В статье рассмотрена тема влияния студенческих корпораций и братств на творческую активность студентов, проявление лидерских качеств и культивирование в них духа элитаризма и здоровой конкуренции. Студенческие корпорации по своей сути являются социокультурной средой воспитания и развития потенциала ее членов как будущих лидеров и интеллектуальной элиты страны. Формирование лидерских качеств внутри студенческих корпораций и братств происходит целенаправленно с применением психологических и педагогических подходов, созданием конкурентной среды, активизирующей креативность мышления и навыки управленца. Студенческие организации корпоративного типа, в которых состоят не более 8 % от всей студенческой массы, выпускают из своих рядов готовых лидеров, имеющих конкретные цели и задачи, видящих не только проблемы, но и способы решения. Система высшего образования с ее кружками, клубами и корпорациями предоставляет обществу готовый продукт в виде специалиста, умеющего ориентироваться в политической, культурной и социальной обстановке, ставить цели и искать пути их достижения.
Ключевые слова: студенчество, лидерство, корпорация, университет, интеллектуальная элита.
The article examines the influence of student corporations and fraternities on the creative activity of students, the manifestation of leadership qualities and the cultivation of the elitism spirit and healthy competition. Student corporations are inherently a socio-cultural environment for the upbringing and development of the potential of its members as future leaders and intellectual elite of the country. Formation of leadership qualities within student corporations and fraternities is carried out purposefully with the use of psychological and pedagogical approaches creating a competitive environment that activates the creativity of thinking and managerial skills. Student organizations of corporate type in which no more than 8 % of the entire student population produce ready-made leaders who have specific goals and objectives and see not only problems but also solutions. The system of higher education with its sections, clubs and corporations provides the society a ready product in the form of a specialist who is able to navigate in the political, cultural and social situation, set goals and seek the ways to achieve them.
Keywords: students, leadership, corporation, university, intellectual elite.
Обзор литературы
Современными тенденциями в студенческом лидерстве, реализуемом через систему корпораций, являются закрытая элитарная система обучения, формирование навыков управленца и развитие нравственных принципов. Элитарное воспитание и обучение с его кастовостью, начиная с закрытых школ и престижных университетов в США, наблюдают, описывают и анализируют многие исследователи, среди которых стоит отметить Б. Барчарда, Дж. Соареса, Дж. Сантаяну, Ч. Миллза. Тема лидерства в студенческой среде достаточно популярна у европейских и американских коллег, которые в большом количестве публикуют пособия и книги, как развивающие управленческие навыки, так и дающие оценки сложившейся практике. Среди авторов, поднимающих эти вопросы, можно назвать Р. Ассаджиоли, Дж. Кузеса и Б. Поснера, А. Менегетти, Г. Юкля. Вопросы этического воспитания затрагиваются в работах Р. Дорохиной, Л. Модзалевского, А. Де Сантиса. Тема самоопределения, видение своего пути сквозь призму истории и социального служения рассматриваются в работах Д. Шаховского, И. Евлампиева, Д. Писарева, С. Шевырева.
Методы исследования
В работе над статьей был применен междисциплинарный исследовательский подход, который позволяет сочетать социологический, исторический и этический материал. В работе используются методы социологического исследования (анализ документов, описание), исторического исследования (историко-сравнительный, син- хронный и системный анализ, историко-генетический анализ), этического исследования (дескриптивный, герменевтический, эмпирико-исторический методы).
Введение
Лидерство в студенческой корпоративной среде является неотъемлемой частью самоопределения, а также способом самовыражения будущей интеллектуальной элиты. И тем не менее лидерство предполагает соблюдение определенных условий – это социальная ответственность, умение вести переговоры, поддержание внутрикорпоративного духа, этичное поведение, умение работать с мультикультурным коллективом, уважать культурные и религиозные традиции других стран и народов. И это далеко не полный печень требуемых качеств. В студенческих корпорациях теме лидерства уделяется первоочередное внимание, так как, имея задатки управленца, а в дальнейшем умело их развивая, члены студенческих корпоративных сообществ будут достигать определенных успехов, что, в свою очередь, скажется на рейтинге и репутации корпорации. Можно с точностью утверждать, что студенческие корпорации и братства для целеустремленных интеллектуалов являются своеобразным стартом на пути построения карьеры и получения дополнительных знаний, которые не входят в курс университетской программы. Студенческие корпорации воспитывают своих членов в духе нравственности, верности традициям, изначально прививая им высокие моральные ценности, необходимые не только лидеру, но и всей человеческой общности.
