В настоящее время город оказался в центре внимания обществознания: социологи, культурологи, историки и представители других гуманитарных дисциплин изучают город под своим углом зрения. Такое внимание к нему связано прежде всего с усилением урбанизационных процессов, с резким изменением среды обитания абсолютного большинства населения земного шара.
Но, к сожалению, социальные философы за редким исключением игнорируют проблемы города, возникшего на определенном этапе исторического развития общества. Между тем социально-философский анализ города очень важен, потому что город коренным образом меняет отношение людей друг к другу, их менталитет и образ жизни, культуру и т. д.
Прежде всего подчеркнем, что возникновение города является закономерным этапом в истории человечества. По мере продвижения общества по пути социального прогресса совершенствуются производительные силы, происходит дальнейшее разделение труда. Так, ремесло отделилось от земледелия, а ремеслом в основном занимаются жители города. Растет общественное богатство; качественно изменяется социальная структура; осуществляется переход от присваивающей экономики к производящей, от первобытного общества к классовому; возникают письменность, государство и цивилизация. Все эти социально-политические и экономические изменения не могли не привести к образованию новой среды обитания, которую принято называть городом.
Город, государство и цивилизация возникли одновременно. Неслучайно термин «цивилизация» происходит от латинского слова civilis – гражданский, государственный. И неслучайно, что в Древней Греции понятия государства и города, то есть полиса, использовались как синонимы. Крупнейший специалист по античной философии Ф. Х. Кессиди писал: «Греческий полис – это город и государство одновременно, причем полис состоял не только из городского поселения, но и из прилегающих к нему земледельческих поселений (хоры) данного города-государства»[1].
Античные города занимали небольшие пространства, и их жители практически постоянно контактировали между собой. Как пишет тот же Кессиди, «…древние греки не представляли себе государства с необозримыми краями и населением свыше полумиллиона человек. Город с его городской площадью и рынком (агора) – местом народных собраний с его храмами, общественными учреждениями и мастерскими ремесленников, был центром экономической, политической и культурной жизни полиса. Гражданин полиса мыслил государство, отечество и свои функции в нем не абстрактно»[2]. Он считал своим долгом интересоваться всеми проблемами своего города, принимать активное участие в общественной жизни.
На протяжении своей долгой истории город претерпевал качественные изменения. Во-первых, его население непрерывно увеличивалось, во-вторых, менялась архитектура, в-третьих, менялись социально-экономические структуры, в-четвертых, претерпевала существенные трансформации политическая структура и т. д. и т. п. В этой связи надо иметь в виду, что если в античную эпоху деревня подчинялась городу (по крайней мере, в Европе), то в эпоху Средневековья город и деревня меняются местами, прежде всего потому, что средневековый город – это уже не город-государство, а город внутри государства, границы которого стали необозримыми, вследствие этого его политическое пространство резко расши-рилось.
Выдающийся французский историк XX в., один из основателей школы «Анналов» Л. Февр посвятил немало страниц вопросам цивилизации и города. Он блестяще описал образ жизни горожанина XX и ХVI вв. Жизнь горожанина XX в. нам известна. Поэтому эту жизнь в изложении французского историка мы не будем описывать, а вот как выглядит французский город ХVI в. в изложении Л. Февра: «Город ХVI века? Вот он перед вами на старых эстампах того времени, в космографиях, в сборниках планов городов... Город ограждают зубчатые стены с круглыми башнями. Наезженная, выбитая дорога ведет к узким воротам, к подъемному мосту; днем и ночью охраняет их стража. Справа – грубо сколоченный крест. Напротив, на возвышении – монументальная виселица (гордость горожан), на которой дотлевают тела повешенных...
Наезженная дорога ведет к воротам. За ними начинается улица, проложенная прихотливо и небрежно, со сточной канавой посреди проезжей части, с навозной жижей, вытекающей из отхожих мест, в непролазной грязи, когда идет дождь, ни проехать, ни пройти, а когда жарит солнце, такая пыльная, что не продохнуть. И все вперемешку: мальчишки, утки, куры, собаки, даже свиньи (вопреки запрещающим указам) копошатся в ней.
