Человек отличается от всех остальных существ тем, что он осознает собственное бытие. Ни растения, ни животные, включая млекопитающих, не осознают, что они живут. Для осознания собственного существования необходимо отделить себя от окружающего мира, а для этого нужно создать свой собственный мир, мир образов-слов и идей – духовный мир. Он и есть душа человека. Поэтому совершенно верно утверждение, что душой обладает только человек. Человек рождается животным, не осознающим собственного бытия, и по мере развития ребенок создает свой духовный мир и самого себя как человека. Духовный мир формируют образы-слова. Посредством правил языка осуществляется также взаимодействие образов-слов – мышление. Реальный мир существует независимо от человека, духовный же мир творится человеком, причем каждым индивидуально. Поэтому каждый человек является творцом вселенной (своего духовного мира), и сколько на Земле людей, столько и духовных миров. Поскольку человек существует только в группах разной численности (род, племя, народ, нация), то для понимания и эффективного взаимодействия людей в группах необходима унификация духовных миров.
Исторически первым и до сих пор главным средством унификации духовных миров является язык. При обучении языку образу ставится в соответствие слово, в результате духовные миры людей, говорящих на одном языке, содержат одинаковые образы-слова. Язык также упорядочивает духовный мир с помощью иерархий образов, а также существованием в нем абстрактных понятий, таких, например, как «плод». В грамматике языка заключены правила взаимодействия образов, отражающие изменения и движения в реальном мире. Таким образом, язык унифицирует духовные миры соплеменников. Однако базовый, бытовой язык отражает только открытый реальный мир, данный человеку в ощущениях.
в реальном мире существуют взаимодействия, которые невозможно непосредственно ощутить, – это взаимосвязь причин и следствий в различных природных явлениях. И именно для отражения и унификации в духовных мирах этих скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей служат мифология и наука. Первым этапом объяснения природных причинно-следственных связей в обоих подходах (мифическом и научном) является предположение (гипотеза). В мифологии объяснение на этом и заканчивается. А при научном подходе с гипотезы исследование проблемы только начинается. Поскольку большая часть мифов, на которых основаны также все мировые религии, возникла в глубокой древности, то несоответствие этих древних гипотез реальности очевидно. Однако они сохраняются до сих пор. Причиной этого является то, что как мифология, так и наука должны быть внутренне не противоречивы. При множественности возможных гипотез это достигается только одним: объяснение какого-либо явления или причинно-следственной связи должно быть единственным. В науке это объяснение, проверенное опытом, а в мифологии – то, что было принято первым, а это значит, в самом начале мифотворчества. Для того, чтобы эта мифическая гипотеза была единственной, все остальные запрещаются. Религия – разновидность мифологии, главной отличительной чертой которой является претензия на единственность. До появления религий каждый этнос, говорящий на одном языке, имел свою мифологию. Со становлением разноплеменных государств в целях объединения и унификации граждан возникла необходимость в мифологии, общей для всех. Основу любой религии составляют мифы какой-либо одной племенной группы, объявленные истинными для других этносов.
Духовный мир человека должен быть непротиворечивым, иначе для самосохранения приходится прибегать к средствам, модифицирующим сознание, – алкоголю и наркотикам. Непротиворечивость духовного мира обеспечивается усвоением одной из указанных выше концепций, объясняющих причинно-следственные связи в реальном мире. Мифологическая интерпретация явлений и причин в реальном мире универсальна и проста для усвоения. Научные объяснения дифференцированы по явлениям и очень сложны для восприятия, поэтому для понимания научных теорий необходим длительный период обучения, что требует продления детства (не-участия в производственном процессе) далеко за его биологические пределы (половое созревание). Каждый человек усваивает в детстве ту или иную мифологию – чаще в виде сказок, являющихся разновидностью мифов. На ранней стадии развития мозга мифологическая интерпретация внешнего мира необходима для упорядочивания внутреннего мира и единственно возможна. Ребенок способен концептуально совершенствовать свой внутренний мир, пока он не включается в борьбу за выживание или производственный процесс. При интенсивном включении в производственный процесс (собирательство, охота, скотоводство, земледелие) развитие мозга направляется на совершенствование производственных навыков, а концептуальное развитие духовного мира прекращается, и человек остается с тем пониманием причинно-следственных связей внешнего мира, которое было у него до начала производственной деятельности. Поэтому доминирующая в обществе концептуальная картина мира определяется средней длительностью детства. В первобытные времена (каменный век), когда основными источниками существования были собирательство и охота, производственная деятельность детей начиналась задолго до полового созревания, чтобы к его моменту все они были полноценными членами общины – охотниками и собирателями. С развитием скотоводства и особенно земледелия появляется возможность продления времени обучения для некоторых детей. Эта возможность обеспечивается тем, что производится избыточный продукт, которым можно кормить этих неработающих детей. Вместе с возможностью содержания непосредственно не производящих членов общества появляется и необходимость в них. Поскольку единовременно получаемый избыточный (на данный момент) продукт (урожай) должен быть сохранен и распределен равномерно в течение года, то нужны люди, осуществляющие учет, охрану и распределение. На основе этого возникают государство и наука, в первую очередь математика.
