Диалектика как всеобщий метод исследования используется во всех науках, в том числе в изучении истории. Интересный жанр изучения истории с помощью диалектического метода открыл в своей книге «Лекции по философии истории» (СПб., 2010) доктор философских наук профессор Санкт-Петербургского государственного университета М. В. Попов. Он в живой и яркой форме разъяснил понимание категорий диалектики и способы их применения к изучению истории. В результате получился интересный компендий диалектики для студентов-историков. Трудно сказать, чего в этих лекциях больше: диалектики или истории, но определенно они будут полезны не только студентам исторического факультета СПбГУ, но и всем интересующимся диалектикой как методологией научного исследования социальных процессов.
Автор без введений и предисловий сразу берется за дело: рассматривает логическую категорию и тут же показывает, что она означает для изучения истории. Для читателя получается двойная выгода: он и изучает логическую категорию, и разбирается в хитросплетениях исторической действительности. Причем есть в книге и специальная лекция «Историческая действительность». Много споров о «действительности» было в истории философии. Сколько копий было сломано в этих дискуссиях, сколько друзей стали врагами, сколько критических стрел было выпущено, да и сейчас выпускается, в формулу Гегеля «Все действительное разумно, все разумное – действительно». И тем не менее до сих пор в большинстве работ по философии и истории категория «действительность» понимается вульгарно, в смысле «сущее», «существующее». А для большинства историков здесь вообще нет проблемы. Поэтому не приходится удивляться, что понятие «историческая действительность» сегодня практически не используется. А жаль. В своих лекциях профессор М. В. Попов возвращает читателей к действительности, к исторической действительности, выводит из мира примитивного в мир действительный, полный противоречий и борьбы практической и идейной, разумного и обскурантистского, существенного и несущественного и т. д. Он показал, что действительное есть выявившая себя в существовании сущность, что не все наличное есть также и действительное, что на поверхности явлений много несущественного, пустого, короче – недействительного, случайного, зряшного, что действительное пробьет себе дорогу сквозь это случайное и недействительное. Он пишет: «А то, что этому действительному… противоположно, противоположно и сущности. Это всякого рода реакционные тенденции, факты, действия и их идейные проявления – реакционные мысли и идеи, которые вступают с действительным в борьбу» (с. 210). Но эта борьба не может быть успешной для недействительного в принципе, каких бы крупных по видимости побед ни достигали сторонники этих идей. «Все действительное разумно, все разумное – действительно», – писал Г. В. Ф. Гегель в предисловии к «Философии права». М. В. Попов показывает, что не все из существующего разумно, а следовательно, не все действительно. Действительное пробивает и пробьет себе дорогу, а недействительное обречено в конечном итоге на поражение. Лекции будут читаться не только как учебное пособие по истории, но и как интересное исследование категорий диалектики. Это тем более интересно, что такие исследования давно не проводились.
Поэтому рекомендуем читать ее не только студентам-историкам, но и всем, кто интересуется проблемами диалектики, истории, политики, философии и общественной практики.