Войдем в город и присмотримся. У каждой семьи свой дом, как в сельской местности. Как в сельской местности, при каждом доме сад, позади строений, с грядками овощей, обсаженными самшитом... При каждом доме есть своя давильня рядом с погребом, который в октябре полнится запахами молодого вина. Наконец, при каждом доме есть конюшня с верховыми и упряжными лошадьми и хлев с быками, коровами, овцами, которых каждое утро в каждом квартале пастух собирает звуками рожка, а вечером пригоняет домой»[3].
Таков облик города средневековой эпохи в описании Л. Февра. И французский историк рисует довольно яркую картину города той далекой от нас эпохи. Правда, он абстрагируется от того, что в городе была администрация, развивалось городское хозяйство, складывалась городская культура и т. д.
В Новое время в связи с бурным развитием буржуазных общественных отношений город резко меняет свой облик. Во-первых, в нем концентрируется огромное количество людей, занятых в самых разных сферах общественной жизни. Во-вторых, получает мощный импульс экономическая жизнь, появляются заводы и фабрики, на которых работают тысячи рабочих. В-третьих, появляется финансовый капитал. Для этого возводятся многоэтажные банковские здания. В-четвертых, резко меняется городская архитектура, возводятся высотные дома, житель города отрывается от земли и большую часть жизни, особенно пожилые люди, проводит в отрыве от земли, что не может не сказываться на его здоровье и даже на психическом состоянии. В-пятых, городская культура полностью отделяется от сельской. И сам городской житель перестает фактически понимать сельский образ жизни и вообще сельскую культуру.
Именно при капитализме в городе сосуществуют роскошь и нищета, о чем писал еще К. Маркс: «Сопровождающие рост богатства “улучшения” (improvements) городов посредством сноса плохо застроенных кварталов, путем возведения дворцов для банков и универсальных магазинов и т. д., посредством расширения улиц для деловых сношений и для роскошных экипажей, путем постройки конок и т. д. быстро вытесняют бедноту во все худшие и худшие и все более переполненные трущобы»[4]. Эти строки были написаны Марксом в XIX в., но и в наше время контраст между богатыми и бедными города не сокращается, а наоборот – растет.
Как уже отмечалось выше, возникновение города привело к качественным изменениям всех сфер общественной жизни и город как новая среда обитания начинает выполнять важнейшие функции в обществе. Укажем на некоторые из них.
Город и политика. Прежде всего город берет на себя управление всеми общественными процессами. Напомню, что город возник вместе с государством, а возникновение государства предполагает иные формы правления, чем в первобытном обществе, базирующемся на кровнородственных связях и отношениях. Здесь нет специальных органов власти, нет строго фиксированной территории, население состоит из различных племен, управление осуществляется племенными вождями.
С возникновением социальных классов, богатых и бедных, происходят постоянные конфликты. И государственные органы власти стремятся к тому, чтобы регулировать отношения различных классов, этносов, межличностные отношения и связи. А эти органы находятся в городе. В этой связи нельзя не отметить, что города в политическом плане определенным образом иерархизированы. Во главе этой иерархии находится столица. Столица – это резиденция центральных органов власти. Во многих случаях столицы играли ведущую роль в формировании единого и сильного государства. Так, например, Москва сыграла исключительно важную роль в становлении Российского государства. Затем идут города областного и районного масштаба.
Город и экономика. Город становится не только политическим, но и экономическим центром. Отделение ремесла от земледелия означало фактически отделение города от деревни. Именно в городе появляются новые орудия производства, использование которых предполагало иные взаимоотношения между людьми, чем в деревне. М. Вебер в этой связи большое значение придает рынку. «О “городе”, – пишет он, – в экономическом смысле можно говорить лишь там, где местное население удовлетворяет существенную часть своих повседневных потребностей на местном рынке, причем в значительной части продуктами, произведенными местным населением и населением ближайшей округи или каким-либо образом приобретенными для сбыта на рынке. Каждый город в указанном здесь смысле есть “рыночное поселение”, т. е. имеет в качестве экономического центра поселения местный рынок, на котором вследствие существующей специализации производства продуктов свои потребности в ремесленных изделиях и различных предметах торговли удовлетворяет негородское население и на котором, конечно, горожане совершают обмен произведенными продуктами и удовлетворяют свои хозяйственные потребности»[5].
