Роль ландшафта в формировании якутского этноса


скачать Автор: Ушницкий В. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №2(14)/2011 - подписаться на статьи журнала

В статье рассматривается влияние северного ландшафта на формирование якутского этноса. Суровые природные условия определяли образ жизни человека и формировали якутский характер. Основными чертами северного этноса стали трудолюбие, терпеливость, выносливость, доброжелательность.

Ключевые слова: ландшафт, якутский этнос, природные условия, скотоводство, тайга, пастбища, рыболовство

Vasily Ushnitsky. Landscape role in formation of the Yakut ethnos

The article examines influence of northern landscape on formation of the Yakut ethnos. A severe environment has defined a way of life of the person and has forged the Yakut character. Diligence, patience, endurance, goodwill became the basic features of northern ethnos.

Key words: Landscape, the Yakut ethnos, environment, cattle breeding, taiga, pastures, fishery

Тюркские народы обитают на огромном пространстве Евразии с различным географическим ландшафтом. Почти вся степная часть Евразии была освоена их скотоводческим хозяйством. Но удивительным подвигом является распространение тюрками скотоводческого хозяйства в холодных, таежных районах Северо-Востока Азии. Как показывают археологические памятники (Иволгинское городище, Ильмовая падь), территория Байкала с эпохи хунну является тюркской территорией. С покорением Чингис-ханом территории Баргуджин-Тукума (то есть Предбайкалья) тюркские роды, спасаясь от монгольского ига, уходят на северные территории.

По территории Якутии протекает Лена – величайшая река Сибири. По ней миролюбивые предки якутов спустились вниз в поисках свободной жизни. Плывя вниз по реке, они только на Средней Лене нашли пригодные для ведения скотоводства обширные долины. Эти три долины: Эркээни, Туймаада, Энсиэли – стали центром зарождения якутской культуры. Именно на конец XIV и начало XV в. приходится «малый ледниковый период». Как ни удивительно, именно в этот период усть-талькинцы с территории Предбайкалья уходят вниз по Лене (Николаев 2004).

Самые благоприятные для ведения скотоводства долины Эркээни и Туймаада облюбовали потомки Эллэя – кангаласцы, отсюда диктовавшие свою волю всей территории Средней Лены. В долине Энсиэли расселились потомки Омогоя – население будущего Намского улуса. Средняя Лена тюркским мигрантам с юга представлялась в качестве продолжения степной эйкумены. По фольклорным данным, именно здесь долгое время сосредоточивалась скотоводческая культура саха, не выходя за его рамки. Как повествуют якутские легенды, прародитель саха Омогой нашел в долине Туймаада жеребенка и корову, со временем он стал родоначальником большого и богатого скотоводческого народа. В результате даже появляется гипотеза о происхождении якутской лошади от плейстоценовой лошади. Но между ними существует промежуток в несколько тысяч лет, поэтому более убедительной является версия о занесении лошадей и крупного рогатого скота с юга.

Именно аласы – карстовые долины, возникшие посреди тайги в результате таяния ледника, обязательно имеющие посредине озеро, стали ландшафтной колыбелью якутского этноса, создавшей его неповторимый облик. Многочисленные аласы Центральной Якутии якутские скотоводы приспособили для расположения сайылыков – летников – и кыстыков – зимников, а также сенокосных и пастбищных угодий. Со временем аласы настолько стали олицетворяться с ведением скотоводческого хозяйства, что даже появляются научные гипотезы об искусственном происхождении аласов в результате деятельности человека.

По археологическим данным, в ХIV–ХV вв. в бассейне Средней Лены происходит становление скотоводческой культуры кулун-атахцев. Разумеется, она не являлась еще окончательно сформировавшейся культурой якутов. Принято считать, что этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего оформления. С этой точки зрения якуты как народность сложились в бассейне Средней Лены. Пришлые скотоводы, кулун-атахцы, осваивая Центральную Якутию, произвели определенные изменения в хозяйственной жизни региона, привели с собой лошадей и крупный рогатый скот, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство. Началось распространение и утверждение производящего хозяйства в Якутии. Таким образом, якутская тайга, ее просторы манили, заманивали новых насельников края. Но в таежной зоне перемещались многочисленные роды тунгусов, представлявших собою пешие охотничьи группы. Поэтому столкновения с воинственными тунгусами были неизбежны. Люди фронтира должны были обладать редкой сноровкой и отвагой, быть готовыми встретиться в тайге наедине с опасностью в виде дикого зверя и недружественных бродячих групп. Якутский фольклор полон рассказами о таких удальцах, проникавших на свой риск в новые, неизведанные края. Обычно якутский фольклор повествует о проникновении якутских боотуров в новый край, связывая их с эпохой Тыгына.

