В наше время история как бы ускорила свой ход. На наших глазах происходят колоссальные изменения во всех сферах общественной жизни. Мы являемся свидетелями формирования единого исторического, экономического и политического пространства. Современный транспорт в считанные часы в состоянии перебросить нас из одного конца земного шара в другой, а современные средства информации дают возможность быстро узнать то, что происходит на всей планете. У нас сформировалось единое планетарное мышление. Мы знаем, что делается, например, в Новой Зеландии или в Чили. Человечество как бы представляет единое целое.
В то же время нельзя не подчеркнуть, что наш мир сложен и противоречив. С одной стороны - высокоразвитые государства с мощными производительными силами, высоким уровнем жизни, сильной экономикой. С другой - большинство стран мира испытывает огромные трудности, миллионы людей постоянно недоедают, экономика не развивается, свое информационное пространство отсутствует, их долг развитым странам растет. Отсюда конфликты, локальные войны, национализм, стремление защитить свою независимость и интересы.
Человечество столкнулось также с проблемами, которые до сих пор ему не были известны. Речь идет о глобальных проблемах и в первую очередь об экологическом кризисе. Поскольку природа выступает как единое целое,, нанесение ей ущерба в том или ином регионе Земли сказывается на всей планете. Скажем, нарушение экологического равновесия в Африке губительно не только для Африки, но и для других континентов. Люди требуют от природы столько, сколько она по существу не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые отдаленные уголки природы, извлечь любые полезные ископаемые.
Одним словом, двадцатый век и второе тысячелетие оставляют двадцать первому веку тяжелое наследие. Что ожидает людей в следующем столетии? Смогут ли они обустроить общество таким образом, чтобы каждый человек мог проявить свои физические и духовные потенции? Будут ли приумножать оставленные им предшествующими поколениями материальные или культурные ценности? Как будут сосуществовать различные цивилизации? Будут ли решены национальные проблемы? Исчезнут ли войны и государственные конфликты? Вопросов много, и ответы на них следует искать уже сегодня.
Еще не так давно многие полагали, что естественные и точные науки, а также современная техника рано или поздно автоматически решат все проблемы. Сегодня таких оптимистов становится гораздо меньше. Люди понимают, что автоматического решения сложнейших проблем не будет. Более того, они начинают осознавать, что само развитие науки и техники следует ставить под разумный контроль, иначе их ожидают непредсказуемые последствия.
Осознание происходящего привело многих к другой крайности: разочаровавшись в науке, они стали обращаться к утопическим и фантастическим идеям, пытаясь найти ответы в религии, мистике, астрологии и т. д.
Создание представлений и идеологий, отвечающих новому этапу развития человечества, - задача всех форм общественного сознания. Но и философии здесь принадлежит исключительно важная и ответственная роль, так как она, будучи мировоззренческой дисциплиной, синтезирует знания, придает им универсальный характер, что позволяет на уровне высших абстракций достаточно объективно анализировать предметный мир, то есть мир, в котором мы живем, создаем материальные и духовные ценности. Отсюда потребность в философских работах.
За последнее время в области философии было сделано немало. Во-первых, были опубликованы работы Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.В.Зеньковского, П.А.Сорокина, Г.П.Федотова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина и многих других выдающихся русских философов, находившихся под запретом. Во-вторых, были переведены и изданы труды выдающихся зарубежных философов и социологов М.Вебера, К.Манхейма, Р.Арона, Э.Трельча, Г.Маркузе и других.
Конечно, очень хорошо, что опубликованы труды отечественных и зарубежных философов, ибо у них многому можно научиться, но надо прямо сказать, что теоретическая мысль отстает от потребностей жизни, от быстро меняющейся обстановки, выдвигающей перед обществоведами все новые и новые задачи. Нельзя паразитировать на достижениях прошлого, нам нужно самим решать проблемы, возникающие перед обществоведами. Немалая роль в этом отведена философии, к которой всегда обращались за ответом наиболее пытливые и любознательные умы. Очень велико значение философии истории, призванной анализировать и осмысливать весь исторический процесс. Долгое время бывшая «диктатором» по отношению к истории, сегодня она отвергается частью историков. Однако мировой опыт показывает, что просто науки истории без теории, без глобальных концепций и вопросов либо не может быть вовсе, либо она теряет возможность осмысливать прошлый опыт человечества. Это, кстати, подтверждается и опытом нашей страны. Как только исчезли цензурные запреты и спали идеологические шоры, сразу встали главные и самые трудные вопросы, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение: как оценить отечественную историю и вообще место России в мировом развитии? Какова ее роль в современной цивилизации? Каково ее место между Западом и Востоком? По сути дела, поднимаются те же вопросы, которые ставились и в прошлом веке. Но если не существует удовлетворительной теории, историкам приходится, если можно так выразиться, вращаться в порочном кругу.
