Подводятся итоги Бакинского Всемирного форума по межкультурному диалогу, рассматриваются основные выступления и различные точки зрения, прозвучавшие в дискуссиях и обсуждениях докладов. Выявляются роль и значение данного форума для решения современных проблем глобализации, дается оценка как самой идее его проведения, так и перспективам реализации принятых решений. Особое внимание уделяется необходимости разработки философии диалога.
Ключевые слова: философия, межкультурный диалог, культура, современный мир, глобализация, мультикультурализм, цивилизация.
The author summarizes the World Forum on Intercultural Dialogue held in Baku, observes the major presentations and different viewpoints stated in debates and discussions. The role and importance of the Forum for solving modern globalization problems is explored; the very idea to hold such a forum and realization of its decisions is evaluated. Special attention is paid to the necessity to develop dialogue philosophy.
Keywords: philosophy, intercultural dialogue, culture, modern world, globalization, multiculturalism, civilization.
С 7 по 9 апреля 2011 г. в Баку под патронажем президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева проходил Всемирный форум по межкультурному диалогу, инициатива проведения которого была выдвинута на 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 23 сентября 2010 г. в Нью-Йорке.
Всемирный форум проводился в Баку, во дворце «Гюлистан» при поддержке ЮНЕСКО, Альянса цивилизаций ООН, Совета Европы (СЕ), центра «Север – Юг» СЕ, ИСЕСКО, а также Евроньюс.
Межкультурный диалог, являющийся актуальным вопросом современности и составляющий глобальную повестку дня, ставит все человечество перед вопросом о наилучшем варианте его реализации в различных контекстах. В условиях глобального изменения культурной составляющей, характеризующейся усиливающейся взаимозависимостью в мире, мультикультурализм приобретает все большее значение и актуальность.
В этом измерении форум, на котором были представлены люди со всех континентов мира, приобретает значение и актуальность с точки зрения культурного плюрализма и межкультурного диалога как источника обогащения.
Именно это понимание легло в основу названия сессии открытия форума «К миру без границ», на которой выступил с речью президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.
Глава государства отметил значение форума для межкультурного диалога и его проведения именно в Азербайджане, в Баку – основоположнике традиции проведения подобных представительных мероприятий, описав предысторию международного мероприятия такого формата. Господин И. Алиев подчеркнул, что именно географические, исторические и культурные основы на протяжении веков сделали Азербайджан традиционным пространством для проведения межкультурных мероприятий.
Основными стержневыми темами обсуждения на форуме были следующие вопросы:
· Как сделать диалог более содержательным?
На очередной сессии форума, проходившей под названием «Более содержательный диалог: культура, искусство и наследие», говорилось о наиболее приемлемых рамках для поддержания межкультурного диалога и достижения позитивных результатов.
· Женщины как ключевые участницы межкультурного диалога.
На этой сессии с содержательной речью выступила президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутат Милли Меджлиса Мехрибан ханум Алиева.
Акцентуация на роли женщин в межкультурном диалоге приобретает особое значение в контексте отхода от стереотипов и предрассудков и формирования гендерной культуры, что актуализируется в контексте взаимообусловленного и взаимозависимого соотношения гендера, культуры развития и глобальной этики. Сосуществование различных культурных контекстов в мировом масштабе обусловливает необходимость привлечения и содействия межкультурному диалогу в современную эпоху больше, чем когда-либо.
· Религиозная составляющая межкультурного диалога.
В частности, в ходе этой сессии обсуждались диалог между и внутри мировых религий, мультикультурализм и толерантность.
· Влияние технологий, социальных медиа и журналистики на межкультурные отношения.
Темами данной сессии являлись взаимосвязь и взаимовлияние медиа и современных технологий на диалог и наоборот.
В целом на форуме обсуждались пути и способы реализации межкультурного диалога в свете вызовов современности и современного культурного разнообразия. Целью Всемирного форума стало осмысление плюралистических перспектив в мире.
Общие универсальные ценности, составляющие основу каждой культуры в отдельности, а также всех культур мира, представляют собой тот пласт, который может послужить платформой для межкультурного диалога.
В этом контексте философское осмысление форм и условий построения межкультурного диалога приобретает большое значение.