Река Лена имеет многочисленные притоки: Амга, Алдан, Вилюй, Олёкма. Поэтому якуты с трех долин постепенно стали расселяться по этим притокам. По якутским легендам, это происходило во времена Тыгына, предшествовавшего появлению русских в крае. Но археологические раскопки свидетельствуют об освоении Амгино-Ал-данского междуречья в XIV–XV вв. кулун-атахцами. В Амгино-Алданском междуречье имеются обширные долины, окруженные вековой тайгой. Численность населения Средней Лены стала увеличиваться в результате развития воспроизводящего хозяйства. Скотоводы в целях расширения пастбищ наступали на вековую тайгу, устраивая палы, они уничтожали лес, зверь уходил дальше, и вместе с ним тунгусы, кочевавшие по окрестным лесам, мигрировали с обжитых мест, уступая свою территорию тюркским предкам саха. Естественные ледниковые образования аласы стали местом зарождения якутской культуры, его своеобразия и социоестественной истории. Именно Амгино-Алданский район является местом зарождения легенд о богатырях-одиночках, удачных рыболовах и воинах, имеющих одну-две коровы для пропитания своей небольшой семьи. Для поддержания тепла в юрте якуты топили открытую печь с вертикальной стенкой без трубы, подбрасывая дрова в течение всего зимнего дня. Все физические силы уходили на заготовку дров, летом – на заготовку сена, чтобы кормить скот. Таким образом, природные условия сформировали якутский характер, ментальность северного этноса. Это трудолюбие, терпеливость, выносливость, доброжелательность.

В представлениях якутов в число обязательных компонентов ландшафта входят: 1) гора; 2) долина или тундра; 3) река; 4) озера; 5) аласы. Выбор местности, в состав которой входят данные элементы ландшафта, обусловлен прежде всего хозяйственно-экономическими соображениями якутов, ведущих полукочевой (или оседлый) образ жизни: безлесная долина служила пастбищем для скота; горы защищали в зимний период долину от ветров; лес служил материалом для жилищ, хозяйственных построек, а также использовался как топливо. В качестве главного и необходимого для жизнедеятельности элемента ландшафта выступают водные источники. В выборе местности предпочтение отдавалось долине, где близко протекала река либо имелось большое озеро.

Климатические условия различных сезонов года также относятся к числу наиболее важных факторов, на которые ориентировались при выборе места для поселения. С учетом этого фактора зимние поселения старались организовывать в небольших аласах, хорошо защищенных от ветров окружающей тайгой. Близость леса также была важной для обеспечения топливом. Водой людям и скоту служил лед, который заготавливали осенью и возили санями в зимники.

Летники размещались на более открытых, обширных пространствах, богатых травой, где топили туптэ (кизяк), спасая животных от надоедливых комаров и гнуса. Обязательным условием функционирования летнего стойбища была близость источника воды, что и побуждало скотоводов располагаться в долинах рек либо вблизи озер. Якуты предпочитали строить поселения в незначительном удалении от леса, боясь лесных пожаров и руководствуясь представлением о том, что скот, пасущийся в долине, нагуливает больше жира, чем скот, вынужденный кормиться в лесу. мясо пасущегося в долине скота существенно отличается и по своим вкусовым качествам – оно более сочное и вкусное.

Устанавливать жилище на открытом пространстве было необходимо и потому, что вся хозяйственная и бытовая деятельность скотовода связана по времени с круговоротом солнца, а отсчет времени осуществлялся по углу падения солнечного луча через туннук – окно изо льда. Для балагана якуты выбирают места, где зимой для скота имеется наилучший корм и где летом находятся их покосы, на луговых местах, по берегам рек и озер, на речных островах и т. д. Летом же большей частью жили в лесах и горах (Миллер 2009: 181).

На примере якутов мы видим победу человека над природой, распространение экстенсивного скотоводческого хозяйства на Север. В якутском обществе со временем появляются люди, освобожденные от постоянного физического труда, связанного с ведением скотоводческого хозяйства и поддержанием тепла в юрте. Это сказители – олонхосуты, шаманы, боотуры – защитники рода – и тойоны – вожди родов. Суровые условия якутской тайги, огромные расстояния не могли обьединить народ для строительства больших населенных пунктов и появления политической надстройки – государственного образования. В якутском народе широкое распространение получили легенды о собственном владыке Тыгыне. Одноименный кангаласский вождь жил в 20–30-х гг. XVII в. Его сыновья Откурай (Олькорой) и Челай (Чаллаайы) были вождями ополчения всех якутских родов, осаждавших Якутский острог в 1642 г. Угроза русского завоевания послужила причиной объединения всех якутских родов, разбросанных по речкам и долинам обширного Среднеленского края. Сильная воеводская власть в Якутске, сбор ясака казачьими отрядами, отправляемыми в разные волости, приводят к появлению в якутской среде идеи-мечты о своем правителе, который отразился в легендах о времени Тыгына. Ясачная система поборов способствовала появлению товарно-денежных отношений в якутской среде, разрушению родоплеменных отношений и выделению из родовой знати эксплуататорского слоя рабовладельцев.