Существует насущная необходимость в философской теории, отвечающей потребностям современной эпохи. Россия всегда отличалась духовным богатством и огромным духовным потенциалом. Наш долг - не только возрождать утраченное, но и вырабатывать новые теоретические концепции, У нас для этого есть профессионалы-философы, профессионалы-историки, иные специалисты с высокими профессиональными качествами. Кроме того, у нас есть немало любителей, интересующихся вопросами философии, истории, общественного развития. Но нет теоретического органа, который мог бы освещать сложнейшие проблемы философии истории, социальной философии, исторической науки и т. д. Наш журнал будет именно таким органом. Мы, организаторы журнала, хотели бы сплотить вокруг него всех - философов, историков, обществоведов, всех, увлекающихся философским осмыслением объективной действительности. Только совместными усилиями можно выйти из того тупика, в котором оказалась социально-историческая мысль.
Наш журнал ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т. д. Мы предполагаем публиковать статьи по философии истории, по герменевтике и структурализму, по гносеологии и онтологии, по глобальным проблемам современности. Мы не будем чуждаться ни чисто философской тематики, ни чисто исторических исследований. Мы также оставляем за собой возможность публикаций интересных и содержательных статей по социологическим и экономическим проблемам. Разумеется, мы будем публиковать и дискуссионные статьи, ибо мы не забываем, что истина рождается в споре.
Название журнала говорит о том, что его редакция ставит перед собой задачу способствовать преодолению того разрыва, который возник между философией и историей. Мы полагаем, что без учета конкретной исторической действительности философия превращается в абстрактную и спекулятивную дисциплину, а история без широких философских обобщений скатывается к эмпиризму. Поэтому необходим союз философии и истории. Только в этом случае можно будет плодотворно работать и решать проблемы.
Выше мы уже отмечали что за последнее время было переведено много философских произведений зарубежных авторов. Конечно, предстоит еще немало сделать в этом направлении. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что нам нужна собственная философская школа, которая будила бы умы людей и призывала к осмыслению глобальных мировых проблем. Такую философскую школу, по нашему мнению, создать можно. Этому будет всячески способствовать наш журнал. Будут приветствоваться свежие мысли и плодотворные идеи. Все новое и ценное найдет себе место в нашем журнале.
Наряду с теоретическими статьями в журнале будут печататься отрывки из работ выдающихся философов, историков и социологов, которые сегодня являются библиографической редкостью. Кроме того, на страницах журнала появятся переводы трудов многих западных мыслителей, внесших большой вклад в философию и историю. Мы будем также помещать обзоры новых книг и публикаций, информировать читателей о новинках.
Мы бы желали самого широкого общения с читателями. Мы были бы рады, если они сами задавали бы вопросы редакции и просили опубликовать статьи по тем или иным философским и историческим проблемам. Хотелось бы также, чтобы читатели сами высказывались по самым разным вопросам обществознания. Интересно было бы узнать их мнение о том, что они считают наиболее важным и актуальным. Вопросы читателей и ответы редакции будут печататься в журнале. Редакция также будет рада читательским пожеланиям, отзывам о публикуемых нами произведениях, замечаниям. Наиболее интересные из них будут напечатаны.
Наш журнал ориентируется как на научных работников, так и на вузовских преподавателей. Им надо помочь. Ведь кризис идеологии и недостаток культуры, а также непомерно высокие цены на выходящую литературу фактически лишили их возможности обогащать свой духовный багаж. Поэтому в журнале найдется место статьям об обмене опытом преподавания философии в вузе, о составлении планов лекций, будут публиковаться программы по философии, методические пособия и т. д. Другими словами, мы будем печатать самые разнообразные материалы в помощь преподавателям высших учебных заведений. Мы надеемся, что будем регулярно получать от них эти материалы.
Наш журнал не связан ни с какими официальными организациями и свободен от идеологических клише. Мы за плюрализм мнений. Мы будем публиковать и статьи тех авторов, чьи позиции не обязательно совпадают с мнением редакции. Главное кредо журнала - высокий профессионализм и высокий научно-теоретический уровень. Мы предоставим слово всем, кто может интересно изложить нетривиальные идеи, кто поможет решению тех или иных фундаментальных философских проблем. Нам будут важны не титулы и звания, не место жительства автора, а интересные и содержательные материалы.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто любит философию, кто рефлексирует над собственным бытием и над бытием исторического процесса, всех, независимо от научных рангов и званий.