7–9 апреля 2011 г. в рамках Всемирного форума по межкультурному диалогу в Баку состоялась Международная научная конференция «Многообразие культур и философия диалога в современном мире». В конференции наряду с учеными-философами из стран Европы, Африки, Азии принимали участие и ученые Азербайджана. В центре внимания конференции – осмысление понимания философии диалога, способной ответить на вызовы современного мира, поиск диалога между глобализацией и идентичностью.
Ни одна дисциплина в мире не может оказать такое содействие межкультурному диалогу, как философия. Современные реалии, в частности глобализация, требуют расширенного и углубленного понимания диалога, который должна предложить именно философия. Она, проблематизируя межкультурный диалог как совокупность контекстуальностей и составляющих, посредством их осмысления актуализирует потребность поиска путей его эффективности. Таким образом, именно философия, подчеркивая значение всех глубинных составляющих диалога, способна предложить тот смысловой и этический фундамент, который необходим для определения форм построения межкультурного диалога.
Конференция началась с демонстрации видеоролика о философской науке в Азербайджане.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили директора институтов философии и руководители философских организаций, а также видные ученые: директор Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана И. Р. Мамедзаде (Азербайджан), директор Института философии Российской академии наук А. А. Гусейнов (Россия), профессор К. Гюрсой (Турция), директор Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан А. Н. Нысанбаев (Казахстан), директор Института философии Национальной академии наук Беларуси А. А. Лазаревич (Беларусь), первый вице-президент Российского философского общества А. Н. Чумаков (Россия).
Открыл пленарное заседание директор Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана доктор философских наук Ильхам Мамедзаде, выступив с докладом на тему «Диалог культур в контексте философской рефлексии».
В своем выступлении И. Мамедзаде, отмечая, что позитивной альтернативы диалогу культур в условиях глобализации нет и что он требует не только участия, но и рефлексии по поводу того, какое сознание способно к нему, как его вести и т. д., подчеркнул, что проведение в стране за последние годы нескольких общественно и международно значимых конференций, связанных с диалогом культур, религий и цивилизаций, свидетельствует о том, что азербайджанская политическая и интеллектуальная элита в своем курсе на социокультурную модернизацию понимает и принимает свою ответственность в участии в этом процессе.
По словам И. Мамедзаде, в культуре всегда (потенциально) присутствует диалог как отношения разных культур и в то же время как диалог человека с самим собой по поводу своего выбора, то есть самоопределения и самоидентификации. Говоря о курсе модернизации, провозглашенном президентом Азербайджанской Республики И. Алиевым, ученый отметил, что модернизация неотделима от науки, от уровня философской рефлексии, от специфики отношений в обществе.
Директор Института философии Российской академии наук академик Абдулсалам Гусейнов, подчеркивая особую роль философии в межкультурном диалоге, отметил, что анализ взаимодействия культур в режиме диалога обусловлен как диалогическим потенциалом самой философии, так и особой ее ролью в самой культуре. Он акцентировал внимание на значении философии как дисциплины, служащей интеллектуальной и этической основой для межкультурного диалога благодаря своим универсальным принципам.
Профессор Кянан Гюрсой в своем докладе «Разнообразие культур и этика сосуществования в эпоху глобализации» попытался раскрыть значение, по его определению, «этического сознания в культуре» через движение от отношения к Другому на индивидуальном уровне к отношению к «другим» культурам на межкультурном уровне. Профессор также заострил внимание на необходимости выработки для каждой культуры способа, метода гармоничного сосуществования «отличий» внутри одной культуры и изучения основных этических ценностей универсального характера, обеспечивающих синтез и успех сосуществования, в качестве примеров которых отметил ряд городов, в том числе и Баку.
На культурно-исторических предпосылках межконфессионального взаимодействия духовного согласия в Республике Казахстан акцентировал внимание директор Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан академик А. Н. Нысанбаев. В своем докладе «Смысл и ценность концепта взаимопонимания в пространстве межкультурного диалога» академик говорил о типах диалога и оптимальном варианте, необходимом для духовно-нравственного взаимопонимания. По словам ученого, к философскому взаимопониманию приближает именно диалог, подразумевающий свободу.
С докладом «Глобальная коммуникация и национально-культурная идентичность» выступил директор Института философии Национальной академии наук Беларуси А. А. Лазаревич. Он отметил, что мир вне категорий взаимодействия и диалога – это мир без будущего, мир, обреченный, мягко говоря, на неуспех. Ученый подчеркнул ценность философии как способа постижения мира, имеющего неповторимую спецификацию как на личностном, так и на уровне общественного сознания. А. А. Лазаревич подчеркнул механизмы сохранения национально-культурной идентичности в условиях трансформации коммуникационного пространства человека и общества. Ученый в качестве оснований национальной самоидентификации рассмотрел опыт философской реконструкции духовно-культурного наследия нации. Отмеченные А. А. Лазаревичем вопросы были проанализированы им в условиях постиндустриального информационного общества и новых технологий социальной коммуникации.