По мере развития общества хозяйственная жизнь города интенсифицируется и усложняется. Особенно это видно при изучении средневековой городской экономики. Причем некоторые города ста-ли играть ключевую роль в экономической жизни народа. В Италии это города Венеция, Милан, Генуя, Флоренция, в Голландии – Антверпен и Амстердам. Были такие города во Франции, Германии, Великобритании и других странах. В них сосредоточивалась экономическая жизнь в силу их географического положения. Французский историк Ф. Бродель ввел термин «мир-экономика», в котором город играл доминирующую роль. «Мир-экономика всегда располагал городским полюсом, городом, пребывавшим в центре сосредоточения непременных элементов, обеспечивавших его деловую активность: информации, товаров, капиталов, кредита, людей, векселей, торговой корреспонденции – они притекали сюда и вновь отправлялись отсюда в путь. Законодателями там были крупные купцы, зачастую неимоверно богатые»[6]. Как пишет Ф. Бродель, ведущие города Европы играли разную роль в зависимости от сложившихся обстоятельств. «Если мы возьмем классическую последовательность господствовавших городов Запада – Венеции, Антверпена, Генуи, Амстердама, Лондона, <...> то сможем констатировать, что первые три не располагали арсеналом всего необходимого для экономического доминирования. В конце XIV в. Венеция была торговым городом в полном расцвете, но она наполовину была обязана промышленности и вдохновлялась ею, а если она и имела свою финансовую и банковскую структуру, то эта система кредита функционировала лишь внутри венецианской экономики, то был двигатель эндогенный. Антверпен, практически лишенный флота, предоставил убежище европейскому торговому капитализму; для торговли и прочих дел он был своего рода испанским двором. Всякий находил там то, что сам туда привозил»[7].
В Новое время доминирование городов в экономической жизни общества приобретает универсальный характер. Это связано с бурным развитием буржуазного способа производства. Само слово «буржуа» (по-французски – bourgeois) означает «горожанин». Отсюда термин «буржуазия». Вся промышленность в полном смысле этого слова сосредоточивается в городах. Они, особенно большие, стали развиваться интенсивно. Начали появляться крупные предприятия, где сосредоточивались тысячи людей.
Следует подчеркнуть, что рост городского населения и промышленности связан с первоначальным накоплением капитала, осуществлявшегося в крайне драматических и трагических условиях. Сотни тысяч крестьян лишались собственности на землю и оставались без средств к существованию. Поэтому они были вынуждены бежать в города, где капиталисты нанимали их на работу и нещадно эксплуатировали. В Англии – цитадели капитализма – «старую феодальную знать поглотили великие феодальные войны, а новая была детищем своего времени, для которого деньги являлись силой всех сил. Превращение пашни в пастбище для овец стало лозунгом феодалов»[8]. В Англии появилась поговорка: «Овцы съели людей». А зачем нужны были овцы? Затем, чтобы использовать их шерсть в текстильной промышленности, которая развивалась интенсивными темпами.
Первоначальное накопление капитала связано не только с экспроприацией крестьян, но и с колониальной политикой европейских держав: Англии, Голландии, Франции, Испании и др. «Колониальная система способствовала форсированному росту торговли и судоходства. “Общества-монополии” (Лютер) были мощными рычагами концентрации капитала. Колонии обеспечивали рынок сбыта для быстро возникающих мануфактур, а монопольное обладание этим рынком обеспечивало усиленное накопление. Сокровища, за пределами Европы посредством прямого грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в метрополию и тут же превращались в капитал»[9].
