Обращение к читателю


скачать Журнал: Философия и общество. Выпуск №1/1997 - подписаться на статьи журнала

В наше время история как бы ускорила свой ход. На на­ших глазах происходят колоссальные изменения во всех сфе­рах общественной жизни. Мы являемся свидетелями форми­рования единого исторического, экономического и полити­ческого пространства. Современный транспорт в считанные часы в состоянии перебросить нас из одного конца земного шара в другой, а современные средства информации дают возможность быстро узнать то, что происходит на всей пла­нете. У нас сформировалось единое планетарное мышление. Мы знаем, что делается, например, в Новой Зеландии или в Чили. Человечество как бы представляет единое целое.

В то же время нельзя не подчеркнуть, что наш мир сло­жен и противоречив. С одной стороны - высокоразвитые го­сударства с мощными производительными силами, высоким уровнем жизни, сильной экономикой. С другой - большин­ство стран мира испытывает огромные трудности, миллионы людей постоянно недоедают, экономика не развивается, свое информационное пространство отсутствует, их долг развитым странам растет. Отсюда конфликты, локальные войны, наци­онализм, стремление защитить свою независимость и инте­ресы.

Человечество столкнулось также с проблемами, которые до сих пор ему не были известны. Речь идет о глобальных проблемах и в первую очередь об экологическом кризисе. Поскольку природа выступает как единое целое,, нанесение ей ущерба в том или ином регионе Земли сказывается на всей планете. Скажем, нарушение экологического равновесия в Африке губительно не только для Африки, но и для других континентов. Люди требуют от природы столько, сколько она по существу не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые отдаленные уголки природы, извлечь любые полезные иско­паемые.

Одним словом, двадцатый век и второе тысячелетие ос­тавляют двадцать первому веку тяжелое наследие. Что ожи­дает людей в следующем столетии? Смогут ли они обустро­ить общество таким образом, чтобы каждый человек мог про­явить свои физические и духовные потенции? Будут ли при­умножать оставленные им предшествующими поколениями материальные или культурные ценности? Как будут сосущес­твовать различные цивилизации? Будут ли решены националь­ные проблемы? Исчезнут ли войны и государственные кон­фликты? Вопросов много, и ответы на них следует искать уже сегодня.

Еще не так давно многие полагали, что естественные и точные науки, а также современная техника рано или поздно автоматически решат все проблемы. Сегодня таких оптимис­тов становится гораздо меньше. Люди понимают, что автома­тического решения сложнейших проблем не будет. Более того, они начинают осознавать, что само развитие науки и техни­ки следует ставить под разумный контроль, иначе их ожида­ют непредсказуемые последствия.

Осознание происходящего привело многих к другой край­ности: разочаровавшись в науке, они стали обращаться к уто­пическим и фантастическим идеям, пытаясь найти ответы в религии, мистике, астрологии и т. д.

Создание представлений и идеологий, отвечающих ново­му этапу развития человечества, - задача всех форм обществен­ного сознания. Но и философии здесь принадлежит исклю­чительно важная и ответственная роль, так как она, будучи мировоззренческой дисциплиной, синтезирует знания, при­дает им универсальный характер, что позволяет на уровне выс­ших абстракций достаточно объективно анализировать пред­метный мир, то есть мир, в котором мы живем, создаем ма­териальные и духовные ценности. Отсюда потребность в фи­лософских работах.

За последнее время в области философии было сделано немало. Во-первых, были опубликованы работы Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.В.Зеньковского, П.А.Сорокина, Г.П.Федотова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина и многих дру­гих выдающихся русских философов, находившихся под за­претом. Во-вторых, были переведены и изданы труды выда­ющихся зарубежных философов и социологов М.Вебера, К.Манхейма, Р.Арона, Э.Трельча, Г.Маркузе и других.

Конечно, очень хорошо, что опубликованы труды отечес­твенных и зарубежных философов, ибо у них многому мож­но научиться, но надо прямо сказать, что теоретическая мысль отстает от потребностей жизни, от быстро меняющейся об­становки, выдвигающей перед обществоведами все новые и новые задачи. Нельзя паразитировать на достижениях прошло­го, нам нужно самим решать проблемы, возникающие перед обществоведами. Немалая роль в этом отведена философии, к которой всегда обращались за ответом наиболее пытливые и любознательные умы. Очень велико значение философии истории, призванной анализировать и осмысливать весь ис­торический процесс. Долгое время бывшая «диктатором» по отношению к истории, сегодня она отвергается частью исто­риков. Однако мировой опыт показывает, что просто науки истории без теории, без глобальных концепций и вопросов либо не может быть вовсе, либо она теряет возможность ос­мысливать прошлый опыт человечества. Это, кстати, подтвер­ждается и опытом нашей страны. Как только исчезли цензур­ные запреты и спали идеологические шоры, сразу встали глав­ные и самые трудные вопросы, имеющие не только теорети­ческое, но и практическое значение: как оценить отечествен­ную историю и вообще место России в мировом развитии? Какова ее роль в современной цивилизации? Каково ее мес­то между Западом и Востоком? По сути дела, поднимаются те же вопросы, которые ставились и в прошлом веке. Но если не существует удовлетворительной теории, историкам прихо­дится, если можно так выразиться, вращаться в порочном кругу.