В своем выступлении на тему «Культурно-цивилизационный аспект диалога в глобальном мире» первый вице-президент Российского философского общества профессор Александр Чумаков заострил внимание на том, что конструкция современного мира на всех уровнях (глобальном, региональном, локальном) все больше приходит в противоречие с объективными процессами глобализации. По его мнению, политика мультикультурализма, не учитывающая цивилизационный разрыв в развитии различных культур, обречена на провал. Отсюда культурно-цивилизационный диалог в глобальном мире является, по существу, единственным приемлемым способом разрешения противоречий и обеспечения сбалансированного общественного развития. Он также подчеркнул, что для продуктивного диалога на глобальном уровне требуется как минимум признание необходимости: а) общей для всех системы основных этических норм и ценностей (общечеловеческой морали); б) единого правового поля (глобального права); в) религиозной толерантности и свободы совести, формирование которых становится приоритетной задачей современного человечества.
Член-корреспондент НАН Азербайджана профессор С. Халилов в своем докладе «Цивилизация, культура, нравственность: идентичные и отличные моменты» остановился на классификации понятий «цивилизация» и «культура» и отметил общность понятия «цивилизация» в этом контексте. Соответственно, по словам С. Халилова, в этом смысле можно говорить о диалоге культур, а не цивилизаций.
Заведующая отделением истории философии и общественной мысли Института философии, социологии и права НАН Азербайджана профессор Зумруд Кулизаде выступила с докладом «История философии исламского региона в контексте диалога культур эпохи глобализации».
В рамках международной конференции были проведены заседания двух круглых столов, первый из которых так и называется – «К пониманию философии диалога в современном мире». Он был посвящен вызовам современного мира и философии диалога, проблемам модернизации национального сознания на постсоветском пространстве, толерантности и другим вопросам.
Заведующий департаментом философии и философской антропологии Инcбрукского Университета Австрии профессор Г. Кёхлер в докладе «Диалог цивилизаций и вызовы мультикультурализма» акцентировал внимание на важности понимания нормативных и социальных оснований диалога и идентификации принципов, которые лежат в основе национально-культурной специфики. По словам профессора, «философия диалога» стала обязательным элементом любой политики, нацеленной на достижение «единства в (культурном) разнообразии» и, таким образом, обеспечение социального мира. Г. Кёхлер в своем выступлении рассказал в общих чертах о некоторых из основных особенностей «герменевтики диалога», которая в условиях глобализирующегося мира стала непременным условием мирного сосуществования среди культур и цивилизаций.
С докладом «Возможна ли не-западная философия?» выступил член-корреспондент РАН заместитель директора ИФ РАН А. В. Смирнов. Он отметил следующее: несмотря на то, что за последние десятилетия много говорилось о «не-западной философии», в многочисленных изданиях термин «не-западная» не проясняется, и не обсуждается значение не-западного философствования. А. В. Смирнов выдвигает тезис, что если для западной культуры характерна субстанциально-ориентированная картина мира, то для арабской – процессуально-ориентированная картина мира, рассматривая его в названных аспектах связки и фундаментальной онтологии.
Ученый из Турции, профессор кафедры философии факультета естественных наук – литературы Университета «Акдениз» Исмаил Якыт выступил с докладом «Место и значение национальной культуры в образовании». Он акцентировал внимание на необходимости определений понятий «культура», «национальная культура», «цивилизация» и «образование» и на их взаимосвязях. По словам И. Якыта, мосты, которые должны быть сооружены между культурами в глобализирующемся мире, должны сооружаться не за счет пренебрежения национальной культурой, наоборот, посредством воспитания молодежи в этом духе, тем самым предоставив ей возможность сравнивать культуры и привнести богатство своей национальной культуры в мировую.
Заведующий сектором социальной философии ИФ РАН академик РАЕН, профессор В. Г. Федотова определила диалог культур и цивилизаций как социальную инновацию периода глобализации. По ее словам, поздняя современность наших дней утрачивает монологизм и ищет в диалоге новые разумные основания. Согласно профессору, чтобы говорить о диалоге как между людьми разной рациональности, так и между разными цивилизациями, необходимо, по определению Ю. Хабермаса, избежать крайностей толерантности и «гуманитарной интервенции».