В современном мире город продолжает быть экономическим центром. Но процессы урбанизации, охватившие все государства, привели к резкому сокращению сельскохозяйственных земель, исчезновению многих видов диких животных, эрозии почвы, экологическому кризису. В современных городах, особенно в мегаполисах, человек чувствует себя одиноким, отчужденным, заброшенным и покинутым всеми. Ему не хватает общения с людьми, с животными, не хватает свежего воздуха. Его притесняют высотные здания, узенькие улочки. Он постоянно должен быть начеку, чтобы его не сбили автомобили, не ограбили или просто-напросто не обманули. Некоторые жители современного города страдают депрессией, и неслучайно совершается много самоубийств. Город порождает массу болезней, прежде всего аллергию. Сотни тысяч людей готовы бежать из города, но многим из них бежать-то некуда.
Город и культура. Культура, как известно, возникает задолго до появления городов. Первобытное общество имело свою культуру, которая была отражением жизни первобытных людей. В танцах, песнях, живописи первобытные люди отображали свою повседневную жизнь, свои переживания и радости.
Но культура получает гигантский скачок вместе с появлением городов, цивилизации и государства. Если в первобытном обществе умственная деятельность была непосредственно вплетена в материальную, то в условиях цивилизации духовная деятельность отделяется от материальной и появляются люди, которые, выражаясь современным языком, заняты исключительно производством духовных ценностей. А это производство осуществляется в городах. Не следует забывать и то, что письменность, благодаря которой сохраняются и передаются от поколения к поколению духовные ценности, тоже возникла в городе. Поэтому город становится культурным центром. Прежде всего отметим, что именно в городе появляются сооружения, в которых воплощена человеческая мысль. Для этого достаточно вспомнить многие величественные здания античной Греции, которые свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры античности. Благодаря этим сооружениям мы можем представить городскую жизнь античных людей, их талант и мастерство. Античная архитектура, скульптура, живопись, античная культура в целом оказали огромное влияние на последующее развитие европейской культуры.
В городах возникли философия, история, художественная литература и другие области духовной культуры. Платон утверждал, что философия начинается с изумления. Не всякое изумление есть начало философии. То изумление есть начало философии, которое обращено к поиску истины. А поиском занимаются мудрецы, посвящавшие свою жизнь философии, нахождению истины. Вообще глубокие философские абстракции могли возникнуть только в городских условиях, когда философы могли рефлектировать над собственным бытием и над бытием объективного мира.
Если брать историческую науку, то она тоже является следствием образования городов. Знаменитый труд «отца истории» Геродота начинается так: «Геродот из Галикарнасса собрал сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом»[10]. Галикарнасс – город в Малой Азии.
То, что было сказано относительно философии и истории, касается всех остальных видов культуры. И на протяжении всей письменной истории город играл доминирующую роль в духовном производстве общества.
Таким образом, культурные достижения человечества во многом связаны с городом.
Вместе с тем нельзя не отметить, что успехи в культуре нередко сопровождаются ее упадком. Так, М. Вебер считал, что упадок культуры предшествовал гибели Римской империи. «Римская империя как политическое целое на несколько веков пережила ее расцвет – к тому времени он давно миновал. Уже в начале III века умолкла римская литература. Юриспруденция и юридические школы пришли в упадок. Греческая и латинская поэзия спали мертвым сном. Истории почти не существовало. И даже надписи начинали безмолвствовать. Латинский язык был близок к полному вырождению»[11].
