998, pp. 405-426.
9. Yanco H., Stein L.A. “An adaptive communication protocol for cooperating mobile robots”. In: From animals to animats 2: Proceedings of the second international conference on the simulation of adaptive behavior. Ed. by J.A. Meyer, H.L. Roitblat, S.W. Wilson,MIT Press, Cambridge, MA, 1993, pp. 478-485.
10. Steels L., Vogt P. “Grounding adaptive language games in robotic agents”. In: Fourth European Conference on Arficial Life, ed. by Ph. Husbands and I. Harvey, MIT Press, Cambridge, MA, 1997, pp. 473-484.