Лидерство в истории студенческих движений
Создавая первые студенческие организации в средневековой Европе, в Болонском университете, студенты предполагали взять часть ответственности ведения внутренних дел университета на себя, в частности на корпорации цитрамонтанов и ультрамонтанов. Эти две студенческие организации добились того, чтобы с ними не просто считались как с очередным студенческим явлением, они реально отвоевали право голоса в принятии решений. В частности, данные организации ежегодно избирали ректора, профессора также выбирались этими корпорациями, они решали, когда будут проводиться конкретные занятия. От корпорантов исходили запреты, к примеру, касались они профессоров, которым запрещалось преподавать в иных университетах, кроме Болонского, во время их найма. Успехи подобного рода говорят о том, что в студенческих корпорациях находились реальные лидеры, умевшие повести за собой народ, аргументированно доказать свою точку зрения, сформировать командный дух, озвучить миссию, показать конкретные цели и способы их достижения. Существуют два вопроса, которыми задаются великие лидеры: «Где мы сейчас?» и «Куда мы можем пойти?», которые являются основными составляющими ви́дения лидеров. «Лидерство – это ви́дения будущего и стремление воплотить эти видения в реальность» [Burchard 2003: 47]. Без ви́дения нет смысла собираться вместе, планировать будущее, так как нет цели и стратегии. Наличие ви́дения дает людям ощущение направления и контекст для принятия решений. Оно должно быть простым и идеалистическим, картиной желаемого будущего, а не комплексным планом с количественными целями и подробными шагами действий. Оно должно привлекать ценности, надежды и идеалы членов организации и других заинтересованных сторон, поддержка которых необходима. Ви́дение должно подчеркивать отдаленные идеологические цели, а не материальные выгоды. Оно должно быть сложным, но реалистичным. Стремление быть значимым и заслуживающим доверия должно быть не фантазией, а скорее достижимым будущим, обоснованным в настоящей реальности. Ви́дение должно обосновывать предположения о том, что важно для орга-низации, как это относится к окружающей среде и как следует обращаться с людьми. Оно должно быть достаточно четким, чтобы принимать решения и действия, но и достаточно общим, что-бы обеспечить инициативность и творческий подход в его достижении [Yukl 1994: 443].
Лидерство – это также способность привлечь других к какой-либо деятельности, заставить человека думать в определенном направлении, мотивировать людей для более эффективной работы. Образованные из землячеств и наций, студенческие корпорации отстаивали свои интересы благодаря харизматичным лидерам, имеющим чувство повышенной ответственности не только за членов корпорации, но и за решения, принимаемые на благо университета. Ответственность в таких случаях является ключевым фактором лидерства.
Студенческие братства Северной Америки
как классический пример лидерства
В любой студенческой корпорации, в любом братстве учат умению управлять, приобретать определенные лидерские качества и навыки. Для этого членам студенческих сообществ каждый семестр дают новые должности. Таким образом корпорант проходит определенные этапы – от самоопределения до самореализации. Говоря о студенческих братствах греческой буквы в Северной Америке, стоит отметить, что туда изначально принимают не просто студентов с лидерскими задатками, но уже чего-то достигших. К примеру, каждое братство один раз в году рассылает приглашения для вступления в таковое, но не всем желающим, а лишь тем, кто имеет успехи в спорте, науке, искусстве и т. д., и братства борются между собой за право заполучить таких кандидатов. В дальнейшем сначала во время учебы в университете, а потом уже и будучи специалистами в разных структурах гражданского общества, члены братства своими успехами будут работать на имидж своего студенческого сообщества. В этом плане стоит отметить, что система образования в США разделяется на два сектора, где готовят людей совершенно различных социальных типов. Первый сектор готовит руководящую элиту общества, второй – руководимых ею людей. К первому сектору относят детей правящего класса и средних слоев населения, которые могут оплатить свое образование, но также имеющих существенные привилегии и личные связи. Людей первого типа готовят как вождей, наставников и будущих правителей, прививая им соответствующие положению амбиции. Людей второго типа, наоборот, обучают умению подчиняться и работать [Дорохина 2015: 65]. Всем этим лидерским качествам обучают в студенческих братствах. Джон Сантаяна по этому поводу писал: «Молодых людей всячески поощряют в стремлении овладевать знаниями самостоятельно, а также помогать друг другу в учебе. Подобно молодым обезьянам, они развлекаются шумной возней; они кокетничают друг с другом, любят устраивать в собственном дружеском кругу “мозговые атаки”, изображая из себя этаких маленьких суперменов» [Сантаяна 2003: 43]. Подобные «мозговые атаки» приветствуются братством, так как они помогают студентам не только правильно дискутировать и доказывать свою точку зрения, но и тренируют навыки оратора. В дальнейшем из этих «маленьких суперменов» вырастут видные политические и общественные деятели, ведущие ученые, магнаты бизнеса.
