«Введение в социальную рискологию» – новая книга саратовских ученых, инициаторами и организаторами создания которой выступили философы СГУ во главе с В. Б. Устьянцевым. Их работы последних лет по философии и социологии риска хорошо известны российским исследователям. Рецензируемое издание – работа особого рода: это учебное пособие для студентов разных направлений социально-гуманитарной подготовки. Дело не только в том, что рискология как новая отрасль знания по своей природе носит комплексный междисциплинарный характер. Авторы пособия объединены не только общим исследовательским интересом, но и единой методической задачей: подготовить студента к комплексной социально-гуманитарной экспертизе социальных проектов, связанных с разнообразными по природе и формам проявления рисками. Это задача принципиально иного типа, отличная от традиционного узкодисциплинарного подхода к прикладному, практико-ориентированному знанию. Ее решение невозможно без широкого, панорамного видения социальной реальности, сочетающего в себе субъектное и системное рассмотрение проблем, логику их теоретического моделирования и анализа, опирающегося на опыт и традицию.
Не случайно структура пособия предполагает последовательный переход от определения предметного поля рискологии к раскрытию философского, социологического и психологического аспектов антропологии риска, а затем и специфики социальных рисков различной природы. Завершает пособие раздел, посвященный управлению рисками. Этот подход удачно фиксирует как инвариант размышления о риске, так и возможности его последующей конкретизации. Действительно, и сфера бытия риска, и его антропологические измерения, и его социальные спецификации, равно как и технологии овладения рискогенными факторами, допускают дальнейшую детализацию и проблематизацию. Одно из достоинств пособия как раз и заключается в том, что дискурс авторов, сохраняя концептуальную определенность, избегает окончательных оценок и суждений, приглашает читателя к дальнейшему размышлению о рисках, к продолжению начатого разговора.
Подход авторского коллектива к анализу рисков представлен в первой главе, написанной В. Б. Устьянцевым. Начиная с описания обыденного, повседневного понимания риска, он подводит читателя к его классическому научному видению, выявляя общие черты междисциплинарного анализа риска. В итоге фиксируются две основные модели методологического синтеза знания о риске – социологическая и философская. Сциентистский подход к рискам дополняется в рецензируемой работе социокультурным: в ней показана специфика их осмысления в западной и отечественной научной и культурной традиции. Представленная в работе классификация рисков по их онтологическим основаниям на субстанциальные, институциональные и коммуникативные позволяет связать их специфику с природными и социальными процессами, особенностями системной организации объектов, мотивами, формами и результатами деятельности субъектов. Развитие социально-философского понимания современного общества как пространства неопределенности и вероятности органично подводит читателей к его определению как общества риска, то есть особого типа социальной организации, особого образа жизни, поведенческих стандартов и типа мышления.
Оригинальность изложенной в пособии концепции риска заключается, по нашему мнению, в удачном сочетании сциентистских и аксиологических интенций философского мышления, характерном для ведущих представителей саратовской философской школы, созданной в свое время Я. Ф. Аскиным. Главы, написанные философами, психологами, юристами, специалистами в области экономики и управления, не разрушают целостного представления о социальных рисках, органично дополняют друг друга. Авторы книги подробно показали историю осмысления проблемы риска, выделив основные факторы общественной динамики: технологический, организационный, экологический, – анализ которых связан со становлением и развитием рискологии (О. Ф. Филимонова). Такая позиция находит свое продолжение в разделе, посвященном конкретным проявлениям социальных рисков в инженерной, предпринимательской, юридической деятельности (А. В. Иванов, Т. В. Борисова, Г. Н. Комкова).
Особое внимание читателя хочется обратить на обстоятельное и всестороннее рассмотрение в пособии антропологических оснований социальных рисков, сочетающее в себе их философскую (С. М. Малкина), социально-антропологическую (Д. А. Аникин) и психологическую (Е. В. Рягузова, Р. М. Шамионов) интерпретации. В книге показано, как проявляются в ситуациях риска сущностные стороны природы человека, ориентированной на свободное действие, стремление противопоставить себя гарантированному бытию, ответить на вызовы окружающего мира. Историчность видения риска в экзистенциально-антропологической философии дополняется функциональным социально-антропологическим анализом, выявляющим риск в конфликте устоявшейся системы знаний и непосредственного человеческого опыта, а также в самой организации отношений обмена и коммуникации. Эссенциалистский взгляд на метафизический и социальный контексты риска уравновешивается его феноменологическим описанием средствами психологии, в центре внимания которой оказываются формы и механизмы овладения человеком ситуациями риска. Этот многомерный междисциплинарный подход хорошо воспроизводит неоднозначное восприятие риска человеком, находящимся в пространстве разноплановых по своей природе сетевых связей и зависимостей.
Пособие завершается обсуждением проблемы, которая, на наш взгляд, является ключевой для понимания перспектив развития не только российского, но и всего современного общества – проблемы управления рисками. Справедливо обращая внимание читателя на важность информационной безопасности, в том числе безопасности интернет-пространства, авторы (Д. А. Аникин, М. А. Богатов) предлагают широкое, многоуровневое понимание средств минимизации информационных рисков. Они придерживаются позиции, согласно которой в современном информационно открытом пост-индустриальном обществе универсальная модель информационных технологий необходимо включает в себя регулирование режима доступа к той или иной информации. Весьма интересна также глава пособия, затрагивающая тему дискурсивного управления глобализирующимся социальным пространством (М. А. Орлов), в которой в свете изменяющейся индивидуальной и социальной ответственности субъектов дана сравнительная характеристика стратегиям конфронтационного, вариативно-игрового и ценностно ориентированного, диалогического (дискурсивного) управления.
С общим для авторов раздела вниманием к человеческим ресурсам управления согласуется и анализ проблемы «риск-без-опасность», представленный В. П. Барышковым. Раскрывая многообразие форм безопасности, выделяемых в различных конкретно-научных и междисциплинарных исследованиях, автор обращает наше внимание на принципиальную важность выделения двух парадигм обеспечения безопасности: защищенности и самоутверждения. Если первая обращена к борьбе с различного рода опасностями и угрозами, то вторая наряду с этим предполагает активизацию внутренних субъектных сил и резервов. Эта мысль о фундаментальном значении познавательных и аксиологических интенций, особой роли человеческого выбора в обществе риска является лейтмотивом пособия, которое, без сомнения, будет с интересом встречено и оценено вдумчивым читателем.