Существует насущная необходимость в философской те­ории, отвечающей потребностям современной эпохи. Россия всегда отличалась духовным богатством и огромным духовным потенциалом. Наш долг - не только возрождать утраченное, но и вырабатывать новые теоретические концепции, У нас для этого есть профессионалы-философы, профессионалы-историки, иные специалисты с высокими профессиональными качествами. Кроме того, у нас есть немало любителей, инте­ресующихся вопросами философии, истории, общественно­го развития. Но нет теоретического органа, который мог бы освещать сложнейшие проблемы философии истории, соци­альной философии, исторической науки и т. д. Наш журнал будет именно таким органом. Мы, организаторы журнала, хотели бы сплотить вокруг него всех - философов, историков, обществоведов, всех, увлекающихся философским осмысле­нием объективной действительности. Только совместными усилиями можно выйти из того тупика, в котором оказалась социально-историческая мысль.

Наш журнал ставит своей задачей освещение фундамен­тальных проблем общества, социально философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т. д. Мы предполагаем публиковать статьи по философии истории, по герменевтике и структурализму, по гносеологии и онтологии, по глобальным проблемам современности. Мы не будем чуж­даться ни чисто философской тематики, ни чисто историчес­ких исследований. Мы также оставляем за собой возможность публикаций интересных и содержательных статей по социо­логическим и экономическим проблемам. Разумеется, мы будем публиковать и дискуссионные статьи, ибо мы не забы­ваем, что истина рождается в споре.

Название журнала говорит о том, что его редакция ставит перед собой задачу способствовать преодолению того разры­ва, который возник между философией и историей. Мы по­лагаем, что без учета конкретной исторической действитель­ности философия превращается в абстрактную и спекулятив­ную дисциплину, а история без широких философских обоб­щений скатывается к эмпиризму. Поэтому необходим союз философии и истории. Только в этом случае можно будет плодотворно работать и решать проблемы.

Выше мы уже отмечали что за последнее время было пе­реведено много философских произведений зарубежных ав­торов. Конечно, предстоит еще немало сделать в этом направ­лении. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что нам нужна собственная философская школа, которая будила бы умы людей и призывала к осмыслению глобальных мировых про­блем. Такую философскую школу, по нашему мнению, создать можно. Этому будет всячески способствовать наш журнал. Будут приветствоваться свежие мысли и плодотворные идеи. Все новое и ценное найдет себе место в нашем журнале.

Наряду с теоретическими статьями в журнале будут печа­таться отрывки из работ выдающихся философов, историков и социологов, которые сегодня являются библиографической редкостью. Кроме того, на страницах журнала появятся пе­реводы трудов многих западных мыслителей, внесших боль­шой вклад в философию и историю. Мы будем также поме­щать обзоры новых книг и публикаций, информировать чи­тателей о новинках.

Мы бы желали самого широкого общения с читателями. Мы были бы рады, если они сами задавали бы вопросы ре­дакции и просили опубликовать статьи по тем или иным фи­лософским и историческим проблемам. Хотелось бы также, чтобы читатели сами высказывались по самым разным вопро­сам обществознания. Интересно было бы узнать их мнение о том, что они считают наиболее важным и актуальным. Вопро­сы читателей и ответы редакции будут печататься в журнале. Редакция также будет рада читательским пожеланиям, отзы­вам о публикуемых нами произведениях, замечаниям. Наибо­лее интересные из них будут напечатаны.

Наш журнал ориентируется как на научных работников, так и на вузовских преподавателей. Им надо помочь. Ведь кризис идеологии и недостаток культуры, а также непомерно высокие цены на выходящую литературу фактически лиши­ли их возможности обогащать свой духовный багаж. Поэто­му в журнале найдется место статьям об обмене опытом пре­подавания философии в вузе, о составлении планов лекций, будут публиковаться программы по философии, методические пособия и т. д. Другими словами, мы будем печатать самые разнообразные материалы в помощь преподавателям высших учебных заведений. Мы надеемся, что будем регулярно полу­чать от них эти материалы.

Наш журнал не связан ни с какими официальными орга­низациями и свободен от идеологических клише. Мы за плю­рализм мнений. Мы будем публиковать и статьи тех авторов, чьи позиции не обязательно совпадают с мнением редакции. Главное кредо журнала - высокий профессионализм и высо­кий научно-теоретический уровень. Мы предоставим слово всем, кто может интересно изложить нетривиальные идеи, кто поможет решению тех или иных фундаментальных философ­ских проблем. Нам будут важны не титулы и звания, не мес­то жительства автора, а интересные и содержательные мате­риалы.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто любит фило­софию, кто рефлексирует над собственным бытием и над бытием исторического процесса, всех, независимо от научных рангов и званий.