Студенческие братства Северной Америки являются в своем роде классическим примером кузницы политических лидеров. Несмотря на то, что члены студенческих братств греческой буквы составляют лишь 8,5 % от американских студентов, их участники в своем большинстве представляют политическую, экономическую и правовую элиту государства, в частности:
«76 % американских сенаторов;
71 % мужчин, перечисленных в книге “Кто есть кто в Америке”;
85 % руководителей компаний из списка Fortune 500;
120 из 500 руководителей Forbes;
63 % американских президентов, членов кабинета министров
с 1900 года;
18 американских президентов с 1877 года» [DeSantis 2007: 7].
Говоря о политическом лидерстве, стоит отметить, что большинство американских президентов были членами студенческих братств, к примеру:
«Резерфорд Хейз 1877–1881 Delta Kappa Epsilon
Джеймс Гарфилд 1881–1881 Delta Epsilon
Честер Артур 1881–1885 Psi Upsilon
Бенджамин Гаррисон 1889–1893 Phi Delta Theta
Уильям Мак-Кинли 1897–1901 Sigma Alpha Epsilon
Теодор Рузвельт 1901–1909 Delta Kappa Epsilon/Alpha Delta Phi
Уильям Тафт 1909–1913 Psi Upsilon
Вудро Вильсон 1913–1921 Phi Kappa Psi
Калвин Кулидж 1923–1929 Phi Gamma Delta
Франклин Д. Рузвельт 1933–1945 Alpha Delta Phi
Гарри Трумэн 1945–1953 Lambda Chi Alpha
Дуайт Эйзенхауэр 1953–1961 Tau Epsilon Phi
Джон Ф. Кеннеди 1961–1963 Phi Kappa Theta
Джеральд Форд 1974–1977 Delta Kappa Epsilon
Рональд Рейган 1981–1989 Tau Kappa Epsilon
Джордж Буш 1989–1993 Delta Kappa Epsilon
Джордж Буш-младший 2001–2009 Delta Kappa Epsilon» [Ibid.].
Члены американских студенческих братств не покидают сообщество, они становятся меценатами и наставниками для младших братьев и тем самым передают им опыт управления, готовя себе новую смену. Благодаря деятельности студенческих братств в сознании членов формируется зрелая политическая культура, позволяющая им занимать созидательную гражданскую позицию и, как следствие, входить в состав политической и интеллектуальной элиты государства.
Научное лидерство в России через призму студенческих движений
В истории российских студенческих корпораций лидерство было неотъемлемой частью думающей молодежи. В первые студенческие сообщества изначально вступали те студенты, которые хотели заниматься наукой, искали себе единомышленников и наставников. Руководители студенческих сообществ, такие как И. Мелисинно, Н. Новиков, И. Шварц, С. Шевырев, всячески мотивировали членов своих студенческих объединений к научным и нравственным исканиям, а их почетные члены (не из студентов) учреждали денежные премии за лучшие работы. К примеру, князь П. И. Репнин, один из почетных членов Вольного российского собрания при Московском университете, в 1771 г. предложил установить три премии: две за лучшие работы, за которые давалось по 100 рублей серебром, и одну премию, оценивающую работу в 50 рублей серебром. «Первая задача была: указать ближайшие и лучшие средства и правила к усовершенствованию и обогащению языка, в особенности Российского; вторая: изготовить нравоучение, наподобие катехизиса, которое для юношества могло бы служить верным руководством; третья: Латинские технические термины по приложенному списку, или совершенно удобным для постоянного употребления способом перевести по-русски равнозначными словами, или по крайней мере достаточно объяснить» [Шевырев 1855: 182]. В данном случае конкуренция между студентами способствовала развитию лидерских качеств. Лауреатами премий могли стать только те студенты, которые уже на данный момент являлись лидерами в изучении конкретного рода знаний. Быть лидером – это постоянно находиться в поиске и доказывать, как другим, так и самому себе, что именно ты являешься лучшим, выдающимся, тем человеком, на которого необходимо ориентироваться и с которого стоит брать пример.