В современном мире культура переживает глубокий кризис. Нынешний театр – это не расцвет культуры, а ее деградация. Он, например, перестал быть инструментом формирования мировоззрения людей, базирующегося на принципах гуманности, доброты и справедливости. Нередко со сцены слышится не прекрасный русский язык, а нецензурщина. В кинофильмах сплошное насилие и стрельба. Их социальное содержание практически исчезло. Классическую литературу читает все меньше и меньше людей. Но зато широким успехом пользуются произведения, в которых ничего художественного нет, в которых жизненные проблемы не затрагиваются, но зато много секса и насилия. Победил примитивный подход к жизни. Между тем «…истинный художник, создает ли он выдающееся произведение или терпит художественную неудачу при реализации какого-либо замысла, никогда не опускается до спекулятивной скороговорки по какой-либо актуальной теме или проблеме, не играет в поддавки со зрителем, слушателем или читателем, хотя при решении острых социальных проблем ему нередко приходится сталкиваться с преследованиями со стороны общественности, государства, политических и финансовых воротил»[12]. Истинный художник чувствует свою ответственность перед самим собой, перед обществом и в конце концов перед будущим поколением. Но сегодня истинных художников очень и очень мало. Сегодня доминируют творцы массовой культуры. А «творец массовой культуры и массового искусства обязательно ангажирован либо политически, либо финансово-экономически, либо морально, либо всей системой зависимости от работодателя, а уж зависимостью от успеха у зрителя тем более»[13]. Массовая культура – это коммерциализированная культура, и она создается для того, чтобы ее потребляли. Ее потребляют массы с очень низким художественным вкусом.
Город и наука. Исторические обстоятельства сложились так, что наука как рациональная форма изучения объективной действительности возникла в греческих полисах. М. Вебер отмечал, что «эмпирические знания, размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также глубокая теологическая мудрость жизни, познание и наблюдение поразительной тонкости – все это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне и Египте... Однако ни вавилонская, ни какая-либо иная культура не знали математического обоснования астрономии, его дали лишь эллины... В индийской геометрии отсутствовало рациональное “доказательство” – оно также является продуктом эллинского духа, как, впрочем, и механика, и физика»[14].
Постепенно наука распространяется в других странах и превращается в непосредственную производительную силу. В XX в. наука превратилась в особую отрасль общественной жизни, и она приобрела массовидный характер. Созданы целые научно-исследо-вательские институты, в которых работают сотни и тысячи людей. Более того, были построены наукообразующие города, так называемые «научные города», занимающиеся исключительно научными исследованиями.
Чтобы научные знания получили широкое распространение, надо иметь возможность публиковать научные статьи, монографии и т. д. и т. п. Журналы, типографии и прочее оборудование, естественно, средства массовой информации – все это сосредоточено в городе, и поэтому город был и остается центром научных изысканий.
Город и спорт. Деревенский житель не нуждался в том, чтобы тренировать свое тело, поскольку он все время был занят физическим трудом и, следовательно, постоянно находился в состоянии движения. Но после отделения ремесла от земледелия и умственного труда от физического у городских жителей появляется необходимость тренировать свое тело и тем самым укреплять свое здоровье. В Древней Греции очень большое значение придавали физическому воспитанию молодежи. Греки организовывали Олимпийские игры, на которых устраивались состязания по многим видам спорта.
Современный спорт представляет собой целую индустрию, охватывающую многочисленные виды спортивных соревнований. Он превратился в коммерцию с многомиллиардными финансами. Спорт потерял свое предназначение – укрепление здоровья. Он превращен в профессиональный вид деятельности, спортсменов продают и покупают как товар.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что город как новая среда обитания людей есть продукт естественного развития человечества. Он стал играть ключевую роль в структуре социума. Ему присущи те же плюсы и минусы, которые присущи всему человеческому обществу.
[1] Кессиди, Ф. От мифа к логосу. Становление греческой философии. – СПб., 2003. – С. 23.
[2] Там же.
[3] Февр, Л. Бои за историю. – М., 1991. – С. 284–285.
[4] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 23. – С. 672.
[5] Вебер, М. Избранное. Образ общества. – М., 1943. – С. 310.
[6] Бродель, Ф. Время мира. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм. ХV–ХVIII вв. – М., 1992. – Т. 3. – С. 21.
[7] Там же. – С. 21.
[8] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 23. – С. 730.
[9] Там же. – С. 763.
[10] Геродот. История: в 9 т. – М., 1999. – С. 5.
[11] Вебер, М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. – С. 447.
[12] Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против»: сб. / под ред. К. З. Акопяна. – М., 2003. – С. 50.
[13] Там же. – С. 51–52.
[14] Вебер, М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 44–45.