Якутия, как и Карелия, считается страной озер. Формирование и распространение якутского народа на современной территории обитания связано с освоением озерного пространства. Озера Якутии богаты карасями. Поэтому наряду с использованием богатых сенокосных угодий вокруг озер якуты стали активно заниматься рыболовством. Это стало одной из этнодифференцирующих особенностей хозяйства якутов. В XVIII–XIX вв. начинается продвижение якутского населения в северные, арктические районы. Поистине удивительным является распространение сенокосно-скотоводческого хозяйства в данные районы.

В Якутии есть и немало горных районов. Поэтому здесь сформировались особые локальные группы горно-таежных якутов. Субэтнос верхоянских якутов замечателен тем, что они создали скотоводство и коневодство на Крайнем Севере, в арктических условиях. Цивилизационное значение якутов в Приполярье и Заполярье исследователи видят в том, «что они – единственный этнос, который распространил в этих высокоширотных районах земного шара скотоводческий тип хозяйства» (Казарян 2008).

Якуто-тунгусское пограничье на северной (жиганские и анабарские), южной (олёкминские, алдано-майские), восточной (томпонские) и западной (вилюйские и оленекские) окраинах приводит к формированию смешанного населения, говорящего на якутском языке. В глазах северных и вилюйских якутов термин «тунгус» стал пониматься как синоним кочевника-оленевода, а не этнической принадлежности. Однако, как установил И. С. Гурвич во время специальной экспедиции на Север Якутии, якуты-оленеводы являлись потомками переселенцев из Центральной Якутии, а тунгусами переписчики их записывали по старой привычке относить к тунгусам все оленеводческие группы (Гурвич 1977: 26). В тундровой зоне и в глухой, непролазной таежной зоне Севера передвигаться можно только с помощью оленей. Так появилось якутское оленеводство. С освоением северного оленеводства якуты получили возможность быстрее передвигаться по таежной и тундровой зоне Арктики, слияние и ассимиляция с тунгусскими и юкагирскими группами стали протекать в более интенсивном темпе.

Истощение пушнины и зверей в Центральной Якутии являлось причиной продвижения якутского населения на северо-восток Якутии. Это приводило к их столкновениям с юкагирами и тунгусами. Причиной массового прорыва якутов в Вилюй и на Север В. Л. Серошевский считал уничтожение тунгусского окружения, которое ранее не давало якутам возможности проникать в чисто таежные регионы (Серошевский 1993). Пустующие земли огромной территории Якутии в XVIII и XIX вв. стали осваиваться якутскими переселенцами. В Центральной Якутии уже не хватало земель под сенокосные и пастбищные угодья для увеличивавшегося населения. Поэтому в хозяйственный оборот вводились все новые территории, где только можно было вести скотоводческое хозяйство. Исчезновение соболя в районах Центральной Якутии заставляло плательщиков ясака перекочевывать в богатые пушным зверем периферийные районы (бассейны Вилюя, Лены, Олёкмы, Алдана, Учура и др.) (Казарян 2008). Опыт ведения скотоводческого хозяйства в условиях арктической зоны Оймякона, Колымы и Верхоянья является своеобразным рекордом приспособления человека к экстремальной природной среде и создания производящего хозяйства в самых суровых условиях. Северные якуты вывели верхоянскую породу якутской лошади, отличающуюся более густой шерстью и жирностью мяса.

Северный ландшафт кормил якутский этнос. Природа давала все для существования человека: мясо и шкуру диких зверей, рыбу, птиц, сено и мох для домашних животных. Как тюрки с юга, предки якутов привели с собой крупный рогатый скот, от тунгусов восприняли оленеводство. Для ведения скотоводства якуты максимально приспособили местные природные условия.

Литература

Гурвич, И. С. 1977. Культура северных якутов-оленеводов. В: Токарев, С. А. (отв. ред.), К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука.

Казарян, Л. П. 2008. Об особенностях расселения якутов на северо-востоке Сибири в XVII – начале XIX в. Тальцы. Ноябрь.

Ксенофонтов, Г. В. 1992. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. I. Кн. 1. Якутск: Нац. изд-во РС (Я).

Миллер, Г. Ф. 2009. Описание сибирских народов / изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше, пер. с нем. А. Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли.

Николаев, В. С. 2004. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XIIXIV веках. Усть-Талькинская культура. Влади-восток; Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН.

Серошевский, В. Л. 1993. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: РОССПЭН.