Но что значит быть лучшим? Согласно И. И. Евлампиеву, быть лучшим – это значит иметь внешнюю и внутреннюю свободу, которые должны постоянно взаимодействовать между собой. «Лучшие люди», в свою очередь, должны обладать значительным внутренним развитием и значительной степенью внутренней свободы, лучше других понимать существующую ситуацию, более глубоко способны оценить ее не только с точки зрения сегодняшних нужд [Евлампиев 2016: 44–54]. Лидер, безусловно, является примером для подражания, он служит своеобразной моделью поведения для членов группы. Лидер, как правило, выражает интересы группы во внешней среде и является ее официальным представителем. В данном случае он отождествляет себя с группой, с каждым ее членом. И в этом ракурсе лидерство является ситуационным продуктом, когда необходимо оказаться не только «в нужное время в нужном месте», но и проявить необходимые для конкретной ситуации лидерские качества. «Лидер не относится к людям средней нормы: он тот, кто отличается и превосходит. В нем есть то, что можно определить как “онтическое воззвание” (зов Бытия)» [Менегетти 2002: 17]. Согласно А. Менегетти, лидерами рождаются – это их дар и естественная склонность, которые в процессе жизни лишь совершенствуются. Противиться лидерским задаткам невозможно, их можно развить, постоянно совершенствуя себя в «моральном, духовном и политическом превосходстве», проявляя все свои волевые качества. Согласно Р. Ассаджиоли, акт воли состоит из шести последовательных этапов:
1. Результат, намерение, цель, основанная на оценке, мотивации и стремления.
2. Обсуждение.
3. Выбор и решение.
4. Утверждение: Командование или «Указ» воли.
5. Планирование и разработка программы.
6. Направление исполнения [Assagioli 1973: 135].
Студенчество в дореволюционной России через систему корпоративных устройств и кружково-досуговой деятельности достигло значительных успехов в деле управления учебным процессом. В частности, студенты добились права голоса в принятии внутриуниверситетских решений, отмене экзаменов, в отношении обязательного посещения лекций, административного произвола. Будущая интеллектуальная элита страны, выявляя в своих рядах на этапе учебного процесса харизматичных лидеров, наделяла их полномочиями для отстаивания интересов всего российского студенчества в целом.
Студенчеству во все времена необходимы были авторитеты и лидеры, положительным образом влияющие на духовный мир и социальную активность, подталкивающие их как к принятию опре-деленного рода идей, так и к их практическому применению. И не всегда это были научные руководители, как правило, значительную роль играли неформальные лидеры (из студентов), которые стремились переделать современную политическую систему и социальную действительность согласно чаяниям народа. Студенческие кружки, землячества, общества и подобные объединения давали студентам возможность не только высказаться, но и обсудить злободневные вопросы, поделиться мнениями относительно новых открытий в науке. Студенческие объединения в своем большинстве были призваны привлечь студентов к более глубоким занятиям наукой, раскрыть их потенциал, занять свободное время интересами исследовательского характера, не дав пойти, таким образом, студентам по иной, отличной от учебы стезе – разгула и порока. О подобной самореализации в студенческой среде писал русский публицист и литературный критик Д. И. Писарев, заметивший благотворное влияние студенческих организаций на развитие личности. «Уже в 1858 и 1859 годах студенты, поступившие в университет, не были похожи на нас, студентов III и IV курсов. Поступая в университет, мы были робки, склонны к благонравию, расположены смотреть на лекции и слова профессоров, как на пищу духовную и как на манну небесную. Новые студенты, напротив того, были смелы и развязны, и оперялись чрезвычайно быстро, так что через какие-нибудь два месяца после поступления они оказывались хозяевами университета и сами поднимали в студенческих кружках дельные вопросы и серьезные споры. Они затевали концерты в пользу бедных студентов, они приглашали профессоров читать публичные лекции для той же благотворительной цели, они устроили студенческую библиотеку…» [Писарев 1901, стл. 57].