Как мифическое (в настоящее время преимущественно религиозное), так и научное знание обширно, и каждый отдельный человек не может освоить его в полном объеме. В обоих мировоззрениях усваивается основной принцип и некоторое количество примеров его реализации. Основным религиозным постулатом является то, что реальный мир сотворен Богом и существует по его воле. Научное мировоззрение постулирует независимое от чьей-либо воли существование реального мира и принципиальную его познаваемость. Человек, принявший один из этих постулатов, может знать лишь малую часть мифологии или науки, но он верит, что за рамками его знания принцип также справедлив. Так, профессиональный физик может не знать химии или биологии, но он верит, что и эти науки основаны на том же принципе, что и физика, и что они столь же естественно объясняют ограниченный ими круг явлений реального мира. Таким образом, оба мировоззрения основаны как на вере, так и на знании. Поскольку религиозное знание мифическое и мифы эти древние (часть христианских мифов заимствована еще у шумеров), то оно часто вступает в противоречие с научным объяснением различных явлений и причинно-следственных связей. Это противоречие заставляет модифицировать мифологию (буллы Ватикана), ослабляет веру в основной религиозный постулат и уменьшает число сторонников этого мировоззрения. Отступление мифического знания перед научным объясняется тем, что научное знание доказательно (в его справедливости может убедиться каждый желающий на собственном опыте) и продуктивно. Все современные улучшения в жизни человека и достижения современной цивилизации основаны на научных знаниях. Научное знание преобразует реальный мир, окружающий человека, создавая технику, новые материалы, источники энергии, виды растений и животных. Этот процесс реализует духовный мир и превращает реальный мир в искусственный. По мере развития производительных сил, обеспеченного ростом научного знания, все большая часть общества может освобождаться от производства и, казалось бы, приобщаться к науке. Однако несмотря на введение обязательного среднего образования, дающего базис основных наук, мифологическое мировоззрение продолжает доминировать во многих (а может, и во всех) странах. Можно указать две основные причины этого. Во-первых, наука даже в современном виде объясняет далеко не все, оставляя значительную часть интерпретации реальности мифам. Во-вторых, мифология в отличие от науки морализована и имеет инструменты (наказание и поощрение), контролирующие соблюдение моральных норм. Поскольку правила морали – фундамент единства и основное условие сохранения социума, то общество в любой его форме (род, племя, государство) заинтересовано в поддержании и распространении такого мировоззрения. Перед обществом, особенно современным государством, с большим вкладом науки в производство стоит проблема выбора одного из этих двух мировоззрений. Научное мировоззрение необходимо для обеспечения технического, а значит, и экономического и военного могущества. Мифическое (религиозное) мировоззрение также необходимо, так как оно повышает единство и стабильность общества. Эта проблема решается институтом высшего образования, где небольшому (но достаточному для потребностей государства) проценту граждан, которые к этому готовы, прививается научное мировоззрение. В последнее время это разделение стало происходить даже раньше благодаря созданию специальных средних школ для детей, планирующих в дальнейшем получение высшего образования. При этом в обычной средней школе обучение научному мировоззрению снижается, например: запрет в школах некоторых штатов США преподавания эволюционной теории, введение религии в программу школ России.
Резюмируя вышеизложенные соображения, констатируем, что обе унифицированные модели реального мира необходимы обществу как целому, и конца мифическому мировоззрению пока не предвидится, несмотря на все успехи науки.