Были заслушаны также доклады Н. Мамедова, А. Ф. Абасова, Т. Джемиля из Румынии, З. Хеншелави из Алжира, Рабиту Ньёя из Камеруна и др.
9 апреля состоялся очередной круглый стол на тему «Многообразие культур и глобализация: освобождаясь от стереотипов и в поиске диалога». Это мероприятие стало итоговым заседанием международной конференции «Многообразие культур и философия диалога в современном мире», проводимой в рамках Всемирного форума по межкультурному диалогу.
В центре внимания круглого стола – поиск диалога между глобализацией и идентичностью и риски современности. На круглом столе ученые провели обмен мнениями по вопросам культуры и религии, диалога Востока и Запада и других тем.
В своем выступлении «Современность: дискурс постмодерна» заместитель директора Института философии, социологии и права НАН Азербайджана кандидат философских наук Р. О. Рзаева акцентировала внимание на актуализации в современную эпоху значимости рефлексии в общественном сознании наблюдаемых в обществе тенденций и процессов. Как отметила Р. О. Рзаева, констатация перехода к «рефлексивной современности» актуализирует сознание и его значение сегодня больше, чем когда-либо. Согласно Рзаевой, у каждой эпохи есть своя современность, во всяком случае, ее понимание, и степень или уровень современности того или иного общества должны определяться его способностью ответить на ее вызовы, то есть вызовы современности.
В свою очередь доцент кафедры социологии Московского государственного института международных отношений при МИД РФ кандидат социологических наук Н. Н. Федотова в докладе «Конфликты, идентичность и диалог» дала классификацию насилию: прямое, структурное, непрямое, культурное. В этой призме ученый проводит параллели между теорией столкновения цивилизаций и концепцией диалога культур как ее оппонента, акцентирует внимание на необходимости условий для диалога. Согласно Н. Федотовой, диалог, присущий демократии, – это путь от компромисса по конкретным вопросам в начальной стадии диалога к компромиссу, означающему жертву части интересов во имя общего блага с сохранением своих базовых интересов.
Заместитель директора ИФ РАН, ученый секретарь Международной ассоциации философских институтов Европы и Азии, доктор философских наук С. А. Никольский заострил внимание на необходимости рассмотрения на такого рода мероприятиях политических, социальных и других смысловых составляющих понятия «культура». Согласно ученому, данный подход способствует конкретизации вопросов, в частности связанных с идентичностью, культурной интеграцией.
С докладами также выступили С. Виндиш-Грец из Бельгии, С. Слиман из Ливана, Г. Курмангалиева из Казахстана, ректор университета «Хазар» (Баку, Азербайджан) Дж. Райдер, А. Аббасов, Р. Д. Азимова, Э. Шахгалдиев, Р. М. Ильясов, Э. М. Самедов, А. Э. Гаджиева и другие.
На третий день конференции состоялась церемония закрытия, где был обсужден и принят меморандум. В меморандуме отмечается, что участники конференции «Многообразие культур и философия диалога в современном мире» – известные ученые и философы Европы, Азии и Африки – констатируют, что в условиях глобализации вместе с выраженным стремлением сохранить самобытность и многообразие культур мира расширяется взаимодействие культур. Философы – участники конференции, осознавая свою ответственность за разработку эпистемологических и этических оснований общественной жизни в режиме диалога, видят настоящее и ближайшее будущее человечества в диалоге культур, направленном на сохранение единства мира в его многообразии и через многообразие. Для становления действенных форм сотрудничества и взаимоприемлемых этических стандартов особое внимание необходимо уделить разработке философии диалога.
Участники конференции сочли необходимым публикацию ее материалов с учетом научно-теоретического и практического значения идей, прозвучавших на конференции, и призвали способствовать сотрудничеству философов в исследовании проблем диалога культур, тем самым принимая в нем участие, в частности поддерживая деятельность Международной ассоциации исследовательских институтов философии Европы и Азии как организации по установлению сотрудничества и доверия между учеными в области философии.
Отметив успешное проведение форума, участники конференции выразили признательность руководству Азербайджана за организацию мероприятия на столь высоком уровне, что подтверждает усилия Азербайджана в укреплении сотрудничества, углублении философии диалога и утверждении климата доверия в мире.