Передовая деятельность студенческих корпораций также проявлялась в инициативе общественного преобразования страны, начиная с малого – с образования и воспитания. Известный русский педагог XIX в. Л. Н. Модзалевский (1837–1896 гг.) о студенческой корпоративной деятельности пишет следующее: «Мы спешили завести собственный студенческий суд, свою кассу для вспоможения бедным товарищам, свою больницу, свою Библиотеку, бесплатные школы для бедных детей; одним словом, мы, самые крайние идеалисты, кинулись в практическую деятельность. Начальство сначала одобряло наши благородные стремления, помогало нам хорошенько устроиться. Но мало-помалу наша студенческая жизнь со сходками и журналами стала принимать несколько политический характер, ибо мы стали толковать не об одних своих (как немецкие бурши. – Д. Р.), но и об общественных делах, а в своих школах видели прекрасное средство вести новую пропаганду, образовать новое, свежее поколение» [Модзалевский 2002: 392]. Российское студенчество с его передовым преобразованием всего общества взвалило на себя непосильную миссию, уверенное в том, что подобные вещи возможно реализовать в одночасье.
Подобными вопросами преобразований занимались и такие видные общественные и научные деятели, как В. И. Вернадский, Д. И. Шаховской, И. М. Гревс и прочие члены студенческого научно-литературного общества, впоследствии обретшего форму Приютинского братства. Д. И. Шаховской в переписке с В. И. Вернадским рассуждал о социальном идеале, едином для всего русского народа, и возлагал определенные надежды на интеллигенцию, которая должна была подключиться к решению столь важного вопроса. Шаховской даже выработал определенный план осуществления гражданских инициатив по следующим пунктам: надо выступать в литературе кто как может; надо изо всех сил способствовать просвещению русского общества, важную заботу в этом отношении составляют библиотеки; надо по возможности принимать всяческое участие в самоуправлении; надо быть поближе к народу [ГАРФ. Ф. 635. Оп. 1. Д. 293. Л. 143–148]. Такая демонстрация активной гражданской позиции выявляет людей с лидерскими качествами и задатками управленца, учитывая, что вышеизложенный план был реализован в условиях нестабильной политической обстановки в России конца XIX – начала XX в. «Лидеры не могут просто мечтать о будущем; они должны быть в состоянии озвучивать эти мечты, которые будут побуждать людей продолжительно и упорно работать для достижения цели. Таким образом, они должны быть вдохновителями» [Kouzes, Posner 2011: 11].
Студенческие братства как кузница современного
лидерства
В американской системе лидерства, будь оно академическое, политическое или общественное, рекрутерами являются университеты и колледжи из Лиги плюща (Йельский, Гарвардский, Принстонский, Корнелльский, Пенсильванский, Колумбийский университеты и Дартмутский колледж), поступая в которые студенты из знатных семей входят в студенческие сообщества. Впоследствии члены доминирующего класса обретут самые высокооплачиваемые профессии, и они будут осуществлять корпоративную, правительственную или культурную власть. В менеджеро-капиталистичес-ком обществе, где родители доминирующего класса не могли просто передать свои собственные служебные позиции своим детям, П. Бурдье видел элитные школы и колледжи как предоставляющие учетные данные и связи, обеспечивающие возможность воспроизводства доминирующего класса между поколениями [Soares 2007: 171]. В студенческих братствах их учат управленческой деятельности, что является основным элементом обучения в братстве. В каждом американском студенческом братстве в числе основных принципов провозглашаются лидерство и служение. Р. Миллс в своем исследовании о правящей элите американского общества пишет следующее: «Не так уж важно, что ты учился в Гарварде, вся суть в том, в каком именно Гарварде ты учился. Под “настоящим” Гарвардом подразумевают “Порселайн”, “Флай” или “А. Д.”, под “настоящим” Йелем – “Цета Пси” или “Фэнс”, или “Дельта Каппа, Ипселон”, под “настоящим” Принстоном – “Коттэдж”, “Тайчер”, “Кэп энд Гоуи” или “Айви”» [Mills 1959]. Когда же студенты – члены студенческих братств получают диплом об образовании, они говорят, что получили диплом не университета, а братства.
Это членство в братстве является пожизненным, формирует связи на длительное время. Диплом университета, членство в студенческом братстве являются пропуском в престижные «джентльменские» клубы. Связи с товарищами, тянущиеся из закрытых школ, университета, разнообразных братств и клубов, со временем становятся только крепче, и в каждом из этих кругов, где он вращается, молодой человек обретает и проявляет веру в свою способность судить и решать [Ibid.].
Студенческие братства Северной Америки являются закрытыми элитарными организациями, куда входят представители наиболее успешных экономических и политических групп. Это студенческие организации, которые возникли на почве общих интересов, рода деятельности и социального статуса. Североамериканские студенческие братства в своей деятельности придерживаются принципов лидерства, верности, дружбы, служения, доверия сообществу и его положительной репутации. Соблюдая данные ценностные принципы, братства воспитывают в своих членах амбициозных, целеустремленных людей, знающих, какие цели ставить перед собой, чтобы максимально работать на благо общества. В американских братствах ценностные установки вытекают одна из другой. Все они взаимосвязаны, так как одна без другой существовать не могут.
Студенческие организации России, представленные научными обществами, корпорациями, землячествами и кружками, в своей деятельности пошли собственным путем развития, не опираясь на опыт западных коллег. В российских студенческих организациях всегда присутствовал принцип повышенной социальной ответственности. Члены студенческих сообществ на всем протяжении своего существования боролись за права и свободы не в узкокорпоративном плане, а для всего студенчества. Одной из главных ценностей была академическая свобода. Возникнув как научные сообщества, студенческие организации ставили своими целями распространение знания, популяризацию науки и ее доступность посредством переводов книг на русский язык, привлечение студентов к более основательному занятию наукой, открытие библиотек, читален, курсов для рабоче-крестьянского населения. И лишь несколько элитарных корпораций в российских университетах были созданы по принципу европейских с единственной целью – отгородиться от общения с небогатыми студентами и студентами низшего сословия. Как показала история, просуществовали эти элитарные корпорации недолго.
Заключение
Студенты в академической среде учатся создавать вокруг себя положительную атмосферу, самостоятельно пытаются организовать свою деятельность, проявляют и развивают лидерские качества и креативные способности. Подобная деятельность не столько позволяет проявить, попробовать себя в качестве управленца, сколько уже на данном этапе дает возможность самоопределиться, найти себя и начать работать над своим стилем, постоянно совершенствуясь.
В современной России началась новая волна образования студенческих корпораций, которые, учтя опыт и ошибки своих предшественников, строят свои организации по принципу европейских коллег. В основу своей деятельности они заложили принципы образованности, толерантности, взаимоподдержки, братства, ответственности. Современные российские студенческие корпорации еще юны, но уже на данном этапе ставят перед собой амбициозные цели, и лишь время покажет, как на них отреагирует академическое сообщество и будут ли они иметь дальнейшую жизнь.
Литература
Дорохина Р. В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. М. : Проспект, 2015.
Евлампиев И. И. Актуальные уроки русского либерализма. Статья вторая. Государство как форма организации национальной культуры // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 44–54.
Менегетти А. Психология лидера. 4-е изд. М. : ННБФ «Онтопсихология», 2002.
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / науч. ред. М. В. Захарченко. Т. 2. СПб. : Алетейя, 2002.
Писарев Д. И. Соч. Полн. собр.: в 6 т. Т. 3. 3-е изд. СПб. : Изд-во
Ф. Павленкова, 1901.
Сантаяна Дж. Характер и мировоззрение американцев. М. : Идея-Пресс, 2003.
Шевырев С. П. История Императорского Московского Университета. М. : Университетская типография, 1855.
Assagioli R. The Act of Will. New York : Viking Press, 1973.
Burchard B. The Student Leadership Guide. 2nd еd. N. p. : The University of Montana, 2003.
DeSantis A. D. Inside Greek U.: Fraternities, Sororities, and the Pursuit of Pleasure, Power, and Prestige. Kentucky, 2007.
Kouzes J. M., Posner B. Z. Credibility: How Leaders Gain and Lose it, Why People Demand it. 2nd ed. San Francisco : Jossey-Bass, 2011.
Mills C. W. The Power Elite // This Word Traveled. Oxford : Oxford University Press, 1959 [Электронный ресурс]. URL: http://www.thirdworldtra veler.com/Book_Excerpts/PowerElite.html.
Soares J. A. The Power of Privilege: Yale and America’s Elite Colleges. Stanford : Stanford University Press, 2007.
Yukl G. Leadership in Organizations. 3rd ed. Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall, 1994.
Архив:
ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации.